СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
УДК 378.1 + 338.46 DOI: 10.22412/1995-042X-11-8-4
ЕФРЕМОВА Мария Юрьевна
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва, РФ);
аспирант; e-mail: maha-efr@mail.ru
Проблемы и перспективы организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства
В статье рассмотрены проблемы перспективы организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Проанализированы характерные особенности долгосрочных трендов в развитии образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства, такие как рост мобильности, глобализация, доступность и активное использование интернет пространства, внедрение инноваций и использование современных образовательных технологий, интернационализация и диверсификация образовательных программ, эффективная система повышения квалификации преподавателей, интеграция образовательных и научных организаций, рост эффективности управления образовательными учреждениями, повышение качества образования. Обоснована роль процесса проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ по оценке качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Объяснена проблема пониженного интереса со стороны работодателей к процессу оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства и предложены варианты привлечения работодателей к процессу оценки качества образовательных программ. Определена роль организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Показаны различные формы налаживания связи структурных подразделений образовательной организации и обучающихся во время процедуры проведения оценки качества образовательных программ. Сделан вывод о проблемах и перспективах организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства и предложены возможные варианты совершенствования.
Ключевые слова:
образовательные программы, индустрия сервиса и гостеприимства, оценка качества, профессионально-общественная оценка, профессионально-общественная аккредитация, образовательные организации
Сегодня вся система подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства аналогично как и вся система высшего образования РФ динамично меняется. Современные мировые тенденции оказывают влияние и на процесс образования. Во времена интенсивного развития индустрии туризма и гостеприимства в РФ проблема обеспечения предприятий индустрии туризма и гостеприимства квалифицированными кадрами, которые способны обеспечить конкурентоспособность предприятий в долгосрочной перспективе остаётся не решённой и на сегодняшний день. Изучение зарубежного опыта наглядно демонстрирует, что для повышения качества подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства требуется тесное взаимодействие работодателей и общества с образовательными организациями, а также использование современных технологий в процессе обучения и оценки качества образовательных программ.
На сегодняшний день вся система подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства, точно так же, как и вся система высшего образования интенсивно меняется -разрабатываются новые образовательные стандарты с учётом требований профессиональных стандартов [10], увеличивается роль работодателей в данном процессе и т.д. [2]. Поэтому для построения стратегии развития системы подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства, как на уровне одного вуза, так и на уровне всей страны важно понимать перспективы [6].
Значимым и долгосрочным трендом для организационно-экономическое обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства [3] является мобильность. По данным ЮНЕСКО, в течение последних 25 лет уровень студенческой мобильности в мире вырос более чем на 300% и в настоящее время составляет около 3 млн. чел. [4].
Для системы образования РФ будет ха-
рактерно видоизменение структуры базовых знаний для выполнения профессиональных задач. Вместе с широким развитием традиционного типа обучения активно разрабатываются: мультимедийные технологии, электронные учебники, образовательные порталы. Вырабатывая свою индивидуальную профессиональную линию для развития, обучающийся способен сам себе выстроить личный план, в который включаются разнообразные образовательные продукты и услуги: интернет образование, массовые открытые онлайн-курсы, корпоративные университеты и другое. В совсем недалёкой перспективе, в ближайшие 23 года, предполагается широкое распространение в системе подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства онлайн-курсов, симуляторов и различных тренажёров, которые имитируют реальные ситуации в гостиничном бизнесе [9].
Корпоративные университеты - структурные подразделения организаций, обеспечивающие эффективность образовательных программ развития персонала, их дальнейшее внедрение в систему подготовки персонала, что в итоге способствует реализации стратегического усовершенствования организации. Ярким примером работы корпоративных университетов является объединения с образовательными организациями. Сотрудничество образовательной организации и компании является выгодным для обоих сторон, так как приводит к обмену опыту, знаний и практических навыков. Специалисты компании показывают знания, а также опыт молодому поколению, приобретают апробированную методику обучения. У образовательной организации появляется доступ к практике, опыту и информации, которые накоплены компанией.
Ещё одним долгосрочным трендом образования РФ является доступность и активное использование интернет-пространства. Использование интернет обучения с эго элементами практикуется в России с середины 90-ых годов ХХ века. Обучение посредством сети интернет это некий образовательный
печения профессионально-общественной оценки качества обра- /НАЛП ПЫЙ зовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства /1\у1П/Л.Л
процесс, в котором обучающиеся связаны с преподавателями, а так же друг с другом через интернет пространство [11].
