Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 371.123
Модель мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога
Н. А. Чечева
The model of monitoring of the teacher' professional competence level
N. A. Checheva
Аннотация. Модернизация отечественного образования определила качественно новые характеристики образовательной деятельности и требования к педагогическим кадрам как ключевому фактору ресурсного обеспечения его качества. Проблема постоянного совершенствования профессиональной компетентности субъекта педагогической деятельности актуальна уже в силу динамичного развития общества, требованиям которого и должна соответствовать система образования. Педагог должен уметь приводить собственную профессиональную деятельность в соответствие с требованиями времени, непрерывно повышая свой профессиональный уровень, быстро и эффективно реагируя на внешние перемены и новые вызовы. Для организации качественного сопровождения профессионального развития учителей необходимы эффективные механизмы, к числу которых следует отнести и мониторинг. Статья посвящена описанию разработанной и прошедшей опытно-экспериментальную проверку модели мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.
Abstract. The modernization of Russian education determined the qualitatively new characteristics of educational activities and requirements for teachers, whose professional competence is considered as a key factor in the education quality as-
surance. The problem of continuing improving of teachers' professional competence is relevant in virtue of dynamic development of society, which imposes the requirements on the system of education. Teachers' professional activity should correspond to current demands. There is a need for specialists to increase continuously their professional level, respond quickly and effectively to new challenges. It is necessary to find the effective means of qualitative support of continuing teachers' professional development. Monitoring is considered one of these means. The article describes of the developed and experimentally tested model of monitoring of the teacher' professional competence level.
Ключевые слова: модернизация образования, профессиональная компетентность педагога, мониторинг профессиональной компетентности педагога.
Keywords: modernization of education, professional competence of the teacher, monitoring of the teacher' professional competence.
Одним из стратегических направлений модернизации отечественного образования является приведение качества профессиональной деятельности педагогических кадров в соответствие актуальными требованиям, порожденным сменой парадигмы образования и нашедшим отражение в федеральных государственных
образовательных стандартах общего образования и профессиональном стандарте педагога. Учитель - главный организатор образовательной деятельности, его профессионализм - ключевой фактор в достижении нового качества образования.
В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций отмечается наличие несоответствия текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов требованиям профессионального стандарта [1]. Таким образом, признается, что большинство педагогов не готовы к решению актуальных профессиональных задач, связанных с достижением нового качества образования, повышения его эффективности и конкурентоспособности.
Однако возникают вопросы: Какие актуальные профессиональные задачи и в какой мере педагоги не способны решать? Какие должны быть наиболее действенные механизмы устранения «дефицитов»? Как обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов в силу динамичных изменений в обществе и, как следствие, в образовании? Ответить на поставленные и другие сопряженные с этой проблемой вопросы невозможно без организации оценочно-аналитических процедур, в первую очередь, мониторинга.
Мониторинговые исследования в современном образовании стали распространенным явлением. Это обусловлено функциональными возможностями мониторинга как эффективного средства информационного обеспечения оперативного и стратегического управления образовательными системами.
В словаре иностранных слов мониторинг (англ. monitoring - англ. monitor - лат. monitor -«предостерегающий») определяется как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» [2, с. 430].
В настоящее время достаточно определены общенаучные характеристики мониторинга, которые сводятся к рассмотрению его как универсального типа мыследеятельности, способа исследования реальности, способа информационного обеспечения управления деятельностью, способа информационного обеспечения прогнозирования.
Среди множества дефиниций рассматриваемого феномена наиболее близким нашему пониманию выступает определение, сформулированное А. Н. Майоровым. Автор трактует мониторинг как «систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющую судить о ее состоянии в любой момент времени и дающую возможность прогнозирования ее развития» [3, с. 85]. При этом мы склонны рассматривать мониторинг как технологию, поскольку он обретает все признаки технологии, а именно: концептуальность, логическую системность, управляемость, результативность и воспроизводимость.
Это концептуально выстроенный, системно-логический, управляемый процесс отслеживания состояния и развития объекта, инвариантно протекающий под влиянием поставленной цели и задач, определенных условий и обеспечивающий намеченный результат.
Мониторинг имеет определенную структуру, отражающую его этапы:
- целеполагание (задание на мониторинг);
- определение содержания, методов мониторинга;
- реализация мониторинга (сбор, хранение информации о состоянии объекта);
- интерпретация результатов (оценочные выводы (оценка));
- представление результатов.
Компоненты мониторинга имеют свои задачи,
особое содержание, следуя друг за другом в единой логике, подчиненной цели мониторинга.
На основе структурно-функциональных взаимосвязей компонентов формируется единый цикл мониторинга.
