^ Демидов А. А., Третьяков А. Л.
§ Петербургская модель
I этико-правового образования детей и молодежи:
о некоторые подходы к процессу формирования
£ правовой культуры личности
ш
о Демидов Алексей Александрович
Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС (Москва)
Научный сотрудник
Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» (Москва) Председатель Правления aademidov@yandex.ru
Третьяков Андрей Леонидович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Центр информационной поддержки научных исследований Информационно-библиотечного управления Ведущий специалист
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, библиотечно-информационный факультет Магистрант
andltretyakov@gmail.com РЕФЕРАТ
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем современного общества — этико-правовое и гражданско-патриотическое образование и воспитание детей и молодежи. Выявлены нормативные и правовые документы за последние годы, посвященные данной проблеме. На примере петербургской модели этико-правового образования детей и молодежи описан процесс формирования правовой культуры подрастающего поколения. Описаны мероприятия, в ходе которых транслируется петербургская модель. Описаны некоторые пути развития этико-правового образования и воспитания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи, правовая культура, этико-правовая вертикаль, информационное общество, гражданское общество
Demidov A. A., Tretyakov A. L.
Saint-Petersburg Model of Ethic and Legal Education of Children and Youth: Some Approaches to Process of Formation of Legal Culture of the Personality
Demidov Alexey Aleksandrovich
Center of Economy of Continuing Education of the institute of Applied Economic Researches of the RANEPA (Moscow, Russian Federation) Research Associate
interregional public organization in support of creation of information society «information for all» (Moscow, Russian Federation)
Chairman of the Board aademidov@yandex.ru
Tretyakov Andrey Leonidovich
North-West institute of Management«— branch the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Center of information support of scientific researches of information and Library Department Leading expert
Saint-Petersburg State institute of Culture, Graduate Student andltretyakov@gmail.com
ABSTRACT 3
In this article the authors considered one of the most urgent problems of modern society — the J
ethical-legal and civil-patriotic education and upbringing of children and youth. Identified regu- o
latory and legal documents in recent years devoted to this issue. For example, the St. Petersburg S
model of ethical and legal education of children and young people described the formation of Q-
the legal culture of the younger generation. The measures, in which the model is, translated ^
Petersburg. We describe some of the ways of development of ethical and legal education. m
I—
KEYWORDS ä
Petersburg model of ethical and legal education of children and youth, legal culture, ethical 3
and legal hierarchy, the information society, civil society. q
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года» определена стратегия страны в области формирования национальной молодежной политики, приоритетами которой обозначены задачи по формированию информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификации механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышению эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического, гражданского и правового воспитания молодежи1.
Выступая на заседании Государственного совета по культуре, президент страны также обозначил проблему: «Сегодня многие деятели культуры обеспокоены снижением в современной системе образования... гуманитарной составляющей. Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций — они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, четко проводить грань между добром и злом. Убежден, важнейшая задача образования — формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение»2.
Указанные посылы пересекаются с концептуальными подходами о необходимости внедрения средств информального и неформального образования, изложенными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.3, а также с содействием деятельности по производству и распространению социальной рекламы в рамках законодательства о благотворительности, как и с положением Концепции 2020 в части создания публичных центров доступа к правовой и иной социально значимой информации на базе библиотек4 (публичных центров правовой информации или ПЦПИ), а также развития медиаобразования и дистанционного образования.
В редакции Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации модель ПЦПИ названа центрами общественного доступа (ЦОД), что вводит
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf, свободный (дата обращения: 12.01.2016).
2 Заседание Совета по культуре и искусству от 25 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/16530 (дата обращения: 12.01.2016).
3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409, свободный (дата обращения: 12.01.2016).
4 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html, свободный (дата обращения: 12.01.2016).