Лекции для индустрии сервиса и гостеприимства могут быть проведены и в режиме онлайн трансляций, и в режиме записи. Лекции в режиме записи все чаще используются в образовательных организациях и на интернет пространстве по всем образовательным программам для индустрии сервиса и гостеприимства, что позволяет студентам получить обширный доступ к лекциям зарубежных и российских преподавателей [3].
Мультимедийные курсы представляют из себя два вида информации - звуковой и визуальной. Такого рода подача включает в себя и звуковое повествование, и элементы анимации, и текстовые материалы. Электронные курсы подразумевают формирование предметного контента, который содержит краткую текстовую информацию и её иллюстрирование при помощи графиков, фотографий и рисунков. Помимо этого предприимчиво применяются ссылки на актуальную информацию в качестве обзоров, видеоматериалов и статей, которые находятся в интернете. Данного типа курсы расположены на порталах образовательных организаций и предназначены для интернет-обучения, и дополнительных материалов, которые способствуют повышению качества традиционного образования.
Увеличивается количество онлайн-курсов и слушателей [4], что позволяет разнообразить традиционный учебный процесс. Можно приложить усилия для адаптирования зарубежных онлайн-курсов (EdX, Coursera и др.) от ведущих специалистов индустрии сервиса и гостеприимства. При этом следует учесть российские особенности и реалии, для выявления наиболее актуальных направлений развития науки, технологии, техники, наиболее востребованных в России [5].
Виртуальное пространство доступно главным образом по географическому охвату, а также стоимости услуг для наибольшей части населения России. Дистанционное обуче-
ние формирует конкуренцию традиционным видам образования и основывается на современных информационных и образовательных технологиях. Опишем характерные черты интернет обучения [14] для индустрии сервиса и гостеприимства:
1) доступное обучение вне зависимости от географического положения в образовательной организации с данными технологиями;
2) скоростное и интенсивное изучение материалов, которое устанавливается самими студентами в зависимости от их личных характеристик;
3) мобильность обратной связи между студентом и преподавателем;
4) равноправность возможностей получения высшего образования вне зависимости от состояния здоровья, материального положения и национальности;
5) возможность повышения квалификации;
6) получение второго высшего образования без отрыва от основной работы.
К минусам дистанционного обучения относятся:
• отсутствие непосредственного контакта преподавателей и обучающихся;
• итоги обучения сильно зависят от индивидуальных качеств обучающегося, умения и желания самостоятельно работать;
• отсутствие регулярного контроля со стороны преподавателей.
Также можно назвать ряд факторов, которые сдерживают процесс обучения: способность и умение обучающихся к самостоятельному освоению образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства, умение выстраивать индивидуальные образовательные программы, самодисциплина. Результатами дистанционного обучения, чаще всего, является невысокое качество знаний и компетенций обучающегося.
Большинство российских образовательных организаций активно использует информационные, а также сетевые технологии в си-
стеме всего процесса обучения. По мнению Н.А. Зайцевой, в будущем это приведёт к стиранию граней между очной , заочной и дистанционной формами обучения, что и является характерным долгосрочным трендом системы будущего образования [12]. Если учесть влияние этого тренда на развитие международной системы образования, следует отметить, что система онлайн-образования активно используется во всем мире, и за ним будущее. На сегодняшний день насчитывается более 19 000 высших образовательных организаций перед которыми стоит задача обучить 100 млн. человек.
Изменяется отношение общества к качеству образованию [13]. Для современных работодателей индустрии сервиса и гостеприимства определяющим становится не наличие диплома, а умения и компетенции, которыми должен обладать соискатель, претендующий на вакантную должность. С увеличением количества технологий растёт потребность гостиничных предприятий в креативных сотрудниках с воображением, лидерскими качествами, инициативой , гибкостью, коммуникабельностью и др. Это не может не отразиться на специфике и качестве образовательного процесса. На сегодняшний день качество подготовки в российских образовательных организациях вызывает недовольство, как отечественных работодателей , так и молодых специалистов.
По этой причине можно предсказать, что вся система образования перестанет рассматриваться и оцениваться лишь дипломами, а одним из главных её трендов станет подача знаний, навыков и умений, а также объективная оценка, которая может осуществляться сторонними организациями.
