50
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І
УДК 796:372.879.6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
В. В. Клинов
преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания УО МГПУ им. И. П. Шамякина
М. В. Клинов
магистрант кафедры теории и методики физической культуры УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени старшеклассников сельских школ. Выделено и раскрыто содержание структурных компонентов культуры досуга старшеклассников сельских школ, выявлены критерии и уровни сформированности культуры досуга. Определены основные этапы методики, направленной на формирование культуры досуга у старшеклассников сельских школ.
Введение
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализы указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека [1]—[3].
Разнообразие форм досуговой деятельности диктует разнообразие культуры поведения, досугового общения, развития личностных качеств индивида, его духовных, физических и других социально-значимых потребностей и интересов, что находит отражение в индивидуальной социокультурной деятельности. В связи с этим актуализируется значение социокультурных потребностей, связанных с различными видами, формами организации, функциями, содержанием досуговой деятельности, что определяет необходимость изучения развития культуры досуга личности как фактора формирования современного общества.
Результаты исследования и их обсуждение
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственную сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационновосстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодёжью является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
51
Научно-методическое исследование изучаемой проблемы позволило обосновать положение о том, что наиболее благоприятным, «сенситивным» периодом для целенаправленного формирования культуры досуга является старший школьный возраст - это время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию [4], [5].
Особенности культурно-досуговой деятельности старшеклассников во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях научнотехнического развития, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физиологической зрелостью учащихся. Психофизиологические и возрастные особенности, связанные с социальным статусом учащейся молодежи, усиливающейся автономизацией её от родителей, а также спецификой становления подросткового и юношеского самосознания, накладывают существенный отпечаток на характер использования свободного времени.
Исследователи отмечают, что особенности старшего школьного возраста (поисковая, творчески-экспериментальная активность, склонность к игровой деятельности, романтизм, повышенная эмоциональность) сложным образом преломляются в его досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается наибольшей мобильностью, активностью, разнообразием [4].
Таким образом, на досуг старшеклассников оказывают влияние и психологические особенности возраста. Как часто отмечают психологи, поведение молодёжи обусловлено не только её общественным положением, но и впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком и др. [5]. Однако было бы неверным характеризовать досуг старшеклассников в целом, не отмечая того, что и внутри этой социально-демографической группы существует много особенностей организации досугового пространства. Вся совокупность различных особенностей даёт возможность выделения культуры досуга старшеклассников в качестве отдельного предмета исследования.
Досуг для современных старшеклассников является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности учащихся. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга старшеклассники более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
Актуализация вопросов культуры досуга старшеклассников обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодёжных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодёжная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Исходя из вышеизложенного, решение проблемы культуры досуга старшеклассников сельских школ является своевременным и актуальным.
Для обоснования системы формирования культуры досуга старшеклассников сельских школ, наряду с теоретико-методологическим анализом проблемы, мы провели исследование, направленное на определение их культурно-досуговых предпочтений. В ходе исследования нами было проведено анкетирование учащихся 10-11-х классов сельских школ Калинковичского района (Г осударственное учреждение образования Антоновская средняя школа, ГУО «Бобровичская средняя школа», ГУО «Домановичская средняя школа»). Общий объём выборки составил 139 старшеклассников сельских школ.
