Efremova Maria Yurievna MODEL OF INSTITUTIONAL .
economic sceinces
УДК 338.46:378.1
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА
© 2017
Ефремова Мария Юрьевна, аспирант кафедры гостиничного и туристического бизнеса Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (115093, Россия, Москва, Стремянный пер., 36 E-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: разработка модели организационно — экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Методы: выявлено кому необходима разработка данной модели, а именно: студентам и родителям, государственным органам, рынку труда, ректорату образовательной организации. Рассмотрены понятия профессионально — общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства и организационно — экономического обеспечения, их задач и результатов прохождения. Описаны меры и критерии общественного контроля, необходимые для наиболее эффективной разработки организационно — экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства, такие как контролирование качества подготовки обучающихся, проверка уровня и качества образовательной деятельности, проверка на соответствие соблюдения образовательными организациями законодательства в области лицензирования образовательной деятельности, выполнение образовательными организациями рекомендаций для повышения качества функционирования образовательной организаций. Автор раскрыл главные элементы и компоненты модели организационно — экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Кроме того определены и подробно разобраны формы, такие как профессионально — общественная и общественная аккредитации. Обоснована необходимость в их прохождении. Результаты: на основе анализа прохождения профессионально — общественной аккредитации и общественной аккредитации выявлены меры и критерии, необходимые для наиболее эффективного осуществления организационно — экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства разработана модель организационно - экономического обеспечения профессионально — общественной аккредитации образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства.
Ключевые слова: организационно — экономическое обеспечение обеспечение, образовательные программы, индустрия сервиса и гостеприимства, оценка качества, профессионально — общественная аккредитация, общественная аккредитация, образовательная организация, профессиональные стандарты.
MODEL OF INSTITUTIONAL AND ECONOMIC PROVISION PROFESSIONAL - PUBLIC ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR INDUSTRY OF SERVICE AND HOSPITALITY
© 2017
Efremova Maria Yurievna, post-graduate student of the hotel and tourist business department Plekhanov Russian University of Economics (115093, Russia, Moscow, Stremyannyi per. 36 E-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to develop a model of organizational and economic support for the professional and public assessment of the quality of educational programs for the service and hospitality industry. Methods: it is revealed to whom it is necessary to develop this model, namely: to students and parents, state bodies, the labor market, the administration of the educational organization. The notions of professional and public evaluation of the quality of educational programs for the service and hospitality industry and organizational and economic support, their tasks and results of passage are considered. The measures and criteria of public control necessary for the most effective development of the organizational and economic support of the professional and public assessment of the quality of educational programs for the service and hospitality industry are described, such as monitoring the quality of training students, checking the level and quality of educational activities, checking compliance of educational organizations with legislation in the field of licensing educational activities, the implementation of educational governmental organizations of recommendations to improve the functioning of educational institutions. The author has revealed the main elements and components of the model of organizational and economic support of professional public evaluation of the quality of educational programs for the service and hospitality industry. In addition, forms, such as professional-public and public accreditations, have been defined and analyzed in detail. The need for their passage is justified. Results: Based on the analysis of the passage of professional public accreditation and public accreditation, the measures and criteria necessary for the most effective implementation of the organizational and economic support of the professional and public assessment of the quality of educational programs for the service and hospitality industry were identified. The model of organizational and economic provision of professional and public accreditation of educational programs for the service and hospitality industry is developed.
Keywords: organizational and economic provision of security, educational programs, service and hospitality industry, quality assessment, professional - public accreditation, public accreditation, educational organization, professional standards.
Современная образовательная организация представляет собой некую совокупность сложных организационно - экономических систем, которые функционируют в условиях интенсивно меняющейся внешней среды, являющаяся, в первую очередь, постоянным источником угроз и возможностей для повышения качества предоставления образовательных услуг. Несоответствие между реально существующими потребностями рынка труда индустрии сервиса и гостеприимства и уровнем подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства требует построения модели организационно — экономического обеспечения профессионально — общественной оценки качества образовательных программ
(ОП) для индустрии сервиса и гостеприимства. В данной случае только рассмотрение подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства как организационно — экономической системы образовательного процесса способно повысить качество ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
Профессионально — общественная оценка качества ОП нацелена на выявление уровня и качества подготовленности выпускников, которые освоили данные ОП в образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (если они есть) и к современным требованиям рынка труда по отношению к
экономические науки
Ефремова Мария Юрьевна МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО ...
