68
ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯКША
УДК 373.5.035.4
МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
О. С. Симченко
аспирант кафедры педагогики
Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова Научный руководитель: Е. А. Башаркина
Представленная статья отражает результаты построения теоретической модели политической культуры старшеклассников. Данная модель раскрывает систему взаимосвязанных компонентов политической культуры старшеклассников, определяет содержательное наполнение компонентов в форме политического мировоззрения, политических ценностей и политического поведения старшеклассников. Очерчены критериальные показатели сформированности политической культуры старшеклассников.
Введение
В современных научных исследованиях объект исследования получает теоретическое изучение, осмысление, анализ и интерпретационное представление в виде полной описательной теоретической модели. Организация, осуществление и результат исследовательской деятельности приобретают чёткое соподчинение и логику, если объект исследования рассматривается в целостности его смысловой, структурно-содержательной, функциональной составляющих. Именно моделирование как метод создания и исследования моделей позволяет представить объект научного изыскания как целостное явление, выраженное через систему взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов.
Согласно В. В. Краевскому, моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования [1]. Более того, модель не просто призвана воспроизводить определенные характеристики исследуемого объекта, но и «способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [2, 89].
Любое научно-педагогическое исследование предусматривает педагогическое моделирование как «перевод педагогических задач на формализованный язык, использование знаковых средств» [3, 20]. В процессе педагогического моделирования создается педагогическая модель. Е. Н. Солтан под педагогической моделью понимает такую систему, которая достаточно объективно и полно отражает объект педагогического исследования и способна интерпретировать его так, что её изучение дает новую информацию об объекте [3, 20]. Именно создание модели зачастую является определяющим условием достижения цели в научно-педагогическом исследовании, так как она [модель] представляет опосредованный способ познания исследуемого объекта, с которым ученый-педагог не имеет возможности установить непосредственный контакт. Вся информация, предоставленная в распоряжение исследователя в ходе моделирования, может быть подвергнута экспериментальной проверке и интерпретирована в качестве знаний о реальном объекте исследования.
Спецификой исследований в области педагогической науки является то, что объект, как правило, рассматривается в динамике развития различных процессов: образовательный процесс, процесс обучения, процесс воспитания, управленческие процессы и др. Зачастую эти процессы отражают предметную сторону исследуемой педагогической действительности (объекта или явления). При осуществлении педагогического моделирования следует учитывать неизбежность создания целой серии моделей, которые, с одной стороны, должны отражать сущностную, структурную и функциональную основу исследуемого объекта в неком идеале (идеализированные, теоретические модели), а с другой стороны, показывать возможности, пути, способы достижения определенных заданных характеристик, свойств исследуемого объекта как
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
69
динамично развертывающегося через систему взаимоотношений участников образовательного процесса, складывающихся в конкретных условиях его протекания (процессуальные, нормативные модели).
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве объекта нашего исследования выступает политическая культура старшеклассников. Предметом является процесс формирования политической культуры старшеклассников посредством социально значимой деятельности. Моделирование процесса формирования политической культуры старшеклассников не представляется возможным без построения собственно модели политической культуры старшеклассников. По сути, она являет собой теоретическую модель, которая призвана отразить сущностные характеристики политической культуры данной категории учащихся без преломления их к определённым условиям её формирования. По мнению В. И. Гладковского, теоретическая модель исследуемого объекта должна удовлетворять следующим требованиям: она «должна быть ориентирована на объяснение его [объекта] сущности и строиться на целостной основе посредством определения состава, структуры и назначения» [4, 12]. Иными словами, данная модель теоретически интерпретирует различные аспекты, стороны исследуемого объекта.
Определение сущности политической культуры старшеклассников исходит из смыслового анализа категории «политическая культура» в конкретно-научных интерпретациях, а также через выражение ее в иерархии «власть - общество - личность». Иными словами, рассмотрение политической культуры с позиций различных наук (политология, культурология, социология, психология, педагогика) и выявление связей между политической культурой представителей структур власти в государстве, политической культурой общества и каждой отдельно взятой личностью создают общие основания для трактовки политической культуры старшеклассников.