Анкетирование позволило определить наиболее актуальные формы проведения свободного времени учащихся старших классов сельских школ. Они были условно разделены на три группы: а) наиболее привычные формы досуга - используемые постоянно, регулярно или часто большинством старшеклассников (суммарно более 60% ответов); б) встречающиеся формы досуга - используемые постоянно, регулярно или часто (40-60%; опрошенных);
52
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
в) редко используемые формы досуга (сумма ответов редко или практически не используется не менее 60%). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Формы культурно-досуговых предпочтений старшеклассников проживающих в сельской местности
Формы времяпрепровождения ответы
постоянно, регулярно (%) часто (%) редко (%) практически не используется (%о)
Наиболее привычные
1. Компьютер (интернет) 64,8% 14,4% 14,4% 6,4%
2. Просмотр телевизионных передач 59,04 21,6 12,96 6,4
3. Игра на компьютере 48,24 25,2 18 8,56
4. Посещение вечеров отдыха, дискотек 32,4 29,52 23,7 14,38
5. Прослушивание аудиозаписей, радио 29,8 34,56 14,4% 21,4
Встречающееся
6. Занятия физкультурой, спортом 27,36 29,52 39,6 3,52
7. Пассивный отдых 25,2 32,4 34,56 7,84
8. Туризм 21,6 34,56 32.4 11,44
9. Рыбалка, охота, собирание грибов и ягод 18 39,6 27,36 15,01
10. Игра в карты, домино и пр. 18 34,56 29,52 17,92
11. Работа в саду, на огороде, на приусадебном участке 14,4 32,4 44,64 8,56
12. Физкультурно-оздоровительные мероприятия 12,96 29,52 48,24 9,28
13. Чтение художественной литературы 12,96 39,6 39,6 7,84
Редко используемые
14. Участие в общественной жизни 10,8 32,4 29,56 34,56
15. Чтение газет, общественно-политических журналов 8,64 26,56 32,4 32,4
16. Сочинение стихов, 7,2 31,6 39,6 21,6
17. Занятие живописью 7,2 22,96 44,64 25,2
18. Игра на музыкальных инструментах 5,76 33,04 50,4 10,8
19. Посещение театров, выставок, музеев 3,6 28,36 59,4 8,64
Приведённые данные свидетельствуют о том, что досуг большинства старшеклассников сориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: интернет, игра
в компьютерные игры, прослушивание аудиозаписей, радио, просмотр телевизионных передач, видеозаписей посещение вечеров отдыха, дискотек.
Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных старшеклассников к долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т. п., что приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Старшеклассник становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. Возможность выхода в сеть интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Занятия физкультурой, спортом, туризмом и участие в физкультурно-оздоровительных мероприятия не пользуются популярностью у современных сельских старшеклассников, они выбирают эти формы проведения свободного времени не так часто, как следовало бы. Это свидетельствует об неэффективной работе со старшеклассниками в сфере их свободного времени и наличии определённых проблем в этой области.
Таким образом, проведённое анкетирование показывает, что требуется целенаправленная работа по привлечению старшеклассников к занятиям физкультурой и спортом с целью компенсации способов проведения досуга с элементами гиподинамии.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
53
Исходя из вышесказанного, вектор педагогических исследований должен быть направлен на поиск эффективных путей и способов формирования культуры досуга у учащихся старших классов сельской местности.
Под культурой досуга мы понимаем качественную характеристику человеческой деятельности во всём многообразии её видов, форм, способов и результатов, представляющую собой набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации внутреннего творческого потенциала личности в свободное время.
Досуговую деятельность школьников мы рассматриваем как комплексную педагогическую форму организации свободного от обязательных учебных занятий времени, которое используется для прогулок, спорта, физкультурно-оздоровительных занятий, занятий искусством, техникой и другими полезными видами деятельности по собственному выбору и влечению школьников.
Были выделены следующие компоненты культуры досуга:
Потребностно-мотивационный - предполагает наличие у старшеклассников потребностей и мотивов, придающих действиям по организации культуры досуга более осмысленный и целенаправленный характер, развитие интереса и желания участия в культурно -досуговой деятельности. Отражает своеобразие потребностей, мотивов и целей, определяющих активность учащихся в области своего досуга.
Когнитивный - включает систему знаний о личном и общественном досуге, направлениях его организации. Предполагает наличие у учащихся комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр психологических, экологических, физкультурнооздоровительных и других аспектов, тесно связанных со знаниями о культуре досуга, приобщающими старшеклассников к формированию индивидуального стиля культурно-досуговой деятельности.
