УДК 796 А. В. ФУРСОВ
Сургутский государственный педагогический университет
МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
На основании проведенных исследований разработана и экспериментально определена эффективность модели оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжни-ков-гонщиков. Выявлены выраженность и вариативность показателей подвижности нервных процессов, частоты сердечных сокращений, скорости переработки информации в зависимости от степени влияния психической нагрузки.
Ключевые слова: учебная деятельность, соревновательная деятельность, психическая нагрузка, оптимизация.
Актуальность. Учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков, являющихся студентами педагогического вуза, специфичен по своей структуре. Он характеризуется пластичностью планирования физических нагрузок. Такая специфичность обусловлена сменой места жительства, условий проведения тренировочного процесса спортсменов, изменением их социального статуса и стереотипа повседневной жизнедеятельности [1, 2].
На студентов, занимающихся лыжными гонками, значительное влияние оказывает психическая нагрузка, связанная с адаптацией к условиям учебной деятельности. Совмещение учебной и спортивной видов деятельности приводит к значительным нагрузкам на функциональные системы организма, состояние которых является лимитирующим фактором в определении объёма и интенсивности физических нагрузок для студентов-спортсменов [3, 4, 5, 6, 7]. Оказавшись в условиях «перекрестного» режима спортивной тренировки и учебной деятельности, квалифицированные лыжники-гонщики вынуждены корректировать учебно-тренировочный процесс на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Для осуществления успешной спортивной карьеры им необходимо оптимально и гармонично совместить учебно-тренировочный процесс и учебную деятельность в вузе [8, 9, 10].
Таким образом, проблема оптимизации учебнотренировочного процесса студентов, занимающихся лыжными гонками, является актуальной. Для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо изучение механизмов регуляции психического состояния в условиях совмещения учебной и спортивной деятельности лыжников-гонщиков.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать модель оптимизации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков педагогического вуза.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Сургутского государственного педагогического университета. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты факультета физической культуры и спорта в количестве 25 человек, которые занимались лыжными гонками и имели высокие квалификационные разряды в этом виде спорта (1-й разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта). Из них были сфор-
мированы контрольная (п=13) и экспериментальная (п=12) группы. До проведения эксперимента средние результаты многих показателей опытных групп не имели достоверных различий (р > 0,05).
В ходе исследования изучали календарные планы соревнований, индивидуальные планы спортивной подготовки, дневники самоконтроля спортсменов и результаты их выступлений на соревнованиях, а также годовые планы и графики изучения учебных дисциплин в вузе.
Для определения степени ситуативной тревожности студентов использовали методику Спилбергера, напряженности психических процессов — методику исследования психофизиологических реакций на движущийся объект по двум скоростным режимам (РДО-1000 мс/20 и РДО-2000 мс/20). С помощью компьютерного комплекса «Диагност-1» осуществляли тестирование реакций лыжников-гонщиков на дозированную психическую нагрузку и оценивали уровень функциональной подвижности нервных процессов.
Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе (ЭГ) был изменен и дополнен модельно-соревновательными и контрастными микроциклами, которые составили основу модели его оптимизации. При модификации структуры спортивной подготовки лыжников учитывали графики соревнований и учебных занятий в вузе (табл. 1).
В контрольной группе (КГ) при планировании тренировочного процесса названные микроциклы не использовались.
В модельно-соревновательном микроцикле моделировались условия, характер предстоящих соревнований (рельеф трассы, состояние лыжни и др.). В них решались такие задачи, как совершенствование специальной выносливости, чувства темпа, ритма, техники и тактики на соревновательной дистанции, воспитание морально-волевых качеств, необходимых в условиях соперничества.
Использование контрастных микроциклов было направлено на восстановление организма лыжников-гонщиков, ремобилизацию его психофизиологических функций. Для этого в содержание микроциклов были включены средства и методы психокоррекции. Спортсмены ЭГ разучили психокоррекционные методики — аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и внушенный сон-отдых. Совершенствование применения данных
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
Таблица 1
График учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков экспериментальной группы
Периоды Подготовительный Соревновательный
Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март
Этапы специально-подготовительный предварительных соревнований основных соревнований
Мезоциклы Б КП ПС РС КП ОС КП ГСС
Недельные микроциклы и учебные недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
График учебного процесса в вузе У У У У У У У А У У У У У У У У А У У У У У У У У У У А У У
Внедрение модели оптимизации МО МО МО
Примечание: Б — базовый мезоцикл; КП — контрольно-подготовительный мезоцикл; ПС — предсоревновательный мезоцикл; РС — мезоцикл ранних соревнований; ОС — мезоцикл отборочных соревнований; ГСС — мезоцикл главных соревнований сезона; У — учебные занятия; А — аттестация знаний студентов; МО — модель оптимизации.
