УДК 371.214.14
Ivanova M.M. THE MODELOF ORGANIZATION THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS AT PRIMARY SCHOOL INCONDITIONS OF INCULCATION FSES THE SECOND GENERATION. In the article the model of organization theprofessional orientation of students at Primary School in conditions of inculcation FSES the second generation is presented. In this work the content of thefunctions parts of this model is represented, the organization-pedagogicalconditions of the functions the workings outmodel are describing.
Key words: model, Primary School, professional orientation, socialization, FederalStates Educational Standard the second generation.
М.М. Иванова, канд. пед. наук, ведущий инженер научного отдела АлтГПА, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье представлена модель организации профориентации учащихся на этапе начального общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения. В работе раскрывается содержание функциональных блоков данной модели, описываются организационно-педагогические условия функционирования разработанной модели.
Ключевые слова: модель, начальное общее образование, профориентация, социализация, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
В связи с внедрением и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, становятся актуальными вопросы переосмысления роли и места имеющейся системы профориентации на этапе начального общего образования в современных образовательных условиях. С этой целью нами была разработана модель организации профориентации на этапе начального образования, отвечающая условиям ФГОС второго поколения (рис. 1).
Поскольку процесс профориентации является составной частью воспитания и социализации, то представленная модель спроектирована на основе программы воспитания и социализации по направлению «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни».
В данной программе отражены базовые ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость, которые являются основополагающими для разработанной модели [1]. В основу разработки модели нами была заложена, прошедшая апробацию модель формирования готовности учащихся к профильному самоопределению [2].
Модель представлена четырьмя взаимосвязанными блоками: целевым (определяющим цель, задачи профориентации); содержательным (отражающим реализацию образовательных программ); технологическим (представляющим основные подходы к процессу профориентации младших школьников, уровни профориентации, принципы, направления реализации, комплекс методов, и организационно-педагогических условий, необходимых для достижения поставленных целей) и критериально-результативным (содержащим критерии сформированности про-фориентационной готовности на этапе начального общего образования).
Целевой блок представлен единством цели и задач. Целью является пропедевтическая подготовка школьников к выбору профессии. Для реализации цели был определен ряд задач: расширение интересов и способностей детей в учебном процессе; расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения. Данные задачи не подлежат иерархизации и имеют одинаковое значение для достижения цели, они решаются в течение всего периода обучения в начальной школе.
Содержательный блок модели представлен образовательной программой начального общего образования, которая разрабатывается на основе примерной образовательной программы начального общего образования для образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с уче-
том типа и вида этого данного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Технологический блок: профориентация младших школьников осуществляется через обучение, воспитание и социализацию, на которую оказывают влияние мировые, планетарные процессы - мегафакторы, демографические, экономические, социально-политические, а также общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы профориентации. К мезофакторам относятся региональные условия, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др. Микрофакторы включают семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение ребенка.
Методологической основой профориентации младших школьников выступают аксиологический, системно-деятельно-стный, развивающий и компетентностный подходы. Так, аксиологический подход предполагает овладение системой ценностей, связанной с выбором профессии. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни предполагает усвоение следующих ценностей: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей и бережливость.
Системно-деятельностный подход, заложенный в основе ФГОС, предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Личностные результаты формируются за счет реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты создаются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, осмысляемые основой умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере
5 а-
Критерии: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный РЕЗУЛЬТАТ: пропедевтическая подготовленность к выбору профессии
Рис. 1. Модель организации профориентации на этапе начального общего образования
познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты (тексты, знаково-символические средства), в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Развивающий подход заключается в формирующем характере усвоения системы базовых ценностей, в сознательном при-
нятии определенной ценности. В движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения данного эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, данный подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [3]. Цели профориентации в начальной школе согласно данному подходу заключаются в овладении следующими группами компетенций: мотивационно-потребностной, когнитивной и дея-тельностной.
Состояние каждого элемента модели и их взаимодействие определяется действием принципов. Для профессиональной ориентации младших школьников целесообразно использовать ряд принципов, которые являются как общедидактическими, так и специфическими для процесса профессиональной ориентации.
Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает организацию процесса профориентации в начальной школе на основе индивидуально-личностных особенностей. Понимая под индивидуализацией учет индивидуальных особенностей учащихся (обучаемость, обученность, познавательные и иные интересы, состояние здоровья и др.), мы на ее основе осуществили дифференциацию, т.е. группировку учащихся с учетом их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным направлениям (например, выбор школьниками направлений дополнительного образования).