з реализаторов документов в заблуждение, так как более часто и привычно для специалистов сферы ИКТ аббревиатура ЦОД имеет расшифровку центр обработки 0 данных. В то же время наименование одной сущности двумя понятиями — ПЦПИ £ и ЦОД неминуемо вызовет проблемы в статистической и иной сферах. ^ В целях реализации указанных политических заявлений и нормативных и пра-° вовых актов становится актуальным создание инфраструктурных элементов — о центров, берущих на себя хотя бы часть или отдельные направления информа-д ционного сопровождения деятельности всех участников образовательного, вос-ш питательного, информационно-коммуникативного и культурного процесса — детей и молодежи, родителей, учителей и школьных библиотекарей, представителей сферы культуры и коммуникации, 1Т-сферы, актива и волонтеров профильных молодежных, образовательных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).
Подобным центром может выступать Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг. Одним из больших изданий, выпущенных Центром — это персональный биобиблиографический указатель выдающегося советского российского педагога Наталии Ильиничны Элиасберг (1933-2014), который отражает результаты ее научной и педагогической деятельности, опубликованные в период с 1967 по 2013 гг. Указатель содержит библиографические описания около 300 документов на русском языке. Он будет полезен теоретикам и практикам школьного образования в части развития гражданско-правовой, этической компоненты школьника, а также лицам, научный интерес которых представляет история, методика педагогики, социокультурное проектирование [11].
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что социальное партнерство и сотрудничество Центра в рамках Программы с другими организациями в условиях коммерциализации и обеспечения устойчивости идей на сегодняшний день — это выход из различных ситуаций с наименьшими потерями. Предполагается, что предлагаемый социальный проект локализуется на первом этапе в формате социального предприятия, а в последующем оформится в виде культурно-образовательного социального кластера с развитой сетевой структурой социального проектирования и предпринимательства и привлечением потенциала иных партнерских организаций, в том числе в формате государственно-частного партнерства [9; 10].
Наряду с этим стоит отметить, что в основу механизма реализации правовой культуры ложится Петербургская модель этико-правового (гражданско-правового) образования, отличительными чертами которой являются:
• целостность и системность этико-правового образования, которое охватывает все этапы школьного образования с 1-го по 11-й класс, обеспечивает преемственность между этапами и органическую связь между учебным процессом и внеурочной деятельностью школьников;
• ярко выраженная воспитательная направленность — нацеленность на формирование у учащихся нравственной, правовой и политической культуры личности, патриотизма и гражданственности;
• вычленение вопросов этики и права в содержании гражданского образования в качестве системообразующих, интегрирующих компоненты из других отраслей знаний (коммуникативистика, культура, политика, экономика и финансы);
• создание в учебном процессе «этико-правовой вертикали» в виде специальных учебных курсов с 1-го по 11-й класс, с развертываемыми параллельно векторами в дошкольном воспитании и дополнительном образовании взрослых вплоть до старшего возраста;
• уникальные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие в процессе преподавания единство словесных и деятельностных методов, единство логики
и чувств, способствующих развитию в коллективах обучаемых коммуникативной з
культуры, толерантности, самоорганизации и творчества; ^
• открытость данной системы гражданского образования окружающей социальной § среде и ее профилактическая направленность, а также возможность использо- £ вания в целях ресоциализации детей и молодежи, попавших в трудную жизнен- ^ ную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом; °
• в рамках общей системы образования в этико-правовом образовании школьни- о ков выделено четыре этапа по годам обучения: 1-й этап — начальная школа; ^
2-й этап — основная школа с 5-го до 7-го класса; 3-й этап — 8-й-9-й классы; ш
о
4-й этап — полная средняя школа — 10-й-11-й классы [14]. При реализации модели также предполагается адаптировать разработку модели с учетом специфики, например, кадетского и казачьего образования, образования детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом, а также с ограниченными возможностями по здоровью.
Необходимо отметить и другое обстоятельство: на каждой из указанных ступеней ядро коллектива педагогов составляют те, кто постоянно работает со школьниками этой возрастной группы. Поэтому создание системы правового просвещения требует учета особенностей не только учащихся соответствующих классов, но и разных групп учителей, постоянно работающих лишь на одной из ступеней школьного образования и обладающих в связи с этим ранее сложившимся педагогическим почерком, а также иных участников образовательного процесса.
