Научная статья на тему 'Развитие здоровьесберегающей компетентности учителей основ здоровья в последипломном педагогическом образовании'

Развитие здоровьесберегающей компетентности учителей основ здоровья в последипломном педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER / HEALTH SAVING COMPETENCE / SYSTEM OF POST-GRADUATE PEDAGOGIC EDUCATION / MONITORING / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василашко Ирина Павловна

В статье рассматривается актуальность развития здоровьесберегающей компетентности учителя общеобразовательной школы в соответствии с современными требованиями. Представлены структура данной компетентности и направления развития здоровьесберегающей компетентности учителя предмета «Основы здоровья» в системе последипломного педагогического образования c использованием новых методических подходов, одним из которых является мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василашко Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HEALTH SAVING COMPETENCE OF TEACHERS OF HEALTH FUNDAMENTALS IN POST-GRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION

The article considers development relevance of health saving competence of a general education school teacher according to up-to-date requirements. Structure of this competence and directions for the development of health saving competence of a teacher of Health Fundamentals in the system of post-graduate pedagogic education with the use of new methodological approaches including monitoring have been presented.

Текст научной работы на тему «Развитие здоровьесберегающей компетентности учителей основ здоровья в последипломном педагогическом образовании»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВЬЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Василашко Ирина Павловна

начальник отдела мониторинга образовательных процессов, Институт инновационных технологий и содержания образования

Министерства образования и науки Украины,

Украина, г. Киев E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF HEALTH SAVING COMPETENCE OF TEACHERS OF HEALTH FUNDAMENTALS IN POST-GRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION

Vasilashko Irina

head of Department of Educational Processes Monitoring, Institute of Innovative Technology and Education of Ministry of Education and Science of Ukraine,

Ukraine, Kyiv

В статье рассматривается актуальность развития здоровьесберегающей компетентности учителя общеобразовательной школы в соответствии с современными требованиями. Представлены структура данной компетентности и направления развития здоровьесберегающей компетентности учителя предмета «Основы здоровья» в системе последипломного педагогического образования c использованием новых методических подходов, одним из которых является мониторинг.

The article considers development relevance of health saving competence

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

of a general education school teacher according to up-to-date requirements. Structure

Василашко И.П. Развитие здоровье сберегающей компетентности учителей основ здоровья в последипломном педагогическом образовании // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1584

of this competence and directions for the development of health saving competence of a teacher of Health Fundamentals in the system of post-graduate pedagogic education with the use of new methodological approaches including monitoring have been presented.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя;

здоровьесберегающая компетентность; система последипломного педагогического образования; мониторинг; здоровый образ жизни.

Keywords: professional competence of teacher; health saving competence; system of post-graduate pedagogic education; monitoring; healthy lifestyle.

Анализ уровня здоровья детей в Украине свидетельствует, что подрастающее поколение и их родители недостаточно осведомлены о зависимости здоровья от образа жизни, не владеют навыками деятельности по укреплению и восстановлению своего здоровья. Противоречие между общественно-государственной потребностью в здоровом поколении и образом жизни подавляющего большинства населения страны привело к необходимости ориентации национальной образовательной системы на сохранение и укрепление здоровья, к острой необходимости мотивирования молодежи вести здоровый образ жизни. Качественное образование по вопросам здоровья и безопасности жизнедеятельности (БЖД) в дальнейшем может определить качество жизни каждого человека и общества в целом. Качество образования учащихся во многом зависит от профессиональной компетентности учителя и наличия в образовательных учреждениях достаточного количества подготовленных специалистов (руководителя, методиста, учителя), способных внедрять сохраняющие здоровье технологии во все сферы деятельности школы, поскольку воспитание здоровых детей педагогическими средствами зависит от усилий всего педагогического коллектива. При этом приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ),

БЖД будет тем эффективнее, чем выше уровень профессиональной компетентности и культуры здоровья педагогов.

Целью статьи является характеристика особенностей повышения квалификации учителей основ здоровья, развития их здоровьесберегающей компетентности (ЗСК) в системе последипломного педагогического образования с использованием новых методических подходов, в частности мониторинга.

Эффективной предпосылкой для создания условий развития здоровой личности стало введение в Государственный стандарт начального, базового и полного среднего образования отрасли «Здоровье и физическая культура», реализуемой через образовательные предметы «Физическая культура» и «Основы здоровья» инвариантной части базовых учебных планов [1]. Основная цель предмета «Основы здоровья» — мотивировать молодое поколение к ЗОЖ и БЖД, обучить школьников их основным принципам и методам. Позитивные в целом изменения в учебных планах среднего образования повлекли за собой обострение проблемы качественной профессиональной подготовки учителей, которые могли бы полноценно реализовывать основные цели и задачи предмета «Основы здоровья».

