Научная статья на тему 'Модель медико-биологической подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками'

Модель медико-биологической подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / MODEL / BIOMEDICAL TRAINING OF TEACHER / HEALTH AND RECREATION ACTIVITY / HEALTHY LIVING OF SCHOOLCHILD / PHYSICAL RECREATION / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаубаев Юруслан Ахметович, Байрамукова Екатерина Даулетовна

В статье изложен подход к решению проблемы организации медико-биологической подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками. Дано описание структурных компонентов и содержания модели преподавания медико-биологических дисциплин, основанное на авторской концепции культуросообразности образования. Показаны возможности учебно-методического обеспечения процесса преподавания медико-биологических дисциплин на основе культуросообразного подхода, активизирующие самостоятельную деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джаубаев Юруслан Ахметович, Байрамукова Екатерина Даулетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of biomedical training of future teachers for health and recreation work with schoolchildren

The article outlines approach to solving problems of biomedical training of future teachers for health and recreation work with schoolchildren. The paper describes the structural components and the content of model for teaching biomedical studies based on authors’ concept of cultural conformity of education. The article shows the possibilities of methodical support for teaching biomedical studies on the basis of cultural conformity approach which can promote independent activity of students.

Текст научной работы на тему «Модель медико-биологической подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками»

УДК 371.132/.71

https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.14

Джаубаев Юруслан Ахметович Dzhaubaev Yuruslan Akhmetovich

кандидат педагогических наук, доцент, PhD in Education Science,

декан факультета физической культуры Assistant Professor,

Карачаево-Черкесского государственного Dean of the Physical Education Faculty,

университета Karachay-Cherkessia State University

Байрамукова Екатерина Даулетовна

старший преподаватель кафедры биологии и химии Карачаево-Черкесского государственного университета

МОДЕЛЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Bayramukova Ekaterina Dauletovna

Senior Lecturer, Biology and Chemistry Department, Karachay-Cherkessia State University

MODEL OF BIOMEDICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR HEALTH AND RECREATION WORK WITH SCHOOLCHILDREN

Аннотация:

В статье изложен подход к решению проблемы организации медико-биологической подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками. Дано описание структурных компонентов и содержания модели преподавания медико-биологических дисциплин, основанное на авторской концепции культуросообразности образования. Показаны возможности учебно-методического обеспечения процесса преподавания ме-дико-биологическихдисциплин на основе культуро-сообразного подхода, активизирующие самостоятельную деятельность студентов.

Ключевые слова:

модель, медико-биологическая подготовка педагога , оздоровительно-рекреационная деятельность, здоровый образ жизни школьника, физическая рекреация, педагогическая система.

Summary:

The article outlines approach to solving problems of biomedical training of future teachers for health and recreation work with schoolchildren. The paper describes the structural components and the content of model for teaching biomedical studies based on authors' concept of cultural conformity of education. The article shows the possibilities of methodical support for teaching biomedical studies on the basis of cultural conformity approach which can promote independent activity of students.

Keywords:

model, biomedical training of teacher, health and recreation activity, healthy living of schoolchild, physical recreation, pedagogical system.

В результате экономических и социокультурных преобразований в российском обществе изменились целевые установки в профессиональной подготовке будущих педагогов, акцент делается на развитие их профессиональной компетентности, позволяющей гуманизировать образовательный процесс в школе, содействовать личностному развитию учащихся. Одним из значимых направлений подготовки педагога является формирование готовности к развитию основ здорового образа жизни школьника. Целью подготовки является формирование здоровой, социально активной личности, способной успешно функционировать в современном социуме [ 1]. Эта цель достигается посредством разработки и реализации оздоровительных и рекреационных технологий.

Установлено, что оздоровительно -рекреационная деятельность образовательного учреждения имеет значительный потенциал в формировании здорового образа жизни обучающихся [2; 3]. Она реализуется в двух видах: двигательной (физической), которая связана с выполнением широкого комплекса двигательных действий и специальных оздоровительных мероприятий, и интеллектуальной - предусматривающей развитие познавательной активности в сфере здорового образа жизни посредством умственных заданий, игр и развлечений [4; 5]. Однако в образовательном процессе высшей школы России слабо используются педагогические возможности медико-биологических дисциплин в подготовке специалистов к организации оздоровительно-рекреационной деятельности [6].

Выполненный анализ теории и практики преподавания медико-биологических дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов позволяет констатировать, что их содержание раскрывает теоретические и методологические основания изучаемых наук. Вопросы формирования здорового образа жизни и содействия полноценной физической рекреации личности школьника остаются за пределами содержания этих дисциплин. В связи с этим актуализируются

направления преподавания медико-биологических дисциплин, раскрывающие ценностные, целевые, содержательные и практико-технологические аспекты в подготовке педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками.