Этико-правовую вертикаль составляют обществоведческие учебные курсы этико-правового содержания:
• 1-й этап — этико-правовой курс «Я и мой мир» — 1 ч в неделю в 1-х-4-х классах;
• 2-й этап — этико-правовой курс «Обществознание. Социальная практика» — 1 ч в неделю в 5, 6, 7-ых классах;
• 3-й этап — курс обществознания «Права человека в свободной стране» — по 1 ч в неделю в 8-х и 9-х классах;
• 4-й этап — курс обществознания и отдельный курс «Право» — 2 ч в неделю в 10-х-11 -х классах [12; 13].
Отличительной чертой этико-правовой вертикали являются единство и преемственность в отборе содержания и методов преподавания, широкое применение интерактивных, медиаобразовательных и дистанционных технологий.
Права и свободы человека и гражданина, порядок их реализации и защиты как важная составная часть комплекса правовых гуманистических идей определили отбор содержания правового просвещения обучаемых, его идейное наполнение. При этом вычленение проблемы прав и свобод человека и гражданина, порядка их реализации и защиты в качестве системообразующего стержня правовых знаний, умений и навыков определило четкую практическую направленность предлагаемой системы правового образования, тесную связь изучения права с жизнью, с личным жизненным опытом школьников [1; 2; 3].
Естественно, что воспитание гражданина и формирование гражданской и правовой компетенции включает комплекс организационных форм (рис. 1).
Именно создание этико-правовой вертикали заложило основы построенной системы гражданского и правового просвещения.
Показатели эффективности реализации Петербургской модели гражданского и правового просвещения:
• В первую очередь, это позитивные личностные изменения, происходящие у педагогов и учащихся, всех участников образовательного процесса — в том числе и в первую очередь — членов семьи. Это толерантность, готовность к диалогу, чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение к другим людям.
Социализация как успешная интеграция в гражданское общество
Рис 1. Модель гражданского образования, разработанная профессором Н. И. Элиасберг
• Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что целенаправленная системная работа по гражданскому образованию в соответствии с Петербургской моделью способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданских свойств личности.
• Сегодня в школах, где уже сложилась система гражданского образования, включающая не только уроки, но и внеклассную и внешкольную работу, функционирует ученическое самоуправление, учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по общественным дисциплинам и в проектах гражданственной направленности (например, в рамках российской акции «Я — гражданин России», конкурса социальной рекламы «Новое поколение», конкурса социальных проектов «Ты нужен людям!», Международного конкурса научно-творческих работ «Правовая культура — основа гармоничного развития личности и общества»).
• Анализ отсроченных результатов показал, что выпускники школ, где реализовы-валась Петербургская модель, характеризуются социально-гражданской компетентностью, интересом к общественным наукам, хорошо ориентируются в жизни общества, осознанно выбирают в качестве будущих профессий политологию, психологию, юриспруденцию, социологию, активно участвуют в жизни высших учебных заведений и в избирательных кампаниях.
Петербургская модель этико-правового образования и воспитания гражданина России прошла апробацию в Санкт-Петербурге в 2012 г. в школе № 2 Василе-островского района, на базе которой прошло открытие центра доступа к правовой, деловой, экологической, духовно-нравственной и иной социально значимой информации и школьного центра медиаобразования. Основными тематическими направлениями работы Центра являются — этико-правовое воспитание и образование, гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, краеведение, распространение информационной грамотности среди всех участников образовательного процесса, внедрение элементов медиаобразования в учебный процесс и воспитательную работу, воспитание толерантности [4; 5; 6].
Петербургская модель этико-правового и гражданского образования детей и молодежи рассматривается сегодня МОО «Информация для всех» и ее партнерами как логическое развитие Программы создания общероссийской сети центров публичного доступа к правовой и иной социально значимой информации (Программа ПЦПИ) в части формирования правовой и информационной культуры, гражданственности российской молодежи и стала основным направлением реализации соглашения о сотрудничестве между Гуманитарным педагогическим Центром «Гражданин XXI века» и МОО «Информация для всех».
