5. Матеров Н.В. Культура судопроизводства в России должна быть на высоком уровне // Российское право. - 2007. - № 4. - С. 14.
6. Колоколов Н.А. Указ. соч. - С. 189.
7. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М., 2007. - С. 114.
8. Козлова Н. Судью приговорили // Российская газета. - 2010. - 1 июня.
Кассихина Б.Е.
К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В недалеком прошлом Россия пережила неоднозначные процессы становления независимого и демократического государства. Кризисные процессы в экономической и социальной жизни охватывали широкие сферы жизнедеятельности общества, накапливая разочарование практически всех слоев населения, грозили несоизмеримыми последствиями для демократических преобразований, построения правового государства с развитой экономикой на уровне стран - мировых лидеров.
Наиболее ощутимым препятствием при построении правового государства становится правовой нигилизм, нередко особенно ярко проявляющийся в молодежной среде. Особенно острая проблема правового нигилизма заключается в том, что он размывает и без того слабые представления современного российского общества о праве, которое в первую очередь воспринимается инструментом достижения личных и политических целей тех, о ком говорят как о власть имущих.
Подрыв доверия к правовым средствам защиты личности в социуме непременно подводит к моральному обоснованию, равно как и оправданию противоправных форм самозащиты в социуме, тем самым создавая угрозу общественной, государственной и национальной безопасности Российской Федерации, задерживая развитие общества и государства.
Воспитание глубокого уважения к праву и закону - в большей степени морально-нравственный аспект.
Надлежит отметить, что целью правового воспитания должно явиться совершенствование правовой культуры и правосознание граждан, потребность индивида следовать моральным принципам.
«Моральный закон свят (нерушим). Человек, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, и
с ним каждое моральное существо есть сама по себе мораль. Именно он - субъект морального закона»...
И. Кант. «Критика практического разума»
Представляется, что слова великого философа актуальны для современников, особенно в последние годы получившие в молодежной среде иной смысл: в достаточно большой степени изменилась его сущность, причины проявлений, воспроизводящие его источники, формы и способы воздействия на социальную жизнь. Большое количество исследователей в последние годы, анализируя современное российское общество в условиях экономического кризиса, констатируют негативные изменения в социальных отношениях, расширение форм противоправного социального поведения молодежи, представляющих собой крайне деструктивные проявления правового нигилизма.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова дается определение, что нигилизм - это полное отрицание всего, то есть скептецизм.
В советском энциклопедическом словаре (от лат. nihil - ничто) трактуется как отрицание ценностей моральных норм и норм культуры.
В контексте рассматриваемой проблемы представляется, что за основу определения «нигилизм» следует взять исследование В. А. Туманова, где правовой нигилизм рассматривается, как опасное социальное явление.
Представляется, что предотвратить распространение правового нигилизма в молодежной среде можно будет только тогда, когда будут детально изучены факторы его существования в нашей стране, основные источники, его питающие и воспроизводящие. Ввиду указанной выше причины существует остро возникшая потребность в научном исследовании проблемы этого социально-психологического явления.
Россия остро нуждается в разработке и последовательном применении четкой концепция борьбы с правовым нигилизмом молодежи. Данная концепция должна исходить из приоритетов разума, интеллекта, духовности и нравственности, основываться на философско-социальном осмыслении как позитивных, так и отрицательных явлений, происходящих в современном российском обществе. Острая необходимость разработки, принятия и применения данной концепции обусловлена глубокими изменениями в политической, культурной и социально-экономической жизни страны, повлекшими за собой негативные изменения традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей общества.
В условиях социально-экономических перемен в социуме первостепенное значение придается ответственности системы образования за нравственное, духовное, правовое, физическое развитие молодого поколения граждан.
Как принято в современной области исследований, к категории «молодежь» принято относить людей в возрасте от 14 до 30 лет. В различных молодежных социальных программах верхней границей рассматриваемого возраста является 30 лет. Это объясняется тем, что определенно большая часть молодых людей, не достигших тридцатилетнего возраста, как правило, продолжает обучение в высших учебных заведениях, учебных заведениях профессионального образования,
и включается в активную трудовую деятельность относительно позже других.
