(системы обучения и подготовки профессиональных кадров) на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности [2, с. 320].
Практическим результатом реализации акме-ологического тренинга является создание комплекса акмеологических процедур, показавших свою эффективность в совершенствовании и коррекции профессиональной деятельности сотрудников ПФР
Проводимое в отделениях акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности способствует повышению социально-психологической компетентности (деловое общение, управление, саморегуляция), развитию профессионально важных качеств работников, а также позволяет управлять развитием групповых процессов (сплоченности и командообразованию, оптимизации психологического климата коллектива).
Таким образом, акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности работников системы ПФР - это система организацион-
ных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с персоналом и повышение эффективности профессиональной деятельности работников ПФР Это система оперативного, полного и правильного использования достижений и возможностей психологической и акмеологической науки и практических пси-хологов-акмеологов, охватывающая все этапы: начиная с момента поступления на работу, вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности работника в течение всего периода работы в пенсионной системе.
Библиографический список
1. Деркач А.А., СелезневаЕ.В. Акмеология в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 248 с.
2. СитниковА.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / Под ред. А.А. Деркача, Е.А. Яблоковой. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
УДК 378.096
Маренцева Елена Сергеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА (на примере художественно-графического факультета)
В статье представлена модель педагогической поддержки процесса самореализации студентов, внедренная в учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Определены средства, принципы, этапы, условия педагогической поддержки, уровни сформированности социальной активности студентов.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, самореализация, воспитательная деятельность, образовательная среда.
Под моделированием в философии понимается «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими» [3, с. 342]. Модель представляет собой «аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, который служит для хране-
ния и расширения знания об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им» [1, с. 29].
Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Модель указывает новые направления исследовательского поиска, а стремление ее формализовать неизбежно приводит к переосмыслению даже устоявшихся понятий и представлений.
В нашей работе предпринимается попытка создания модели педагогической поддержки про-
цесса самореализации студентов в образовательной среде университета.
Модель исследуемого процесса является динамичной и отражает такие процессуальные характеристики, как например, объективность (потенциалы образовательной среды университета применительно к процессу самореализации студентов, условия эффективности исследуемого процесса), временные характеристики (этапы педагогической поддержки процесса самореализации студентов), количественные характеристики (увеличение или уменьшение определенных фактов), качественные характеристики (изменение взаимоотношений составных элементов изучаемого явления), направленность исследуемого процесса (его социальное предназначение), и другие, которые между собой взаимосвязаны и на различных этапах процесса играют более или менее существенную роль [5, с. 54].
Целью моделирования в педагогике является предоставление оснований для преобразования воспитательного процесса, в нашем случае - процесса педагогической поддержки самореализации студентов.
Объектом моделирования мы определяем педагогическую поддержку процесса самореализации студентов в образовательной среде университета, обеспечивающую их личностный рост.
Нами была разработана модель педагогической поддержки процесса самореализации студентов, осуществляемая на художественно-графическом факультете Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Создание художественно-графического факультета было осуществлено на базе Костромского художественного училища Н.П. Шлеина. После окончания Высшего художественного училища, при Петербургской Академии художеств
Н.П. Шлеин в 1902-1903 гг. открыл в Костроме художественные классы рисунка, живописи и лепки, затем школу и в 1944 году художественное училище. Художественно-графический факультет КГУ был открыт в 1960 году. На протяжении всех лет коллектив преподавателей поддерживает традиции академической системы обучения, изучение и применение законов реалистической живописи и рисунка составляют главное содержание учебного курса в профессиональной подготовке художников-педагогов.
На факультете осуществляется концепция гармоничного сочетания художественно-творческой
деятельности с научно-методической, исследовательской по следующим направлениям: художественно-творческое содержание с научно-исследовательской деятельностью (например, создание художественного произведения на основе научного исследования, изложенного в теоретической части квалификационной работы); научнометодическое содержание с художественно-творческим оформлением (например, разработка по какой-либо дисциплине учебного плана, методического комплекса снабженного учебными плакатами, выполненными на профессиональном, художественном уровне).
Немаловажную роль в учебном процессе студентов играет организация творческого освоения видов и жанров изобразительного искусства. На факультете применяются методики, способные обеспечить высокий уровень прикладных, художественно-творческих исследований, сложились и успешно функционируют творческие группы и коллективы под руководством опытных профес-сионалов-мастеров: творческая группа углубленно изучающая искусство графики, офорта; студенты изучающие искусство ручного ткачества; росписи по ткани; витража; графического дизайна и т.д.