специалистам соответствующего профиля [18].
Как рассмотрено раннее, в статье «Роль организационно — экономического обеспечения профессионально — общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства» , организационно — экономическое обеспечение (ОЭО) любого процесса следует рассматривать в широком, а также узком смыслах. В более широком организационно — экономическое обеспечение - это форма организации взаимосвязей участников данного процесса, структур на микроуровне отдельно взятой организации и на макроуровне, а также методы и механизмы экономического обеспечения данного взаимодействия [7]. При рассмотрении в узком смысле — система взаимодействия элементов, которые обеспечивают эффективность организационно — экономического обеспечение любых процессов на уровнях конкретного объекта управления [4,19].
Для построения модели ОЭО профессионально — общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства и его главных элементов следует решить следующий ряд задач:
- определение целей, задач, принципов механизмов управления;
- определение условий и факторов функционирования механизмов управления;
- определение субъектов механизма управления;
- формирование объектов управления;
- разработка методов, способов и инструментов управления;
- определение итогов и разработка системы мониторинга итогов.
Организационно-экономическое обеспечение в обязательном порядке должно включать в себя:
- компоненты ОЭО;
- виды формы организации взаимосвязей участников (элементов) всех процессов [13], структур;
- экономические способы и инструментарий механизмов обеспечения данного взаимодействия;
- меры, которые необходимы для наиболее эффективного осуществления ОЭО бизнес-процессов, а также социально — экономических систем.
Компонентами ОЭО профессионально-общественной оценки качества ОП будут являться:
- различные виды форм организации взаимодействия всех структурных подразделений в образовательной организации и обучающихся во время проведения оценки качества ОП;
- экономические способы и инструментарий механизмов обеспечения процесса оценки качества ОП;
- меры, которые необходимые для наиболее эффективной реализации ОЭО оценки качества ОП.
Компоненты ОЭО профессионально-общественной оценки качества ОП в совокупности включают в себя:
- законодательные [14],
- организационно-административные,
- финансово-экономические методы воздействия, обеспечивающие непрерывное развитие и усовершенствование всего процесса оценки качества ОП на основе принципов комплексности [6], целенаправленности, системной реализации потенциала, само приспособленности, согласованности интересов образовательной организации и организации, которая проводит оценку качества ОП.
К внутренним компонентам образовательной деятельности относятся:
- условия процесса образовательной деятельности;
- процесс образования [20];
- итоги образовательной деятельности.
Для повышения качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства необходимо соответствие внутренних компонентов внешним потребностям:
- студентов и родителей;
- государственным органам;
- рынку труда [16];
- ректорату образовательной организации.
К формам ОЭО профессионально — общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства относятся:
- общественная аккредитация организации, реализующая ОП для индустрии сервиса и гостеприимства;
- профессионально — общественная аккредитация (ПОА) для индустрии сервиса и гостеприимства.
Общественная аккредитация образовательной организации признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций [3,5]. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию [1]. Образовательные организации, которые осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Задачи, которые выполняет общественная аккредитация отображены на рисунке 1.
] 1роьерка соблюдения обрачопатслышм и организациями затаи ю датсл ьсша
Задачи общественной аккредитации
И
11роаерхн качества н уровня образования обучавшихся и выпускников
Разработка рекомендации по повышению качества работы образовательной организации и устранению выявленных
Оказание разного рода поддержки образовательной организации в реализации полученных рекомендаций
Рисунок 1 - Задачи общественной аккредитации образовательных организаций, занимающихся подготовкой кадров для индустрии гостеприимства
Как видно из рисунка 1, общественная аккредитация способствует повышению качества работы образовательной организации, путем проверки образовательной организации и помощи в решение рекомендаций.