Ценностно-смысловой - включает совокупность социальных, психологических и педагогических ценностей культуры досуга. Определяет направление предстоящих преобразований личности старшеклассника с ориентацией на присвоение ценностей культуры досуга с учётом их деятельности и современной социокультурной ситуации. Усвоенные ценности наделяют смыслом культурно-досуговую деятельность старшеклассников.
Деятельностно-поведенческий - характеризует готовность действовать в соответствии с общепринятыми нормами, предполагает ориентацию поведения личности на реализацию норм и требований культуры досуга, а также возможность рационального использования потенциала физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности при организации своего досуга. Включает в себя совокупность основных форм культуры досуга.
Исходя из выделенных структурных компонентов культуры досуга, можно сделать вывод, что чем выше уровень развития отдельных компонентов, тем выше уровень развития структуры в целом. В свою очередь, развитость указанных компонентов определяется сформированностью составляющих каждого из них. Логично предположить, что на высоком уровне воспитания культуры досуга все компоненты в относительно равной степени взаимосвязаны и взаимодействуют, а низкий уровень представлен слабым развитием и взаимообусловленностью составляющих. Для определения уровня развития культуры досуга необходимо использовать специальную критериальную базу. В рамках нашего исследования критерий рассматривается как признак, на основании которого осуществляется классификация изменений, происшедших в процессе формирования культуры досуга старшеклассников и их оценка.
В соответствии с выделенными структурными компонентами культуры досуга и исходя из системного понимания подготовки старшеклассников к культурно -досуговой деятельности, нами определены критерии, характеризующие их (рисунок). Культура досуга старшеклассников, как и другие виды культуры личности, имеет разные уровни сформированности. На основе её сущностных характеристик, динамики развития, выявленных критериев мы выделяем четыре основных уровня её сформированности: оптимальный,
допустимый, критический, недопустимый.
54
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Компоненты культуры досуга
Д Д £ Д
Критерии
\ г
Л
Личная мотивация, направленная на воспитание культуры досуга
Знания по вопросам организации культуры досуга
Осознание ценности и смысла культуры досуга
Организованная
культурно-
досуговая
деятельность
V__________J \_________J \_________J \__________J
Уровни развития культуры досуга
д. д д д
Оптимальный Допустимый Критический Недопустимый
Рисунок - Структура культуры досуга старшеклассников, проживающих в условиях сельской местности
Представленные теоретико-методологические основы культуры досуга (рисунок) могут быть использованы организации процесса формирования культуры досуга старшеклассников. Теоретико-методологические основы культуры досуга носят открытый характер, постоянно развиваются и при необходимости могут пополниться новыми компонентами.
Таким образом, системное целостное представление о культуре досуга учащихся старших классов, определение её сущности, структурных компонентов представляет собой теоретическую основу для разработки научно-технологических основ её формирования.
Для эффективной подготовки старшеклассника при формировании культуры досуга необходим поиск современных форм и методов обеспечения эффективности данного процесса. В содержательном отношении процесс формирования культуры досуга представляется нам состоящим из четырёх функциональных этапов, ориентированных на формирование определённой группы личностно значимых качеств, характеризующих развитие всех структурных компонентов культуры досуга и повышение уровней их сформированности. Исходя из данных теоретико -методологических оснований, нами были выделены основные этапы образовательной методики, которые отражают план преобразующей деятельности: диагностический, побудительно-ориентировочный, конструктивный, итоговый. Каждый этап характеризуется целью, методами, средствами и ожидаемым результатом, что в целом позволяет достичь поставленной цели (таблица 2). Предполагаемым результатом реализации методики является положительная динамика уровней сформированности культуры досуга старшеклассников сельских школ.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
55
Таблица 2 - Методика формирования культуры досуга учащихся старших классов сельских школ
Этапы формирования Цель Методы и средства формирования Ожидаемый результат
Диагностический Диагностика начального уровня культуры досуга старшеклассников Анкетирование направленное на определение уровня сформированности культуры досуга Получение информации о первичных характеристиках состояния культуры досуга
