Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 378
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФАО НЦПК «0РЛЕУ» РИПК СО
Г.Т. Балакаева, А.Ш. Токмагамбетов, С.Ж. Зейнолла
Аннотация. Актуальность данной статьи обуславливается тем, что система повышения квалификации преподавателей вузов является важной частью процесса модернизации образовательной системы Республики Казахстан. Авторами рассматриваются вопросы организации и проведения оценочных мероприятий в области качества посткурсовой деятельности ППС, прошедших обучение по программам РИПК СО РК. Статья направлена на исследование вопросов построения объективной системы оценивания качества образовательных программ, и в статье приводятся результаты о качественном изменении в профессиональной деятельности преподавателей, прошедших курсы ПК в филиале АО НЦПК «врлеу» Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК (РИПКСО). Статьяпредназначенадляисследователей, преподавателей, работниковсистемыповышенияквалификации.
Ключевые слова: система образования, повышение квалификации, мониторинг, инновационные
технологии, анонимное анкетирование, методы обучения, статистический анализ.
RESULTS OF TRAINING THE TEACHERS
OF KAZAKHSTAN’S HIGHER VOCATIONAL INSTITUTIONS
VIA PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS OF
NATIONAL CENTER FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT “ORLEU”
G. Balakaeva, A. Tokmagambetov, S. Zeinolla
Abstract. The relevance of this article is caused by the fact that the system of teacher training colleges is an important part of the process of modernization of the educational system of the Republic of Kazakhstan. The author examines the questions of the organization and conduct of evaluation activities in the field of quality of activity of faculty trained in the program RIDSES. The article aims to study the problems of constructing the system of objective evaluation of the quality of educational programs and the article presents the results of a qualitative change in the professional activity of teachers have passed the courses JCS “NCPD ‘Orleu” RIDSES National Institute for Management and the academic staff of the education system of Kazakhstan (RIDSES ). This article is intended for researchers, teachers, staff retraining system.
Keywords: education system, professional development, monitoring, innovative technologies, anonymous questioning, training methods, statistical analysis.
Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы
образования Республики Казахстан (РИПК СО)
- ФАО «Орлеу» с октября 2012 г. реализует Программу повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов, инициированную МОН РК. За этот период повысили квалификацию свыше 3000 преподавателей 36 вузов. Цель Программы -внедрение инновационных методов и технологий преподавания в практику работы вузовских педагогов, их профессиональный рост и усиление конкурентоспособности,
привлекательности педагогических
специальностей для молодежи, и таким образом, качественное обновление академической среды.
Обучение комбинированное по принципу blendedlearning [1]: первые две недели слушатели
учатся в режиме on-line в системе дистанционного обучения РИПК СО и затем на очных тренингах.
Курс повышения квалификации включает в себя следующие учебные модули по направлениям:
1. Современные подходы в системе непрерывного образования;
2. Технологии саморазвития,
самосовершенствования, самореализации;
3. Системы оценивания результатов образования;
4. Современные цифровые технологии в преподавании и обучении.
В результате слушатели курсов расширяют свои профессиональные возможности путем получения дополнительных компетенций, необходимых инновационных знаний и умений в образовательной сфере. Ход обучения и
46
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
процесс освоения слушателями новой Программы повышения квалификации, а также его результаты изучались РИПК СО социологическими методами исследования [24]. Для этого с целью налаживания обратной связи со слушателями и для определения качества обучения и ведения работы над его совершенствованием постоянно проводится социологический опрос среди слушателей курсов. Задачи исследования:
1. Предоставление оперативной, регулярной социологической информации и выработка рекомендаций для повышения эффективности содержания образовательного процесса.
2. Создание системы социологического сопровождения проводимой в РИПК СО деятельности в области менеджмента качества образовательных услуг преподавателям педагогических специальностей вузов (мониторинг оценки качества образовательных услуг).
3. Изучение мнения обучаемых по различным проблемам учебного процесса.
Итоги исследования показали высокую эффективность программы повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов по таким важнейшим показателям качества как:
- соответствие тематики повышения квалификации стратегическим направлениям и целям Госпрограммы развития образования в РК на 2011- 2020 гг.;
- направленность программы повышения квалификации на решение насущных задач вузовского обучения в целом и проблем качества подготовки будущих учителей в вузах РК в частности;
- удовлетворенность содержанием и достигнутыми результатами заказчика в лице МОН РК программы повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов;
- выявлена высокая степень
удовлетворенности слушателей содержанием и процессом обучения.