Начавшееся в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от з 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской ^ Федерации»1 в части развития системы правового воспитания, в том числе укре- § пления системы юридического образования и юридической науки, продолженное £ в 1998 г. на организованной Российским фондом правовых реформ на базе юри- ^ дического факультета Санкт-Петербургского государственного университета меж- ° дународной конференции «Участие библиотек в правовом воспитании населения о и юридическом образовании», это сотрудничество прошло через открытие в 2002 г. ^ первого в России специализированного детского ПЦПИ на базе главной детской ш библиотеки Санкт-Петербурга, затем на базе Санкт-Петербургской академии пост- О дипломного педагогического образования, а в 2006 г. — центра на базе Нахимовского училища, что актуально с точки зрения развития и поддержки кадетского движения и школ.
Сегодня многие субъекты Российской Федерации начинают координировать работу центров доступа к правовой информации, функционирующих на базе публичных библиотек — детских, юношеских и универсальных, а также в 22 учреждениях образования — школах, колледжах и вузах. Однако попытка системного решения задачи подготовки будущих граждан с активной жизненной позицией, сформированной правовой и информационной культурой к жизни в условиях информационного общества и общества знаний, предпринимается впервые. Задачи программ «Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний» и ПЦПИ во многом совпадают с задачами местных, региональных, национальных, зарубежных и международных программ и проектов в области информационно-правовой грамотности и культуры, правосознания россиян, безопасности детей в киберпространстве, сохранения и развития духовно-нравственных свойств личности, в первую очередь — молодых. В то же время указанные программы, безусловно, являются самодостаточным направлением деятельности, в результате реализации которых создается универсальная модель этико-правового и гражданского образования детей и молодежи, как для всей России, так и для каждого муниципального образования, и учреждения образования — от дошкольного до послевузовского и дополнительного. Программа развития публичных центров правовой и иной социально значимой информации нашла свое логическое продолжение в принятой в ноябре 2008 года так называемой «Концепции 2020». Фактически Программа ПЦПИ в России так же, как и в Республике Беларусь, является одним из универсальных механизмов реализации второго направления развития общества знаний — всеобщего доступа к информации, являющейся общественным достоянием [7; 8].
Таким образом, на сегодняшний день представляется актуальным и перспективным развитие темы правовой культуры, новый вектор которой заложен описанными выше мероприятиями и конференциями.
На наш взгляд, Петербургская модель гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодежи может стать базовым элементом для формирования и развития правовой культуры в условиях информационного общества, достаточно эффективным контентным основанием для реализации как минимум большей части пунктов ст. 18 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на пери-
1 Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Ш_: Шр://кгет!1п. ги/айв/Ьапк/8041 (дата обращения: 11.01.2016).
з од до 2025 г.1 Приоритетной задачей страны в сфере воспитания детей Стратегия называет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские тради-0 ционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, спо-£ собной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой ^ к мирному созиданию и защите Родины. Правовые механизмы реализации Стратегии ° включают среди прочих развитие инструментов медиации для разрешения потенци-о альных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также д при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми. ш Все указанные выше нормативные и правовые документы и политические заявления предполагают создание эффективных механизмов для их реализации.
Предполагается, что внедрение потенциала Петербургской модели этико-право-вого образования и воспитания, организованной в том числе в формате электронной библиотеки с использованием сетевых возможностей Программы ПЦПИ, Программы «Гимназический союз России» и других возможностей партнерских организаций, позволит решить рассматриваемые задачи на качественно и количественно новом уровне.
Литература
1. Васильев Ф. П. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 45-49.
2. Демидов А. А. VIII Всероссийская конференция «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи — воспитание гражданина России»: результаты и перспективы // Публичная политика-2014. СПб., 2015. С. 10-19.
3. Демидов А. А. Система доступа граждан России к правовой информации: итоги и перспективы // Библиотека. 2004. № 7. С. 6-10.
