профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 070601 «Дизайн» [Текст].- М., 2003.
2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник [Текст]/ Г.Б. Минервин [и др.]. - М.: Архитектура, 2004. - 288с.
3. ecopackaging.net [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ecopackaging.net.
4. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. [Текст]/ В.В Ермилова, Д.Ю. Ермилова: учеб. пособие. - М.: ИЦ Акдемия, 2006.
5. Львовский, Ф.А. «Эко-арт-дизайн» — нова программа подготовки дизайнеров [Текст]/ Ф.А. Львовский. //Технологии строительства. - 2004.- №2.- С. 116-119.
6. Серов, С.И. Вопросы экологии [Электронный ресурс]/ С.И. Серов.
- Режим доступа: www.kak.ru
7. Тугушев, Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности [Электронный ресурс]/ Р.Х. Тугушев.- Режим доступа: www.psvcheva.ru.
УДК 378.147:378-057.175:371:398 И.В. Сопетченкова (Тула, ТулГУ)
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»
На основе методических условии, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критериев сформирована модель педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей.
Формирование модели педагогической подготовки возможно на основе выделенных дидактико-методических условий педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей высшего профессионального образования, преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критееиев, исхода из принципа лично стно-ориентировакнного обучения.
Модель подготовки преподавателя на основе интеграции деятельности выпекающих кафедр по специальностям высшего профессионального образования и кафедры образовательных технологий и педагогики представляет собой рад взаимосвязанных целей и функций. К их числу можно отнести социальные, психологические, дидактические воспигательные цели в сочетании с обучающими, развивающими и
воспитывающими функциями. Взаимодействие с преподавателем
подразумевает формирование готовности студентов к педагогической деятельности, обеспечение преемственности профессиональной и педагогической деятельности, стимулирования позитивных проявлений в профессионаьных намерениях. Следует отметить, что все это
сопровождается многообраием средств, форм и методов взаимодействия по линии преподаватель - студент. Итогом стаи раработанные критерии эффективности педагогической подготовки.
Содержательную модель подготовки преподавателя можно
представить как два основных взаимосвязанных звена: непосредственно работа с преподавателем и самостоятельная работа студента.
Функционально выделены цели, функции, направления, организационные формы, методы, программно-методические средства, критерии эффективности подготовки преподавателя.
Исхода из coдeржaтeльного аспекта модели, целью педагогической подготовки является формирование основ педагогической деятельности: устойчивого интереса к системе научных знаний об этой деятельности, умения использовать эти знания в качестве инструмента профессионаьного мышления и решения профессиошльных задач, своео браного «мостика» между теорией и практикой в профессиональной подготовке преподавателя. Поэтому среди всех методов обучения, используемых в вузе, в нашей модели большая значимость придаваась решению учебных задач для развития у студентов умений использовать фундаментаьные знания в качестве профессионального педагогического мышления.
Раработка модели педагогической подготовки студентов непрофильных специаьностей как фундаментаьной основы исследовательской и исполнительской педагогической практики осуществлялась нами в конкретном исследовании, сопровождающем внедрение индивидуального подхода и соответствующих ему технологий в педагогические курсы:
- курс дополнительной части профессионально-образовательной программы "Педагогикаи основы педагогической профессии";
- педагогический практикум;
- педагогическая практика.
Рассмотрим представленные единством целевого, содержательного, дeлeльнocтнoгo и результативного компонентов учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Педагогика и основы педагогической профессии», обеспечивающий методическое обоснование модели педагогической подготовки студентов.
В УМК дисциплины входят: рабочая программа, лекционный материал, содержание и методические указания к семинарско-практическим занятиям, тестовый мателиа по самоконтролю и контролю качества знаний студентов, материалы и методические рекомендации к педагогическому практикуму и педагогической практике.
Дисциплина «Педагогика и основы педагогической профессии» (навана вузом) реаизуетст в течение одного семестра на 4-м курсе бaкaaвлиaтaи входит в дополнительный цикл педагогически дисциплин.
Рабочий пан дисциплины рассчитан на 180 ч в и нацелен на выполнение сседующих задач:
1) обеспечение фундаментаьного педагогического обраованит по конкретному предмету;
2) подготовка преподавателей школы, включа раличные варианты: лицеи, колледжи, гимнаии.
Учебные часы распределяются следующим обраом: 68 ч - лекции, 34 ч - семинарско-практические занятия, 78 ч - внеаудиторная самостоятельна работа.
Учебна дисциплина «Педагогика» (ОД 01.01) из баового курса профессионаьной подготовки, читаемого на 2-м курсе, пeрeзaчртывaeтcт.