Большое внимание занимает портфолио обучающегося индустрии сервиса и гостеприимства, где собраны все дипломы, сертификаты, свидетельства, грамоты и др. Портфолио отображает работу обучаемого в процессе всего времени обучения; показывает степень подготовки человека к конкретным видам де-
ятельности при помощи оценки его компетенций и навыков в модельных ситуациях. У работодателя появляется возможность составить «полную картину» о навыках, способностях и успехах соискателя; составить максимально точное представление о квалификации выпускника и его компетенциях. Когда как специальность подтверждается документами об образовании, то компетентность подтверждается «портфолио».
В долгосрочной перспективе выпускники вузов должны уметь ставить задачи в процессе профессиональной деятельности, обобщать и использовать на практике знания из смежных отраслей , проектно мыслить, выполнять нестандартные задания и т. п. [1].
В будущем образовательный процесс должен опираться на междисциплинарное обучение, которое должно формировать у обучаемого способности к получению знаний, навыков, анализу и выработке действий [7].
Изменение требований со стороны работодателей к выпускнику привело к смене квалификаций (перечень усвоенных знаний и умений) на компетенции. Компетенции демонстрируют способности принимать решения в условиях неопределённости, организовывать нестандартную работу и т.п.
Рынок образовательных услуг по своей природе является инновационным, так как объем информации увеличивается с каждым годом и необходимость в получении новых сведений оперативно вынуждает использовать новейшие достижения науки и техники. Инновации в образовании - это целенаправленные изменения, которые предназначены для перехода обучающей системы из одного состояния в другое. Одним из долгосрочных трендов образования является внедрение инноваций и использование современных образовательных технологий.
Образовательные инновации следует разделить на несколько подвидов в зависимости от объекта, который они изменяют:
- внутрипредметные инновации - нововведения, заключённые «внутри» предмета
печения профессионально-общественной оценки качества обра- /НАЛП НЫЙ зовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства /l\yln/AJI
или способа его преподавания;
- общеметодические инновации - внедрение в преподавание нетрадиционных технологий, универсальных по своей сути, что даёт возможность применять их в любой предметной отрасли;
- идеологические инновации - изменения, обусловленные обновлением сознания и веяньями времени;
- административные инновации - решения, которые принимают руководители разных уровней , ведущие к повышению эффективности управления образовательными учреждениями.
При их разработке и внедрении необходимо учитывать прошлый опыт, а также активное взаимодействие практических подходов с наукой .
Общеметодические инновации наиболее распространены в сфере образовательных услуг. Образовательные организации активно пользуются такими инновациями, как интернет обучение в целом, так и отдельные его элементы. К ним можно отнести: онлайн-конференции, онлайн-лекции, вебинары, мультимедийные и электронные курсы. Также активно используются чаты, электронная почта, онлайн-тестирования и форум.
Онлайн-конференции и их разновидность - вебинары, подразумевают проведение обмена информацией в режиме онлайн. Во время таких встреч каждый из участников находится либо у своего компьютера, либо в заранее определённом месте, обеспеченном необходимым оборудованием для онлайн трансляции. Связь между ними поддерживается через интернет и установленного вэб-приложения. Кроме голосовой формы обмен информацией также может происходить посредством чатов и онлайн голосований. В последнее время создаются специализированные сервисы для организации данной формы обучения.
Современные образовательные технологии главным образом должны работать на креативное образование, при котором разви-
вается творческая сторона каждого обучаемого. Мониторинг и оценка - неотъемлемая часть структуры образовательных технологий [15]. Важно при этом, что инновации в образовательном процессе требуют создание соответствующей информационно-образовательной среды. Следует уделить особое внимание инновационным методикам преподавания и содержанию образовательных программ.
Для того чтобы развить исследовательские и предпринимательские компетенции у обучающихся, нужно с первых курсов, в рамках дисциплин предоставлять информацию по базовым навыкам создания и ведения бизнеса, активно привлекать студентов для исследований, активизировать их участие в проектах предприятий, подачи заявок для грантов [8]. Всё это диктует новейшие требования к будущим специалистам, появлению новых методик подготовки кадров с использованием инновационных технологий.
