Педагогическая наука и практика
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01:001.8 ВАК 13.00.01
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ -УСПЕШНЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ
Ацдатпа
Автор "Эрлеу" БА¥0" акционерлш цогамымен цамтамасыз етшетш заманауи жагдайда педагог-тын, бтктшЫн арттыру жолдарын карастырады. Ka3ipri мугал1мнщ миссиясы туралы, ягни жаца буыннын, оку багдарламаларын жузеге асыру жай-лы айтылады. ПК БАИ-ы педагогтын, кэс1би осуш цамтамасыз ету бойынша цызмет багыттарын бел-гшещц. Алматы ц. филиалы жузеге асыратын жэне бтм беру мазмунын жацарту шецбершде мугал1м-дерд1 дамытуга багытталган жобаларды суреттещц.
Аннотация
Автор рассматривает пути повышения квалификации педагога в современных условиях, которые обеспечивает АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу». Подчёркивает миссию современного учителя - реализацию образовательных программ нового поколения. Определяет направления деятельности ИПК ПР в обеспечении профессионального роста педагога. Называет ряд осуществляемых филиалом г. Алматы проектов, способствующих развитию учителя в рамках обновления содержания образования.
Annotation
The author considers ways of teachers' professional development in modern conditions which are provided by JSC «National Training Centre «Orleu». Emphasizes a mission of a modern teacher - implementation of new educational programs. Notes activities for ensuring teachers' professional growth. Names a number of projects contributing to teachers' development within updating education content, which are carried out by Orleu branch in Almaty.
А. Т. Арзиева,
к.п.н., дог^ент,
заведующая кафедрой
ИТМПЕН(Г)Д филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по г Алматы»,
s
г. Костанай
<
пэ С сп
Неггзг! свздер: педагог, &: omiKmmiKmi арттыру, даму, 2 бт \м беру мазщн ын жанар- 2 ту, жузеге асыру
о
Ключевые слова: педагог, ~ повышение квалификации, Е развитие, обновление со- 3 держания образования, pea- S лизаг^ия.
с
Keywords: teacher, profes- ? sional development, deve- й lopment, updating education ^ content, realization
ы и e с и с
s ©
(5)
Cö)
^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
Со дня создания АО «Национальный центр повышения квалификации «Ор-леу» филиал в г.Алматы осуществляет свою деятельность на качественно новом уровне. Основные изменения в организации и содержании системы повышения квалификации ориентированы на реализацию задач Госпрограммы развития образования по усилению роли учителя и повышению престижа профессии, Послания «Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс состоявшегося государства», Плана Нации - «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан НА. Назарбаевым. Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения, основанных на передовых инновационных технологиях, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с критическим мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни. Современные проблемы потребовали от педагога новых Л профессиональных и личностных качеств, < таких, как информационная и коммуника-2 тивная культура, конкурентоспособность, лидерские качества. В связи с этим, нашей ^ первостепенной задачей в этот период ^ явилось: обеспечить преподавателей не-2 обходимыми теоретическими знаниями в Ъ области нормативно-правовых докумен-= тов, педагогики и психологии, ознакомить б с особенностями преподавания в совре-5 менных условиях, создать возможности ¡5 для их личностного роста, формирования с их профессиональной компетентности и Р т.д. Поэтому деятельность института осу-% ществлялась по следующим направле-- ниям:
Щ
• разработка образовательных про-е грамм по приоритетным направлениям;
• внедрение более эффективных мето-5 дов повышения квалификации педагоги-~ ческих работников, содействующих про-
аукаи практика ^
фессиональному росту и развитию как в плане владения собственным предметом, так и в отношении освоения педагогом новых образовательных технологий;
• создание базы компьютерной техники и мультимедийного оборудования для занятий в режиме онлайн, дистанционного обучения, работы сетевых педагогических сообществ;
• разработка научно-методической литературы для педагогических работников;
• организация методологических и тематических семинаров, вебинаров, научно-практических конференций, форумов, круглых столов и т.д.;
• обобщение и распространение передового педагогического опыта;
• развитие взаимосотрудничества с другими филиалами АО «НЦПК «Орлеу» в рамках конференций, мастер-классов, семинаров, онлайн-мероприятий;
• укрепление международного сотрудничества с партнерами.