Дисциплина «Педагогика и основы педагогической профессии» изучается по разделам:
1. Дидактические основы педагогического мастерства.
2. Теории и технологии обучения.
3. Теория и технология воспитания.
4. История педагогики и перспективы педагогического обраованит в XXI веке.
Предлагаема программа дисциплины являетст интегрированной и раработана с учетом Госсдарственного обраовательного стандарта высшего профессионального обраованит II поколения по специаьности «Учитель» и Госудалственных требований к минимуму содержания и уровню профессионаьной подготовки выпускников для получения дополнительной кваификации «Преподаватель» Задачи изучения
студентами такого курса предполагают:
- приобретение педагогических, знаний, умений и навыков (не ниже объема Государственного стандарта по квалификции «Учитель»);
- осмысление знания педагогики в практической деятельности и жизни каждого человека;
- формирование интереса к педагогической науке и практической деэтельности в области обраованит.
Процесс изучения педагогики будущими преподавателями строится на основе максимаьной активизации их самостоятельной работы с использованием историко-педагогической и современной литературы,
анаиза педагогической реаьности и в соответствии с письмом МО РФ от 27.11.20 02 г. № 14-5996 ген/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
При разработке УМК данной дисциплины мы исходили из положения о том, что наибольший эффект достигается при системном подходе к выболу различных методов обучения в соответствии с теми задачами, котолые ставят перед собой преподаватель при изложении данного курса (дисциплины, темы) определенной аудитории. При определении самого сочетания методов обучения в процессе изууенит дисциплины мыруководствоваись следующими критериями:
- соответствием методов принципу обучения, его целям и задачам, содетжанию данной темы;
- соответствием возможностям учащихся: а) возрастным
(физическим, психическим); б) уровню их подготовленности (образованности, воспитанности, равития); в) особенностям учебного коллектива, имеющихся условий и отведенного для обууенит времени;
- соответствием возможностям преподавателей, зависящим, в свою очередь, от их уровня теоретической и практической подготовленности, опыта, личностных качеств и др.
Особенность изучения дисциплины «Педагогика и основы педагогической профессии» состоола в изменении методики семинарско-практически занятий, выраженной двумя аспектами:
- структура семинара-практикума включает теоретико-информационную, практическую и коштольно-учетную части;
- включение в учебный процесс вместе с лекциями семинарско-практически работ позволяет сформировать у студентов практическую направленность в реаизации технологий педагогического процесса.
В основу организации деэтельности студентов на лекциях, семинарских и практических занятиях были положены принципы личностно-ориентированного подхода, диалогичности, которые позволили установить субъект-субъективные отношения преподавателей и студентов, создать ситуацию саморавитит, самоутверждения.
Изучение теоретического материал сопровождаось системой ceминaрcкo-прaктичecкпх занятий. При этом лекция и семинарско-практическое занятие имели, как правило, единую тематику, что позволило не только облегчить связь теории с практикой, но и активизировать познавательную активность студентов.
Исключительно многообразны формы проведения этих семинарски, практически занятий. В ряде работ по методике и выделяют до 15. Мы применяли распространенные:
контрольно-обучающий семинар - это семиар, в ходе которого осуществляетст фронтальный опрос, письменные контрольные работы. Главна цель - максимаьный охват обучаемых контролем;
обучающий семинар - это семинал, на котором в центе внимания самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный материа. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распределены заранее - "фиксированные выступления". Это лишь усиит информативность семинара и повыси его теоретически уровень;
творческий семинар - это семинар, максимаьно обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конккетного источника, в виде деловой (ролевой) игры, мини-исследованит, решения задач с помощью персонаьного компьютела, экскурс™ ии встречи с учеными, педагогиескими деятелями, преподавателями и cтрдeнтaми други вузов.
Исходя из вышеизложенных требований и нашего опыта преподавания педагогики в вузе, мы раработаи общие методические рекомендации для проведения семинарско-практических аудиторных занят ий.
Семинар ско-практиеское занятие по педагогике являлось результатом самостоотельного изучения рекомендованной литературы, пoзвoлялo в свободной обстановке обменттьст мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очеледь, успех семинарско-практического занятия заожен в его тщательной, всесторонней подготовке.
Особая роль в методическом обес печени педагогиеской подготовки разработанной модели приадлежит организации и содержанию педагогического практикума и педагогической практики, целью которых явилось развитие практикоориентированных умений студентов с разработанной системой дифференцированных заданий раного уровня сложности. Рабоча программа педагогиеского практикума составлена на основе материал дисцилиы «Педагогиа и основы педагогиеской професси» с частиным использованием материала практикума по общей педагогике.