Принцип систематичности и преемственности придает системный характер образовательной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям, предполагая логическое построение, как содержания образования, так и процесса обучения в целом. Усвоение учащимися знаний о мире профессий, о своих индивидуально-типологических особенностях происходит в определенной логической связи и последовательности и в урочной так, и во внеурочной деятельностях. Данный принцип преемственности предполагает неразрывную связь элементов образования со способами построения учебной программы. На основе принципа преемственности осуществляется поэтапная пропедевтическая подготовка школьников к выбору профессии с первого по четвертый классы.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой предусматривает стимулирование учащихся использовать полученные знания в решении различных жизненных проблемных ситуаций, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды на определенные вопросы. Соблюдение данного принципа позволяет разнообразить арсенал форм и методов профориентационной работы и осуществить их гармоничное сочетание.
Принцип взаимосвязи профориентационных центров, школы, семьи и учреждений профессионального образования предусматривает тесный контакт по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении, что предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
Ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий отражается в повышении уровня самостоятельности учащихся в своей учебной и исследовательской деятельности в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения учителей с учениками, а также и учащихся между собой.
В соответствии со спецификой образовательного процесса в начальной школе, а также с учетом возрастных особенностей школьников, в профориентацию младших школьников включены следующие компоненты: профессиональная информация, включающая себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах и др.; профессиональное воспитание, предполагающее процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания - формирование личности профессионала, отвечающего требованиям современного производства, обладаю-
щего высокими нравственными и профессиональными качествами. Профессиональная диагностика является один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, мотивы, склонности, способности и профессиональные намерения.
В соответствии с содержанием образования в начальной школе профориентация осуществляется по двум основным направлениям: урочная и внеурочная деятельность.
Урочная деятельность предполагает профориентацию через учебные образовательные предметы, а также предметные олимпиады различного уровня; предметные недели; научное общество учащихся, где школьникам представляется возможность в полной мере проявить свои индивидуальные способности, которые в последующем будут основой для профессионального самоопределения.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность (организуемая в свободное от уроков время) для социализации детей и подростков определенной возрастной группы; формирования у них потребности к участию в самоуправлении и социально-значимых практиках; создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности и досуге. Внеурочная деятельность по профориентации младших школьников включает комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов, консультаций, анкетирований, организацию и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия и др.), встречи с представителями предприятий, учебных заведений, проведение серии классных часов и т. д. Урочная и внеурочная деятельность осуществляются посредствам методов профориентации, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Нами выделены следующие группы методов, которые при определенных условиях являются одновременно и формами профориентации: 1. Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы; справочная литература; информационно-поисковые системы («ручные», компьтеризированные, профессиональная реклама и агитация); экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников с представителями различных профессий; познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; различные «ярмарки профессий» и их модификации. 2. Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого и открытого типа; опросники профессиональной мотивации и профессиональных способностей; «личностные» опросники; проективные личностные тесты; использование разнообразных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур; исследование и наблюдение за ребенком непосредственно в трудовой деятельности. 3. Методы морально-эмоциональной поддержки учащихся: профориентационные и профкон-сультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться педагог для повышения уверенности ребенка в себе; «дни профессий», повышающие престиж конкретных профессий. 4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение «цепочки» основных ходов, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих представить ребенку и педагогу возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; построение системы различных вариантов действий учащихся, ведущих к определенной цели и позволяющих выделить наиболее оптимальные перспективы; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения и специальности в конкретном заведении.
Для эффективного процесса профориентации младших школьников нами выделены организационно-педагогические условия: 1. Целесообразная организация труда младших школьников: организация систематического, постоянно усложняющегося, но интересного труда, связанного с игрой; предоставление возможности ребенку почувствовать себя полезным членом общества; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности детей; чередование трудовой деятельности с отдыхом; орга-
низация материальной среды и удобного трудового оборудования в урочной и во внеурочной деятельности. 2. Стимулирование младших школьников к трудовой деятельности: учет индивидуальных особенностей детей; исключение принуждения в работе; поощрение результатов труда детей; создание взрослыми трудовой атмосферы для подражания; организация «ситуации успеха»; активная помощь детям со стороны взрослых; выполнение работы вместе с обучающимся на равноправных началах. 3. Организация совместной деятельности по профориентации: формирование творческого коллектива единомышленников с партнерским стилем взаимоотношений; совместное планирование работы профориентации, распределение обязанностей между участниками; координация и согласование профориентационных усилий; использование разных методов стимулирования родителей к совместной деятельности; выстраивание системы научно-методической работы для педагогов и организация помощи в психолого-педагогическом просвещении родителей.
