Научная статья на тему 'Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров'

Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / PROJECT-TARGET APPROACH / EDUCATIONAL SPACE / FURTHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Вадим Евгеньевич, Левина Елена Юрьевна, Хусаинова Светлана Владимировна, Шибанкова Люция Ахметовна

Авторами статьи разработана структурно-функциональная модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров. Научно-методическое обеспечение представлено тремя уровнями: социально-педагогическим, теоретико-методологическим и организационно-дидактическим. В основу методологии профессионального роста преподавателя исследователями заложен проектно-целевой подход. Представленная модель содержит необходимую функциональную информацию для планирования, организации и реализации отвечающей современным запросам системы профессионального роста педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Вадим Евгеньевич, Левина Елена Юрьевна, Хусаинова Светлана Владимировна, Шибанкова Люция Ахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN TRAINING

The authors of the article developed a structural and functional model of scientific and methodological support of professional development of teachers’ training. This scientific and methodological support is represented by three levels. They are socio-pedagogical, theoretical and methodological, organizational and didactic. The methodology professional of teachers’ development is based on project-target approach. The model presented in the study contains the necessary functional information for planning, organization and implementation of the system of teachers’ professional development that meets modern needs.

Текст научной работы на тему «Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров»

УДК 378.126 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.015

В. Е. Козлов, Е. Ю. Левина, С. В. Хусаинова, Л. А. Шибанкова

МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Аннотация. Авторами статьи разработана структурно-функциональная модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров. Научно-методическое обеспечение представлено тремя уровнями: социально-педагогическим, теоретико-методологическим и организационно-дидактическим. В основу методологии профессионального роста преподавателя исследователями заложен проектно-целевой подход. Представленная модель содержит необходимую функциональную информацию для планирования, организации и реализации отвечающей современным запросам системы профессионального роста педагога.

Ключевые слова: профессиональный рост педагога, научно-методическое обеспечение, про-ектно-целееой подход, образовательное пространство, повышение квалификации.

V. Е. Kozlov, Е. Yu. Levina, S. V. Khusainova, L .A. Shibankova

MODEL OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN TRAINING

Institute of Pedagogics, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Abstract. The authors of the article developed a structural and functional model of scientific and methodological support of professional development of teachers' training. This scientific and methodological support is represented by three levels. They are socio-pedagogical, theoretical and methodological, organizational and didactic. The methodology professional of teachers' development is based on project-target approach. The model presented in the study contains the necessary functional information for planning, organization and implementation of the system of teachers' professional development that meets modern needs.

Keywords: professional development of the teacher, scientific and methodological support, project-target approach, educational space, further training.

Актуальность исследуемой проблемы. Создание системы непрерывного профессионального роста педагогов, готовящих кадры для инновационной экономики, актуализируется необходимостью опережающего развития образования в условиях динамичного роста квалификаций, быстрого устаревания имеющихся компетенций, формирования и восполнения новых [1], [7], [8]. В то же время существующие подходы, ориентированные на переподготовку и повышение квалификации педагогов, не в полной мере способны комплексно решить поставленные задачи разработки механизмов адекватного и гибкого реагирования образования на социально-экономические изменения, существенно усложняющиеся многомерностью и активностью рассматриваемой системы образования. Вследствие этого наблюдаются снижение потенциала инноваций, низкая адаптивность образования к проводимым реформам, затруднения в реализации системных трансформаций по непрерывному профессиональному развитию педагогов по подготовке кадров и существенному обновлению содержания программ повышения их квалификации. В этом контексте научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога, готовящего кадры для инновационной экономики, делает его гарантом продуктивной де-

ятельности, способствуя опережающему развитию относительно актуальных запросов общества и государства, образовательных организаций и производственной сферы. Цель исследования - разработать научно-методическое обеспечение профессионального роста педагогов по подготовке кадров в современных условиях.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ источников в аспекте изучаемой проблемы, изучены современные тренды профессионального роста преподавателя, выделены основополагающие требования к современному педагогу и нормативная база, определяющая необходимость профессионального развития преподавателя по подготовке кадров. В исследовании применен проектно-целевой подход, на основе которого осуществлено проектирование модели научно-методического обеспечения профессионального роста педагога. В качестве методов были использованы анализ, систематизация, классификация, сравнение, обобщение.

Результаты исследований и их обсуждение. Педагог по подготовке кадров - это педагогический работник, профессиональная деятельность которого направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста. Им является педагог профессионального и высшего образования, мастер производственного обучения с базовым педагогическим или предметным образованием.