В исследовании, организованном и проведенном в 2010-2016 гг. на базе Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, опросом было охвачено 1006 студентов, их них 67 % составили юноши, 33 % - девушки.

В ходе исследования установлено, что реализация дисциплин медико-биологического цикла на основе аксиологического подхода позволяет сформировать ценностное отношение к здоровью и рекреационной деятельности и способствует рациональной организации здорового образа жизни обучающихся. Преподавателю следует организовывать проведение занятий на основе проблемно -поискового подхода, шире использовать различные дидактические и деловые игры, разнообразить методы и приемы в групповой и индивидуальной формах работы со студентами.

Разработанная и апробированная нами на базе факультета физической культуры и туризма модель процесса преподавания медико-биологических дисциплин основана на идеях концепции культуросообразности организации оздоровительно-рекреационной работы со школьниками в условиях поликультурного региона. В ней содержание педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни, активного отдыха и восстановления после учебных нагрузок у школьников и студентов проектируется с учетом национально-культурных традиций населения Карачаево-Черкесской Республики. В качестве базовых при построении модели приняты следующие методологические подходы: аксиологический, акмеологический, валеологический, компетентностный, культурологический, системно-деятельностный, личностно ориентированный.

Особое место в концепции уделено специфике подготовки будущих педагогов к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками.

Авторская модель включает в себя:

- блок ценностно-целевых установок, ориентирующих на позитивное отношение будущего педагога к здоровью, здоровому образу жизни, физической рекреации и валеологической культуре;

- блок содержания, выполняющий функцию интеграции содержания медико-биологической подготовки. Он предполагает реализацию федерального (базовые курсы: «Основы медицинских знаний», «Физиология человека и животных», «Физиология физической культуры и спорта») и регионального (спецкурсы: «Этнопедагогические основы здорового образа жизни и активного отдыха», «Проектирование рекреационной деятельности в образовательном учреждении») компонентов образования, раскрывает содержание средств формирования здорового образа жизни;

- практико-технологический блок, раскрывающий национально-культурные особенности, традиции, формы и методы формирования здорового образа жизни; способы построения оздоровительно-рекреационной среды и приемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях различного типа в период педагогических практик и непосредственной профессиональной деятельности педагога. Особое место занимают профессионально- и культурно-развивающие технологии, используемые в преподавании медико-биологических дисциплин (научная дискуссия, консилиум, семинар-проект, организационно-деятельностная игра, студенческая лаборатория и др.).

Практико-технологический блок выполняет функцию методического обеспечения образовательного процесса на основе комплексной реализации учебной, самостоятельной и досуговой деятельности студентов, тематических циклов лекций спецкурса и спецсеминаров.

Оценочно-рефлексивный блок представлен:

- компьютерными тестами по выявлению качества усвоения содержания медико-биологических дисциплин;

- пакетом диагностических методик по выявлению здоровья студентов и уровня их готовности к формированию здорового образа жизни школьников;

- заданиями и упражнениями на развитие самооценки и коррекции медико-биологической компетенции студентов в сфере формирования здорового образа жизни школьников.

Учебно-методическое обеспечение процесса преподавания медико-биологических дисциплин, основанное на культуросообразном подходе, направлено на создание условий для активизации самостоятельной деятельности студентов по формированию представлений об образе здоровой личности как показателя их культуры, способов сохранения собственного здоровья и здоровьесберегающей среды в профессиональном сообществе.

Таким образом, разработанная модель процесса преподавания медико-биологических дисциплин, основанная на авторской концепции культуросообразности образования, является эффективным средством профессионально-педагогической подготовки студентов. Ее использование в образовательном процессе вуза способствует обеспечению высокого уровня готовности будущих педагогов к организации активного отдыха и культурного досуга, дружеского общения, укреплению здоровья, формированию социального опыта и улучшению качества жизни школьников.

Ссылки:

1. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 22-27.

2. Джаубаев Ю.А., Саркисова Н.Г., Петьков В.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов // Там же. 2015. № 4 (169). С. 138-142.

3. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.

4. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Теория и практика физкультуры. 1989. № 3. С. 2-4.

5. Kagan J., Reznick J.S., Snidman N. The physiology and psychology of inhibition in children // Child Development. 1987. Vol. 58, no. 6. P. 1459-1473.

6. Джаубаев Ю.А., Бальба Р.В., Лундина Г.А. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 4 (169). С. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.