Выпадение любого из компонентов системы ведет к ее распаду, делает мониторинг малоценным и некачественным. Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием, но в функциональном плане действия подчиняются одному алгоритму.
Мониторинг может охватывать и быть направленным на отслеживание различных образовательных феноменов или процессов. При этом сохраняется инвариантная структура мониторинга, реализуемая с учетом специфики отслеживаемого явления или процесса.
Назначением мониторинговых исследований становится обеспечение обратной связи для совершенствования его объекта.
Все вышесказанное относится и к мониторингу уровня сформированности профессиональной компетентности педагога, под которым мы понимаем технологию организации сбора, обработки, хранения и распространения информации об уровне сформированности профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и возможность прогнозирования ее развития.
Эффективность мониторинговой процедуры обеспечивается, прежде всего, ее научной проработанностью, связанной с проектированием модели мониторинга.
Модель - это «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала» [4, с. 62]. Представим разработанную нами модель мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога (табл. 1).
Модель мониторинга уровня сформирован-ности профессиональной компетентности педагога представляет собой статический вариант,
Таблица 1
Модель мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога
Структурные компоненты мониторинга Задачи Содержательные действия Результат
Целеполагание Определить информационные запросы в рамках изучаемого проблемного поля, на основе которых сформулировать задачи мониторинга Формулирование задания на мониторинг, определение задач мониторинга, круга потенциальных пользователей информации Таксономия задач мониторинга, перечень заинтересованных лиц (потенциальных пользователей информации)
Определение содержания, методов мониторинга Разработать модель мониторингового изучения объекта Уточнение объекта мониторинга, разработка концептуальной модели объекта, его декомпозиция на составляющие, определение системы критериев и показателей, разработка оптимального измерителя (измерителей), определение источников информации Формализация объекта мониторинга (совокупность критериев и показателей, отображающих структуру и особенности объекта мониторинга), измеритель (пакет измерителей)
Реализация мониторинга (сбор, хранение информации) Получить необходимые и достаточные данные об исследуемом объекте для их дальнейшей обработки и интерпретации Непрерывное применение методов получения объективной информации в рамках установленного поля информационного поиска. Накопление информации. Хранение информации Максимально точная, объективная и своевременная информация о состоянии объекта
Интерпретация результатов (оценка) Обработать и интерпретировать полученные данные; поставить диагноз (определить актуальное состояние объекта) Применение диагностического инструментария. Измерение как определение состояния объекта. Выявление проблем. Сравнение реального состояния с желаемым (нормативным) Постановка диагноза -отнесение состояния объекта к типичному. Выявление тенденций, потенциальных рисков и проблем
Представление результатов Обеспечить заинтересованных потребителей необходимой информацией Подготовка аналитического отчета с целью информирования заинтересованных лиц и потенциальных пользователей информации о результатах мониторинга Наличие у заинтересованных лиц информации для обеспечения прогнозирования и выработки управленческих решений
который позволяет определить актуальное состояние профессиональной компетентности педагога в совокупности ее составляющих, сравнить полученные результаты с нормами, провести оценку ее состояния на основе углубленного анализа показателей.
В качестве объекта мониторинга выступает профессиональная компетентность педагога.
На данный момент не сложилось единого подхода к рассмотрению сущности профессиональной компетентности педагога, ее структурно-содержательному наполнению. Среди множества дефиниций рассматриваемого понятия наиболее продуктивным нам представляется определение, данное в работах ученых РГПУ им. А. И. Герцена. Согласно их мнению, профессиональная компетентность педагога представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5].
Под «способностью» указанные авторы понимают не «предрасположенность», а «умение». Рассмотрение профессиональной компетентности в качестве объекта мониторинга требует его операционализации, т. е. представления в виде измеряемых переменных.
В контексте нашего рассмотрения проблемы в качестве структурных составляющих профессиональной компетентности педагога как инте-гративного социально-профессионального конструкта следует признать профессиональные компетенции. В раскрытии содержания этого понятия существует значительное разнообразие.
Анализ имеющихся в педагогической литературе определений компетенции позволяет придать ей значение «деятельной способности», под которой следует понимать способность к выполнению определенного действия, решению узкой задачи (определенных видов задач) в рамках узаконенных полномочий, обязанностей, способность актуализировать знания. Деятельностное определение понятия «компетенция» включает его в логическую структуру деятельности. Из совокупности компетенций складывается компетентность, уро-
вень сформированности которой будет отражать степень овладения соответствующими компетенциями.
В условиях модернизации образования возникает необходимость в определении базовых профессиональных компетенций педагога, детерминирующих успешное решение актуальных профессиональных задач и выступающих измеряемыми переменными в технологии мониторинга.