Таблица 2
Результаты педагогического эксперимента по оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков
Показатели Исходные данные Итоговые данные
КГ(п= 13) Хср±с ЭГ (п = 12) Хср±с Достоверность КГ(п = 13) Хср±с ЭГ (п = 12) Хср±с Достоверность
і кр. 1р. РІ і кр. 1р. р2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И
Показатели физических нагрузок в соревновательном периоде подготовки
Объем работы циклического характера, км 1697 ± 300 1682 ± 287 2,07 0,33 >0,05 1905± 365 1937 ± 359 2,07 0,25 >0,05
Объем работы высокой и средней интенсивности, км 314 ± 40 318 ± 49 2,07 0,19 >0,05 306 ± 58 334 ± 47 2,07 1,35 >0,05
Объем работы соревновательной интенсивности, км 109 ± 18,9 115 ± 18,4 2,07 0,87 >0,05 122± 20 125 ± 21 2,07 0,28 >0,05
Показатели тревожности и психической напряженности
Методика Спилбергера — оценка тревожности, баллы 37 ± 3,8 41 ± 6,9 2,07 2,4 <0,05 39 ± 5,4 33 ± 3,5 2,07 2,5 <0,05
Методика определения реакции на движущийся объект (РДО-1000 мс/20) — оценка психической напряженности, мм 28,6 ± 4,33 31,4 ± 6,58 2,07 1,35 >0,05 28,6 ± 5,8 23,9 ± 4,1 2,07 2,54 <0,05
Методика определения реакции на движущийся объект (РДО-2000 мс/20) — оценка психической напряженности, мм 24,3 ± 3,93 25,1 ± 4,19 2,07 0,59 >0,05 23,45 ± 2,6 19,54 ± 1,5 2,07 5,9 <0,05
Показатели реакций организма на дозированную психическую нагрузку
Уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП), сиг/мин 81,5 ± 15,2 79,2 ± 15,6 2,07 0,51 >0,05 83,8 ± ± 17,09 97,5 ± 9,6 2,07 2,7 <0,05
Ошибочные реакции, % 10,9 ± 1,6 11,7 ± 1,69 2,07 1,39 >0,05 9,24 ± 2,07 7,11 ± 1,41 2,07 2,8 <0,05
Изменение ЧСС, % 16,1 ± 3,6 17,2 ± 2,86 2,07 0,51 >0,05 16 ± 4,7 12,8 ± 1,5 2,07 2,2 <0,05
Рис. 1. Модель оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков
методик осуществлялось в дни напряженных тренировок и соревнований.
Результаты эксперимента. Сравнивая объёмы физических нагрузок, которые были выполнены лыжниками за период эксперимента, отмечаем отсутствие статистически достоверных различий между ЭГ и КГ (р > 0,05). По нашему мнению, это объясняется тем, что студенты опытных групп имели примерно одинаковый уровень функциональной и физической подготовленности.
В ЭГ у студентов более значительно, чем в КГ (р < 0,05), снизились уровни ситуативной тревожности и психической напряженности, а также улучшились показатели психофизиологических реакций на дозированную психическую нагрузку (табл. 2).
Модифицикация структуры спортивной подготовки, применение психокоррекционных мероприятий способствовали улучшению результатов выступлений лыжников-гонщиков ЭГ на соревнованиях. Спортсмены экспериментальной группы стали лучше понимать, анализировать своё состояние и ответственней подходить к постановке целей и задач спортивной подготовки.
Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность разработанной модели оптимизации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков (рис. 1).
На основании анализа результатов исследования нами сделаны следующие выводы:
— совмещение учебной и спортивной видов деятельности в период обучения лыжников-гонщиков в высшем учебном заведении предполагает внесение изменений в структуру и содержание учебно-тренировочного процесса, которые должны быть направлены на восстановление психофизиологических реакций организма спортсменов;
— использование в спортивной подготовке лыжников таких психокоррекционных методик, как аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и внушенный сон-отдых, приводит к положительной динамике психофизиологических показателей;
— включение в структуру учебно-тренировочного процесса модельно-соревновательного и контрастного микроциклов способствует повышению эффективности соревновательной подготовки лыж-ников-гонщиков;
— модифицированная структура спортивной подготовки, психокоррекционные мероприятия и
психолого-педагогический контроль могут быть основой модели оптимизации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков.
Библиографический список
1. Виленский, М. Я. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле / М. Я. Виленский, В. П. Русанов // Теория и практика физической культуры. — 1979. — № 6. — С. 24 — 28.
2. Левченко, Е. С. Факторная структура адаптации студентов / Е. С. Левченко // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 3. — С. 26 — 29.
3. Марчук, С. А. Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодёжи / С. А. Марчук, В. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 5. — С. 59 — 60.
4. Сивков, В. И. Оценка оптимального психического напряжения у лыжников-гонщиков высокой квалификации в соревновательном периоде / В. И. Сивков // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 10. — С. 28 — 30.
5. Фаустов, А. С. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 33-35.
6. Щербатых, Ю. В. Экзамен и здоровье / Ю. В. Щербатых // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 53 — 56.
7. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. — Сургут : Изд-во СурГПУ, 2007. — 201 с.
8. Аграновский, М. А. Лыжный спорт / М. А. Аграновский, Д. Д. Донской — М : ФиС, 1980. — 218 с.
9. Бутин, И. М. Лыжный спорт / И. М. Бутин. — М. : ФКиС, 2000. — 368 с.
10. Копаев, В. П. Гуманизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов / В. П. Копаев // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 5. — С. 22 — 24.
ФУРСОВ Алексей Валерьевич, ассистент кафедры теории и методики физического воспитания.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 18.03.2009 г.
© Фурсов А.В.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