ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 631.16 : 339.187.62
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПО ЛИЗИНГУ
К.Ю. Козенко, зав. лабораторией экономических исследований ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия
В статье рассмотрены различные направления организации технического сопровождения сельскохозяйственной техники, поставляемой по лизингу. Предложена схема организации сервисного сопровождения сельскохозяйственной техники, которая позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество между лизингодателями, лизингополучателями и заводами-изготовителями.
Ключевые слова: лизинг, сельскохозяйственная техника, техническое
сопровождение.
В механизме обновления и восстановления машинно-тракторного парка в современных условиях важная роль принадлежит поставкам сельскохозяйственной техники на условиях лизинга.
Техническое сопровождение предметов лизинга может быть определено как система производственных услуг, выполняемых для лизингополучателя силами и средствами лизингодателя либо сторонних предприятий техобслуживания. Оно включает в себя выполнение услуг по обеспечению потребителя техникой, оборудованием, запасными частями к ним, материалами; предпродажную подготовку, монтаж, пуско-наладку технологических комплексов; выполнение технического обслуживания, хранения и ремонта машин в гарантийный и постгарантийный периоды эксплуатации, восстановление изношенных и изготовление новых деталей, утилизацию машин; транспортировку машин в ремонт и из ремонта силами исполнителя; обеспечение сельхозтоваропроизводителей и исполнителей техобслуживания нормативно-технической документацией, оборудованием для эксплуатации.
Для надёжной организации сопровождения техники необходима развитая инфраструктура в виде рынка технических средств, рынка услуг, организационноэкономические и правовые гарантии качества услуг и техники.
Современный рынок ремонтно-технических услуг в аграрной сфере можно определить как систему самостоятельных производителей, потребителей и инфраструктурных подразделений. Ремонт представляет собой комплексную услугу, включающую в себя обнаружение неисправности и её устранение, как правило, с привлечением дополнительных запасных частей. Поэтому и величину потребительной стоимости отремонтированного изделия, являющегося товаром ремонтного производства, в экономической литературе рассматривают как единство двух составляющих. Причём если на величину первой составляющей влияют квалификация и дисциплинированность работников, то на величину второй - ещё и качество ремонтного фонда, технология восстановления, применяемое оборудование, надёжность и гарантия. Увеличение потребительной стоимости всегда предпочтительно, однако зачастую оно сдерживается одновременным ростом издержек производства [1].
Качество продукции машиностроения, в особенности отечественного, отнюдь не всегда отвечает требованиям ГОСТ, технической и нормативной документации. Так, около 30 % техники, поставленной сельхозтоваропроизводителям посредством ОАО
«Росагролизинг», в течение гарантийного срока в 2004-2012 гг. имели отказы и дефекты. Подобные ситуации приводят к длительным простоям и причиняют существенные финансовые потери как лизингополучателю, так и лизингодателю.
Следует отметить, что весьма благоприятную тенденцию начало создавать усиление конкуренции между предприятиями сельскохозяйственного машиностроения, заинтересованными в исходном качестве своей продукции, развитии сети сервисных центров и сокращении сроков простоя. Следствием этого является и расширение ассортимента предметов лизинга.
Цены на отремонтированные машины, узлы и агрегаты обычно устанавливаются от базовых цен на новые аналоги и степени восстановления, гарантийный срок на отремонтированную технику, в сравнении с новой снижается, при этом меньше, чем цена.
Спрос потребителя напрямую зависит от предлагаемых заводом-изготовителем гарантий. Расширение числа изделий, на которые устанавливается гарантийный срок, увеличение его календарной продолжительности, величины гарантийной наработки изделия являются весьма важными средствами привлечения покупателя. Величина гарантийного срока является одним из основных показателей для сравнения уровня производства продукции однотипных фирм, она позволяет сравнить степень технического совершенства определенной модели с аналогами, повысить конкурентоспособность продукции. Тем не менее, анализ направляемых лизингополучателями претензий и рекламаций показывает, что меры, принимаемые заводами-изготовителями, не всегда в полной мере обеспечивают выполнение предусмотренных Гражданским Кодексом РФ (ст.ст. 469-477) обязательств в части гарантии и качества поставляемой техники и комплектующих к ней.
В современных условиях, как выявлено в результате наблюдения и опроса предприятий потребителей сельскохозяйственной техники, ещё не налажена чёткая организация взаимодействия с поставщиками комплектующих и запасных частей и, соответственно, отсутствуют механизмы реализации обязательств на гарантийную технику. Выполнение гарантийных обязательств заводами-изготовителями возложено на конечных потребителей техники и выполняется за их счёт.
