ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
А.В. ФУРСОВ,
Сургутский государственный педагогический университет
Аннотация
Актуальность исследования определена физическими и психическими нагрузками в учебнотренировочном процессе студентов лыжников-гонщиков после напряженной учебной и соревновательной деятельности. Выявлена выраженность и вариативность показателей функциональной подвижности нервных процессов, частоты сердечных сокращений, скорости переработки информации от влияния психической
нагрузки.
Abstract
The urgency of research is certain by physical and mental loadings in training process of students of skiers-racers after the intense educational and competitive activity. Expressiveness and variability of parameters of functional mobility of nervous processes, frequencies of cardiac reductions, speeds of processing of the information from influence of mental loading is revealed.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, напряженная учебная деятельность, уровень функциональной подвижности нервных процессов.
Учебно-тренировочный процесс студентов лыжни-ков-гонщиков в педагогическом вузе непосредственно связан с их учебной деятельностью. Наряду с получением необходимых теоретических знаний, умений и навыков в педагогическом процессе спортсмены-студенты осуществляют учебно-тренировочный процесс, повышают спортивную квалификацию, регулярно выступают на областных, окружных, всероссийских и международных соревнованиях.
Испытанием для организма студентов лыжников-гонщиков является психическая нагрузка, возникающая при изучении многочисленных учебно-теоретических и практических дисциплин, научный уровень и информационный объем которых с каждым годом постоянно возрастает [3, 5]. Кроме того, совмещая учебную деятельность и учебно-тренировочный процесс, студенты лыжники-гонщики сталкиваются с лимитирующими условиями в организации и проведении систематических учебно-тренировочных занятий, где физические нагрузки, как и психические, оказывают свое непосредственное влияние на функциональные системы организма и скорость их мобилизации [1, 2, 4]. Исходя из этого, изучение влияния физических и психических нагрузок в учебной и соревновательной деятельности студентов лыжников-гонщиков представляет чрезвычайно актуальную проблему для многих вузов. Однако данная проблема не всегда находит должное освещение в процессе физического воспитания студентов и редко рассматривается в специальной литературе.
В связи с изложенной актуальностью цель нашего исследования - выявить динамику физических нагрузок в соревновательном периоде подготовки студентов лыжников-гонщиков и определить влияние психических нагрузок на их психофизиологические процессы после периодов напряженной учебной и соревновательной деятельности.
Методика
Исследования проводились на квалифицированных спортсменах лыжниках-гонщиках в возрасте 18-22 лет, обучающихся на 2-4 курсе факультета физической культуры и спорта (n=15).
Исследование динамики физических нагрузок проводилось путем изучения и анализа индивидуальных планов подготовки, а также записей учебно-тренировочных занятий в спортивных дневниках студентов лыжников-гонщиков.
Психофизиологические исследования по определению психической нагрузки проводились непосредственно в условиях соревновательного периода подготовки, до и после периода напряженной учебной деятельности студентов лыжников-гонщиков.
Функциональная подвижность нейродинамических процессов головного мозга изучалась с помощью компьютерной программы «ДИАГНОСТ-1», версия от 20.10.2004 г., в которой испытуемые решали информационно-операциональные задачи, определяющие уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП), где раздражителем являлись стимулы-фигуры. Для измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) использовался спортивный тестер Garmin Forerunner 305 - спортивный GPS-навигатор, который показывал график изменения динамики ЧСС при решении задач по определению УФП НП. Психофизиологическое исследование испытуемых спортсменов проходило в лабораторных условиях на персональном компьютере.
По модифицированной методике Н.В. Макаренко (1991), Б.П. Яковлева (2002) проводилось исследование по поводу испытуемого на индивидуальный уровень функциональной подвижности соответственно реакциям на предлагаемые раздражители. Экспериментальная оценка УФП НП осуществлялась в навязанном темпе. Определенное количество раздражителей-
стимулов (30, 40, 50 и до 150 сигналов) предъявляется с постоянным временным интервалом по сериям. Затем после каждой серии следует пауза, в течение которой на монитор выводится количественная оценка выполнения УФП НП. Она дается по числу допущенных ошибок и их процентному содержанию для каждой серии.
Изучение выявления психических нагрузок после периода напряженной учебной и соревновательной деятельности на организм студентов лыжников-гонщи-ков проводилось в трех группах, которые были сформированы после тестирования на УФП НП:
группа 1 - низкий УФП НП, 60-70 сигналов за 30 с;
группа 2 - средний УФП НП, 80-90 сигналов за 30 с;
группа 3 - высокий УФП НП, от 100 и более сигналов за 30 с.
На основе полученных показателей экспериментального исследования в лабораторных условиях на ПК была проведена количественная обработка результатов стандартным статистическим методом.
Результаты и их обсуждение
Исследуя структуру учебно-тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки на этапе предварительных соревнований, нами были выявлены недельные микроциклы (16, 17 микроцикл), в которых наблюдались периоды снижения объемов циклических нагрузок, не обусловленные повышением интенсивности (см. таблицу).
До периода напряженной учебной деятельности объем циклической нагрузки равен 135±35,2 км, его
интенсивность составила 18±6,9 км, в периоде напряженной учебной деятельности объем циклической нагрузки уменьшился до 71,7±8,34 км с интенсивностью 10,9±5,3 км. Согласно анализу записей спортивных дневников и индивидуальных планов спортивной подготовки, а также изучению графика учебной деятельности студентов-лыжников, основной причиной снижения объема циклической нагрузки в недельных микроциклах является напряженная учебная деятельность, в периоды которой студенты лыжники-гонщики уделяют большую часть времени на самоподготовку к учебным занятиям, особенно в периоды аттестации.