Особое внимание уделяется организации творческой работы факультета. Выставочно-творческая деятельность является сильнейшим стимулом для развития учебно-методической и творческой деятельности факультета, предоставляет возможности для самореализации студентов. Наличие у факультета своего музея, в котором проходят творческие выставки преподавателей и студентов, встречи с творческими людьми города и области, все это позволяет наиболее эффективно проводить творческо-выставочную деятельность, формировать культурно-эстетический и социальный опыт студентов факультета. В соответствии с программой развития факультета на протяжении уже 7 лет в рамках фестиваля творчества «Студенческая весна» проводится выставка студенческих работ творческих факультетов Костромских вузов в Костромском государственном художественном музее. Традиционными стали выставки творческих работ студентов ХГФ (март-апрель), экспозиции пленэрных работ студентов различных курсов.
Воспитательная работа на факультете по содержанию и формам организации является компонентом реализации общей цели внеаудиторной
деятельности со студентами: развития социальной активности студентов. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с творческо-выставочной и профессионально-педагогической деятельностью студентов. В соответствии с логикой образовательного процесса на факультете воспитательная деятельность со студентами направлена на решение следующих задач: создание условий для адаптации студентов к обучению в вузе; развитие организаторских и педагогических умений студентов; актуализация творческого потенциала студентов в учебной и внеучебной деятельности; формирование нравственно-этических качеств студентов; развитие художественного творчества студентов во внеучебной деятельности; организация и проведение культурно-массовых мероприятий, экспозиционной, выставочной деятельности студентов.
Основными средствами для решения поставленных задач на факультете выступают:
Деятельность кураторов учебных групп 1 курса. По результатам инструктивно-методического сбора на совете факультета определяются кураторы 1 курса из числа студентов старших курсов. Традиционно кураторами курсов на факультете являются также ведущие специальные дисциплины (рисунок, живопись) преподаватели. Основной задачей кураторов является помощь в адаптации первокурсников к обучению в вузе.
Организация самоуправления на факультете. Самоуправление на факультете осуществляется в двух формах: деятельность старостата и творческой группы «культоргов». На староста-те решаются вопросы эффективной организации учебной деятельности студентов. В состав старо-стата входят старосты учебных групп 1-5 курсов. На факультете образована творческая группа, включающая студентов 1-4 курсов, которые выступают инициаторами и организаторами различных культурно-массовых мероприятий на факультете («Посвящение в студенты», «Валентинов день», «Последний звонок», «Знакомьтесь: 1 курс», «Ступени творческого роста», выпуск стенгазеты и др.), а также возглавляют подготовку к общеуниверситетским мероприятиям, в том числе проводимых студенческим клубом «Метро», «День студента», «Студенческая весна», «КВН». Данная группа организована по принципу «совета дела».
Разработанная нами модель педагогической поддержки самореализации студентов в образо-
вательной среде университета включает принципы работы преподавателей по оказанию педагогической поддержки в процессе самореализации студентов в образовательной среде университета, этапы, компоненты.
Мы считаем необходимым определить принципы данного процесса.
Под принципами в науке понимается руководящая идея, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей. На наш взгляд, принципы процесса педагогической поддержки самореализации студентов в образовательной среде университета есть определенная система исходных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность в достижении целей, определяет общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств реализации выдвинутых нами условий [3, с. 16].
Мы в своей работе выделяем следующие принципы педагогической поддержки:
- Принцип персонификации; поддерживая процесс самореализации, педагог ориентируется на конкретную личность студента, учитывает его стремления и потенциалы, интересы и возможности, выявляет способности учащихся в том или ином виде деятельности. Условиями реализации принципа персонификации являются:
- определение персональной стратегии и тактики педагогической поддержки, адекватной потребностям каждого объекта;
- осуществление мониторинга изменений в социальном развитии каждого молодого человека;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого молодого человека;
- учет индивидуальных качеств учащихся, их сущностных сфер при выборе средств педагогического влияния;
- предоставление возможности молодым людям для самостоятельного выбора способов решения своих проблем.
- Принцип бинарности; в процессе самореализации важным является сочетание педагогического воздействия и активности студента. Любой вид деятельности в образовательной среде университета строится на взаимодействии педагога и студента. Педагог должен быть личностно значим для студентов, ориентирован на их интересы и способности.
- Принцип опосредованного влияния; деятельность педагога заключается в активизации
ресурсов студента, проявления его инициативы в различных видах деятельности, студент осуществляет собственный выбор участия, своей роли в выбранной деятельности. Важно, чтобы сам учащийся стремился к формированию в себе активной жизненной позиции, а любое воздействие педагога должно способствовать формированию позитивных навыков.