Все это актуализирует воспитание культуры здоровья, развитие ЗСК у самих педагогов. Опыт коллег стран Восточной Европы и Центральной Азии показывает, что только профессионально компетентный учитель, подготовленный по определенной программе с использованием адекватных здоровьесберегающих технологий, будет готов и мотивирован к применению здоровьесберегающих методов при обучении и воспитании детей, к активному созданию благоприятного для здоровья школьного пространства [7]. Анализ данных мониторинговых исследований Министерства образования и науки Украины свидетельствует, что общеобразовательные учреждения для обучения учащихся основам здоровья укомплектованы учителями, которые имеют соответствующую подготовку, на 56 %. Среди них есть те, кто не имеет ни базового образования, ни сертификата о прохождении курсов повышения

квалификации. Кроме этого, о недостаточном уровне ЗСК учителей свидетельствует невозможность широкого привлечения их в осуществлении мониторингового исследования поведения школьников и среды обучения [4].

Сроки обучения студентов-педагогов по программам учителей основ здоровья, с одной стороны, и острая необходимость наличия учителей основ здоровья уже сегодня - с другой, актуализируют поиски путей подготовки не только нужного количества педагогов такой специализации, но и обеспечения соответствующего уровня их квалификации. Это противоречие можно устранить, используя систему последипломного педагогического образования с ее традициями, возможностями и перспективами модернизации процесса подготовки учителя с высоким уровнем профессионализма.

Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы, опубликованной в конце ХХ — начале ХХ1 столетия, показал, что проблема профессиональной подготовки школьного учителя на современном этапе всегда остается актуальной.

Понятие «профессиональная подготовка», а также близкие к нему «профессиональная компетентность», «профессионализм», «готовность к профессиональной деятельности» представлены в работах А. Абдуллина,

B. Адольфа, Б. Грицюка, И. Зязюна, А. Марковой, В. Сластьонина,

C. Сысоевой, И. Пидласого. Формирование профессиональной компетентности учителя было предметом научных исследований Н. Кузьминой, Ю. Куля, М. Кухарева, Ю. Львовой, А. Марковой, Л. Митиной, В. Сидоренко, В. Ягупова и других. Вопросами повышения профессиональной компетентности учителей ОБЖД, основ здоровья занимались А. Ващенко, Т. Бойченко, Е. Чернышова, С. Страшко, Т. Воронцова, С. Жульова, А. Радченко, И Зенченков и другие. Исследователи В. Бабич, П. Джуринский, А. Богданова изучали профессиональную подготовку будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности и преподаванию предмета «Основы здоровья», Е. Чернышева — подготовку учителя к формированию в учащихся

основ знаний о здоровье и безопасности жизнедеятельности человека, Е. Шатрова разработала теоретическую модель формирования ЗСК педагога.

Аспектам формирования ЗСК учителей основ здоровья посвящены публикации Т. Бойченко, Е. Шиян, Н. Полищук, В. Успенской и др. Следует, однако, отметить, что проблеме профессиональной подготовки учителей основ здоровья в системе последипломного педагогического образования до настоящего времени уделено недостаточно внимания, особенно это касается вопросов формирования ЗСК. Тем более что эта компетентность входит в состав комплекса ключевых компетентностей для детей школьного возраста. В связи с тем что среди ключевых компетентностей педагогов ЗСК нет, развитие её (как ключевой и предметной) у учителей основ здоровья приобретает особое значение. Включение ЗСК в перечень ключевых для каждого специалиста, работающего сфере образования, позволит решать проблемы, связанные со здоровым образом жизни участников учебновоспитательного процесса на качественно новом уровне.

Т. Бойченко считает, что основанием включения ЗСК в перечень ключевых компетентностей является значимость здоровья как общечеловеческой ценности, жизненного ресурса, философской категории, которые раскрываются при анализе сущности здоровья с использованием различных подходов — феноменологического, онтологического, гносеологического, холистического, детерминистского, герменевтического. Формирование и развитие ЗСК предусмотрено Г осударственными стандартами начального, базового и полного среднего образования и соответствующими программами предмета «Основы здоровья» для 1—4 и 5—9 классов. Эта компетентность имеет все признаки ключевой, концентрирует в себе все характеристики социальной, поликультурной, коммуникативной компетенций, направлена на саморазвитие и самообразование, продуктивную и творческую деятельность [7]. Соответственно, стандарты и учебные планы, программы последипломного образования учителей основ здоровья должны включать разделы, модули

здоровьесберегающего характера, новые формы и методы для разных категорий слушателей с целью эффективного формирования и развития их ЗСК.