К довольно долгосрочному тренду образования в РФ можно отнести диверсификацию, проявляющаяся в расширении подходов к содержанию образования, появлению новых дисциплин и специальностей , методов, форм обучения, методологий, методик и технологий образования. Если рассматривать перспективу до 2020-2025 года, прогнозы специалистов и экспертов предполагают переход на обучение с использование дополнительной (дополненной ) виртуальной реальности, игровых онлайн-миров гостиничной индустрии [5]. В процессе обучения будут происходить смещения акцентов с теории на проектную деятельность, стартапы, использование робототехники в образовательном процессе, как в процессе обучения в вузе, там и при проведении стажировок в индустрии сервиса гостеприимства. Помимо этого, повсеместным может быть применение программ развития индивидуальных когнитивных навыков, которые необходимы для работы в индустрии сервиса и гостеприимства.
Особо важный трендом в недалёком бу-
дущем, это не только развитие компетенций студентов, но и преподавателей , по отношению к которым, в последнее время есть большое количество вопросов и со стороны общества и со стороны родителей . Повышение компетенций преподавательского состава также является одним из основных элементов конкурентоспособного российского образования. Регулярное участие в научной деятельности, повышение уровня квалификации позволит успешно работать в вузе. Растут требования к преподавателям по участию в НИР, РИД, грантах. Важны показатели цитируемости как в российских научных изданиях, так и международных.
Совершенно очевидны требования, которые предъявляются к компетенциям преподавателей образовательной организации, в которой осуществляется подготовка кадров для индустрии сервиса и гостеприимства. Сейчас они должны уметь работать со всеми современными программными обеспечениями, гаджетами, которые используются в образовательном процессе, когда как в ближайшие 5 лет максимально вероятен переход на интерактивные образовательные технологии. Преподавателям будущего будут необходимы компетенции ментора, в том числе проектной деятельности, опыт работы в бизнес-инкубаторах и акселераторах, стартапов, и в совсем отдалённой перспективе - компетенции проектировщиков образовательных траекторий, которые разрабатывают образовательные треки с учётом психотипов, способностей и целей обучающихся.
Главная задача российских вузов состоит в предоставлении качественного образования с сохранением его классических основ, соответствие актуальным и стратегическим потребностям российского общества и личности.
К долгосрочным трендам в развитии системы российского образования относится:
• интеграция образовательных и научных организаций;
• глобализация;
• рост мобильности;
• интернационализация и диверсификация образовательных программ;
• эффективная система повышения квалификации преподавателей ;
• инновационность образовательного процесса;
• повышение качества образования;
• рост эффективности управления образовательными учреждениями.
Перспективой совершенствования организационно-экономического обеспечение профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства можно назвать развитие образовательных технологий, изменения требований к компетенциям преподавателей образовательных организаций и обучающихся, что в будущем приведёт не только повышению качества подготовки кадров для индустрии сервиса и гостеприимства, но и к повышению востребованности выпускников в реальном секторе экономики.
Профессионально-общественная аккредитация (ПОА) образовательных программ (ОП) для индустрии сервиса и гостеприимства при непосредственном участии работодателей способна вывести уровень подготовки кадров на новую ступень совершенствования. Но сегодня, существует ряд проблем, сдерживающие этот процесс, и не позволяющие сделать ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства механизмом эффективной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Если выделить ряд основных проблем профессионально-общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, то к ним следует отнести:
1) пониженный интерес образовательной организации к прохождению ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства;
2) пониженный интерес со стороны СПК в индустрии гостеприимства к проведению ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства;
3) пониженный интерес со стороны рабо-
печения профессионально-общественной оценки качества обра- /Н/ЛП ПЫЙ зовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства /1\у1П/Л.Л
тодателей в процессе разработки ОП для индустрии сервиса и гостеприимства;
4) отсутствие базовых кафедр в профильных предприятиях регионов;
5) отсутствие объективности в процессе проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
Пониженный интерес образовательной организации к прохождению ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства объясняется рядом причин, которые приводят к данной проблеме. Невысокий спрос к направлению сервиса и гостеприимства по сравнению с более рейтинговыми направлениями, такими как менеджмент, юриспруденция, финансы связан с неуверенностью будущих студентов к ОП данного направления. Образовательные организации, реализующие ОП для индустрии сервиса и гостеприимства из-за невысокого спроса к данному направлению не имеют финансовых возможностей и желания к проведению необязательной ПОА ОП. Данную проблему стоит решать на высшем уровне, Минобрнауке стоит повысить значимость прохождения ПОА ОП у образовательных организаций.