- Принцип социальной активности студента в образовательной среде; студент осознает цели своего участия, значение реализации собственного потенциала для формирования личностного роста, осознает себя, свое «Я» в деятельности группы, коллектива. Совместно со студентами педагог планирует дальнейшую работу в выбранном направлении, определяет перспективы.
- Принцип включенности студента в лично-стно- и социально-значимые отношения; включаясь в ту или иную деятельность, студент ориентирован не только на себя, но и на группу, принимает ее традиции, опыт, особенности взаимодействия. В совместной деятельности ребята приобретают новые знания, опыт, осваивают новые социальные роли, приобретают новые личностные качества.
Педагогическая поддержка самореализации студентов в образовательной среде университета представляет собой разворачивающийся во времени педагогически относительно управляемый процесс, в ходе которого происходит постепенное, целенаправленное развитие их социальной активности.
Логика этого процесса соответствует механизмам саморазвития личности, выявленных С.Д. Поляковым. Исследуемый процесс состоит из трех этапов, которые находятся между собой в прямой последовательной и возвратной зависимости [4, с. 86].
Первый этап - включение студента в социально значимую деятельность. Это этап соответствует процессу адаптации студента в университете. В это время происходит презентация и студентом своих возможностей и самореализация в различных видах социально ориентированной деятельности, осуществляемой в образовательной среде университета. Студенты усваивают специфические возможности и ограничения проявления социальной активности, связанные с особенностями функционирования данного университета.
Второй этап - помощь в преодолении возникающих у студента затруднений, с ориентацией на
имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развитие потребности в успешности самостоятельных действий. Как правило, испытываемое состояние затруднения вызывает у субъекта желание избавиться от отрицательного эмоционального состояния и актуализирует различные действия по снятию напряжения. Педагог может оказать помощь студенту через конструирование ситуаций успеха в деятельности; использование имитационных форм, с помощью которых возможно смоделировать различные виды деятельности, в том числе и те, в которых студент может реализовать свои возможности и способности. При этом важной является теоретическая и практическая подготовка педагогов к оказанию помощи в преодолении затруднений.
Третий этап - активизация процесса самореализации студента в образовательной среде университета. Это показывает, с одной стороны, его субъектную позицию по отношению к развитию собственных возможностей, а с другой стороны, адекватные проявления социальной активности, соответствующие его целям и требованиям в образовательной среде университета. Данный этап включает две фазы: деятельностную, то есть непосредственную целенаправленную адекватную социальную активность, и самооценоч-ную, то есть анализ и рефлексию собственной деятельности. Активизация происходит за счет обеспечения осознанности и самостоятельности позиционного самоопределения и ролевого участия студентов в социально ориентированной деятельности, педагогического стимулирования рефлексии студентов, научно-методической подготовленности педагогов к управлению процессом самореализации студентов.
К организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим успешность педагогической поддержки процесса самореализации студентов в образовательной среде университета, относятся: создание поля самореализации студентов в образовательной среде университета; обеспечение индивидуального маршрута самореализации студента; формирование готовности педагогов к осуществлению педагогической поддержки; разработка программно-методического обеспечения педагогической поддержки процесса самореализации студентов в образовательной среде университета.
Выявление этапности процесса самореализации студентов в образовательной среде универ-
ситета и формирования у них социальной активности потребовало разработки критериев и показателей успешности исследуемого процесса. Исходя из этого, степень самореализации студентов в образовательной среде университета мы предлагаем определять по двум критериям: деятельностному (осознанное, самостоятельное участие студента в различных видах социально ориентированной деятельности в образовательной среде университета, творческое отношение к преобразованию действительности и себя в ней) и эмоционально-ценностному (личностная значимость процесса и результатов деятельности, удовлетворенность качеством участия в ней). Выделенные критерии отражают количественный и качественный аспекты, отражают важнейшие характеристики категории «самореализация студента в вузе» и являются ее объективными показателями. На основании этих критериев нами были определены уровни сформированности социальной активности студентов (допустимый, исполнительский, инициативный).
Допустимый уровень характеризуется низкой способностью личности к творческому преобразованию окружающей действительности, у студента слабо развиты механизмы социальной адаптации, отсутствует самостоятельность в принятии решений.
Достигая исполнительского уровня социальной активности, студент имеет четкое представление о социальной реальности, готов к преобразованию окружающей действительности на основе уже имеющихся алгоритмов; отличается самостоятельностью, настойчивостью, но недостаточно развиты нравственные ценностные ориентации и эмпатийность.