Вместе с тем, деятельность института направлена на:
• повышение качества дошкольного образования;
• новые подходы в преподавании и обучении начального образования; особенности полиязычного и инклюзивного образования, возможности методики СЫЬ;
• подготовку специалистов по естествознанию, инженерии и технологиям; формирование профессиональной компетенции преподавателя ТиПО и т.д.
В связи с необходимостью создания комфортных условий для развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста большой интерес вызывает педагогика (система) Монтес-сори. Данная педагогика ставит целью формирование счастливой, всесторонне развитой, самостоятельной и сильной личности. При нашем институте создан Монтессори-класс дошкольного образования, где педагоги знакомятся с методикой
1(23)72019
^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая Монтессори, с инновационными технологиями, программами дошкольного обучения и воспитания. Здесь предусмотрено психолого-педагогическое и методическое сопровождение. С целью оказания методической помощи для учителей русского языка создана «Творческая лаборатория», где педагоги обсуждают возникшие проблемы в преподавании и обучении, совместно находят пути их решения, обмениваются опытом, получают консультации ППС кафедр. Сообщество «Шаг в будущее» сотрудничает с учителями нашего города в рамках обновления содержания начального и среднего образования. Совместно с тренерами преподаватели кафедр проводят беседы о содержании программ, учебных планов, о путях внедрения критериальной системы оценивания, оформлении электронного журнала, оценивании, рассматривают возможности применения ДСП, ССП, КСП и т.д.
В рамках полиязычного образования организованы и проводятся курсы по начальной подготовке школьных учителей-предметников естественно-математических дисциплин для ведения своего предмета на английском языке, ряд мероприятий: семинары, тренинги, круглые столы, научно-практические конференции на городском, республиканском и международном уровнях.С целью реализации в дальнейшем метода СЫЬ в обучении и преподавании разработаны тематические глоссарии на четырех языках - казахском, английском, русском и уйгурском - по математике, физике, химии, биологии. Развитие инклюзивного образования нашло свое продолжение в проекте «Дети должны учиться вместе». В рамках данного проекта разработаны методические рекомендации по организации инклюзивного образования, организован и проведен конкурс рисунков среди младших школьников и конкурс сочинений среди старших классов. Ежегодно проводится го-
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ родской конкурс исследовательских работ учащихся начальных классов «Я познаю мир». Целью конкурса является развитие профессиональной компетенции учителя начальных классов по использованию исследовательского и проектного методов обучения, повышение интереса учащихся к научно-исследовательской, познавательной деятельности, выявление талантливых и одаренных юных исследователей.
В целом, все проводимые мероприятия способствуют личностному росту учителя, формированию его профессиональной компетенции. С повышением уровня профессиональной компетентности изменяются мотивационные стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор есть, и довольно большой: это прохождение курсов повышения квалификации и самообразование, участие в работе сетевых педагогических со- Ц обществ и школьных методических объе- < динений. Дополняет этот список активное Я участие в работе круглых столов, форумов, % тематических семинаров, конференций и ^ т.д. Все формы повышения педагогиче- ^ ской квалификации преследуют благую
?
цель - содействовать учителю в повыше- ~ нии профессиональной компетентности и ^ его личностному росту.
из
ЛИТЕРАТУРА
1.Послание Президента РК - Лидера с Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана 2 Стратегия «Казахстан-2050» - Новый по- § литический курс состоявшегося государ- ~ ства; г.Астана, 14 декабря 2012г.
2.«План нации - 100 конкретных шагов е по реализации пяти институциональных и реформ» Главы государства Нурсултана § Назарбаева; г.Астана, май, 2015 г.