Полученные результаты исследований анонимного анкетирования слушателей на курсах повышения квалификации (КПК) поставили перед нами новую задачу: выяснить через анкетирование студентов практическую эффективность полученных слушателями знаний в их педагогической практике по месту работы. Основная цель - анализ эффективности проводимых курсов, необходимого для дальнейшего совершенствования Программы повышения квалификации, степени внедрения
результатов обучения слушателей в учебнометодическую деятельность по месту работы, учета количества преподавателей,
скорректировавших свою деятельность в части применения инновационных образовательных технологий. Мнение студентов, являющихся заинтересованной стороной в улучшении качества преподавания, имеет существенное и объективное значение в оценке такой сферы деятельности преподавателей вузов, как педагогическая, так как именно они испытывают на себе ее воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе [5].
Для реализации поставленной задачи РИПК СОбыло спланировано и проведено в текущем году анонимное анкетирование студентов трех казахстанских университетов: Южно-
Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова и Южно-Казахстанского государственного педагогического института, Костанайского педагогического института Выбраны студенты, обучающиеся у преподавателей с сертификатами РИПК СО. Общее количество опрошенных студентов составляет 700 человек.
За период с октября 2012 г. по 2014 г. включительно в РИПК СО повысили квалификацию 174 преподавателя из ЮКГУ им. Ауэзова (в т.ч. 51 за рубежом в одном из 6 вузов-партнеров из Великобритании, Германии, Испании, Португалии, Японии) и 72 преподавателя из ЮКГПИ (в т.ч. 7 за рубежом). Также 109 преподавателей КГПУ (в т.ч. 59 за рубежом). Специально разработана
соответствующая анкета, которая включала в себя 5 суждений, каждое из которых оценивалось по 6 критериям - полностью согласен; скорее согласен, отчасти согласен, отчасти нет; скорее не согласен и затрудняюсь ответить, не могу оценить. Всего студентами ЮКГУ им. Ауэзова было заполнено 2117 анкет на 112 преподавателей (64% от числа повысивших квалификацию на КПК в РИПК СО) и 485 анкет в ЮКГПИ на 49 преподавателей (68%), 700 анкет в КГПУ на 79 преподавателей (72%) (диаграмма 1). Студенты заполняли анкеты на преподавателей, у которых промежутки времени после окончания КПК в РИПК СО составляли от полугода до двух с половиной лет, т.е. после достаточного периода для внедрения новых технологий в свою повседневную деятельность.
В ходе проделанной работы получен значительный (3302 анкеты) (диаграмма 2), фактологически достоверный материал ответов на суждения, приведенные ниже:
47
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Первое суждение анкеты позволяет понять, как часто преподаватели в своей практике используют более эффективные активные методы обучения. Как показывают результаты анкетирования (диаграмма 3) большинство студентов ответили положительно на данный вопрос и отмечают более активное использование сертифицированными
преподавателями активных методов обучения.
Обработка и анализ заполненных анкет показали, что (диаграмма 4):
- в учебном процессе преподаватели чаще практикуют использование активных методик обучения в своей работе, чем традиционные способы, широко применяет IT-технологии обучения на занятиях, используют новые, более объективные подходы к организации оценивания студентов;
Диаграмма 1. - Количество преподавателей прошедших обучение в РИПКСО и оцененных в процессе
анкетирования студентов
Всего Южн о -Клжстансыш К>жно-Казахстаасыш Костанайааш
гос.ушшероггег имени гос.пед.инсппут: пед.ивсппут
М.Ауэзова
Диаграмма 2.- Количество проанкетированных студентов
Диаграмма 3. - Результаты ответов по первому суждению анкеты
48
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Диаграмма 4. - Результаты ответов по второму суждению анкеты
- наиболее успешно и на высоком уровне в работе преподавателей, прошедших повышение квалификации, используются методики
организации СРС по сравнению с другими преподавателями и созданы условия для
саморазвития, самосовершенствования
студентов.