Побудительно- ориентировочный Формирование установки на культурно-досуговую деятельность и устойчивой потребности в физкультурнооздоровительных занятиях Проведение лекций, бесед о культуре досуга, индивидуальные консультации Устойчивая потребность в систематической культурно-досуговой деятельности; восприятие понятия культура досуга как необходимой ценности человека
Конструктивный Системная культурнодосуговая деятельность Занятия в спортивных секциях, физкультурнооздоровительные праздники и фестивали, спартакиады дни спорта и здоровья, туризм, подвижные игры Сформированная жизненная позиция по вопросам культуры досуга и, как следствие, эффективная организация своего досуга
Итоговый Определение итогового уровня сформированности культуры досуга Мониторинг сформированности культуры досуга Допустимый и оптимальный уровень культуры досуга старшеклассников
При формировании культуры досуга старшеклассника необходимо решать следующие задачи:
- привлекать старшеклассников к культурно-досуговой деятельности;
- реализовывать программы, режимы занятий в области культуры досуга в соответствии с потребностями старшеклассников;
- подбирать адекватные формы культурно-досуговой деятельности;
- обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся;
- способствовать осознанному использованию физической культуры как средства культурно-досуговой деятельности;
- формировать умения эффективного общения между участниками культурно-досуговой деятельности;
- формировать систему знаний о способах и формах культуры досуга, её влиянии на старшеклассников.
Таким образом, предложенная нами методика позволяет пробудить у старшеклассников интерес к культуре досуга, вооружить их знаниями, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию на основе сформированности у них умений культурно-досуговой деятельности, развить творческие способности, реализуемые в конкретном поведении учащихся на основе ценностного отношения к своему свободному времени и здоровью, что, в свою очередь, позволило последовательно и целенаправленно формировать у них культуру досуга.
В современных условиях важно, чтобы учащиеся старших классов не только владели культурой досуга, но и приобретали целостное, системное видение мира, что является существенным показателем культурной личности. Обучение культуре досуга предполагает всестороннее развитие личности, что означает органическое единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических качеств ученика, направленных на формирование творческой активности, сознания и самосознания, развитие креативных способностей в процессе
56
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
реализации досуговой деятельности. Формирование культуры досуга представляет собой набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации внутреннего творческого потенциала личности в досуговое время. Данный процесс ориентирован на личностное развитие старшеклассника. Ему предоставлено право выбора объектов и форм деятельности, которые соответствуют его интересам и способностям.
Выводы
Разработанные нами теоретические основы формирования культуры досуга у старшеклассников сельских школ дают наглядно-логическое представление исследуемого нами процесса и отражают компоненты, входящие в его состав, критерии сформированности и основные уровни сформированности культуры досуга.
Предложенная нами методика позволяет пробудить у старшеклассников интерес к культуре досуга, вооружить их знаниями, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию на основе сформированности у них умений культурно -досуговой деятельности, развить творческие способности, реализуемые в конкретном поведении учащихся на основе ценностного отношения к своему свободному времени и здоровью, что, в свою очередь, позволит последовательно и целенаправленно формировать у них культуру досуга.
Литература
1. Брижатова, С. Б. Культурная среда / С. Б. Брижатова. - Барнаул : АлтГАКИ, 2002. - 268 с.
2. Социально-культурная деятельность: история, теория, основные сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильникова. - М. : МГУКИ, 2001. - 237 с.
3. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга / Ю. А. Стрельцов. - М. : МГУКИ, 2003. - 296 с.
4. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика : пособие для педагогов
/ М. П. Гурьянова. - Минск : Амалфея, 2000. - 448 с.
5. Рубинштейн, C. Л. Основы обшей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 283 с.
Summary
In the article questions of the organisation of free time of senior pupils of rural schools are considered. The maintenance of structural components of leisure culture of senior pupils of rural schools is allocated and opened, criteria and levels to form leisure cultures are revealed. The basic stages of the technique directed on the formation of leisure culture of senior pupils of rural schools are defined.
Поступила в редакцию 03.08.12.