Научная статья на тему 'Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога'

Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна, Яковлева Галина Владимировна

Апробация эффективности и внедрение новых образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных организаций возможно только при условии обратной связи. Таким условием является система оценки качества профессиональной компетентности педагога на основе оценивания результатов педагогического труда. На наш взгляд, только в этом случае возможна оценка эффективности системы и прогнозирование ее дальнейшего развития. Поиск оптимальных путей формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях непрерывного профессионального образования требует уточнения системы понятий. В рамках данной статьи рассматривается один из подходов к формированию системы оценивания качества педагогической профессиональной компетентности. Целью данной работы является описание теоретических подходов к разработке модели оценки профессиональной компетентности педагога на основе современной нормативно-правовой базы системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна, Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of preschool teacher’s professional competence under the conditions of implementing the Professional Standard “The Teacher”

The implementation of new educational standards in the practice of pre-school educational institutions and verification of their effectiveness are possible only under condition of receiving feedback. This feedback can be provided by the system of teacher’s professional competence assessment on the basis of evaluating the pedagogical work results. Such system will ensure the assessment of educational system efficiency and prediction of its further development. The search for optimal ways of forming the preschool education teachers’ professional competence under the conditions of continuing professional education requires clarification of the concept system. This article describes one of the approaches to developing the system of evaluating the quality of teacher’s professional competence. The purpose of this article is to describe the theoretical approaches to developing the models of teacher’s professional competence assessment on the base on the current regulatory framework of the education system.

Текст научной работы на тему «Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога»

ЧИППКРО

УДК 371.12

Оценивание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога

Т. А. Сваталова, Г. В. Яковлева

The assessment of preschool teacher's professional competence under the conditions of implementing the Professional Standard "The Teacher"

T. A. Svatalova, G. V. Yakovleva

Аннотация. Апробация эффективности и внедрение новых образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных организаций возможно только при условии обратной связи. Таким условием является система оценки качества профессиональной компетентности педагога на основе оценивания результатов педагогического труда. На наш взгляд, только в этом случае возможна оценка эффективности системы и прогнозирование ее дальнейшего развития.

Поиск оптимальных путей формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях непрерывного профессионального образования требует уточнения системы понятий. В рамках данной статьи рассматривается один из подходов к формированию системы оценивания качества педагогической профессиональной компетентности. Целью данной работы является описание теоретических подходов к разработке модели оценки профессиональной компетентности педагога на основе современной нормативно-правовой базы системы образования.

Abstract. The implementation of new educational standards in the practice of pre-school educational institutions and verification of their effectiveness are possible only under condition of receiving feedback. This feedback can be provided by the system of teacher's professional competence assessment on the basis of evaluating the pedagogical work results. Such system will ensure the assessment of educational system efficiency and prediction of its further development.

The search for optimal ways of forming the preschool education teachers' professional competence under the conditions of continuing professional education requires clarification of the concept system.

This article describes one of the approaches to developing the system of evaluating the quality of teacher's professional competence. The purpose of this article is to describe the theoretical approaches to developing the models of teacher's professional competence assessment on the base on the current regulatory framework of the education system.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, профессиональная компетентность педагога, компетенции, оценивание профессиональной компетентности, непрерывное профессиональное образование педагога.

Keywords: the Professional Standard "The Teacher", teacher's professional competence, competencies, the assessment of professional competence, continuing professional education of teacher.

Апробация эффективности и внедрение новых образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных организаций возможно только при условии обратной связи. Таким условием является система оценки качества профессиональной компетентности педагога на основе оценивания результатов педагогического труда. На наш взгляд, только в этом случае возможна оценка эффективности системы и прогнозирование ее дальнейшего

развития. Поиск оптимальных путей формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях непрерывного профессионального образования, требует уточнения системы понятий. В рамках данной статьи рассматривается один из подходов к формированию системы оценивания качества педагогической профессиональной компетентности. Целью данной работы является описание теоретических подходов к разработке модели оценки профессиональной компетентности педагога на основе современной нормативно-правовой базы системы образования. Современное состояние системы образования обусловлено реализацией компетентностного подхода на всех ее уровнях. Особую актуальность эта проблема приобретает в контексте формирования содержания дополнительного профессионального образования и повышения квалификации при введении профессионального стандарта педагога.

Поиск оптимальных путей формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе непрерывного профессионального образования требует уточнения системы понятий.

В статье 76 ч. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям[1]. Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: «Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов устанавливается Правительством РФ [2].

Квалификационные требования по должностям работников образования представлены в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образова-

ния») [3]. Документом, устанавливающим требования к квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, а также требования к непрерывности их профессионального развития установлены профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4].

Согласно тексту документа, профессиональный стандарт педагога призван: «определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования» [4].

В то же время, профессиональный стандарт педагога состоит из 4 разделов: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта и содержит описание трудовых функций воспитателей (раздел 4.5).