В основе представлений о политической культуре старшеклассников, о её содержательной и структурной составляющих лежит понятие политической культуры личности. В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, политическая культура представляет собой одну из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности, зависящая от степени понимания ею процессов, происходящих в обществе и государстве [5].
Большинство исследователей, определяющих содержание политической культуры, сходятся во мнениях, выделяя в качестве основных её составляющих: политические интересы, мотивы и потребности; политические знания и связанные с ними умения и навыки; политические взгляды, убеждения, отношения, установки, идеалы, ценности; политическое поведение и деятельность (Е.П. Бажанов, А.Ю. Брегеда, К.С. Еаджиев, А.И. Демидов, Ю.В. Ирхин, М.Т. Кейзеров, Ю.П. Ожогов, Ю.С. Пивоваров А.В. Трофимов, Е.Б. Шестопал и др.).
Под политической культурой личности мы понимаем системное качество личности, которое отражает уровень овладения ею совокупностью взаимосвязанных политических знаний, взглядов и убеждений; степень осмысления отношений, складывающихся в сфере политики, а также наличие чётко осознаваемых политических мотивов, установок и ценностных ориентаций, определяющих направленность политического поведения и тесно связанной с ним политической деятельности личности, выступающей в качестве субъекта функционирующей в стране политической системы.
Данный подход к определению политической культуры личности позволяет рассматривать политическую культуру старшеклассников в системе взаимосвязанных компонентов, образующих ее структуру. Структура как философская категория отражает строгую организацию системы, элементы которой образуют устойчивые связи и отношения взаимной зависимости, определяющие её [системы] целостность.
Опираясь на данные современных исследований в области политологии, политической психологии и педагогики, мы выделяем следующие компоненты политической культуры старшеклассников: потребностно-мотивационный, когнитивный, нравственно-оценочный и
поведенческо-деятельностный.
Потребностно-мотивационный компонент как структурная составляющая политической культуры включает систему потребностей и мотивов личности, которые выступают в качестве внутренних побудительных стимулов в поведении и деятельности в рамках действующей
70
ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯКША
политической системы государства. Потребность определяется в философии как состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектах, социальных факторах, без которых человек испытывает чувство дискомфорта, неудовлетворенности. Мотив -есть побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей личности. Возникновение политических потребностей и мотивов у старшеклассников связано с их стремлением к выполнению своих общественно-политических функций, которые глубоко осознаются в качестве жизненной необходимости, что является сильнейшим мобилизационным механизмом, обеспечивающим успешность процесса формирования политической культуры на всех этапах осуществления воспитательной деятельности.
Данный компонент характеризуется наличием личностно и социально значимых потребностей и мотивов, возникающих на фоне ощущения острой необходимости в самоопределении и самореализации личности в сфере социально-политических отношений. В систему политических потребностей старшеклассников включаются потребности в приобретении политических знаний, формировании политических идеалов и выработке соответствующих ценностей, потребности в участии в политической жизни страны. В качестве политических мотивов учащегося старших классов выступают: желание чувствовать себя полноправным гражданином своего государства, который способен принести пользу обществу, реализовать свой гражданский долг; возможность личностной и профессиональной самореализации; необходимость укрепления субъектной гражданской позиции, воплощаемой в гражданской ответственности и законопослушании, умении выражать и защищать свои интересы, уважать права и свободы других людей и отстаивать собственные права. Политические мотивы старшеклассников реализуются прежде всего через интерес к сфере политики в целом, через понимание эффективности функционирования института власти как источника существования и жизнеспособности государства, а также через изначально положительную эмоционально-личностную установку на политическую активность, политическую деятельность как нужную и полезную для дальнейшего развития и совершенствования национальной политической системы.
Потребностно-мотивационный компонент определяет:
• положительное отношение и интерес старшеклассников к изучению социальногуманитарных дисциплин;
• направленность личностного развития старшеклассников на необходимость серьёзного осознания вопросов политики, специфики построения, функционирования и эволюции отдельных политических систем, различных сторон политической жизни государства;
• заинтересованность в глубоком анализе и поиске решений разнообразных социальных и политических проблем;
• проявление политической активности старшеклассников, желание и стремление принимать участие в мероприятиях, делах, акциях, конкурсах, фестивалях общественной и политико-правовой направленности;
• осуществление политической деятельности старшеклассников через участие в работе детских и молодежных организаций и объединений, а также агитбригад и пропагандистских групп.