На основе проведенного анализа специальных, научных, научно -публицистических источников, требований к профессиональной подготовке, мастерству, умениям и навыкам, личным качествам учителей основ здоровья, изучения их практического опыта работы понятие ЗСК учителя основ здоровья, на наш взгляд, может быть сформулировано так. Здоровьесберегающая компетентность — интегративное качество учителя, которое имеет сложную системную организацию и выступает как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых компонентов ценностно-мотивационного, когнитивного и операционно-деятельного характера. ЗСК как системное образование характеризует личность учителя, уровень сформированности которой проявляется в способности и готовности к здоровьесберегающей творческой педагогической деятельности на основе знаний, умений, навыков и опыта работы в образовательной среде с использованием современных технологий для достижения высоких результатов.

На основе анализа научных разработок отечественных и зарубежных исследователей, собственного педагогического опыта нами разработана структура ЗСК, которая достигается учителем путем приобретения соответствующих компетенций (рис. 1).

Здоровьесберегающая компетентность учителя основ здоровья

Компоненты

______ I

Когнитивный ^ (Я знаю)

Компетенции

I

Рисунок 1. Структура здоровьесберегающей компетентности учителя

основ здоровья

Среди многих педагогических методов, использование которых характеризует профессиональную компетентность учителя основ здоровья, особенное место, на наш взгляд, занимает мониторинг. Учитель основ здоровья может использовать мониторинг как:

1. вектор профессионального развития в процессе формирования ЗСК на всех этапах своей подготовки;

2. инструмент управления процессом своей профессиональной деятельности, развития своего творческого потенциала (самооценка, контроль, диагностика, прогнозирование и т. д.);

3. метод управления качеством образования учеников (качество знаний, уровень формирования умений, навыков ЗОЖ, изменения в БЖД и отношении к здоровью и т. п.);

4. инструмент контроля необходимого уровня здоровьесберегающего образовательного пространства для всех участников учебно-воспитательного процесса;

Готовность к

• реализации моделей ЗОЖ, БЖД;

• обучению и воспитанию на основе

здоровьесберега -ющих технологий;

• обучению на основе развития жизненных навыков, самообучение;

• диагностике деятельности методом мониторинга;

• мониторингу здоровья

Качества

• профессионально значимые качества;

• личностные качества (самопознание, самовоспитание, социальная ответственность, нравственность, волевые качества, рефлексия, толерантность, креативность и

дрО

Формирование

системы общих

ценностей:

• осознание здоровья как феномена;

• ответственность за жизнь;

• мотивация ЗОЖ

• здоровьесберегающей деятельности;

• осознание значимости создания здоровьесберегающей среды.

Знания о:

• составляющих здоровья и их взаимозависи -мости;

• принципах ЗОЖ, ОБЖД;

• здоровье -сберегающих технологиях;

• интерактивных методах обучения, в т. ч. мониторинге.

Ценностномотивационный (Я хочу)

5. метод диагностики и коррекции уровня здоровья учащихся.

Все пять аспектов использования мониторинга, на наш взгляд, важны и недостаточно, а то и вовсе не разработаны.

Теоретическим основам мониторинга и разработке технологий реализации его в педагогической деятельности посвящены работы исследователей А. Майорова, О. Ляшенко, Т. Лукиной, З. Рябовой, A. Белкина, В. Горба, O. Абдуллиной, В. Жаворонкова, В. Кальнея, Л. Назаровой, В. Гончаренко, А. Суббето, В. Чекмарева, С. Шишова и др. Однако вне поля зрения ученых остались практически все пять аспектов использования педагогами мониторинга в здоровьесохраняющей деятельности [5]. Система работы по формированию ЗОЖ школьников может оказаться нерезультативной без использования указанных аспектов мониторинга, что, в частности, подтверждается рядом исследователей.

Учитывая научно-практический феномен мониторинга, мы считаем, что он является важной составляющей структуры формирования и развития ЗСК учителя основ здоровья (рис. 1) и модуль по этой тематике должен быть включен в программу курсов повышения квалификации.

Представим некоторые результаты исследования об использовании метода мониторинга по указанным аспектам с целью развития ЗСК учителей основ здоровья.

1. Использование мониторинга для определения вектора профессионального развития в процессе формирования ЗСК учителей основ здоровья практически не изучен.

