_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Аналогично доказывается
Теорема 3. а) Линия m , принадлежащая трехмерному распределению &Q24), является квазидвойной
линией пары (f4, А (124)) тогда и только тогда, когда координаты m1, m2 её касательного вектора удовлетворяют условию:
m1 Л42 ___ л3
m2 А341
где - А42 = А32 - вторая кривизна линии СО сети 24 , — А41 = А31 - третья
1 ~ кривизна линии СУ сети Ь 4 .
б) Любая линия Р, принадлежащая трехмерному распределению А (134), является квазидвойной
линией пары (/ , А(134))
Список использованной литература:
1. Рашевский П.К. Риманова геометрия и тензорный анализ [Текст]/П.К.Рашевский//Москва. Наука. 1967.-С.481-482.
2. Схоутен И.А. Введение в новые методы дифференциальной геометрии [Текст] / И.А.Схоутен, Д.Дж.Стройк. // Москва. ИЛ. 1948.Т.П-348.
3. Фиников СП. Метод внешних форм Картана в дифференциальной геометрии [Текст] / С.П.Фиников // М-Л.: Госттехиздат. 1948.- 432.
4. Базылев В.Т. О многомерных сетях в евклидовом пространстве [Текст] / В.Т.Базылев // Литовский математический сборник,
1966. VI. №4.- С.475-491.
5. Матиева Г. Геометрия частичных отображений, сетей и распределений евклидова пространства [Текст] / Г.Матиева // Монография. Ош, 2003.- С. 212-219.
6. Кузьмин М.К. Сети, определяемые рапределениями в евклидовом пространстве Еп [Текст] / М.К. Кузмин // Проблемы геометрии. - Москва: ВИНИТИ, 1975.-Т.7.-С.215-229.
7. Базылев В.Т. Многомерные сети двойных линий [Текст] / В.Т.Базылев // В кн: Дифференциальная геометрия многообразий фигур, 975.вып.6.- С.19-25.
© Матиева Г., Абдуллаева Ч., Курбанбаева Н., 2016
УДК 796
Нестерова Надежда Викторовна
д-р. техн. наук, профессор БГТУ им. В.Г. Шухова Ковалева Екатерина Геннадьевна канд. техн. наук, ст. преподаватель БГТУ им. В.Г. Шухова
Литвин Марина Владимировна
зам. нач. отдела госнадзора в области ГО и ЗНТ ГУ МЧС России по Белгородской области, г. Белгород, РФ
МОДЕЛЬ ПЕРЕРАСТАНИЯ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Аннотация
В статье проведен анализ стадий развития чрезвычайных ситуаций и модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации, а также определены требования к модели развития чрезвычайных ситуаций.
МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Ключевые слова
Стадия, модель, чрезвычайная ситуация, опасные явления, управление, этап.
Опасные явления, происходящие в природе, техносфере и обществе, формирует негативные факторы, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации (ЧС) в учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) [1, с. 176].
Опасные явления
Негативное влияние
Природные
Техногенные
Социальные
Опасные воздействия
Учреждения
ВПО
ЧС
Территория
Население
Общество
Государство
Рисунок 1 - Модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации Динамика развития ЧС показана на рисунке 2 [2, с. 51].
«
н
о «
е д
о
L-
е
сЗ О рЧ о
а л н о
о н
«
и
о
н
е
Ё к
Предварительная стадия
Время
Рисунок 2 - Стадии развития чрезвычайных ситуаций
На предварительной стадии 5Ь накапливаются отклонения от нормального состояния ВУЗа, формируются предпосылки возникновения ЧС [3, с. 82]. На первой стадии З! происходит инициирование опасного события вызывающего ЧС. Чрезвычайная ситуация возникает и начинает развиваться, оказывая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
губительное воздействие на студентов, преподавателей, сотрудников ВУЗа, его инфраструктуру и окружающую среду. Развитие ЧС на первом этапе обычно носит стремительный лавинообразный процесс, приводящий к резкому ухудшению состояния ВУЗа и катастрофическим последствиям как для самого учреждения, так и его окружения[4, с. 124].
На втором этапе 52 начинается локализация ЧС [5, с. 187] и ликвидация ее последствий, приводящие к обеспечению поражающего действия ЧС. На третей стадии 53 осуществляется ликвидация долговременных последствий ЧС и переход ВУЗа на обычный режим функционирования [6, с. 35].
Чрезвычайные ситуации в ВУЗе как объект управления имеет ряд специфических особенностей [7, с.
107]:
- для максимального сокращения людских и материальных потерь решения должны приниматься в сжатые сроки;
- неопределенность параметров развития ЧС и предстоящих аварийно-спасательных и восстановительных работ;
- большой объем и недостаточная точность информации о состояния объекта;
- сложность процессов, характеризующих ЧС.
Отсюда следуют требования к моделям развития ЧС и моделям процессов управления в условиях ЧС [8, с. 21]:
- модели должны отображать слабоструктурированные и трудно формализуемые процессы развития ЧС и управления их ликвидацией;
- следует обеспечить возможность моделирования взаимосвязанных процессов различной природы;
- модели должны отражать пространственно-временные аспекты развития ЧС;
- необходимо формализовать и учесть в моделях знания и опыт экспертов по ликвидации ЧС. Трудность задачи моделирования ЧС связана с тем, что характер развития каждой опасной ситуации
сугубо индивидуален, происходит в условиях неопределенности, когда не известны ни масштабы бедствия, ни сложность предстоящих аварийно-спасательных работ, ни объем необходимых сил и средств. Сложным вопросом остается также оперативное распределение ограниченных ресурсов между отдельными направлениями восстановительных работ.
Список использованной литературы:
1. Егоров Д.Е., Добровольский В.С., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 175-178.
2. Шаптала В.В., Ветрова Ю.В., Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Оценка риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и пожаров. Учебное пособие Белгород, 2011.
3. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Моделирование систем комплексной безопасности высших учебных заведений. Белгород, 2009.
4. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Характеристика внутренних опасностей и угроз образовательных учреждений высшего профессионального образования. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. №3м. С. 124-126.
5. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Ветрова Ю.В. Основные положения обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №3. С. 186-187.
6. Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Нестерова Н.В. Основы защиты в чрезвычайных ситуациях. Белгород, 2008.
7. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.В. Основы моделирования чрезвычайных ситуаций. Уч. пособ. для студентов ВУЗов по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности», специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях». БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2010.
8. Павленко А.В., Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю. Анализ подходов к оценке риска // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №3. С. 106-109.
© Нестерова Н.В., Ковалева Е.Г., Литвин М.В., 2016