Когнитивный компонент. Реализация политической активности, проявление адекватного функционирующей государственной политической системе поведения и осуществление осознанных политических действий невозможны без прочных фундаментальных знаний, умений и навыков, которые образуют когнитивный компонент политической культуры старшеклассников.
Политические знания - это упорядоченная система отражённых в сознании личности фактов, сведений о процессах и явлениях политической действительности. В данную систему включены эмпирические и научные знания о политике в целом, а также о политической системе как основе политического устройства общества, деятельности политических структур, взаимодействии и взаимовлиянии политики и других социальных институтов, об особенностях внутриполитических и внешнеполитических отношений и связей.
Политические знания старшеклассников выражаются в знаниях истории и современности развития и функционирования различных государственных политических систем; специфических характеристик и основных принципов политических режимов; в знаниях основ государственного политического устройства и законодательства страны; порядка организации и осуществления избирательных кампаний различных уровней: в знаниях сущности, принципов и основных направлений осуществления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
71
Данный компонент также включает в себя систему познавательных умений и навыков, которые тесно связаны со знаниями. Когнитивные умения и навыки предполагают способность старшеклассников адекватно оценивать и анализировать различные политические события, явления и процессы, осуществлять их критическое осмысление, вырабатывать личностное отношение и индивидуальную позицию относительно политической действительности.
Таким образом, в рамках когнитивного компонента политической культуры старшеклассников можно выделить:
• знания фундаментальных политических категорий и понятий, таких, как политика, внутренняя политика, внешняя политика, политическая система, политический режим, политические партии, демократия, власть, президент, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, парламент, правительство, избирательная система, государственная символика, закон и др.;
• политическую грамотность, связанную со знанием основных политических теорий, исторически сложившихся политических учений, национальной политической системы, содержания основных законов; умением ориентироваться в вопросах политической жизни своей страны и других государств, вырабатывать собственные взгляды на противоречивые точки зрения относительно политических процессов, формировать аналитическое отношение к ним;
• знания основ адекватного существующей государственной идеологии и политическому устройству общества политического поведения и деятельности;
• умения старшеклассников осуществлять адекватную самооценку знаний в сфере политики.
Политические знания и связанные с ними когнитивные умения и навыки являются основой для формирования у старшеклассников политических взглядов и убеждений, которые являются важнейшими составляющими политического мировоззрения.
Политические взгляды воплощаются в избирательном отношении личности к информации политического характера, выработке субъектной позиции по поводу фактов и сведений, отражающих реалии политической действительности. Политические взгляды старшеклассников выражаются в суждениях личности относительно тех или иных политических явлений и процессов, способности правильно истолковать, объяснить их, представить и обосновать своё отношение к ним как на данном возрастном этапе, так и в последующем, когда политические взгляды будут оказывать значимое влияние на их социальные, гражданские, патриотические позиции.
Политические убеждения - это наиболее устойчивые, достигшие высокой личностной значимости политические знания и взгляды, которые связаны с глубокой и обоснованной уверенностью в их истинности и выступают в качестве руководства в жизни и деятельности личности. Исследования психологических особенностей старшеклассников показали значимость формирования у них убеждений. Старшеклассники обладают уже способностью к дедуктивному, формально-логическому мышлению. Они достаточно легко могут оперировать сложными политическими категориями (политическая система, политический режим, государственная власть, демократическое общество, политическая традиция, политический плюрализм и др.), устанавливать существенные связи между политическими явлениями и процессами, определять и анализировать их в целостности, оценивать и обобщать их результаты и последствия как для отдельных личностей, так и для общества и государства в целом. Как отмечает Дж. Адельсон, по мере когнитивного созревания проявляется важное изменение политического мышления: достигается уровень абстрактного мышления [6]. Политические убеждения старшеклассников следует рассматривать в нескольких аспектах: познавательном (убеждённость в ценностнонормативном предназначении политических знаний как основы гражданского самоопределения личности, ее самоидентификации в политической системе, а также правомерного поведения в обществе, реализации гражданского долга); аксиологическом (убеждённость в ценностных приоритетах государственной политики, ориентированной на общество и человека и выражающейся в принципах сохранения национального суверенитета и независимости, укрепления государственной идеологии на началах традиций равенства и социальной справедливости и др.); праксиологическом (убеждённость в значимости личностного участия в функционировании государственных политических институтов, в необходимости выработки правомерного поведения в обществе и обоснованной политической деятельности). Политические
72
ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯКША
убеждения старшеклассников имеют определяющее значение для формирования политических установок и политических ориентаций личности.