Каким образом сказывается пониженный интерес со стороны СПК в индустрии гостеприимства к проведению ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства на качестве ОП данного направления очевидно. На сегодняшний день Н.А. Зайцевой разработана методика ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. СПК в индустрии гостеприимства в своём составе имеет обученных, а также, что немаловажно аттестованных экспертов по ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Но как видно, все этого недостаточно. Следует заинтересовать СПК в индустрии гостеприимства в проведении ПОА ОП.
Проблема пониженного интереса со стороны работодателей к процессу разработки ОП для индустрии сервиса и гостеприимства не разрешена и на сегодня. Несмотря на то, что со стороны государства есть наставление о том, что работодатели и общество
должны быть привлечены к образовательному процессу, формированию учебно-методических, контрольно-измерительных материалов, к составлению фондов оценочных средств и многому другому, на деле, всю вышеперечисленную работу выполняет преподавательский состав кафедры. Вопросом стимулирования работодателей к процессу разработки ОП следует заняться очень серьёзно. Необходимо привлечь к разработке и учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, в составлении фондов оценочных средств и другое.
Отсутствие базовых кафедр в профильных предприятиях регионов влияет на качество ОП для индустрии сервиса и гостеприимства самых прямым образом. Нехватка развития образовательного процесса, а так же привлечение к процессу преподавания исследователей, не имеющих учёной степени и стажа в научно--педагогической работе, но обладающие достаточным опытом на практике по направлению профессиональной деятельности являются причиной отсутствия кафедр. Данную проблему необходимо решать стимулированием со стороны Минобрнауки процесса создания базовых кафедр, а также учёта их наличия при проведение государственной аккредитации ОП, а также при проведении ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
Существует и проблема самого процесса проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства - отсутствует объективность в процессе проведения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Безответственность образовательной организации по отношению к ПОА ОП, демонстрация только текущей ситуации и общих направлений, не конкретизировав задачи, цели и способности реализации ОП все это привело к необъективности ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства. Необходимо разработать стратегию развития ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, отсеяв или заменив неэффективные ОП.
Если говорить о перспективах совершен-
ствования организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства, то к формам налаживания связи структурных подразделений образовательной организации и обучающихся во время процедуры проведения оценки качества ОП следует отнести:
• увеличение внимания со стороны работодателей в согласованности с образовательными организациями по оценке качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства по причине ухудшения на рынке труда;
• в итоге прогресса национальной системы профессиональных квалификаций увеличивается стадия сформированно-сти СПК в индустрии гостеприимства и иных объединений работодателей, их слияние с образовательным сообществом в задачах обеспечения оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства;
• увеличение интереса со стороны СПК в индустрии гостеприимства и других объединений работодателей, которые заинтересованы во взаимосвязях с образовательными организациями, в процессе прохождения ПОА ОП для индустрии сервиса и гостеприимства.
К экономическим методам, а также механизмам обеспечения процесса оценки качества ОП следует отнести:
- снабжение организациям, которые участвуют в процессе оценки качества ОП для индустрии сервиса и гостеприимства налоговых льгот на прибыль в объёме до 1,5% от за-
работанных компанией средств в том случае, если они были направлены в фонды целевого капитала вуза для развития материально-технической базы и на подготовку востребованных экономикой кадров;
- обеспечение образовательным организациям, которые имеют ПОА ОП льгот в процессе выделения Минобрнауки бюджетных мест набора студентов.
Проанализировав изменения организации оценки качества образовательных программ в Российской Федерации и рассмотрев особенности профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства были выявлены перспективы совершенствования организационно-экономическое обеспечение профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства. Обоснована необходимость в разработке методических и практических рекомендаций по созданию организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства.
Таким образом, определив проблемы и перспективы профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день необходимо разработать методические и практические рекомендации по созданию организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства.
Список источников:
1. Ашмарина С.И., Шепелев А.В. Исследование трендов развития современной системы высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т.8. №4. C. 82-89.
2. Байбурова О.Р. Кооперация бизнеса и образования в подготовке кадров для индустрии гостеприимства // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. №3(3). С. 56-62.
СЕТЕВОЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Проблемы и перспективы организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства
3. Ефремова М.Ю., Зайцева Н.А. Роль организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. 2017. №1(41). С. 55-59.
