М.. В. Слесарь
Модель повышения квалификации педагогическухработникрв в условиях-. ■
Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398
Модель повышения квалификации педагогических работников в условиях модернизации системы образования в Республике Казахстан
М. В. Слесарь
Model of teachers' professional development in conditions of modernization of educational system in Republic of Kazakhstan
M. V. Slesar'
Аннотация. Рассмотрена модель повышения квалификации педагогических работников в условиях модернизации системы образования в Республике Казахстан, основанной на феноменальной парадигме, предусматривающей субъектную роль обучаемого. Раскрыты условия, обеспечивающие эффективность модели и инновационной деятельности, направленной на развитие системы повышения квалификации: программно-методическое обеспечение, внедрение инновационных форм повышения квалификации, в том числе дистанционных, наличие кадрового потенциала, научно-методическое сопровождение образовательного процесса. Обозначена система условий, созданных в филиале акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Кос-танайской области», важной составляющей которой является обеспечение информации по широкому кругу новаций посредством издания трех журналов. Сделан акцент на осуществление целенаправленной подготовки профессорско-преподавательского состава к внедрению инновационных идей в процесс курсовой и межкурсовой деятельности, осуществлении прикладных исследований по актуальным проблемам системы образования, внедрении международного опыта.
Abstract. The article considers model of teachers' professional development in conditions of modernization of educational system in republic of Kazakhstan based on phenomenal paradigm providing subject role of trainee. The article reveals conditions providing effectiveness of the model and effectiveness of the innovative activity aimed at development of teachers' professional development system: methodological support, implementation of innovative forms of professional development, including distance learning technologies, presence of staff potential, scientific and methodological support of educational process. This article describes the system of conditions developed by branch of JSC "National Center for professional development "Orleu " Institute for Professional Development of Educators in Kostanay region ". One of the most important components of this system is providing information on a wide range of innovations by means of three scientific journals. Emphasis is placed on the targeted training of the teaching staff for implementing innovative ideas in the process of course and intercourse activities; on implementing applied researches on actual problems of educational system; on introducing international experience.
Ключевые слова: система повышения квалификации, инновационная деятельность, условия, курсы повышения квалификации, реформа,
tfljllftc»^
'a \
-—^ Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО
программно-методическое обеспечение, формы обучения, обучение кадров, непрерывное повышение квалификации, прикладные исследования, научно-методическое сопровождение.
Key words: system of professional development, innovative activities, conditions, professional development courses, reform, methodological support, forms of teaching, staff learning, continuing professional development, applied researches, scientific and methodological support.
Образование всегда было и есть фундамент создания человеческого капитала, главная его задача сегодня - воспитание функционально грамотного гражданина нашей страны, способного самостоятельно действовать, брать на себя ответственность, уметь работать в коллективе, осознающего необходимость самосовершенствоваться, саморазвиваться в течение всей жизни [1, с. 5]. Поэтому переход не на словах, а в педагогической деятельности к фе-номинальной парадигме образования, основанной на субъектной роли личности обучаемого, - важное условие модернизации всей системы образования.
В феноменальной парадигме образования высшей ценностью деятельности педагога является ребенок, поэтому главная цель учителя -обращение к внутреннему миру школьника, желание понять, о чем он думает, к чему стремится, о чем мечтает.
Во все времена основой преобразований в обучении и воспитании являлась система повышения квалификации педагогических кадров, сегодня она должна соответствовать феноменальной парадигме образования и быть «направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, его отношения к исследовательской деятельности и расширения возможностей самореализации в творческом и научном поиске» [2, с. 162], что актуализировало инновационную деятельность ее преподавателей, тренеров, специалистов, результатом которой стала, на наш взгляд, модель повышения квалификации педагогических работников в новых условиях.
В работах ученых-педагогов проблемы инновационной деятельности рассматриваются достаточно широко. Так, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик определяют особенности инновационной деятельности как творческой;
Ю. К. Бабанским и М. М. Поташником исследована инновационная деятельность с позиции трансляции передового педагогического опыта; А. В. Хуторской, Л. С. Подымова дали характеристику инновационной деятельности в современной системе образования.
«Обеспечение инновационной деятельности предполагает исследование группы вопросов, включая выявление социокультурных, нравственно-духовных факторов, детерминируюших потребность в расширении инновационной деятельности и новом социальном типе личности учителя, способного к ее реализации; выявление в связи с этим особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей повышения его инновационного потенциала в массовой практике, выработку методических рекомендаций по переводу научных инноваций в массовую практику» [3, с. 5].
Рассматривая инновационную деятельность в системе повышения квалификации как приоритетную, мы изменили подходы к ее организации, делая акцент на использование сущностного и акмеологического.