Как показали исследования, при сравнении результатов по психофизиологическим реакциям студентов лыжников-гонщиков на психическую нагрузку (ступенчато повышающуюся и дозированную) наблюдаются достоверные различия (р<0,05) перед началом периода напряженной учебной деятельности и после его завершения (рис. 1).
Согласно полученным результатам по изучению ЧСС при психической нагрузке (ступенчато повышающейся и дозированной) до и после периода напряженной учебной деятельности (рис. 1), была выявлена разнонаправленность и разновыраженность в динамике показателей изменения ЧСС (%). До периода напряженной учебной деятельности изменение ЧСС (%) недостоверно (р>0,05), тогда как после напряженной учебной деятельности изменение ЧСС (%) имеет значимую достоверность (р<0,05). Сравнительный анализ экспериментальных данных студентов лыжников-гон-щиков (рис. 2) по величине скорости приема и переработке информации при психической нагрузке (ступенчато повышающейся и дозированной) показал, что
Структура тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков в соревновательном периоде подготовки на этапе предварительных соревнований
Содержание и направленность деятельности Ноябрь Декабрь Январь
Микроциклы (7 дн.) 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Содержание и объем циклической нагрузки (км)
Лыжи (км) 145 158 103 86 92 152 130 63 72 124 107 79 96
Кросс (км) 31 27 6 6 11 15 10 5 10 8 10 13 12
Общий объем (км) 176 185 109 92 103 167 140 68 82 132 117 92 108
Характер циклической нагрузки (км)
Умеренный объем (км) 124 122 68 56 65 116 87 36 55 87 65 57 64
Интенсивный объем (км) 6 9 23 24 18 24 22 17 21 31 19 27 28
Силовой объем (км) 46 54 18 12 5 27 16 15 6 14 8 8 6
Соревн. объем (км) 15 15 25 10
Характеристика графика учебного процесса в вузе
Учебн. деятельность (2 курс обучения) А к к
Учебн. деятельность (3, 4 курс обучения) п п п п п п п п А к к
Примечание. А - аттестация, п - практика без отрыва от занятий, к - каникулы.
— (ШШ)=
величина переработки информации на предъявляемые стимулы-фигуры имеет наибольшую продуктивность и достоверность (р<0,05) до начала периода напряженной учебной деятельности, чем после его завершения.
Таким образом, период напряженной учебной деятельности достоверно влияет на психофизиологические показатели студентов лыжников-гонщиков, где интегральным показателем УФП НП является ЧСС и % ошибки при переработке принятой информации.
По результатам исследований определения влияния психических нагрузок на организм студентов лыжни-ков-гонщиков после периода напряженной учебной
и соревновательной деятельности были получены следующие различия в показателях ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации (рис. 3, 4).
В группе студентов лыжников-гонщиков с низким уровнем УФП НП результаты изменения ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации после напряженной учебной и соревновательной деятельности недостоверны (р>0,05), тогда как в группах со средним УФП НП и выше результаты изменения ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации после напряженной учебной и соревновательной деятельности имеют выраженную достоверность (р<0,05).
-о- до периода напряженной учебной деятельности -¡V после периода напряженной учебной деятельности
Рис. 1. Средние значения изменения ЧСС (в %) студентов лыжников-гонщиков до и после напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато повышающейся психической нагрузки
ю
3
□
Сиг./раздр.
до периода напряженной учебной деятельности -о- после периода напряженной учебной деятельности
Рис. 2. Средние значения количества ошибок (в %), допущенных студентами лыжниками-гонщиками, до и после напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато повышающейся психической нагрузки
1 группа
2 группа
3 группа
□ после соревновательной деятельности
■ после напряженной учебной деятельности
1 группа
2 группа
3 группа
□ после соревновательной деятельности
■ после напряженной учебной деятельности
Рис. 3. Среднегрупповые результаты показателей изменения ЧСС (в %) студентов лыжников-гонщиков после соревновательной и напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато повышающейся психической нагрузки
Рис. 4. Среднегрупповые результаты количества ошибок (в %) студентов лыжников-гонщиков после соревновательной и напряженной учебной деятельности по методике моделирования ступенчато повышающейся психической нагрузки
Таким образом, влияние психических нагрузок на студентов лыжников-гонщиков зависит от внутренних психофизиологических процессов организма. Чем выше УФП НП, тем больше вариативность и выраженность их показателей. В целом показатели отразили наиболее качественное влияние психической нагрузки периода напряженной учебной деятельности в отличие от соревновательной деятельности.
На основании анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Динамика физической нагрузки на учебно-тренировочных занятиях в напряженном периоде учебной деятельности качественно и количественно снижается как по объему, так и по интенсивности.
2. Психическая нагрузка студентов лыжников-гон-щиков обусловлена индивидуально типологическими особенностями в проявлении психомоторной реакции на раздражитель-стимул (фигуры), выражающийся в УФП НП, с показателями отклонений ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации.
3. Психическая нагрузка студентов лыжников-гонщиков в условиях напряженной учебной деятельности оказывает большее влияние на психофизиологические процессы организма, чем в условиях соревновательной деятельности.
Литература
1. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: ФКиС, 2000. -368 с.
2. Марчук С.А. Экзаменационный стресс // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. -С. 59-60.
3. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студен-
тов во время учебы // Гигиена и санитария. - 2000. -№ 6. - С. 33-35.
4. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 53-56.
5. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. -201 с.