4. Зайцева Н.А., Ильина Е.Л., Никольская Е.Ю., Романова М.М. Оценка профессиональных квалификаций сотрудников индустрии гостеприимства: Монография. М.: РУСАЙНС, 2016. 254 с.
5. Зайцева Н.А. Перспективы совершенствования системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства // Национальная ассоциация учёных. 2016. №9. С. 87-88.
6. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах. М.: Инфра-М, 2013. 416 с.
7. Лукьянов Д., Никольская Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в профильном вузе // Путь науки. 2015. №3(13). С. 74-75.
8. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 514.
9. Романова М.М., Чернова А.А. Специфика и особенности образовательных услуг в сфере услуг // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. №2. С. 13-16.
10. Ушанов Ю.В. О новых стандартах классификации гостиничной индустрии - услуге, продукте и профессиональной квалификации. 2015. URL: http://hotelier.pro/personal/ item/575-ushanov (Дата обращения: 15.10.2017).
11. Efremova M.Y. Methodical approaches to the development of economic-organizing provision of professional and public estimation of the quality of educational programmes for service and hospitality industry // Contemporary Problems of Social Work. 2017. №2. Pp. 7-14.
12. Zaitseva N.A., Efremova M.Y., Larionova A.A., Kurkina N.R., Breusova E.A. Management and evaluation of educational programmes in higher education based on the requirements of employers // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. Iss. 2. Pp. 167-176.
13. Zaitseva N.A., Larionova A.A., Kostryukova O.N., Efremova M.Y., Golikov V.V. Development of Anti-Crisis Strategies of Development of Hospitality Industry Companies on the Basis of Formation of Competitive HR Potential. In: Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 2017. Pp. 492-500.
14. Zaitseva N.A., Larionova A.A., Skrobotova O.V., Trufanova S.N., Dashkova E.V. The Mechanism of Business Integration and the Training System for the Tourism Industry // IEJME — Mathematics Education. 2016. Vol. 11. №6. Pp. 1713-1722.
15. Singh P., Thambusamy R., Ramly M., Abdullah I., Mahmud Z. Perception Differential between Employers and Instructors on the Importance of Employability Skills // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 90. Pp. 616-625.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROVIDING A PROFESSIONAL AND PUBLIC ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR THE SERVICE AND HOSPITALITY INDUSTRY: PROBLEMS AND PROSPECTS
Mariya Yu. EFREMOVA
Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia);
PhD student; e-mail: maha-efr@mail.ru
The article examines the problems of organizational and economic providing professional and public assessment of the quality of educational programs for the hospitality industry. The author analyzes the typical features of long-term
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Keywords:
educational programs, service and hospitality industry, quality assessment, professional and public evaluation, professional and public accreditation, educational organizations
development trends in educational programs for the service and hospitality industry, such as the growth of mobility, globalization, accessibility and active using Internet, the introduction of innovations and the use of modern educational technologies, the internationalization and diversification of educational programs, an effective system of teacher training, integration educational and scientific organizations, increasing the effectiveness of image management improving the quality of education. The article substantiates role of conducting professional and public accreditation of professional educational programs in assessing the quality of educational programs for the service and hospitality industry. The author explains the problem of low interest on the part of employers in the process of assessing the quality of educational programs for the service and hospitality industry, and offers options for involving employers in the process of assessing the quality of educational programs. The author also determines role of organizational and economic support of professional and public assessment of the quality of educational programs for the service and hospitality industry. The article shows various forms of establishing communication between the structural divisions of the educational organization and students during assessing the quality of educational programs. The author draws conclusion about the problems and perspectives of organizational and economic support of the professional and public assessment of the quality of educational programs for the service and hospitality industry and suggests possible options for its improvement.
References
1. Ashmarina, S. I., & Shepelev, A. V. (2014). Issledovanie trendov razvitija sovremennoj sistemy vysshego obrazovanija [Study on trends of the development of modern higher education system]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of South Ural State University. Series Economics and Management], 8(4), 82-89. (In Russ.).
2. Baiburova, O. R. (2012). Kooperacija biznesa i obrazovanija v podgotovke kadrov dlja industrii gostepriimstva [Cooperation of business and educational organisations in the process of teaching and development of personnel for hospitality industry]. Chelovecheskij kapital i professional'noe obrazovanie [Human Capital and Professional Education], 3(3), 56-62. (In Russ.).