4. Демидов А. А. Создание систем открытого доступа населения к правовой информации: опыт России и Беларуси // Проблемы правовой информатизации. Минск, 2003. С. 1-11, 25-31.
5. Демидов А. А. Учитель. Ученый. Человек // Школьная библиотека : 2014. № 8. С. 55-59.
6. Демидов А. А. Формирование правовой и информационной культуры личности — важный фактор построения гражданского общества // Инновационные образовательные технологии. 2006. № 3 (7). С. 40-47.
7. Демидов А. А. Формирование межведомственной и межсекторной модели развития гражданского, патриотического и этико-правового образования и воспитания молодежи в формате социального проекта «Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг» // Матер. IX междунар. форума От науки к бизнесу «Траснфер технологий — новое измерение». СПб., 2015. С. 136-139.
8. Новое поколение: учимся вместе: сб. науч.-метод. матер. / под ред. О. В. Рубцовой. Копейск : Копейский рабочий, 2009.
9. Старовойтова О. Р. Информационные возможности центров этико-правовой и иной социально значимой информации, организованных на базе информационно-методических центров районов // Педагогические исследования — вклад в инновационное развитие России. СПб., 2015. С. 268-272.
10. Старовойтова О. Р. Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса на базе Центра гражданской, правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: образовательный процесс в вузе в условиях внедрения образовательных и профессиональных стандартов. СПб., 2015. С. 270-276.
11. Старовойтова О. Р. Человек. Учитель. Ученый: биобиблиогр. указ. публикаций профессора Н. И. Элиасберг (1933-2014) / сост.: А. Н. Король, О. Р. Старовойтова, А. Л. Третьяков; науч. ред. О. Р. Старовойтова. СПб., 2015. (Ученые-педагоги).
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB. pdf (дата обращения: 12.01.2016).
12. Третьяков А. Л. Правовое просвещение на базе районного центра информации // Академия з профессионального образования. 2015. № 10. С. 48-54. ^
13. Третьяков А. Л. Создание биобиблиографического указателя работ профессора о Н. И. Элиасберг // Публичная политика — 2014. СПб., 2015. С. 35-39. 2
14. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования в вопросах
и ответах. СПб. : Изд-во СПбАППО, 2009. ^
References ^
1. Vasilyev F. P. Modern legal education as an essential factor
[Sovremennoe pravovoe vospitanie kak neobkhodimyi faktor v obrazovatel'noi politike Rossii] // Administrative law and process [Administrativnoe pravo i protsess]. 2013. N 4. P. 45-49. (rus)
2. Demidov A. A. VIII All-Russian Conference «St. Petersburg model of ethical and legal education of children and youth — education of the citizen of Russia»: Results and Prospects [VIII Vserossiiskaya konferentsiya «Peterburgskaya model' etiko-pravovogo obrazovaniya detei i molo-dezhi — vospitanie grazhdanina Rossii»: rezul'taty i perspektivy] // Public Policy-2014 [Publich-naya politika-2014]. SPb. : 2015. P. 10-19. (rus)
3. Demidov A. A. Russian citizens access to legal information system: Results and Prospects [Sistema dostupa grazhdan Rossii k pravovoi informatsii: itogi i perspektivy] // Library [Biblioteka]. 2004. N 7. P. 6-10. (rus)
4. Demidov A. A. Creating public access systems of the population to the legal information: the experience of Russia and Belarus [Sozdanie sistem otkrytogo dostupa naseleniya k pravovoi informatsii: opyt Rossii i Belarusi] // Problems of legal informatization [Problemy pravovoi in-formatizatsii]. Minsk : 2003. P. 1-11, 25-31. (rus)
5. Demidov A. A. Teacher. Scientist. Man [Uchitel'. Uchenyi. Chelovek] // School Library [Shkol'naya biblioteka]. 2014. N 8. P. 55-59. (rus)