При рассмотрении количественного состава видов компетентности, прежде всего, отметим, что согласно «Глоссарию терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов» ЕФО [5], существует четыре модели (способа) определения компетенций: основанные на параметрах личности; основанные на выполнении задач и деятельности; основанные на выполнении производственной деятельности; основанные на управлении результатами деятельности.

Модель компетенции, основанная на параметрах личности, лежит в основе подходов (прежде всего в образовании), придающих особое значение развитию моральных, духовных и личных качеств человека. Однако она может привести к заключению, что каждому человеку «природой уготовано» свое место в жизни и в профессиональной сфере.

Модель компетенции, основанная на выполнении задач и деятельности, до недавнего времени была превалирующей при подготовке, скажем, инженеров-прикладников в большин-

ж

ЧИППКРО

стве западных стран, особенно в развитии умений, требуемых для осуществления определенной трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

Она обращает особое внимание на освоение человеком стандартных (алгоритмизированных) процедур и операций (посредством изучения процесса труда, методов работы и др.).

Модель компетенции, основанная на выполнении производственной деятельности, подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к определению компетенций в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по результатам, например, продажи, управления проектом или производством.

В рамках модели управления результатами деятельности, деятельность является функцией социального контекста человека, в котором существует некий порядок требований и ожиданий относительно человека на рабочем месте, которые могут быть взаимосогласованы [5, с. 69-70].

Каждая из четырех моделей компетенции ведет к различным подходам к планированию, организации и предоставлению как высшего, так и дополнительного профессионального образования.

Профессиональный стандарт педагога вступил в силу с 1 января 2015 года и обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования. Профессиональные стандарты применяются: работодателями - при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; образовательными организациями профессионального образования - при разработке профессиональных образовательных программ; при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [4].

Содержащаяся в документе система оценки профессиональной компетентности педагога уточняет следующие основные понятия:

«Критерии оценки качества - совокупный признак, являющийся основанием для формирования оценки качества.

Показатель - доступная наблюдению и измерению характеристика деятельности педагога, позволяющая судить о результативности и качестве его труда и рассчитать индикатор качества по выделенному критерию.

Индикатор - объективная информация, как правило, количественная, позволяющая судить о результатах трудовой деятельности учителя за определенный период времени по определенному критерию» [4].

При использовании этих ключевых понятий в процессе разработки системы оценки профессиональной компетенции педагога дошкольного образования мы придаем им следующее практическое значение.

Критерий - это описание признака эффективности.

Показатель - это описание качественных признаков эффективности.

Индикатор - это непосредственная количественная оценка.

Непосредственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объектов.

Это может быть конкретное численное значение показателя для оцениваемого объекта, иногда указывается диапазон, в котором лежит значение оцениваемого показателя.

Иногда количественную оценку целесообразнее производить в баллах, используя специально разработанные бальные шкалы. К принципам практического применения предполагаемой системы оценки профессиональной компетентности педагога мы относим:

- соответствие критериев оценки качества реальной деятельности;

- простоту расчетов;

- измеримость показателей;

- умеренность количественного состава индикаторов.

В соответствии с принципом простоты расчетов мы вводим в систему оценивания в графу

«индикатор» максимальный балл - 5, минимальный - 1.

5 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством;

4 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством;

3 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества;

2 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически и с низким качеством;

1 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий в деятельности отсутствует.

Мы выделили наиболее значимые требования, которые содержатся в профессиональном стандарте «Педагог», и обобщили их.

5 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством;

4 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством;

3 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества;

2 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически и с низким качеством;

1 - выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий в деятельности отсутствует.

Для установления уровня профессиональной компетентности необходимо разрабатывать специальные критерии, отражающие различные стороны профессиональной деятельности педагогов ДОУ, в которых она и проявляется.

Набор критериев должен учитывать специфику каждой группы специалистов.

Вместе с тем, нужно обеспечить общий подход, определенную одномерность и однотипность оценочных наборов, необходимость некоторого общего ствола содержания профессиональной деятельности в сфере образования [6].

Механизм, технология экспертной оценки уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ должны включать минимально необходимую и, в то же время, достаточную сово-

купность критериев, простых для массового использования руководителями учреждений, органов управления образованием, членами квалификационных и аттестационных комиссий, а также приспособленных для компьютерной, автоматизированной обработки.

Критерии должны учитывать абсолютные, промежуточные и конечные результаты работы, их динамику, эффективность труда, величину результата, приходящуюся на единицу трудовых затрат.

Эти показатели особенно важны тогда, когда педагогические работники, руководители работают с детьми, имеющими отклонения от норм в психическом и физическом развитии; с педагогически запущенными детьми.

Профессиональную деятельность можно отнести к типу (виду) личностно-опосредованной деятельности, т. е. сама личность педагога выступает в этом случае как один из инструментов этой деятельности.

И отсюда вполне правомерным может считаться подход к оцениванию ее в той точке, где профессионально-значимые личностные качества «окрашивают» стандартно-типовую деятельность, придавая ей сугубо индивидуальный стиль.