Основной характерный признак, по которому оценивается техника со стороны ее сопровождения, ремонтопригодность, т.е. способность машин возобновляться полностью или частично путём ремонта.
Техническое сопровождение сельхозмашин и оборудования в гарантийный период эксплуатации осуществляется заводами-изготовителями через две схемы.
Согласно первой схеме, поддержание техники в работоспособном состоянии осуществляется силами выездных бригад гарантийных служб заводов-изготовителей. Порядок работы при выходе из строя техники следующий: конечный потребитель (сублизингополучатель) обращается в органы государственного технического надзора, с участием которого оформляется рекламационный акт, направляемый через сублизингодателя на завод-изготовитель. Заводом решаются вопросы о командировании требуемых специалистов к местам эксплуатации техники. Необходимые для замены комплекты запасных частей доставляются специалистами, направляемыми для проведения ремонтных работ. Срок устранения неисправностей и дефектов по этой схеме значителен из-за длительных согласований между заводом-изготовителем техники и поставщиком комплектующих.
В большинстве случаев, как показывают наши исследования, в гарантийный период конечные потребители (сублизингополучатели) при обращении на заводы-изготовители техники с рекламациями, как правило, получают только разрешение на вскрытие отказавших узлов. Замена вышедших из строя дефектных узлов и деталей осуществляется за счёт конечного потребителя (сублизингополучателя).
Вторая схема предполагает обеспечение гарантийных обязательств заводов-изготовителей силами сервисных центров по обслуживанию техники. При реализации этой схемы заключается договор с сервисным центром на гарантийное обслуживание. Оплата услуг за гарантийное сервисное обслуживание техники производится заводом-изготовителем (поставщиком) из расчета количества поставленной в этом сервисном центре на учет техники. Средние размеры выплат за гарантийное и сервисное обслуживание техники по заводам, без учета стоимости досборочных работ и предпродажной подготовки, составляют в среднем от 1,1 % до 2,5 % от стоимости модификаций техники. Расчеты за оказание услуг по гарантийному обслуживанию техники в отдельных случаях могут производиться и запасными частями.
Для обеспечения комплексного гарантийного обслуживания техники ОАО «Волгоградагролизинг» разработаны и заключены гарантийные договоры с её поставщиками, причем по всем видам техники сформирована единая система рекламационной работы, что, в свою очередь, способствует сокращению сроков устранения неисправностей и простоев.
Анализ существующей организации поставок техники, запасных частей и услуг заводов-изготовителей по техническому сопровождению показывает, что большинство заводов-изготовителей и поставщиков разработали и внедрили только отдельные мероприятия по реализации гарантийных обязательств, позволяющие обслуживать технику далеко не в полном объеме.
В настоящее время заводами-изготовителями разработано и применяется три программы - дилерская программа, направленная на совершенствование методов работы с агентами по реализации техники, аналогичная программа по реализации запасных частей и программа гарантийного сервисного обслуживания. Проведенный нами анализ работы заводов показал, что указанные программы имеют между собой только условную связь, например, закупаемая ОАО «Росагролизинг» техника не сопровождается достаточным количеством запасных частей.
Таким образом, можно сделать вывод об остаточном принципе обслуживания техники, поставляемой в лизинг и обслуживающейся в гарантийный сервисных центрах у дилеров. По нашему мнению, основной причиной этого стало необоснованное стремление заводов-изготовителей любой ценой снизить затраты на гарантийное и сервисное обслуживание произведенной ими техники.
На наш взгляд, эффективной работе системы гарантийного обслуживания поставляемой в лизинг сельскохозяйственной техники препятствуют такие недостатки, как недостаточное количество гарантийных сервисных центров по обслуживанию сельскохозяйственной техники; отсутствие современной материально-технической базы для проведения капитальных ремонтов техники; недостаточное экономическое стимулирование сервисных центров за качественное поддержание принятой на учет техники на протяжении всего срока ее эксплуатации по лизингу; отсутствие в регионах достаточного количества оригинальных запасных частей для гарантийного обслуживания техники, а также несвоевременность их поставок в гарантийные сервисные центры; отсутствие оперативного реагирования на потребности сервисных центров в запасных частях и различном оборудовании; отсутствие комплексного подхода заводов-изготовителей к формированию сети сервисных центров в регионах эксплуатации производимой ими техники.
1.Организация работ по недоукомплектованной технике
2. Работа е рекламациями
3. Техническое инспектирование.