Разделяя точку зрения Н. Ф. Радионовой и А. П. Тряпицыной, отметим, что для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетенции, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества [5].
Анализ профессионального стандарта педагога [6], содержащего актуальные требования к профессиональной деятельности педагогических кадров, позволяет выделить минимально достаточную совокупность базовых профессиональных компетенций учителя в современном образовании. Это методологические, методические, технологические, оценочные, диагностические, рефлексивные, проектировочные, инклюзивные компетенции.
Таким образом, объект мониторинга (профессиональная компетентность педагога) в операциональных терминах - это сложно структурированное описание (с распределением по уровням) совокупности базовых компетенций, выделенных в результате теоретического анализа конструкта.
Декомпозиция объекта на структурные составляющие, выступающие измеряемыми переменными, позволяет включать его мониторинговый процесс.
Определяя понятие «профессиональная компетентность педагога», возникает необходимость в применении уровневого подхода и определения понятия «уровень компетентности».
Под уровнем профессиональной компетентности педагога мы понимаем степень развития интегральной способности специалиста решать профессиональные задачи определенного вида.
Он отражает степень овладения субъектом педагогической деятельности базовыми профессиональными компетенциями. Задачи мониторинга: 1) осуществить сбор информации об
актуальном состоянии профессиональной компетентности педагогов; 2) установить степень соответствия выявленных характеристик нормативно заданным; 3) проанализировать и выявить тенденции, потенциальные риски и актуальные проблемы в состоянии объекта мониторинга; 4) подготовить аналитический отчет об уровне сформированности профессиональной компетентности педагогов и разработать рекомендации по ее развитию с целью достижения нормативных требований.
Возможные уровни применения: макроуровень (состояние профессиональной компетентности педагогов на региональном уровне), мезоуро-вень (состояние профессиональной компетентности педагогов на уровне образовательной организации) и микроуровень (состояние профессиональной компетентности отдельного педагога).
Принципы построения модели мониторинга:
- научность (использование в практике мониторинга научно обоснованных средств и процедур измерений, соответствующих определенным критериям качества объекта);
- целостность (рассмотрение объекта как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов);
- объективность (стремление к максимально возможной объективности в процедуре мониторинга, адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и переменных, соответствие методик);
- инструментальность и технологичность используемых параметров и конкретизирующих их показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных);
- соблюдение морально-этических норм (корректное использование диагностических сведений, контролируемое сохранение сведений, предупреждение неадекватных действий относительно диагностируемого(ых) со стороны возможных пользователей диагностической информации);
- открытость (совершенствуемость) мониторинга;
- принцип минимальной достаточности критериальной базы и инструментария (использование ограниченного числа критериев и инструментария для обеспечения эргономичности (рационального использования временных, материальных и других ресурсов);
- принцип релевантности, нацеливающий на получение информации, которая адекватна по содержанию и форме представления потребностям потенциальных пользователей;
- принцип информационной безопасности (регламентация уровня доступа пользователей к информации, полученной в ходе мониторинга; действие принципа нацелено на защищенность информации, препятствующую ее несанкционированному использованию или изменению).
Функции:
1. Информационная. Данную функцию следует рассматривать в качестве ведущей, поскольку именно на ее основе формируется информационное обеспечение прогнозирования и управления деятельностью.
Реализация информационной функции основана на измерениях в процессе сбора данных, их анализа, структурировании и интерпретации. Информационная функция позволяет сделать результаты функционирования объекта достоянием академического сообщества и общественности.
2. Диагностическая функция мониторинга вытекает из самой его сущности, нацеленной на выявление проблем в состоянии объекта и установлении причинно-следственных связей.
3. Контрольно-оценочная функция связана с непрерывным отслеживанием актуального и перспективного состояния профессиональной компетентности педагога.
Она реализуется на основе анализа результатов состояния объекта.
4. Мотивирующая функция отражает потребность педагогов в объективной оценке своей деятельности, побуждает к совершенствованию профессиональной деятельности.
5. Сравнительная функция. Ее выполнение носит опосредованный характер, проявляющийся в особенностях анализа результатов измерений, который направлен на сопоставление оценок по совокупности показателей для регионов, образовательных организаций, отдельных педагогов.
6. Оптимизирующая функция обеспечивает оптимизацию управления в области профессионального развития педагогических кадров посредством предоставления актуальной информации.