Инициативный уровень представляет собой проявление активности в социально-значимой деятельности. У студента сформированы социально-ценностные ориентации, установка на самостоятельное творческое преобразование действительности в соответствии с государственным заказом, развиты рефлексивные, творческие и эм-патийные способности. Он инициативен и ответственен в решении проблем, достигает успеха в начатом деле.
Таким образом, модель педагогической поддержки самореализации студентов в образовательной среде университета включает:
- цель: представление оснований для преобразования воспитательного процесса со студен-
тами, в нашем случае - процесса педагогической поддержки самореализации студентов;
- объект: педагогическая поддержка процесса самореализации студентов в образовательной среде университета, обеспечивающая их личностный рост;
- принципы: персонификации, бинарности, опосредованного влияния, социальной активности студента в образовательной среде, включенности студента в личностно- и социально-значимые отношения;
- этапы педагогической поддержки: включение студента в социально значимую деятельность; помощь в преодолении возникающих у студента затруднений, с ориентацией на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развитие потребности в успешности самостоятельных действий; активизация процесса самореализации студента в образовательной среде университета;
- организационно-педагогические условия: создание поля самореализации студентов в образовательной среде университета; обеспечение индивидуального маршрута самореализации студента; формирование готовности педагогов к осуществлению педагогической поддержки; разработка программно-методического обеспечения педагогической поддержки процесса самореализации студентов в образовательной среде университета;
- критерии: деятельностный (осознанное, самостоятельное участие студента в различных видах социально ориентированной деятельности в образовательной среде университета, творческое отношение к преобразованию действительности и себя в ней) и эмоционально-ценностный (личностная значимость процесса и результатов деятельности, удовлетворенность качеством участия в ней);
- уровни сформированности социальной активности студентов (допустимый, исполнительский, инициативный).
Библиографический список
1. Волохов А.В. Педагогическое сопровождение самореализации ребенка в детской общественной организации // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции (6-8 декабря 2005 г.). В 2-х т. -Т. 1. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинс-кого, 2005. - С. 28-30.
2. ДмитриевА.Е. Сущностная характеристика социальной активности личности школьника // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. - М.: МГПИ, 1983. - С. 114-121.
3. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
4. Копейкин Ю.К. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -
М., 2007. - 23 с.
5. Организация воспитательной работы в профессиональном учебном заведении: из опыта работы / Под ред. З.Н. Калининой. - Тула: Изд-во ТГПУ 2000. - 102 с.
6. Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 19 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 96 с.
УДК 370.174:371.048.4
Клейменова Инна Евгеньевна
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются технологии взаимодействия преподавателя иностранного языка и будущих педагогов-психологов в процессе формирования готовности студентов к переводческой деятельности.
Ключевые слова: формирование, готовность, взаимодействие, переводческая деятельность, технологии.
Вопросы профессиональной подготовки являются актуальными как в теоретическом плане, так и в вопросах практической реализации задач, стоящих перед высшей школой. Современный рынок труда предъявляет требования к конкурентоспособности, компетентности, а также к личностным качествам работника.
В 1990-е годы во многих педагогических университетах стали открываться факультеты психологии, соответственно, возникли вопросы содержательной методической реализации готовности студентов к различным направлениям профессиональной самореализации, проблемы необходимости обращения студентов к первоисточникам по проблемам психологии, особенно в социальной психологии личности, в том числе на английском языке. Студенты столкнулись с проблемами перевода специальных понятий на русский язык. Например, слово «коммуникация» переводится как «тип общения», хотя в оригинале более точно передается семантика данного понятия. Перед студентами ставится задача научиться переводить научные тексты, т.к. может возникнуть опасность искажения смысла содержания, трудности нахождения того или иного эквивалента англоязычного термина.
Обучение студента пониманию авторского стиля того или иного иноязычного источника требует от преподавателя готовить студентов к переводческой деятельности - одному из элементов профессиональной подготовки. Практическое применение иностранного языка в процессе формирования готовности будущих педагогов-пси-хологов к профессиональной деятельности требует от преподавателя методически точно определить языковые знания, умения, навыки, точность использования языка в предметно-профессиональной подготовке студентов.
Эффективность системы профессиональной подготовки будущего педагога-психолога определяется тем, насколько адекватно эта система отражает требования, предъявляемые к личности педагога-психолога, насколько сам процесс приобретения знаний и умений учит студентов практически применять эти знания и быть достаточно компетентным в различных областях своей специальности.
Для того чтобы глубже понять структуру переводческой деятельности, ее содержание в условиях неязыковых факультетов в педагогическом университете, необходимо проанализировать само понятие «перевод». Для преподавателей иностранных языков важно определить набор