Критериально-результативный блок модели представлен предполагаемым результатом, который определяется ее целью: пропедевтическая подготовка школьников к выбору профессии. Поскольку младший школьный возраст является подготовительным для становления профессионального самоопределения
ребенка, мы выделим те критерии и показатели развития уровня подготовленности к выбору профессии, которые являются свидетельством того, что ребенок становится на первую ступень самоопределения в профессии. 1. Мотивационно-потребностный критерий выражен в следующем: наличие мотива подготовки к трудовой деятельности; положительное отношение к труду и результатам труда других; стремление к совместной творческой деятельности. Основной метод диагностики - наблюдение. 2. Когнитивный критерий: знания о труде людей; знание основных профессий; знание основных требований, которые предъявляет к человеку профессия. Основной метод диагностики - анкетирование. 3. Деятельностный критерий и его показатели: стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности; активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках, чтения произведений научно-познавательной литературы и др. Основной метод диагностики - наблюдение.
Таким образом, предложенная модель может быть внедрена на этапе начального общего образования в условиях реализации ФГОС, однако некоторые содержательные компоненты необходимо конструировать с учетом специфических особенностей конкретного образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2768
2. Иванова, М.М. Реализация модели формирования готовности учащихся к профильному самоопределению // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - Вып. 1.
3. Веряев, А.А. Модульно-рейтинговая технология оценивания образовательных достижений в условиях компетентностного целеполага-ния / А.А. Веряев, Н.В. Медведко // Мир наук, культуры, образования. - 2010. - № 5 (24) .
Bibliography
1. Primernaya osnovnaya obrazovateljnaya programma obrazovateljnogo uchrezhdeniya // Nachaljnaya shkola [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2768
2. Ivanova, M.M. Realizaciya modeli formirovaniya gotovnosti uchathikhsya k profiljnomu samoopredeleniyu // Vestnik Adihgeyjskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - Vihp. 1.
3. Veryaev, A.A. Moduljno-reyjtingovaya tekhnologiya ocenivaniya obrazovateljnihkh dostizheniyj v usloviyakh kompetentnostnogo celepolaganiya / A.A. Veryaev, N.V. Medvedko // Mir nauk, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5 (24) .
Статья поступила в редакцию 10.12.12
УДК 159.922
Trofimova Ju.V. SOVEREIGNTY MANIFESTATION IN THE PREADULT AGE: DIFFERENCES OF SUBJECTIVE CHARACTERISTICS OF AN INDIVIDUAL. The article says that sovereignty of an individual can be understood as the ability of an independent interaction with culture (objective and social world). The empirical research gives an opportunity to speak about the differences in the manifestation of an individual openness of "sovereign" and "deprived" respondents. The research has revealed the differences between "sovereign" and "deprived" young girls and boys in the intensity of the author's subjective attitude to life, awareness of an individual as an agent.
Key words: sovereignty of an individual, formation, self-development. «openness - closeness» of an individual, subjectness, self-dependence.
Ю.В. Трофимова, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОЯВЛЕНИЯ СУВЕРЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: РАЗЛИЧИЯ СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ*
Суверенность личности может быть понята как способность к самостоятельному взаимодействию с культурой (предметным и социальным миром). Эмпирическое исследование позволяет говорить о различиях в проявлении открытости личности «суверенных» и «депривированных» респондентов. В статье выявляются различия между «суверенными» и «депривированными» юношами и девушками в выраженности субъектной, авторской позиции по отношению к жизни, осознанности себя как субъекта действия.
Ключевые слова: суверенность личности, становление, саморазвитие, «открытость-закрытость» личности, субъектность, самостоятельность.
В современной психологии понятия «суверенность», «суверенизация» еще не вошли в психологический тезаурус как самостоятельные категории и требуют своей объективации и содержательного наполнения. Суверенность понимается, как «способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство» (С.К. Нартова-Бочавер), «способность выбирать точки приложения своих возможнос-
тей, менять себя и свое жизненное пространство» (В.Е. Клоч-ко), способность к «самополаганию благодаря имеющейся силе» (Д.Ю. Дорофеев). Единой трактовки суверенности нет, но вполне закономерно, что на фоне повышения интереса к проблеме продуктивности человека, появляются попытки объективировать это понятие. В столь разнообразных концепциях обнаруживается общая идея: все исследователи, размыш-