Оценивание занимает очень важное место в процессе обучения, т.к. именно хорошо разработанная система оценивания позволяет мотивировать студентов для получения более высоких результатов в обучении. Объективное оценивание результатов - это своеобразный индикатор, который также позволяет преподавателю оценивать и динамику
показателей качества образовательного процесса. Как видно из диаграммы 5, большая часть студентов отмечает наличие положительных и объективных систем оценивания результатов обучения.
Как показывает практика, эффективная организация СРС позволяет студентам выполнять более сложные и объемные проекты и задания, в соответствие с изучаемыми темами дисциплины. Программа повышения
квалификации содержит значительные часы, направленные на формирование современных идей и подходов в данной области у преподавателей вузов. Обработка анкет
позволила понять, что сертифицированные преподаватели широко используют
эффективные подходы для организации СРС (диаграмма 6).
На диаграмме 7 можно изучить мнение студентов по вопросу рекомендации преподавателя другим, как показывают результаты по этому суждению также в основном положительные отзывы.
На основании вышесказанного можно привести следующие показатели:
- самый высокий средний балл по критериям «полностью согласен» и «скорее согласен» -94,6% у первого суждения, далее следует оценка 5-го суждения (87,3%), затем 3-е суждение (86,3%), с 4-м суждением согласны 85,6%;
- относительно низкий средний балл по критериям «полностью согласен» и «скорее согласен» у 2-го суждения, которое поддерживает 83,6% анкетируемых (причина: 4й модуль «Современные цифровые технологии в преподавании и обучении» традиционно наиболее сложный для освоения слушателями и соответственно и для последующего его внедрения в свою практику);
- критерий «отчасти согласен, отчасти нет» поддерживает от 4,9% респондентов (1-ое суждение) до 15,33% (2-ое суждение - проблема та же - трудности преподавателей с использованием IT-технологий на занятиях со студентами);
- спектр «скорее не согласных» студентов находится в пределах от 0,23% (1-е суждение) до 0,73% (3-е суждение);
- негативное мнение (полностью не согласен с суждением) высказывало от 0,07% до 0,26% респондентов, затрудняющихся ответить и не способных оценить функционально-ролевой аспект деятельности преподавателя - от 0,07% до 1,19%.
Итоги исследования показали высокую эффективность программы повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов по таким важнейшим показателям качества как:
- рост количества преподавателей, скорректировавших свою преподавательскую деятельность в части применения
49
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
инновационных образовательных технологий;
- степень внедрения результатов обучения слушателей в учебно-методическую
деятельность по месту работы, усиленная тем.
что полученные в РИПК СО знания и умения доводятся и до коллег (не посещавших эти курсы).
Диаграмма 5. - Результаты ответов по третьему суждению анкеты
Диаграмма 6. - Результаты ответов по четвертому суждению анкеты
Диаграмма 7. - Результаты ответов по пятому суждению анкеты
50
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
По результатам проведенного нами исследования мождно сделать следующие выводы:
1. Оценка качества посткурсовой
деятельности ППС позволила получить объективную информацию о состоянии профессионального мастерства
преподавателей, т.к. использовалось анонимное анкетирование студентов; установить степень соответствия ее содержания и качества учебным материалам, освоенным на курсах повышения
квалификации в РИПК СО.
2. Выявлены позитивные качественные
изменения в профессиональной деятельности (качества преподавания учебных дисциплин и профессионального мастерства
преподавателей), прошедших курсы ПК в филиале АО НЦПК «врлеу» РИПКСО».
3. Статистический анализ результатов исследования ответов студентов на вопросы анкеты в 2-х вузах показал, что абсолютное большинство (85%) преподавателей, повысивших квалификацию на курсах в РИПК СО:
- использует в своей педпрактике современные технологии преподавания и
Литература:
1. Tom Vander Ark. Blended Learning: New Solution to an Old Problem. May 19, 2012. http://gettingsmart.com/2012/05/blended-learnmg-new-solution-to-an-old-problem/
2. G.T. Balakaeva, A.Sh. Tokmagambetov, S.I. Ospanov. Professional development of university faculty: the sociological analysis // Strategies for Policy in Science and Education. Bulgarien Education Jornal. Sofia, vol 22. - № 2. - 2014. - 126-137 pp.