Существенные изменения, затронувшие сегодня систему образования, обусловили смену приоритетов (экономических, нормативных, идеологических, методологических и др.), но не изменили ее две основные позиции:

1) направленность на качество образования как его ключевой параметр, по которому судят об общественно-экономической значимости сферы образования в стране [3];

2) роль педагога как определяющий фактор процесса образования: по-прежнему он - центр системы образования, субъект культуры, носитель базовых ценностей и нравственных ориентиров, проводник и сопровождающий обучающегося в мире знаний, наук и профессий, лицо образовательной организации, управляющий учебным процессом.

Разработанное авторами научно-методическое обеспечение выступает как совокупность результатов научных и практических исследований по совершенствованию системы профессионального роста педагога, «как процесс поиска и разработки организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования» [5]. В целом, научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров определяет его целеполагание, проектирование, методологию, контент, дидактический формат и механизмы реализации в педагогической практике, способные обеспечить пролонгированный эффект развития личностно-профессиональных характеристик педагога в профессионально-педагогической деятельности.

Данное научно-методическое обеспечение направлено на институциональную организацию процесса профессионального роста педагога с целью совершенствования качества образования, его профессионально-личностного развития в подготовке кадров с позиции как организации процесса профессионального роста, так и личностного самоопределения, управления этим процессом в образовательной организации путем разнообразных видов интеграции форм, методов, средств и ресурсов профессионального совершенствования, а также разработки учебной, методической и технологической документации, обуславливающей сопровождение профессионального роста педагога.

Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога в нашем видении представлено тремя уровнями (социально-педагогическим, теоретико-методологическим и организационно-дидактическим). Для их корреляции и получения устойчивой логической структуры нами разработана его модель (рис. 1).

Социально-педагогический блок

Потенциал системы образования

I

Международный опыт

£

Внешние вызовы

Иниовироваиие системы профессионального роста педагога

Агенты образования

Социальный заказ

I

Нормирование системы профессионального роста педагога

I

Позиционирование образовательной организации

Позиционирование педагога

Теоретико-методологический блок

Формирование системы профессионального роста педагога

Замкнутая цепочка профессионального роста педагога

Методология реализации

Проектно-целевой подход

Закономерности

Принципы:

системности и непрерывности саморазвития, итерационности, интеграции, партипасивности, модульности, педагогической рефлексии

Организационно-дидактический блок

Рис. 1. Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагога по подготовке кадров

На социально-педагогическом уровне сформировался ряд предпосылок, служащих основой инновирования системы профессионального роста педагогов по подготовке кадров и требующих существенных изменений в традиционной системе. Выводы, полученные в результате анализа российского опыта развития системы [2] профессионального роста педагога и зарубежного - в сфере «переобучения обучающих» (re-education of educators) [9], [10], определили многообразие возможных видов и форм, продуктивно влияющих на профессионально-личностное развитие педагога, системную консолидацию всевозможных форм, методов и средств совершенствования и профессионального развития педагогов в рамках единого образовательного пространства при достаточно высокой автономии самих образовательных организаций.

Современное видение системы профессионального роста педагогов требует баланса интересов стейкхолдеров образования [4], что позволяет существенным образом изменить роль и место каждого педагога в системе образования. Это предопределяет реализацию образования как процесса через синтез личностных и общественных потребностей, а результата образования - через уровень жизни, социально-экономическое, нравственное и культурное состояние общества. Установленные целевые качества становятся ориентиром и реализуются в нормировании профессиональной деятельности педагога, изменении позиции образовательной организации и самого преподавателя в контексте трансформации системы его профессионального роста.

Очевидно, что в полной мере ответственность за реализацию профессионального роста педагога по подготовке кадров несут образовательная организация как работодатель и, в некотором роде, провайдер системы образования. Не менее важным фактором является и самонаправленность преподавателя в развитии собственной карьерной стратегии. В связи с этим возрастает значимость механизмов мотивации и развития персонифицированных качеств педагога, способствующих его профессиональному развитию.

Теоретико-методологический уровень научно-методического обеспечения профессионального роста включает два пункта.

1. Представление профессионального роста педагога как системы, функционирование которой обусловлено государственными, социальными и личностными потребностями развития в профессиональной сфере за счет приобретения необходимой совокупности компетенций и опыта. В общем, процесс профессионального роста педагога можно описать замкнутой цепочкой непрерывного приращения профессиональных компетенций в ходе его трудовой деятельности. Особенностью авторского подхода является учет возможной многомерности карьерных стратегий каждого педагога (личностный рост, научный рост, рост педагогического мастерства, должностной рост), возникающей в ходе его профессиональной деятельности, и выравнивания базовой подготовки относительно требований профессионального стандарта. Это связано с тем, что в профессиональное и высшее образование зачастую приходят выпускники профильных вузов, не обладающие необходимой педагогической подготовкой, и педагогических вузов, предметная подготовка которых также требует совершенствования.