7. Прогностическая функция нацелена на предсказание позитивных и негативных тенден-
ций в состоянии и развитии профессиональной компетентности педагогов, очень важна для решения управленческих задач, относящихся к сфере профессиональной педагогической деятельности. Ее роль в настоящее время неуклонно возрастает в силу изменений характера управленческих решений на разных уровнях образования: приоритет отдается стратегическим управленческим решениям, целью которых является, прежде всего, развитие, а не функционирование. Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет делать научно обоснованные прогнозы развития практики, становится основанием для прогнозирования и оценки последствий совокупной и индивидуальной профессиональной педагогической деятельности. Это, в свою очередь, дает возможность своевременной переориентации управления и систем работы методических служб. Наличие соответствующей информации для разработки стратегии позволяет предвидеть и принимать упреждающие меры на момент осуществления нововведений.
Диагностический инструментарий мониторинга. Отсутствие адекватного целям мониторинга измерителя обусловило необходимость его разработки. Авторская методика «Определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагога» представляет собой рефлексивную схему, содержание которой составляют базовые профессиональные компетенции как структурные компоненты профессиональной компетентности субъекта педагогической деятельности, распределенные по уровням в зависимости от степени проявления качества объекта. Обращение к рефлексивной диагностике обусловлено ее возможностями создания психологически благоприятной среды для диагностики педагогом своей профессиональной деятельности.
Потенциальные пользователи информации. Результаты мониторинга профессиональной компетентности педагога могут представлять интерес для следующих целевых групп, потенциальных потребителей информации, которые в той или иной степени вовлечены в работу по системному обеспечению профессионального развития педагогических кадров:
- органы управления образованием (принятие управленческих решений и распределение ресурсов в области повышения профессионального уровня педагогических кадров);
- организации системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников сферы образования (разработка и корректировка программ повышения квалификации, совершенствование научно-методического сопровождения системы образования, совершенствование методов содействия развитию профессиональной компетентности педагогов, оценка качества деятельности обучающих организаций и др.);
- муниципальные и институциональные методические службы (помощь учителям в построении индивидуальной образовательной траектории, консультационная поддержка учителей и др.);
- педагоги (педагог получает инструмент для анализа собственной профессиональной деятельности, ориентир для построения индивидуального образовательного маршрута профессионального самосовершенствования; осознание ответственности за результаты своего труда; развитие способности строить свое прогрессивное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений).
Системно выстроенная мониторинговая процедура обеспечивает переход от стихийных механизмов профессионального развития к сознательно управляемому и самоуправляемому процессу. Она способствует координации функционала и практической деятельности участников этого процесса, помогает реализовать их возможности в области повышения профессионального уровня педагогических кадров и изменения качества образовательной практики учителей (как процесса, так и результатов).
Библиографический список:
1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена зам. Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, 28.05.2014 № 3241п - П8) // Вестник образования России. - 2015. - № 4, февраль. - С. 23-32.
2. Словарь иностранных слов / отв. ред. В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. - М. : Рус. яз. -Медиа, 2003. - 820 с.
3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1 / А. Н. Майоров. - СПб. : Образование - культура, 1998. - 344 с.
4. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
5. Радионова Н. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентност-ный подход / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицы-на // Человек и образование. - 2006. - № 4-5. -С.7-14.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Вестник образования России. -
2014. - № 2, январь. - С. 10-36.
References:
1. The Complex Program of Increasing the Professional Level of the General Educational Institution Teachers (approved by deputy chairman of Russia O. Yu. Golodets 28.05.2014 № 3241p - P8) [Kompleksnaya programma povysheniya profes-sional'nogo urovnya pedagogicheskikh rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy (utverzhde-na zam. Predsedatelya Pravitel'stva RF O. Yu. Golodets, 28.05.2014 №3241p - P8)]. Vestnik obra-zovaniya Rossii [Bulletin of Education in Russia].
2015, № 4 (February), pp. 23-32.
2. Slovar' inostrannykh slov [The dictionary of foreign words], edit. by V. V. Burtseva, N. M. Se-myonova. M., 2003, 820 p.
3. Borytko, N. M. Diagnosticheskaya deya-tel'nost' pedagoga [Teacher's Diagnostic Activities]. M, 2008, 288 p.
4. Mayorov A. N. Monitoring v obrazovanii. Kniga 1 [Monitoring in Education. Book 1], SPb., 1998,344 p.
5. Radionova, N. F., Tryapitsyna, N. F. Perspectives of Developing the Pedagogical Education: Competency-Based Approach [Perspektivy razvi-tiya pedagogicheskogo obrazovaniya: kompetent-nostnyy podkhod]. Chelovek i Obrazovanie [Person and Education], 2006, № 4-5, pp. 7-14.
6. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 18, 2013 No. 544-n "About the Approval of the Professional Standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Educator, the Teacher)" [Prikaz Ministerstva obrazo-vaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 18 dekabrya 2013g. № 544-n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnov-nogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"]. Vestnik obrazovaniya Rossii [Bulletin of Education in Russia], 2014, № 2 (January), pp.10-36.