Нравственно-оценочный компонент. Данный компонент составляет духовнонравственную основу политической культуры старшеклассников. Наличие у человека политических ценностей означает личностное приятие событий и процессов, которые происходят в социально-политической сфере, как явлений чрезвычайно важных и значимых. Как отмечал М. Хайдеггер, «ценность - это значимое, стоящее, только то, что значимо, - ценность» [7, 71]. Именно политические ценности являются ориентирами в формировании политической активности, выработке потребностей в обоснованном политическом поведении и
целенаправленном правомерном политическом участии.
Политика представляет собой ценность в аспекте непременной необходимости устройства жизни общества в государстве. Жизнь людей в сообществе немыслима вне государственной системы. А существование государства не представляется возможным без установления определенных отношений, основанных на управлении и соподчинении, т. е. отношений политических. Складывающиеся в государстве политические отношения развиваются на основе политических ценностей. К важнейшим из них следует отнести:
• исторический политический опыт, определивший фундамент и основные тенденции функционирования современной национальной политической системы;
• знания (в их аксиологическом аспекте) о политических явлениях и процессах, которые утверждают жизненные смыслы, определяют позитивные установки в функционировании политической системы (о правах и свободах граждан, национальной безопасности, государственном суверенитете, социальной справедливости, общественном правопорядке и др.);
• политические традиции и нормы, которые укоренились на протяжении, длительного времени и на которые ориентируются участники политической системы, считая их наиболее прогрессивными (например, порядок организации и проведения выборов президента, депутатов органов местного управления);
• политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Политическими ценностями старшеклассников являются: мир, демократия, национальная безопасность, законность и правопорядок, государственный суверенитет, социальная справедливость, политическая и социально-экономическая стабильность, гражданское общество.
У старшеклассников необходимо развивать основанные на политических ценностях качества: патриотизм, уважение к историческому прошлому своей страны, гордость за её успехи и достижения, терпимость к проявлениям инакомыслия, непримиримость перед проявлениями насилия и экстремизма, инициативность, предприимчивость, деловитость.
Нравственно-оценочный компонент политической культуры старшеклассников также выражается в духовных качествах личности и ее ценностных ориентациях. Ценностные ориентации - это политические, мировоззренческие и нравственные убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения в политике [8]. В качестве ценностных ориентаций старшеклассников выступают: определение своей роли в политической жизни страны и самоопределение в сфере общественно-политических отношений; сохранение и укрепление демократических отношений в государстве и обществе; реализация социальных гарантий, гражданских прав и свобод; поддержание порядка и стабильности в функционировании различных сфер общества; обеспечение мира и национальной безопасности. Ценностные ориентации являются своего рода связующим звеном между потребностно-мотивационной сферой личности и её поведением, поступками, деятельностью.
Усвоение политических ценностей и выработка ценностных ориентаций личности является необходимым условием для эффективного функционирования политической системы государства. Утрата ценностей образует аксиологический разрыв в системе политических отношений, что усиливает тенденции деградации политических процессов и ведет к разрушительным последствиям дисбаланса в политической системе.