6. Demidov A. A. Formation of legal and personal information culture — an important factor in building a civil society [Formirovanie pravovoi i informatsionnoi kul'tury lichnosti — vazhnyi faktor postroeniya grazhdanskogo obshchestva] // Innovative educational technology [Innova-tsionnye obrazovatel'nye tekhnologii]. 2006. N 3(7). P. 40-47. (rus)
7. Demidov A. A. Formation of inter-departmental and cross-sectoral model of civic, patriotic, ethical, and legal education and training of young people in the form of a social project «Center for civic, ethical, legal and other socially significant information memory of Professor N. I. Eliasberg» [Formirovanie mezhvedomstvennoi i mezhsektornoi modeli razvitiya grazhdanskogo, patrioticheskogo i etiko-pravovogo obrazovaniya i vospitaniya molodezhi v formate sotsial'nogo proekta «Tsentr grazhdanskoi, etiko-pravovoi i inoi sotsial'no znachimoi informatsii pamyati professora N. I. Eliasberg»] // Mater. IX Intern. Forum from Science to Business «Trasnfer technology — a new dimension» [Mater. IX mezhdunar. foruma Ot nauki k biznesu «Trasnfer tekhnologii — novoe izmerenie»]. SPb. : 2015. P. 136-139. (rus)
8. New Generation: Learning Together [Novoe pokolenie: uchimsya vmeste]: Sat. scientific method. mater. / Ed. O. V. Rubtsova. Kopeysk : Kopeisk worker [Kopeiskii rabochii], 2009. (rus)
9. Starovoitova O. R. Information opportunities centers ethical-legal and other socially important information, organized on the basis of information and resource centers areas [Informatsionnye vozmozhnosti tsentrov etiko-pravovoi i inoi sotsial'no znachimoi informatsii, organizovannykh na baze informatsionno-metodicheskikh tsentrov raionov] // Pedagogical studies — contribution to the innovative development of Russia [Pedagogicheskie issledovaniya — vklad v innovatsion-noe razvitie Rossii]. SPb. : 2015. P. 268-272. (rus)
10. Starovoitova O. R. Information and methodical support of the educational process on the basis of the Centre of civil, legal and other socially significant information memory of Professor N. I. Eliasberg [Informatsionnoe i metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo protsessa na baze Tsentra grazhdanskoi, pravovoi i inoi sotsial'no-znachimoi informatsii pamyati professora N. I. Eliasberg] // Continuous pedagogical education the modern world: from research to find productive solutions: the educational process in high school in the conditions of the implementation of educational and professional standards [Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom mire: ot issledovatel'skogo poiska k produktivnym resheniyam: obrazovatel'nyi protsess v vuze v usloviyakh vnedreniya obrazovatel'nykh i professional'nykh standartov]. SPb. : 2015. P. 270-276. (rus)
11. Starovoitova O. R. Man. Teacher. Scientist: biobibliogr. decree. publications of Professor N. I. Eliasberg (1933-2014) [Chelovek. Uchitel'. Uchenyi: biobibliogr. ukaz. publikatsii professora N. I. Eliasberg
3 (1933-2014)] / Ed.: A. N. Korol, O. R. Starovoitova, A. L. Tretyakov; scientific Ed.: O. R. Starovoitova.
J SPb. : 2015. (Scientists-teachers). (rus)
o 12. Tretyakov A. L. Legal education on the basis of the regional center of information [Pravovoe
2 prosveshchenie na baze raionnogo tsentra informatsii] // Vocational Education Academy [Aka-
Ql demiya professional'nogo obrazovaniya]. 2015. N 10. P. 48-54. (rus)
^ 13. Tretyakov A. L. Creating a bibliography of the works of Professor N. I. Eliasberg [Sozdanie bio-
m bibliograficheskogo ukazatelya rabot professora N. I. Eliasberg] // Public Policy-2014 [Publichnaya
¡5 politika-2014]. SPb. : 2015. P. 35-39. (rus)
^ 14. Eliasberg N. I. Petersburg model of civil-law education in questions and answers [Peterburgskaya
lq model' grazhdansko-pravovogo obrazovaniya v voprosakh i otvetakh]. SPb. : Izd-vo SPbAPPO,
o 2009. (rus)