Проблемы диагностики профессиональной деятельности и компетентности становятся решаемыми, если за исходные методологические основания принимаются следующие положения.

1. Результаты профессионально-педагоги-чесой деятельности (как личностно-опосредо-ванной) представлены в виде отчужденных интеллектуальных осознаваемых продуктах, имеющих формализуемые и не формализуемые показатели, подлежащие оцениванию.

2. Описание требований к продуктам профессионально-педагогической деятельности в теории и практике формируется на основе системы адекватных коллективных представлений субъектов образовательной деятельности. Только после этого можно приступать к определению требований к самому субъекту, его компетентности и деятельности, которую этот субъект реализует.

3. Разработаны критерии требований к продуктам деятельности и инструментарию для их оценивания [6].

Мы выделили наиболее значимые требования, которые содержатся в профессиональном стандарте «Педагог», и обобщили их по 6 критериям, представляющимся нам наиболее зна-

ж

ЧИППКРО

чимыми для деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Каждый критерий содержит показатели своего проявления и индикатор своего проявления. Приведем пример по первому критерию - проектирование образовательного процесса.

1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

- вносит предложения в общий план работы над основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами:

- своевременно составляет план образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

3. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

- вносит предложения в корректировку образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Таким образом, предлагаемая модель для построения мониторинговых исследований по оцениванию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования разработанная с учетом законодательства Российской Федерации (Закон «Об образовании в РФ», Профессиональный стандарт педагога), на наш взгляд, позволяет максимально отразить специфику деятельности педагога ДОУ, обеспечивает возможность на основе полученных мониторинговых данных проектиро-

вать систему методической помощи и поддержки [7].

Предложенные нами критерии широко характеризуют деятельность педагогов, могут служить основой для организации общественной оценки качества, о необходимости которой все более настойчиво заявляют как государственные, так и муниципальные органы власти, но в то же время не являются исчерпывающими и могут быть дополнены.

Библиографический список:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года / Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года / Дата официальной публикации: 31 декабря 2012 г. / Опубликовано: 31 декабря 2012 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 5976/ Вступает в силу: 01 сентября 2013 г.

2. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» / Основные направления деятельности Правительства РФ в области науки и образования на период до 2018 г., утвержденные Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г. / Система ГАРАНТ: http:// base.garant.ru.

3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) / Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н).

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.

5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. - Европейский фонд образования: ЕФО, 1997.

6. Сластёнин В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /

В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 79-84.

7. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова, Л. Г. Махмутова, И. Б. Едакова, А. В. Кисляков, Д. А. Шилков, Н. Е. Скрипова, Г. В. Яковлева, А. В. Щербаков, Е. В. Рябышева. - М. : ВЛАДОС, 2009.

References:

1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. URL: www.consultant.ru.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 07 maya 2012 g. N 599 "O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki" [Presidential Decree of May 07, 2012 N 599 "On Measures to Implement the State Policy in the Field of Education and Science"]. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva RF v oblasti nauki i ob-razovaniya na period do 2018 g., utverzhdennye Predsedatelem Pravitel'stva RF 31 yanvarya 2013 g. [Main Areas of Activity of the Russian Federation Government in the Field of Science and Education for the Period up to 2018 approved by the Prime Minister of the Russian Federation January 31, 2013] http:// base.garant.ru.

3. Edinyy kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i drugikh sluzhashchikh (EKS). Razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya" (Razdel utverzhden Prikazom Minzdravsot-srazvitiya RF ot 26.08.2010 N 761n). [Single Qualifying Handbook of Jobs of Managers, Professionals

and Other Employees. Section "Qualification Characteristics of Educators" (Section Approved by the Order of the Health Ministry of the Russian Federation 26.08.2010 N 761n)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Professional'nyy standart pedagoga (peda-gogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, na-chal'nom obshchem, osnovnom obshchem, sred-nem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') (utv. prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n) [Professional Standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Educator, the Teacher)" (appr. by order of the Minister of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013, N 544n)].

5. Glossariy terminov rynka truda, razrabotki standartov obrazovatel'nykh programm i uchebnykh planov [Glossary of Terms of the Labor Market, of the Development of Standards of Educational Programs and Curriculum]. Evropeyskiy fond obrazova-niya [European Training Foundation], 1997.

6. Slastenin V. A., Mishchenko A. I. Professional Training of Modern Teacher [Profession-al'no-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo uchitelya]. Sovetskaya pedagogika [Soviet Pedagogy], 1991, 10, pp. 79-84.

7. Il'yasov D. F., Solodkova M. I., Makhmu-tova L. G., Edakova I. B., Kislyakov A. V., Shil-kov D. A., Skripova N. E., Yakovleva G. V., Shcher-bakov A. V., Ryabysheva E. V. Upravlenie ka-chestvom podgotovki slushateley v sisteme dopol-nitel'nogo professional'no-pedagogicheskogo ob-razovaniya [Managing the Quality of Students Training in the System of Additional Professional Pedagogical Education], M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.