Способствовать решению этих вопросов в условиях высокой динамичности современного образования, на наш взгляд, призваны развиваемые в ходе профессиональной педагогической деятельности жесткие (hard) и мягкие (soft) компетенции, поддерживающие целостность и обуславливающие целесообразность и результативность педагогических тактик и стратегий.

Hard-компетенции (жесткие компетенции) - профессионально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, включающая в себя гносеологический, информационно-когнитивный, методический, исследовательский, психодидактический и профессионально-деятельностный компоненты.

Soft-компетенции (мягкие компетенции) — социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и личностных качеств педагога, необходимых для взаимодействия между участниками отношений в сфере образования и участниками образовательных отношений (агентами образования), включающая профессионально-личностные установки (ответственность, самоорганизация, самоуправление), социальные навыки (коммуникативность, толерантность, кросс-функциональность), управленческие способности (лидерство, управление временем, критическое мышление).

Непрерывная цепочка профессионального роста педагога обуславливает постоянное совершенствование его мягких и жестких компетенций в результате постепенного приближения к значимым точкам личностного и профессионального роста. В случае их достижения осуществляется продвижение по выбранным карьерным стратегиям в соответствии с целями и задачами образовательной организации и самого педагога.

2. В основе методологии профессионального роста педагога лежит проектно-целевой подход [6], обеспечивающий формирование условий для его непрерывного и планомерного совершенствования, профессионального роста через создание опережающего прототипа проекта его деятельности на каждом шаге профессионального роста, обоснование вариантов прогнозируемого развития и мониторинга его реальных достижений. Данный подход основан на концепции управления по результатам (Management Ву Objectives), подразумевающей управление движением профессионального роста педагога (проекта) к новым результатам (целям), которые на данном этапе развития имеют для него первостепенное значение, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиях к качеству профессиональной деятельности и допустимому уровню риска. Понимание категории «цель» в данном подходе есть ожидаемый эффект от реализации проекта.

Ддро методологии составляет совокупность закономерностей (стабильности и непрерывности системы профессионального роста педагога, его мотивации к циклическому профессионально-личностному развитию, многомерной интеграции всех компонентов системы профессионального роста, создания многомерного образовательного пространства) и принципов (системности и непрерывности саморазвития, итерационности, интеграции, партипасивности, модульности и педагогической рефлексии), в совокупности предопределяющих механизмы организации и технологии реализации современной системы профессионального роста педагога в практике образования.

Организационно-дидактический уровень научно-методического обеспечения направлен на формирование общей и конкретно-предметной организации процесса профессионального роста педагога по подготовке кадров в образовательной организации, управление его карьерными стратегиями через построение персональных траекторий обучения посредством взаимодействия целей, содержания, методов, форм и технологий.

Стейкхолдерский подход [4], ориентирующийся на учет интересов каждого агента образования, предполагает достижение баланса интересов развития муниципальной (региональной) территории и сферы образования за счет согласованной реализации стратегий модернизации и опережающего развития систем образования, привлечения консолидированных ресурсов всех субъектов социально-экономической деятельности разных отраслей и форм на уровне региона. Место педагога в этой опережающей системе, уровень его профессионального роста и потребность определяются как критический ресурс региональной системы образования, состояние которого оказывает прямое влияние на общую результативность и функционирование. Рациональный подход к созданию кадрового потенциала образовательных организаций обуславливает трансформацию объекта управления карьерными стратегиями педагога и снижение рисков образования, актуализируя активность субъектов управления и необходимость привлечения их к управленческому процессу, что означает совместную выработку карьерных стратегий цепочки «регион - образовательная организация - педагог» в конкретный временной период и на ближайшую перспективу

(рекомендуемый цикл: 3 года). Гибкость и адаптивность карьерных стратегий должны быть обеспечены образовательной организацией путем выработки технологий движения, аттестации, моральных и материальных поощрений с учетом интересов самого педагога в воспроизводстве карьерных идеалов, предоставляя ему свободу выбора и действий по отношению к возможному пространству профессиональной деятельности.