3. Балакаева Г.Т., Токмагамбетов А.Ш., Оспанов С.И. Слушатели РИПК СО о новой программе повышения квалификации. Сборник материалов Второго международного Симпозиума «Социология образования», 16-17 мая 2013 г., Алматы. - 2013. - С. 44-48.
4. Балакаева Г.Т., Токмагамбетов А.Ш., Оспанов С.И. Основы преподавания и обучения в будущем // Современное образование. - 2013. - № 2. - С. 30-33.
5. Reduction of the Students' Evaluation of Education Quality Questionnaire. Proceedings of the 2013 Federated Conference on Computer Science and Information Systems pp. 695-701. - 978-1-4673-4471-5/$25.00- 2013, IEEE
обучения чаще, чем традиционные (почти 85% - 1-й модуль Программы);
- широко применяет IT-технологии на всех видах занятий (почти 84% - 4-й модуль Программы);
- объективно оценивает учебные достижения обучаемых, разрабатывая понятные параметры и критерии оценки (более 86% - 3-й модуль Программы);
- стимулирует самообразование, развитие творческих способностей и личностных качеств у студентов (почти 85% - 2-й модуль Программы).
В заключение следует подчеркнуть, что проведенные исследования «обратной связи» повышения квалификации преподавателей продемонстрировали высокую эффективность новой Программы повышения квалификации преподавателей вузов для повышения качества обучения студентов. Кроме того, особая ценность новой программы заключается в том, что она имеет пролонгированный мультипликативный эффект, так как речь и идет о преподавателях педагогических специальностей, студенты которых являются будущими учителями.
References:
1. Tom Vander Ark. Blended Learning: New Solution to an Old Problem. May 19, 2012. http://gettingsmart.com/2012/05/blended-learning-new-solution-to-an-old-problem/
2. G.T. Balakaeva, A.Sh. Tokmagambetov, S.I. Ospanov. Professional development of university faculty: the sociological analysis // Strategies for Policy in Science and Education. Bulgarien Education Jornal.Sofia, vol 22. - № 2 - 2014. - 126-137 pp.
3. Balakaeva G.T., Tokmagambetov A.Sh., Ospanov S.I. Slushateli RIPK SO o novoj programme povyshenija kvalifikacii. Sbornik materialov Vtorogo mezhdunarodnogo Simpoziuma «Sociologija obrazovanija», 16-17 maja 2013 g., Almaty. - 2013. -S. 44-48.
4. Balakaeva G.T., Tokmagambetov A.Sh., Ospanov S.I. Osnovy prepodavanija i obuchenija v budushhem // Sovremennoe obrazovanie. - 2013. - № 2. - S. 30-33.
5. Reduction of the Students' Evaluation of Education Quality Questionnaire. Proceedings of the 2013 Federated Conference on Computer Science and Information Systems pp. 695-701. - 978-1-4673-4471-5/$25.00- 2013, IEEE
51
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Сведения об авторах:
Балакаева Гульнар Тултаевна (г. Алматы, Казахстан), доктор физико-математических наук, профессор, директор ФАО НЦПК «Эрлеу» Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК.
Токмагамбетов Алькен Шугайбекович (г. Алматы, Казахстан), кандидат технических наук, PhD, заведующий кафедрой методики преподавания и обучения в высшей школе, Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, e-mail: [email protected]
Зейнолла Сауле Жанатовна (г. Алматы, Казахстан), заведующая кафедрой международных образовательных программ, PhD, Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
G. Balakaeva (Almaty, Kazakhstan), doctor of physics and mathematics, professor, Head of National Center for Professional Development “ORLEU”, Republican Institute for Professional Development of Leading and Research-Pedagogical Staff of Education Systemof the Republic of Kazakhstan.
A. Tokmagambetov (Almaty, Kazakhstan), candidate of engineering sciences, PhD, Head of Department of Teaching Methods and Education in Higher School, Republican Institute for Professional Development of Leading and Research-Pedagogical Staff of Education Systemof the Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]
S. Zeinolla (Almaty, Kazakhstan), head of Department of International Educational Programs, PhD, Republican Institute for Professional Development of Leading and Research-Pedagogical Staff of Education Systemof the Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]
52