С целью объективности принятия решения об уровне формирования ЗСК учителя на курсах повышения квалификации используются различные виды диагностического мониторинга: входной, текущий, промежуточный

и выходной, или итоговый. Например, входной контроль по модулю «Мониторинг» в форме автоматизированного тестирования позволяет определить начальный уровень знаний, умений и навыков по теме и разработать индивидуальную программу («Дорожная карта») слушателя

курсов с максимальной результативностью для него. Анализ результатов тестирования показывает, что до 60 % учителей всех категорий не владеют научно-теоретическими знаниями; до 86 % могут проводить исследования, используя только готовые инструментарий, методические рекомендации; только каждый десятый может самостоятельно разработать и провести все этапы педагогического мониторинга. Выходное тестирование проводится на заключительном этапе прохождения программы обучения и дает возможность определить динамику процесса обучения, уровень формирования ЗСК и спланировать вектор дальнейшего саморазвития, самообразования. Внедрение этого вида мониторинга позволяет результативно влиять на качество подготовки кадров на всех этапах и уровнях.

2. Применение мониторинга для управления процессом своей профессиональной деятельности, развития своего творческого потенциала позволяет получить объективную информацию для принятия решений, прогнозирования соответствия образовательного процесса потребностям и требованиям качественного образовательного процесса, следовательно, рационально использовать ресурсы.

Школа — открытая, а не изолированная система. Следовательно, на ее функционирование, конечные результаты образовательного процесса по вопросам ЗСЖ, ОБЖД существенно влияет социальная среда — внешние факторы. Овладевая методикой организации и проведения мониторинга, анализом его результатов, учитель может спланировать свою профессиональную профилактическую деятельность, учитывая мнение родителей, влияние существующих социальных факторов и т. д. В частности, такой опыт оказался очень важным для учителей в организации профилактической роботы по вопросам репродуктивного здоровья с учетом научных, социальных, возрастных, национальных, этических факторов [1].

3. Наиболее известен педагогам метод мониторинга для управления качеством образования учеников (качество знаний, уровень формирования умений, навыков ЗОЖ, изменения в БЖД и отношении к здоровью и т. п.).

Общеобразовательная программа предмета «Основы здоровья» построена по принципу спирали: есть темы (например, «Принципы ЗОЖ», «Правила безопасности движения», «Профилактика вредных привычек», «Навыки общения», «Профилактика инфекционных заболеваний» и др.), которые учащиеся изучают каждый год. Но при этом изменяются объем, сложность, практическая направленность изучаемого материала, количество часов, отведенных на изучение темы. Таким образом, для учащихся оптимизируются условия получения полного объема знаний и формирования необходимых навыков безопасной жизнедеятельности и получения специфических навыков ЗОЖ. Учитель, в свою очередь, имеет возможность использовать интерактивные методы обучения для преподавания учебного материала, развития навыков с учетом возрастных особенностей, уровня подготовленности и опыта учащихся. Традиционные методы контроля уровня учебных достижений школьников, качества профессиональной деятельности учителя, уровня здоровья детей менее эффективны, чем применение мониторинга.

Высокого качества обучения достигают учителя, использующие модель «вход-выход» диагностического мониторинга на разных этапах обучения [5]. Например, учителя, которые проводят профилактическую работу по вопросам эпидемии ВИЧ/СПИДа, обучаются на курсах проводить диагностику по методике «До»-«После». Используя разработанные стандартизованные тесты, анкеты для учащихся, учитель может собрать данные, позволяющие скорректировать знания о путях передачи ВИЧ-инфекции и повысить их качество; подобрать наиболее эффективные методы развития навыков безопасного поведения в обществе; повлиять психолого-педагогическими методами на формирование толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям. Такой подход (использование единых стандартов) позволяет отслеживать, сравнивать результаты обучения в течение учебного года, на протяжении нескольких лет, на разных уровнях (районном, областном, государственном, международном), так как показатели комплементарны,

рассчитаны по единой методике с международным мониторинговым исследованием ESPAD, HBSC.

4. Мониторинг — инновационный инструмент всестороннего контроля качества здоровьесберегающего образовательного пространства для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Образовательное пространство в учебном заведении, как правило, соответствует определенным нормативным параметрам. Мониторинговое исследование дает возможность определить его объективное состояние и степень удовлетворения родителей и учеников созданным условиям. Как показывает опыт, часто мнения педагогов отличаются от мнения потребителей образовательных услуг. Например, на курсах учителя имеют возможность овладеть практическими умениями и навыками, получить методические материалы для проведения педагогических исследований и принятия адекватных решений по профилактике вредных привычек. Это позволяет на практике организовать на новом качественном уровне профилактическую работу и результативно повлиять на уменьшение количества учащихся, которые курят, употребляют алкогольные напитки, наркотические вещества. Практика показывает, что данные мониторинговых исследований (анонимное анкетирование) в первую очередь дают возможность определить масштаб распространения той или иной вредной привычки, выявить группы риска и спланировать роботу с наибольшим эффектом влияния на безопасное для здоровья поведение воспитанников.