Основываясь на идее опережающей перспективы, выбор карьеры является в полной мере многоплановым процессом, развивающимся во времени. Специфика гибких траекторий профессионального роста заключается в отражении сложного и динамичного характера работы преподавателей, включающего карьерные пики, спады, смену (расширение) педагогической или административной деятельности, то есть многообразие реперных точек. Формирование траекторий профессионального роста педагога по подготовке кадров, выделенных в модели, основывается на выбранной им карьерной стратегии (зона ближайшего развития), согласованной с возможностями образовательной организации. Исходной позицией формирования траектории профессионального роста выступает постулат о разнообразии мотивационно-потребностной сферы человека и о его потенциале развития, то есть индивидуальном ресурсе. Его сочетание с институциональными (система образования в целом), региональными (потребности региона и его специфика), организационными (потребности образовательной организации) ресурсами порождает множество (но все-таки конечное число) возможных карьерных стратегий, каждый шаг которых связан со ступенями профессионального роста и приращением жестких и мягких компетенций педагога по подготовке кадров.

Каждой карьерной стратегии предоставлен пакет образовательных программ, реализуемых через соответствующие формы и методы [10]. Он представляет собой интегрированный индивидуальный конструкт, состоящий из модульных программ для развития жестких и мягких компетенций педагога по подготовке кадров в соответствии с выбранным им типом карьерной стратегии. Формирование такого пакета относится к функциям образовательной организации.

Реализация поставленных задач профессионального роста педагога не представляется возможной без внедрения в практику выделенных нами организационно-педагогических условий [7]:

— корпоративности как организованного соглашения между педагогом, образовательной организацией и другими социальными институтами системы образования (организациями дополнительного профессионального образования, вузами, кластерами и др.) в сфере совместного осуществления профессионального роста педагога;

— тьюторинга как пролонгированного способа сопровождения и поддержки педагога по подготовке кадров в процессе реализации индивидуальных задач профессионального роста в соответствии с карьерной стратегией;

— брендинга как образа фиксированного достижения персонального соответствия личностных и профессиональных качеств и результатов деятельности педагога актуальным требованиям конкурентной образовательной среды.

Решению задач профессионального роста педагога способствуют организационные технологии, выбранные в соответствии с запросами и ресурсами образовательной организации.

Данные условия создают формат использования многофункционального образовательного пространства как педагогической реальности с собственной системой координат, стихийно или организованно интегрирующей мировые информационные образовательные ресурсы, включающей множественные субъекты, связи, отношения, где возможно осуществление образовательной деятельности, связанной с профессиональным и личностным развитием педагога по подготовке кадров.

Одним из компонентов описываемого пространства выступают образовательные организации, включенные в систему многоуровневого дополнительного профессионального образования педагогов: сами образовательные организации (работодатели), то есть учреждения профессионального и высшего образования, специализированные учреждения дополнительного профессионального образования, организации отраслевого и внутрифирменного обучения. Наряду с самими организациями как инфраструктурой многофункциональное образовательное пространство педагогов по подготовке кадров включает в себя их образовательный, ресурсный и кадровый потенциал, работающий на их профессиональный рост.

Следующим компонентом является внутренняя образовательная среда, сложившаяся в рассматриваемой образовательной организации, и действующая в ней система обмена и совершенствования педагогического опыта, которая предоставляет комплекс ресурсов развития (информационных, предметно-пространственных, человеческих, де-ятельностных).

Множество информационных образовательных ресурсов (open access, close access) также входит в образовательное пространство. Целесообразным представляется создание целевой обновляемой цифровой платформы (региональной, муниципальной), направленной именно на профессиональный рост педагога и содержащей интегрированные, непрерывно пополняющиеся образовательные ресурсы, сервисные и интеграционные решения для профессионального совершенствования педагогов.

Описанное многофункциональное образовательное пространство предполагает обособление динамической системы, состоящей из определенных ресурсов, узлов, возможностей, сообществ, с опорой на выбранную карьерную стратегию педагога, последовательность точек его профессионального роста, индивидуальную траекторию обучения и множественный вариативный выбор.

Резюме. Таким образом, представленные нами уровни (социально-педагогический, теоретико-методологический, организационно-дидактический) в совокупности составляют структурно-функциональную модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагога по подготовке кадров, которая содержит всю необходимую функциональную информацию для планирования, организации и реализации системы профессионального роста преподавателя, отвечающей современным запросам. Проведенное нами моделирование обеспечило получение логической структуры, установив четкие связи между подсистемами, структурными элементами, внешними и внутренними переменными системы профессионального роста педагога.