Следует отметить, что правовое воспитание - это комплекс мер, направленных на формирование правовых принципов, установок и навыков правомерного поведения, систематически и организованно воздействующих на персоналия. Основной целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и повышение правосознания граждан в обществе.
Наиболее выраженными формами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение (образование), юридическая практика и правовое просвещение. Отдельно следует выделить такую форму правового воспитания, как работа личности над собой - самовоспитание.
Под правовым образованием (обучением) понимают передачу, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях. В этом поле правовое воспитание соотносится с правовым образованием как общем, так и в частном.
Правовое образование молодежи имеет важное значение для социума, поскольку, способствуя достойному правомерному поведению граждан, обеспечивает условия его нормального закрепления и функционирования. В виду того, что первичная социализация включает в себя период от рождения до формирования зрелой личности, образовательные учреждения профессионального образования являются одними из ведущих агентов первичной социализации молодежи.
Под правовой пропагандой принято понимать распространение правовых идей и установок в социуме Правовая пропаганда, как правило, оказывает непосредственное воздействие на воспитуемых, прежде всего, на уровне идеологии. Правовая пропаганда может быть устной, визуальной (например, такая как преподносимая средствами радиовещания и телевидения) и письменной (средства массовой печати, распространение брошюр, буклетов и т.п.).
Правовое просвещение представляет собой распространение правовых идей, установок в обществе субъектами правовой пропаганды, а также их восприятие самими объектами правовой пропаганды, тех, кому предназначена эта информация. Более того, правовая пропаганда включает в свою систему воспитательно-образовательные учреждения, осуществляющие правовое образование на всех образовательных уровнях.
Правовому нигилизму как социальному явлению присуща высокая степень деформирования правового сознания социальных индивидов, характеризующаяся отрицанием права как социального блага, негативным отношением к правосудию и законности и неуважением к ним, нарушением правовых запретов и предписаний, наносящим вред отдельным индивидам, элементам социума и обществу в целом, государству.
В рассматриваемом контексте правовой нигилизм означает не только и не столько отчуждение от существующей в обществе правовой системы, сколько неподобающее неуважение к праву, к деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти в целом, отрицание права как социальной ценности (характерно для крайних форм правового нигилизма).
Анализ категориального аппарата темы правового нигилизма, и в первую очередь таких понятий, как правовое образование, молодежь, правовое воспитание и правовая пропаганда, правовой нигилизм, делает возможным сопоставить его с существующими в обществе актуальными проблемами, ряд из которых, наиболее деструктивно влияющих на социальное развитие (в частности, правовой нигилизм молодежи), необходимо рассматривать в качестве национальных угроз для России.
Что касается анализа возникающих причин правового нигилизма молодежи в современном российском обществе, то следует акцентироваться на том, что каждый период развития общества характеризуется установкой определенных стандартов, правил поведения, системы ценностей. Те правила и ценности, что признавались правильными и приемлемыми для общества одной эпохи, могут оказаться совершенно недопустимым для социума в другой исторический отрезок времени.
Если рассматривать правовой нигилизм как отрицание норм и ценностей общества, которые не отражают интересы определенной группы граждан, в этом случае отрицание представляет собой закономерное явление. Поэтому можно утверждать, что нигилизм как социальное явление существует столько же, сколько существует общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. В то же время наиболее острой проблема правового нигилизма становится для стран, переживающих различные социальные трансформации.
В Российской Федерации, провозгласившей переход к рыночной экономике, проявления правового нигилизма в молодежной среде стали приобретать угрожающие для личности, общества и государства масштабы. В числе особенностей современного российского общества следует отметить обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое и значительное ухудшение уровня жизни значительной части населения, общий духовный кризис и, в частности, кризис образования и воспитания молодого поколения.
Эти и другие особенности современного российского общества, а также результат кризиса воспитания проявились в том, что такие деструктивные формы правового нигилизма, как молодежная и подростковая преступность, экстремизм, а также факторы, способствующие его проявлению и подтачивающие общество изнутри, являющиеся неизменными индикаторами кризиса воспитания, - алкоголизм, табакокурение, наркомания, проституция - сопровождают современное молодое поколение уже задолго до совершеннолетия.