3. Efremova, M. Y., & Zaitseva, N. A. (2017). Rol' organizacionno-ekonomicheskogo obespechenija professional'no-obshhestvennoj ocenki kachestva obrazovatel'nyh programm dlja industrii servisa i gostepriimstva [Role of organizational-economic support of professional and public quality evaluation of educational programs for service and hospitality industry]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 1(41), 55-59. (In Russ.).
4. Zaitseva, N. A., Il'ina, E. L., Nikolskaya, E. Yu., & Romanova, M. M. (2016). Ocenka professional'nyh kvalifikacij sotrudnikov industrii gostepriimstva [Assessing personnel qualifications in the hospitality industry]: a monograph. Moscow: RUSAINS. (In Russ.).
5. Zaitseva, N. A. (2016). Perspektivy sovershenstvovanija sistemy podgotovki kadrov dlja industrii gostepriimstva [Prospects for improving the training system for the hospitality industry]. Nacional'naja associacija uchjonyh [National Association of Scientists], 9, 87-88. (In Russ.).
6. Zaitseva, N. A. (2013). Upravlenie personalom v gostinicah [Human Resource Management in Hotels]. Moscow: Infra-M. (In Russ.).
Ефремова М.Ю. СЕТЕВОЙ
Проблемы и перспективы организационно-экономического обес- C|Ta\/UNI \\Л
печения профессионально-общественной оценки качества обра- /НАЛП НЫЙ зовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства /l\yln/AJI
7. Lukyanov, D., & Nikolskaya, E. Yu. (2015). Sovershenstvovanie professional'noi podgotovki specialistov v profil'nom vuze [Improvement of professional training of specialists in profile higher education institution]. Put' nauki [The Way of Science], 3(13), 74-75. (In Russ.).
8. Revin, I. A., & Tsybulevskaya, D. L. (2015). Razvitie predprinimatel'skih kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza [The development of entrepreneurial competences of students of a technical college]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2, 514. (In Russ.).
9. Romanova, M. M., & Chernova, A. A. (2014). Specifika i osobennosti obrazovatel'nyh uslug v sfere uslug [Specific and features of educational services in the service]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO [Economics, statistics and informatics. Bulletin of the Educational and Methodological Association], 2, 13-16. (In Russ.).
10. Ushanov, Yu. V. (2015). O novyh standartah klassifikacii gostinichnoj industrii - usluge, produkte i professional'noj kvalifikacii [On the new standards of the hotel industry classification - service, product and professional qualifications]. URL: http://hotelier.pro/personal/item/575-ushanov (Accessed on October 15, 2017). (In Russ.).
11. Efremova, M. Y. (2017). Methodical approaches to the development of economic-organizing provision of professional and public estimation of the quality of educational programmes for service and hospitality industry. Contemporary Problems of Social Work, 2, 7-14.
12. Zaitseva, N. A., Efremova, M. Y., Larionova, A. A., Kurkina, N. R., & Breusova, E. A. (2017). Management and evaluation of educational programmes in higher education based on the requirements of employers. Modern Journal of Language Teaching Methods, 7(2), 167-176.
13. Zaitseva, N. A., Larionova, A. A., Kostryukova, O. N., Efremova, M. Y., & Golikov, V. V. (2017). Development of Anti-Crisis Strategies of Development of Hospitality Industry Companies on the Basis of Formation of Competitive HR Potential. In book: Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 492-500.
14. Zaitseva, N. A., Larionova, A. A., Skrobotova, O. V., Trufanova, S. N., & Dashkova, E. V. (2016). The Mechanism of Business Integration and the Training System for the Tourism Industry. IEJME — Mathematics Education, 11(6), 1713-1722.
15. Singh, P., Thambusamy, R., Ramly, M., Abdullah, I., & Mahmud, Z. (2013). Perception Differential between Employers and Instructors on the Importance of Employability Skills. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 90, 616-625.
Ефремова М.Ю. Проблемы и перспективы организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 8. С. 45-55. DOI: 10.22412/1995-042X^1-8-4.
Efremova, M. Yu. (2017). Organizational and economic providing a professional and public assessment of the quality of educational programs for the service and hospitality industry: Problems and prospects. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(8), 45-55. doi: 10.22412/1995-042X-11-8-4. (In Russ.).