Комплексный мониторинг образовательной среды дает возможность педагогам аргументированно лоббировать вопросы по созданию инновационной ресурсной базы для внедрения технологий, направленных на сохранение здоровья. Например, создание в учебном заведении тренингового центра или кабинета основ здоровья [3]

5. Мониторинг как метод диагностики и коррекции уровня здоровья учащихся представляет наиболее традиционное понимание педагогами этого

метода.

Однако не каждый учитель владеет разными методиками наблюдения даже за своим здоровьем. Хотя и должен не только сам владеть, но и научить этому коллег, а тем более — своих учеников (и одновременно — их родителей). Анкетирование учащихся разных возрастных групп показало, что практические навыки мониторинга уровня здоровья до 84 % детей приобретают во время тренинговых занятий в школе, а не дома. И это ставит уровень развития этих умений у школьников в зависимость от ЗСК учителя основ здоровья.

Проведение психолого-педагогического мониторинга за состоянием здоровья с целью выявления проблем учебно-воспитательного процесса в образовательной среде предполагает соблюдение принципов комплексности, системности, междисциплинарности. Процедура его проведения требует сложного взаимодействия квалифицированных кадров (администрации, психолога, учителей основ здоровья, физической культуры, социального педагога, родителей и др.) и определенных материально-технических ресурсов. Но эти затраты оправданы благополучием и здоровьем подрастающего поколения.

Выводы. На наш взгляд, здоровьесберегающая компетентность учителя — понятие динамическое, полиаспектное и многогранное, его содержание корректируется в соответствии с экономико-политическими изменениями, происходящими в обществе, и процессами модернизации в сфере образования. Структура ЗСК учителя основ здоровья, процесс ее развития в системе последипломного педагогического образования видоизменяются, корректируются в связи с развитием практики ЗОЖ, БЖД. Определение содержания, структуры, методик развития ЗСК учителя основ здоровья требуют дальнейшей разработки, анализа, систематизации и обобщения. Мониторинг в формировании ЗСК учителя имеет сложную структуру, разнообразные функции и требует дальнейшего разностороннего изучения, в первую очередь, как метод обучения педагога на этапе последипломного образования.

Дальнейшее исследование целесообразно сосредоточить, в частности, на разработке факторно-критериальной модели оценивания уровня формирования ЗСК учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Актуальт проблеми здоров’язбереження в Украшу педагопчт та медичт проблеми репродуктивного здоров’я: мaтерiaли Мiжнaродного науково-практичного семiнaру (24 квггня 2014 року, м. Ки!в) / упор. Л.Г. Горяна,

H. О. Терентьева. Черкаси: Видавець Чабаненко Ю.В., 2014. — 128 с.

2. Бойченко Т.С. Пщвищення рiвня здоров'язбережувально! компетентност як чинник розвитку творчого потенщалу керiвних кaдрiв освiти / Т. Бойченко // Збiрник наукових праць / Нац. пед. ун-т iм. М.П. Драгоманова. К.: Вид-во НПУ iм. М.П. Драгоманова, — 2013. — Вип. 28. — С. 84—89.

3. Василашко 1.П. Кабшет з основ здоров’я: документащя та оргашзащя. Методичний посiбник / 1.П. Василашко. К. : Шк. Свет, 2012. — 104 с.

4. Василашко 1.П. Новий предмет «Основи здоров’я». Ефективнiсть упровадження (За результатами мотторингового дослщження 2008 року) /

I. П. Василашко // Здоров’я та фiзичнa культура. — 2009. — № 28 (160). — С. 3—10.

5. Вилсм Д. Системы мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы. — 1995. — № 1. — С. 37—41.

6. Мошторинг якост освгти: свгтовий досвуд та украшсью перспективи: Пошбник / Кол. Авторiв: О. Локшина, Т. Лукша, О. Ляшенко, О. Савченко та ш. / Пул, заг. ред.. О.1. Локшиною. К.: «К.1.С.», 2004. — 128 с.

7. Постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра!ни вiд 14 шчня 2004 р. № 24 «Про затвердження Державного стандарту базово! i повно! загально! середньо! освiти» // Офщшний вiсник Украни, — 2004. — № 2. — С. 49—70.

8. ЮНЕСКО. Профилактическое образование в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор нормативной базы и существующей практики. Итоговый отчет. 2013 г. М.: ООО «Верди», 2013. — С. 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.