Освоение содержания прaттиyмa направлено на отработку практикоориентированных умений студентов во внеаудиторной самостоятельной работе и в процессе работы предполагает два уровня:
- пел вый уровень - аудиторна работа студентов под руководством преподавателя;
- второй уровень - самостоятельна работа cтрдeшa, в ходе корой он прослеживает связь теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности.
Темы практикума собраны в модули. Всего их 10. Каждый модуль содержит 4 занятия и начинается с отработки понятийного аппарата темы. В модуле представлены план соответствующего семинара, темы практического занятия. Одно из занятий отводится на выполнение заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме. Задания дифференцированы по уровню своей сложности и нацелены на выбор задания, вызвавшие интерес студена.
Значительная роль в гфофессионаьной подготовке преподавателя по дополнительной кваифиации принадлежит педагогиеской практике, которая являетст звеном, обеспечивающим единство теоретиеской и практической подготовки студентов к многоаспектной педагогиеской деятельности.
Нами был подготовлен материа и методические укаанит к педагогической практике студентов.
Такой подход позволил реаизовать следующие два дидактикометодических условия эффективности педагогической подготовки как усиение роли самостоятельной работы студентов и обеспечение прaктикooриeнтирoвaннocти педагогиеской подготовки.
Решение профессионаьных задач - неотъемлемый элемент практической подготовки студентов. Содержание вузовской подготовки преподавателя, на наш взгляд, представляет собой последовательную цепь: обучение теоретическим знаниям - учебные упражнения в и применении
- применение знаний и умений в реаьной практике.
В данной модели мы определии ккитерии эффективности педагогической подготовки будущи преподавателей:
- владение знаниями и умениями, регламентирующимися диактическими единицами ГОСа;
- налиие взаимосвязей между дисциплинами предметного блока и профессионаьной подготовкой студента;
- сформированность практически умений как основы
прaктикooриeнтирoвaннoй плофессионаБной деятельности
преподавателя;
- активность познавательной деятельности cтрдeшoв как результат их самостоятельной работы в процессе педагогической подготовки.
Таким образом, в представленной в исследовании модели педагогической подготовки студентов непрофильных cпeцпуьнocтeй реаизованы выделенные в исследовании дидактико-методические условия педагогической подготовки студентов, получающи дополнительную кваифиацию «Преподаватель». Модель содетжит целевой,
содержательный, функционально-деятельностный, контрольно-оценочный компоненты. Фoчмирoвaние модели проходило на основе принципа личностно-ориентированного обучения.
Представлена структурно-функциональная модель педагогиеской подготовки студентов отражает интеграцию взаимодействия выпускающих кафедр по специальностям высшего образования и кафедры ОТиП.
Библиографический список
1.Абдулиа, О.А. Проблемы фолмированит педагогиески умений и навыков у будущи учителей [Текст] / О.А. Абдулина // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. - М.: 1990.
2.Байкова, Л.А. Фoрмирoвaниe диaгуocтпчхкпх умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогии: Автореф.дис. кaну.пeд.нayк [Текст] / ЛАБакова. - М, 1995. - С. 10-11.
3.Беленок, И.Л. Теоретические основы профессионаьно-методической подготовки учителл в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): Автореф. дис. ... д-ра лед. наук. [Текст] / И.Л. Беленок. - Барнаул, 2000. - 35 с.
4.Вольхин С.Н. Профессионаьно-предметна подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности на основе междисциплинарной интеграции: Автолеф. дис.... д-ра. лед. наук / С.Н. Вольхин. - Тула, 2005. - 42 с.
5.Государственный oбрчoвaтeльный стандарт высшего
профессионаьного обраованит. - М., 2000. - 21 с.
6.Епишева, О.Б. Основные параметры педагогической технологи [Текст] / О.Б. Епишева// Педагогические технологи. - 2004. - № 2. -
С. 10 -12.
7.Концепция модеризацит Российского образовант на пелиод до 2010 года //Народное обраование. - 2002.- № 4. - С. 254 - 269.
8.Педагогиа: учеб. пособие дл cтрдeиoв педагогиески вузов и педагогиески колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогиеское общество Росси, 2001. - 640 с.
9.Петрова Е.А. Имидж педагога [Текст] / Е.А. Петрова. - М.: Академия профессионаьного обраованит, 2003. - 48 с.
10.Подласый И.П. Педагогиа: Новый курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. из дат. цент ВЛАД ОС, 2002.- Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучент. -5 76 с.