К мерам и критериям которые необходимы для наиболее эффективного [8,9] осуществления ОЭО профессионально-общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, а именно, общественного контроля относятся:
- контролирование качества подготовки обучающихся [21];
- проверка уровня и качества образовательной деятельности;
- проверка на соответствие соблюдения образовательными организациями законодательства в области лицензирования образовательной деятельности;
- выполнение образовательными организациями рекомендаций для повышения качества функционирования образовательной организаций.
К субъектам общественной аккредитации следует отнести организующие и оценивающие организации.
Оценивающими организациями могут быть:
- общественные организации, которые представляют интересы студентов;
- представители общественных благотворительных организаций в индустрии сервиса и гостеприимства;
- общественные объединения педагогических работников индустрии сервиса и гостеприимства;
- общественные объединения СМИ;
- инициативные граждане, аккредитованные в качестве общественных инспекторов.
Организующими органами являются:
- общественная палата РФ [15];
- общественные палаты субъектов;
- общественные советы при исполнительных органах власти субъектов, которые осуществляют управление в
Efremova Maria Yurievna
MODEL OF INSTITUTIONAL .
economic sceinces
сфере образования;
- общественные палаты муниципальных образований;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих управления в сфере образования.
Профессионально-общественная аккредитация (ПОА) ОП — признание качества и уровня подготовки выпускников по ОП, освоивших такие ОП в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля [1].
По итогам ПОА работодателями, а также их объединениями и/или уполномоченными ими организациями могут быть сформированы рейтинги аккредитованных ими ОП и организаций [12,17]. Рейтинги качества и уровня образования определяются учитывая показатели или набора показателей, составители рейтинга отражают и измеряют академическое качество. Также каждая образовательная организация или кафедра имеет свой личный рейтинговый балл, а не объединяется с другими вузами в группы, однотипные по уровню качества.
Целью ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства является оценка качества подготовки обучающихся по ОП данного направления на базе показателей [10], которые не учитываются при государственной аккредитации и которые основываются на анализировании востребованности рынком труда, работодателей и выявления наилучших практических навыков и достижений образовательной организацией [11].
Модель организационно "экономического обеспечения профессионально общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства (МСиГ)
1
Кадровое обеспечение Содержание процесса Технологический процесс обучения Техническое обеспечение Итога освоения ОП для ИСиГ Профессионально -общественная оценка качества ОП для ИСиГ
Знание компьютерных технологий ОП и планы Технология проведения Техническая Оснащенность в поцессе обучения промежуточ ная аттестация по ОП для ИСиГ
Ученая степень и Соответствие планов и ОП тестирования по ОП для ИСиГ
Проведение лекций Программное обеспечение в процессе реализации ОП для ИСиГ
поОП для ИСиГ
Наличие научных и методических С оотвстствие ОП современному состоянию ИСиГ Освоение ОП для ИСиГ
Проведения практических чинши в сфере сервиса и гостеприимства
Условия для организации процесса обучения по
заинтереоованноть Обеспечение материалам и для обучения по ОП для ИСиГ Итоговая форма контроля обучения
Проведение но ОП для ИСиГ
Педагогические трудоустройства вИСиГ
Общественна аккредитация
выделение бюджетных мест по направлениям ИСиГ
образовательной организации и отдельных ОП ИСиГ
Рисунок 2 - Модель организационно - экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства (составлено автором)
К показателям оценки при проведении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства относятся:
- признание компетенций модели выпускника рынком труда индустрии сервиса и гостеприимства [18];
- удовлетворенность знаниями по итогам обучения по ОП для индустрии сервиса и гостеприимства работодателями и выпускниками;
- соответствие ОП для индустрии сервиса и гостеприимства потребностям рынка труда;
- наличие научно - методических материалов для процесса освоения ОП для индустрии сервиса и гостеприимства;
- наличие кадровых и материальных ресурсов для реализации ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
Результатом прохождения образовательной организацией ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства будет получение оценки и рекомендаций по совершенствованию ОП, принимается во внимание наличие
свидетельства о прохождении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства при выделении бюджетных мест со стороны государства, что в свою очередь приведет к повышению привлекательности со стороны абитуриентов и родителей.