Сущностный подход - это системный, си-нергетический, он способствует объединению действий всех преподавателей, тренеров, специалистов на понимание педагогами новой философии образования, на развитие профессиональной и личностной их готовности к восприятию новых ценностей, целей образования, к их осуществлению [4, с. 268].
Акмеологический подход позволяет развивать у слушателей курсов потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самообразовании и самоконтроле, т. е. в непрерывном образовании в течение всей жизни.
Первостепенное значение в организации повышения квалификации придаем обеспечению условий инновационной деятельности.
Научная литература включает различные трактовки этого понятия. Философский словарь имеет следующее определение: «Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [5]. Е. В. Бережнова рассматривает «условие» с позиции исследовательской деятельности как «обстоятельство, специально создаваемое исследователем, при котором возможно то или иное его эффективное действие» [6, с. 136].
ММ. В. Слесарь
'.Модель повышения квалификации педагогическухработникдв в условиях-
На наш взгляд, условия - это комплекс мер в системе повышения квалификации, которые дадут возможность слушателям повысить профессиональную компетентность.
Соглашаясь с утверждением, что инновационная деятельность - процесс творческого переосмысления лучшего опыта, мы обеспечили информацию по широкому кругу новаций в образовании посредством выпуска трех журналов: информационно-методического «Б^м-инфо», научно-методического «Вестник „Ор-леу"-кй», республиканского научно-методического «Тренер^исайоп», что мотивировало инновационную деятельность не только наших преподавателей, тренеров, специалистов, но и педагогов области.
В своих статьях авангард педагогического сообщества оценивает эффективность инновационной деятельности филиала; учителя, преподаватели колледжей информируют о внедрении знаний, опыта, полученных на курсах, в практику своей работы.
Наша работа по совершенствованию издательской деятельности во многом способствует изменению индивидуального маршрута развития педагогического мастерства учителей с репродуктивного на творческий, побуждает их к переосмыслению педагогического стиля работы, профессиональных ценностей, о чем они пишут в своих научных статьях.
Осмысление нами содержания курсовой и межкурсовой деятельности способствовало совершенствованию программно-методического обеспечения курсов как важного условия инновационной деятельности филиала.
В обеспечении процесса формирования учителя новой формации нами уделено особое внимание развитию теоретического мышления, экспериментально-инновационной, исследовательской культуры, технологической готовности к работе в организациях образования разного типа, подготовленности учителя к универсальной деятельности. Сегодня мы проводим курсы повышения квалификации для 24 категорий педагогов: от дошкольных организаций образования до учреждений технического и профессионального образования, многие из них по выбору.
Нами определены следующие приоритеты в содержании курсов:
- изучение инновационных методик, технологий, интерактивных стратегий;
- разработка цифровых образовательных ресурсов;
- формирование функциональной грамотности;
- подготовка к внедрению дуальной системы обучения.
Особое внимание уделяем изучению, внедрению технологий обучения через диалог, критического мышления, новых методик оценивания учебной деятельности учащихся, которые мотивируют обучающихся на успешное обучение, желание идти в школу - дом радости для детей.
Отдельным условием результативности инновационной деятельности, на наш взгляд, является выбор форм обучения слушателей в курсовой и межкурсовой деятельности. Если раньше, в основном, их спектр ограничивался лекциями, семинарами, стажировками, то сегодня мы используем коучинги, организационно-деятельностные игры, тренинги и другие формы, способствующие созданию коллаборатив-ной среды.
Инновационным условием выступает организация курсов повышения квалификации в формате обучения через платформу MOODLE. «Организация дистанционного обучения в условиях образования, ориентированного на результат» является научно-исследовательской темой филиала.
Совершенствованию научно-методического сопровождения проведения курсов способствует тесное сотрудничество с педагогами организаций образования. Наш опыт показывает, что сегодня воспитатели, учителя, методисты, преподаватели колледжей открыты к созданию новых пособий, дидактических материалов, за первое полугодие этого года совместно издано около 20. Научно-методический банк включает методические рекомендации: «Оценивание в действии», «Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами учебных предметов», «Использование тренингов для создания коллаборативной среды»; методические пособия: «Кейс-технологии как инструмент повышения квалификации»; «Ко-учинг как один из методов управления организацией образования»; «Медиатехнологии как условие формирования социальной компетенции детей».
Важным компонентом повышения результативности нашей инновационной деятельности
'а \
-—^ Гипотезы, дискуссии, размышления. ЧИППКРО
является организация ресурсных центров на базе опорных школ, которые служат площадкой для трансляции идей курсов и пропаганды лучшего инновационного опыта сертифицированных учителей.