Представляется, что качества и свойства молодого поколения напрямую зависят от политики, которую проводит общество в лице государства в отношении семьи, детства, молодежи. Государство, его институты в партнерстве с общественными институтами должны занимать активную позицию в развитии потенциала молодежи как главного условия наращивания качества человеческого капитала. Сегодня необходимо сформировать те свойства и качества, которыми должно обладать работающее население через 10-15-20 лет.
Государство и общественные институты должны уделять особое внимание
воспитанию у молодежи гражданского сознания, к созданию условий для личностной самореализации молодых людей как активных участников прогрессивных преобразований, построения российского демократического общества и правового государства, обеспечения национальной и социальной безопасности.
Молодые люди должны обладать основными необходимыми для жизни правовыми знаниями и навыками, быть способными грамотно совершать элементарные юридические действия, в том числе по защите нарушенных прав и свобод.
Государственный механизм современной России недостаточно совершенен, но только с его помощью можно преодолеть правовой нигилизм. При этом для минимизации нигилистических взглядов в молодежной среде требуются усилия не только власти, но и всего общества. Необходима государственная концепция борьбы с правовым нигилизмом, которая должна проходить исключительно внутри правового поля, в рамках которой особо следует выделить модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи. Только таким образом, применяя целый комплекс правовых средств, государственных мер, общественных усилий, можно минимизировать его угрозу обществу и государству.
Преодоление правового нигилизма - процесс длительный, непрерывный и сложный, одним из перспективных направлений которого является непрерывное правовое образование и воспитание молодого поколения. Необходимо распространить период правового обучения на весь жизненный цикл человека, широко используя все силы и средства соответствующих социальных институтов, различные формы и методы образовательно-воспитательного процесса. Обеспечив систематическое, регулярное приобретение, обновление правовых знаний, навыков и умений, можно не только научить граждан грамотно применять закон, защищать свои права и свободы, но и серьезно повлиять на нигилистические взгляды в обществе.
Молодежь сегодня - стратегически важный ресурс общества и государства, способная осуществить прогрессивные преобразования в экономической, государственной и социальной сферах. Отсюда задача общества и государства - максимально создать условия с тем, чтобы три основных фактора: правовая культура, правосознание и правовое поведение личности - находились в тесной взаимосвязи. Для этого необходимо распределить период правового обучения на весь жизненный цикл человека, используя опыт и все силы соответствующих социальных институтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветрила Е.В. Права свидетеля: теоретический анализ // Государство и право в XXI веке. - 2016. - № 1. - С. 32-41.
2. Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи // Молодой ученый. - 2013. - №7.
3. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. - 2015. - № 8.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997.
5. Кант И. Критика практического разума. Электронный ресурс. Режим доступа: iknigi.net/.../94571-kritika-pr...manuil-kant.html.
6. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. - 2012. - № 2. - С. 42-47.
7. Сплавская Н.В. Инновационный подход к исследованию продуктивного поведения студенческой молодежи // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2 (36). - С. 109-113.
8. Сплавская Н.В. Роль правосознания в виктимном поведении молодежи // Гуманизация образования. - 2015. - № 4. - С. 92-97.
9. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в международном инновационном университете // Вестник СевКавГТИ. - 2014. - № 18. - С. 126-129.
10. Дружинина А.В. Юридическое образование: вчера и сегодня // Гуманизация образования. - 2016. - № 2. - С. 18-24.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Четян М.А., Даниелян Г.
КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Конституция играет огромную роль в жизни современного общества, поскольку составляет основу всей правовой системы страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, которые должны конкретизировать ее положения и не противоречить ей, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, определяет общественное и государственное устройство, а также порядок, структуру и принципы формирования органов государственной власти и управления. В Конституции фиксируются те ценностные ориентиры, которых должны придерживаться как граждане, так и государство.
Одним из основных свойств Конституции является стабильность. Она призвана закреплять самые устойчивые и неизменные правила и нормы общественной жизни, а также права, гарантируемые государством [8, с. 42]. Во-первых, Конституция обладает особым порядком принятия: ее проект разрабатывается учеными и специалистами на протяжении длительного времени, проходит всеобщее
28