Модель организационно — экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства должна включать в себя критерии оценки качества образования, которые представлены на рисунке 2.
Таким образом модель организационно — экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства нацелена на повышения качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. При проведении профессионально — общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства учитываются: кадровое обеспечение по направлению сервиса и индустрии гостеприимства, содержание образовательного процесса по ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, технологический процесс обучения по ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, техническое обеспечение, а также итоги освоения ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. По итогам проведения ПОА ОП для ИСиГ и общественной аккредитации образовательная организация повышает свой статус, получает бюджетные места от государства, привлекает внимание со стороны абитуриентов и их родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017)
2. Азарьева В.В., Горленко О.А., Григорьев В.М., Круглов В.И., Прокопов Н.И., Соболев В.С., Степанов И.В., Степанов С.А., Шапошников С.О., Ященко В.В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. СПб.: ЛЭТИ, 2006, 44 с.
3. Аниськина Н.Н. Формирование единых требований для оценки качества ДПО. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире/ № 6(6) 2013, с. 1-5
4. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Фак-торович А.А. Современные подходы к оцениванию квалификаций. Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100-106.
5. Борисова И.И. Роль профессионально-общественной аккредитации в оценке качества образовательных программ // Сборник статей методической конференции «Инновационные методы обучения в вышей школе». Нижний Новгород : ННГУ, 2016. С. 44-46.
6. Герасимов А.И. Михалев А.Г. Соловьев В.А. Профессионально-общественная аккредитация как средство оценки качества образовательных услуг // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2014. № 1. С. 268-271.
7. Ефремова М.Ю. Роль организационно — экономического обеспечения профессионально — общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства / М.Ю. Ефремова, Н.А. Зайцева // Российский научный журнал «Вестник Национальной академии туризма» - Вестник Нат - № 1(41) — январь - март 2017, С.55-59
8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М. Издательский центр «Академия», 2005, 240 с.
9. Зайцева Н.А. Практикум про менеджменту туризма. М. Издательство "Форум", Инфра-М, 2007, 160 с.
10. Зайцева Н.А. Процедура оценки и сертификации квалификаций в области туризма и сервиса: верификация измерительных материалов и критериев оценки. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2012, No
экономические науки
Ефремова Мария Юрьевна МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО ...
2, с. 18-25
11. Зайцева Н.А. Роль профессионального сообщества в повышении Качества подготовки кадров: от профстандартов до независимой оценки квалификаций. В сборнике «Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 1. Под ред. Ю.С. РУденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016, с. 51-59
12. Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. Профессиональные стандарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2013. № 7. 72 с.
13. Никольская Е.Ю., Проблемы и перспективы профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства, Научный взгляд в будущее, 2016, т. 10 №1 (1) с. 107-111
14. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 72 с.
15. Примерная методика оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации. М. Российский союз промышленников и предпринимателей. Национальное агентство развития квалификаций. 2015
16. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: сборник организационно-методических документов. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 72 с.
17. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. The Russian Hotel Market: condition and development under the crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3 S5 (2015), P. 289-296. DOI 10.590/mjss2015.v6.n3s5p289
18. Efremova M.Y. Methodical approaches to the development of economic-organizing provision of professional and public estimation of the quality of educational programmes for service and hospitality industry / M.Y. Efremova // «Contemporary Problems of Social Work» No. 2. 2017, pp. 7-14.
19. Zaitseva N.A., Efremova M.Y., Larionova A.A., Kurkina N.R., Breusova E.A. Management and evaluation of educational programmes in higher education based on the requirements of employers. Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Issue 2, February 2017, рр. . 167176
20. Zaitseva N.A.,Goncharova, I.V. Androsenko, M.E. Necessity of changes in the system of hospitality industry and tourism training in terms of import substitution. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 Number 1, рр. 288-293
21. Zaitseva N.A. The forecast of development of the hotel business in Russia as a promising direction of business expansion of international hotel chains. Middle East Journal of Scientific Research. 2013, Volume 14 Number 3, pp. 328334
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017