Проведение прикладных исследований является важным условием подтверждения эффективности инновационной деятельности филиала. Ученые в области системы повышения квалификации убедительно доказывают, что исследования должны вестись по нескольким направлениям, чтобы охватить систему образования «со всех сторон» [7; 8]. Следуя этим рекомендациям, мы работаем над решением следующих проблем: «Развитие полиэтнической культуры школьников», «Профессиональные деформации учителя в современных условиях построения карьеры», «Педагогические условия организации исследовательской деятельности учителя в системе непрерывного образования» и др.
Качественная реализация вышеназванных условий возможна только при наличии профессионально компетентного профессорско-преподавательского состава. Многие ученые в своих исследованиях доказывают, что высокое качество выполняемой работы зависит, прежде всего, от субъектности специалиста в развитии своей личности. Поэтому обучение кадров на разных уровнях, убеждение их в необходимости заниматься самообразованием является одной из приоритетных задач нашего филиала. Внутриинститутское обучение, зарубежные стажировки (Австралия, Англия, Сингапур, Франция, Россия), участие в республиканских и международных семинарах и конференциях способствует рефлексивному оцениванию преподавателями и специалистами своей обучающей и исследовательской деятельности. С целью повышения профессиональной компетентности, формирования исследовательской культуры для ППС проведены:
- цикл обучающих семинаров «Организация исследовательской деятельности ППС» с приглашением ученых из Казахстана и России;
- семинар-погружение «Изучаем международный опыт» по итогам зарубежных командировок в Австралию, Англию, Сингапур, Францию, Россию, Южную Корею;
- коучинги по внедрению опыта Назарбаев Интеллектуальных школ;
- тренинги «Интеграция Самопознания в другие учебные предметы».
Все они направлены на освоение и следование парадигме образования, в которой главная ценность - Человек.
Таким образом, в условиях модернизации системы образования эффективность модели повышения квалификации педагогических работников обеспечивается инновационной деятельностью, для которой созданы условия, позволяющие не только системно, креативно действовать на конкретном этапе развития, но и работать на опережение, концентрируя все ресурсы для решения стратегических задач инновационного развития.
Библиографический список:
1. Слесарь М. В. Приоритеты в содержании курсов повышения квалификации учителей / Вестник «Орлеу»^ .- 2013. - № 1. - С. 4-9.
2. Набатникова Т. И. Преемственность в системе непрерывного педагогического образования как принцип развития исследовательской деятельности учителя / Т. И. Набатникова, Н. В. Чекалева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. -№ 4. - С. 160.
3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - С. 224.
4. Столяренко Л. Д. Педагогика / Л. Д. Сто-ляренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 445 с.
5. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА-М, 2006. - С. 469.
6. Бережнова Е. В. Прикладное исследование в педагогике : монография / Е. В. Бережнова. - М. ; Волгоград : Перемена, 2003. -С. 164.
7. Актуальные направления модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Челябинск : Издательство ИИУМЦ «Образование», 2009. - Ч. 1. - 242 с.
8. Ильясов Д. Ф. Концепция самообучающейся организации в отражении тенденций развития современной школы / Д. Ф. Ильясов, Н. У. Ярычев // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 247-254.
ММ. В. Слесарь
'.Модель повышения квалификации педагогическихработников в условиях-
References:
1. Slesar' M. V. Priorities in the Content of Teacher's Professional Development Courses [Pri-oritety v soderzhanii kursov povysheniya kvalifi-katsii uchiteley]. Vestnik «Orleu»-kst [Bulletin «Orleu»-kst]. 2013, № 1, pp. 4-9.
2. Nabatnikova T. I. Succession in the System of Continuing of Pedagogical Education as a Principle of Development of the Teacher's Research Activity [Preemstvennost' v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya kak printsip raz-vitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti uchitelya]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspect [Contemporary Higher Education: Innovative Aspects]. 2012, № 4, p. 160.
3. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogi-ka: Innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: Innovative activity]. M., 1997. 224 p.
4. Stolyarenko L. D. Pedagogika [Pedagogy]. Rostov-on-Don, 2003. 445 p.
5. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic Dictionary of Philosophy]. M., 2006. 469 p.
6. Berezhnova E. V. Prikladnoe issledovanie v pedagogike [Applied Research in Pedagogy]. M., 2003.164 p.
7. Actual Directions of Modernization of Additional Professional Pedagogical Education in the Context of Modern Model of Education, Focused on Innovative Economic Development [Aktual'nye napravleniya modernizatsii dopolnitel'nogo profes-sional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v kon-tekste sovremennoy modeli obrazovaniya, orienti-rovannoy na innovatsionnoe razvitie ekonomiki]. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakti-cheskoy konferentsii [Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk, 2009. V 1. 242 p.
8. Ilyasov D. F.,Yarychev N. U. The concept of the self-training organization in reflection of tendencies of development of modern school [Kont-septsiya samoobuchayushcheysya organizatsii v otrazhenii tendentsiy razvitiya sovremennoy shko-ly]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2011. № 4, pp. 247-254.