Поведенческо-деятельностный компонент. Указанный компонент политической культуры включает политическую активность, поведение и политическую деятельность, которые являются результатом реализации политических установок личности. Под политическими установками понимается отношение личности к политическим явления и процессам, выступающее как готовность к проявлению политической активности. Политические установки
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
73
личности рождаются в результате синтеза мотивов, потребностей, убеждений и ценностей. Политическими установками старшеклассников являются: готовность неукоснительно следовать действующему в государстве законодательству; готовность защищать и отстаивать свои права и интересы, а также выполнять общественные обязательства и реализовывать гражданский долг; готовность включаться в различные воспитательные дела политико-правовой направленности.
Для определения политической активности, которая реализуется в ориентированных на государственную политическую систему и политические отношения поведении и деятельности, очень часто используется понятие «политическое участие». Политическое участие определяется как участие в общественно-политической жизни государства. Д. В. Ольшанский рассматривает политическое участие как неотъемлемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются в политические отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер [9, 138]. Формирование у старшеклассников положительной установки на политическое участие становится определяющим для данной возрастной категории учащихся, так как они фактически находятся в преддверии важнейшего этапа политической социализации, связанного с необходимостью участия в избирательной кампании и иных мероприятиях, несущих политический смысл. Политическое участие старшеклассников реализуется в контексте образовательного процесса и выражается в их систематическом осознанном включении в конкретные воспитательные дела политико-правовой направленности и в социально значимую деятельность.
Таким образом, в поведенческо-деятельностном компоненте отражаются смысл и содержание всех выше указанных компонентов. Потребности, интересы, мотивы, знания, взгляды, идеалы, ценности предстают в искаженном виде, если они не воплощаются в деятельностной активности личности.
Представленный компонент отражает поведенческий и деятельностный аспекты личностных характеристик старшеклассников, среди которых можно выделить:
• недопустимость в проявлении политического поведения действий, основанных на чуждых, враждебных идеологиях, а также совершении противоправных деяний, осуществлении деятельности, характеризующейся антидемократичными, антигуманными, экстремистскими настроениями;
• активное участие в мероприятиях, акциях, фестивалях, праздниках политической направленности, которые организуются в системе учебно-воспитательной работы учреждений образования и в рамках деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений;
• конвенциальное поведение в отношении существующей государственной политической системы;
• осознанное осуществление социально-значимой деятельности и стремление к активному участию в функционировании общественно-политических институтов.
Выводы
Таким образом, все представленные выше компоненты политической культуры старшеклассников находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, формируя целостное структурное образование. Выделенные компоненты отражают политическую культуру личности как системное качество, сочетающее в своей интерпретации различные аспекты: познавательный, чувственно-эмоциональный, ценностный, поведенческий. Их органическое единство создает возможности для согласованного и последовательного формирования у старшеклассников политических знаний, умений и навыков, развития их чувственно-эмоциональных проявлений к политической жизни, ценностного отношения к действующей политической системе и положительных установок на политическую активность.
Литература
1. Краевский, В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей /
В. В. Краевский. - Чебоксары : изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 224 с.
2. Степанов, П. В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / П. В. Степанов // Заместитель директора школы. - 2003. - № 1. - С. 89.
74
ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯКША
3. Солтан, Г. Н. О построении моделей в педагогических исследованиях / Г. Н. Солтан // Адукацыя і выхаванне. - 2006. - № 8. - С. 20 - 23.
4. Гладковский, В. И. Теоретическая модель образовательной деятельности / В. И. Гладковский // Веснік адукацыі. - 2005. - № 10. - С. 11-19.
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі. - 2007. - № 2(603.) - С. 9^10.
6. Adeison, J. Growth of Idea of Law Adolescence / J.Adeison, B. Green, R. O'Neil // Developmental Psychology. - 1969. - № 1. - P. 327 - 332
7. Хайдеггер, M. Время и бытие : статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. -
447 с.
8. Ирхин, Ю. В. Социология культуры : учебник / Ю. В. Ирхин. - М. : Экзамен, 2006. - 525 с.
9. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 496 с.
Summary
The article reflects highlights the theoretical model of high school students’ political culture of. This model reveals a system of interrelated components of the political culture of the high school students, determines the content of political philosophy, political values and political behavionr of high school students it. Outlines the criteria for the formation of high school students’ political culture of.
Поступила в редакцию 10.06.13