Важными свойствами модели являются ее универсальность и технологичность, позволяющие транслировать ее в образовательных организациях высшего профессионального образования, а также адаптировать представленное научно-методическое обеспечение к персональным задачам и ресурсным условиям профессионального роста преподавателя.

Предлагаемая структурно-функциональная модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагога по подготовке кадров органично встраивается в современную систему повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование.-2014.-Т. 19, №3,-С. 32^0.

2. Гилъмеева P. X. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития // Методист. - 2006. - № 10. - С. 2-5.

3. Левина Е. Ю. К проблеме управления развитием образования: стейкхолдерский подход // Казанский педагогический журнал.-2015.-№6(113), ч. 1.-С. 11-15.

4. Левина Е. Ю. Качество как детерминанта социальной ответственности образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2(26). - С. 42^7.

5. Мухаметзянова Г. В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 10. - С. 2-7.

6. Мухаметзянова Г. В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 104-110.

7. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров : научно-методическое пособие / P. X. Гильмеева, Е. Ю. Левина, Т. М. Трегубова, JL А. Шибанкова ; под науч. ред.

B. Е. Козлова, С. В. Хусаиновой. - Казань : Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2019. - 156 с.

8. ПоташникМ. М. Оптимизация управления // Директор школы. - 2016. - № 7(210). - С. 13-19.

9. Трегубова Т. М. Реформирование дополнительного профессионального образования в контексте международной образовательной интеграции // European Social Science Journal. - 2014. - № 4(43), ч. 2. -

C. 82-86.

10. Трегубова Т. М, Шибанкова Л. А. Программы дополнительного образования в вузе как фактор профессионального развития работников высшей школы // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе : материалы VIII Международной научно-практической конференции. - М., 2018. - С. 345-348.

Статья поступила в редакцию 12.04.2019

REFERENCES

1. Bolotov V. А. К voprosam о reforme pedagogicheskogo obrazovaniya // Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie. - 2014. - T. 19, № 3. - S. 32^0.

2. GU'meeva R. H. Nepreryvnoe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie: strategicheskie orientiry razvitiya // Metodist. - 2006. - № 10. - S. 2-5.

3. Levina E. Yu. К problème upravleniya razvitiem obrazovaniya: stejkholderskij podhod // Kazanskij peda-gogicheskij zhurnal. - 2015. - № 6(113), ch. l.-S. 11-15.

4. Levina E. Yu. Kachestvo kak determinanta social'noj otvetstvennosti obrazovaniya II Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. - № 2(26). - S. 42^7.

5. Muhametzyanova G. V. Prioritetnye zadachi professional'nogo obrazovaniya v sovremennoj teorii i prak-tike II Srednee professional'noe obrazovanie. - 2010. - № 10. - S. 2-7.

6. Muhametzyanova G. V. Proektno-celevoj podhod - imperativ formirovaniya professional'noj kompetent-nosti II Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 8. - S. 104-110.

7. Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'nogo rosta pedagoga po podgotovke kadrov : nauchno-metodicheskoe posobie / R. H. Gil'meeva, E. Yu. Levina, T. M. Tregubova, L. A. Shibankova ; pod nauch. red. V. E. Kozlova, S. V. Husainovoj. - Kazan' : In-t pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2019. - 156 s.

8. PotashnikM. M. Optimizaciya upravleniya II Direktor shkoly. - 2016. - № 7(210). - S. 13-19.

9. Tregubova T. M. Reformirovanie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v kontekste mezhdu-narodnoj obrazovatel'noj integracii II European Social Science Journal. - 2014. - № 4(43), ch. 2. - S. 82-86.

10. Tregubova T. M., Shibankova L. A. Programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya v vuze kak faktor professional'nogo razvitiya rabotnikov vysshej shkoly II Rossiya i mir: razvitie civilizacij. Fenomen razvitiya radikal'nyh politicheskih dvizhenij v Evrope : materialy VIH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M., 2018. -S. 345-348.

The article was contributed on April 12, 2019

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Козлов Вадим Евгеньевич - кандидат исторических наук, доцент, директор Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Левина Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Хусаинова Светлана Владимировна - кандидат психологических наук, заместитель директора по науке, ученый секретарь Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Шибанкова Люция Ахметовна - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Kozlov, Vadim Evgenyevich - Candidate of History, Associate Professor, Director of the Institute of Pedagogics, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Levina, Elena Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Senior Researcher, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Khusainova, Svetlana Vladimirovna - Candidate of Psychology, Deputy Director for Science, Scientific Secretary of the Institute of Pedagogics, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Shibankova, Lutsia Akhmetovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Senior Researcher of the Research Department, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.