4. Контроль качества и сроков выполнения условий гарантийного договора
Центі)
коллективного
пользования
1. Заключение договоров с сервисными центрами
2. Формирование заявок на постановку на гарантийное обслуживание и проведение ремонтных работ.
3. Эксплуатация техники
4. Выполнение техники
5. Представление данных о техническом состоянии
Завод-изготовитель
(поставщик)
Договор купли-продажи (Доп. Соглашения) и гарантийный договор
Покупатель (лизингодатель)
Договор лизинга
Договор о техническом сопровожден ии предмета лизинга
Потребитель
(лизингополучатель,
сублизингополучатель)
Оплата
стоимости
гарантийного
обслуживания
Сервисный центі)
1. Оценка способности серв. Центра в обсл. техники - сертификация (аттестация)
2. Заключение договоров на гарантийное обслуживания сервисными центрами и перечисление денежных средств сервисным центрам.
3. Обучение специалистов сервисных центров.
4. Подготовка перечней запасных частей, необходимых для поддержания работоспособности техники.
5. Контроль качества работы сервисных центров.
1. Обеспечение необходимого оборудования для обслуживания и ремонта техники, передвижных ремонтных и диагностических средств, расходных материалов
2. Выполнение требований заводов к сервисным центрам по гарантийному обслуживанию
3. Обеспечение наличия складских запасов запасных частей
4. Заключение договоров с заводами-изготовителями на гарант. и сервисное обслуживание.
5. Заключение договоров с
потребителями: о постановке техники на гарант, сервисное обслуживание; оказание дополнительных услуг по применению современных
производственных материалов в узлах и агрегатах сельскохозяйственной
Рисунок 1 - Схема организации технического сопровождения сельскохозяйственной техники, поставляемой в лизинг
Источник: авторск. по результатам теоретического анализа
$
-с*
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Разработанная с участием автора схема организации технического сопровождения сельскохозяйственной техники (рис. 1) позволит наладить тесное взаимовыгодное сотрудничество между лизингодателями, лизингополучателями и заводами-изготовителями.
При реализации обеспечения гарантийных обязательств сервисными центрами заводов-изготовителей техники после ее приобретения потребитель обращается в сервисный центр. Оплата услуг за гарантийное сервисное обслуживание машин производится заводом-изготовителем (поставщиком) из расчета количества поставленной в этом сервисном центре на учет техники.
Таким образом, техническое сопровождение предметов лизинга представляет собой сложный комплекс услуг, который требует дальнейшего теоретического обоснования и организационного совершенствования.
Библиографический список
1. Балашова, H.H. Совершенствование механизма обновления и восстановления тракторного парка сельского хозяйства [Текст]/ H.H. Балашова, К.Ю. Козенко // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. КИ. Вавилова. - 2012. - № 3. - С. б0-б3.
2. Козенко, З.К Организационно-экономические аспекты использования лизинга как инструмента инвестиционной политики [Текст] / ЗЛ. Козенко, А.А. Литвинова, А.В. Лемякин // Экологические и социально-экономические аспекты устойчивого развития региона Hижней Волги. - М.: «Современные тетради», 2005. - С. 398-404.
3. Козенко, З.К Организационно-экономические проблемы технического обеспечения и технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей [Текст]/ З.К Козенко, А.А. Литвинова, А.В. Лемякин // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - Ростов н/Д, 2005. - Приложение 4. - С. б4-б8.
4. Козенко, З.К Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства [Текст]/ ЗЛ. Козенко, Э.Л. Пашнанов, И.Г. Юдаев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 5 (29). - № гос. рег. статьи 0421100034. - Режим доступа к журн.: http:// uecs.mcnip.ru.
5. Козенко, К.Ю. Инновационная направленность расширения системы лизинговых услуг [Текст]/ К.Ю. Козенко // Бизнес, образование, право» : Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - Вып. № 3 (1б). - С. 88-92.
6. Козенко, Ю.А. Развитие лизинга как финансовых отношений, основанных на использовании чужой собственности на возмездной основе [Текст]/ Ю.А. Козенко // «Взаимодействие HEY и социума в решении задач АПК»: сб. науч. тр. - М.: Изд-во МГАУ, 2007. - С. 137-141.
7. Мазлоев, РХ. Организационно-экономические условия развития федерального лизинга сельскохозяйственной техники [Текст]: автореф. дисс. ... канд. экон. наук / РХ. Мазлоев. - 2010. - 22 с.
8. Мазлоев, В.З. Развитие расширенного воспроизводства технического потенциала сельского хозяйства [Текст]/ В.З. Мазлоев, М.В. Лысенко // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2012. - № 5. - С. 15-1б.
E-mail: [email protected]