УДК 377/376 В. В. Сиванькаева, мастер п/о Копейского
политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: sivankaevavv@ mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Создание условий для профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов в ПОО — одно из приоритетных направлений деятельности педагогических коллективов техникумов и колледжей. В статье рассматривается проблема организации учебной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках освоения ими программ профессиональной подготовки.
Ключевые слова: инклюзивное образование, особенности развития личности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, формы и методы организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Одним из важнейших направлений современного профессионального образования является создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Сегодня инклюзивное образование имеет достаточно обширное нормативно-правовое обеспечение. Федеральный закон «Об образовании в РФ» дает спектр базовых определений в данной области деятельности, в частности даны определения терминов «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа». Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» определяет термин «специальное образование», под которым понимается образование, для получения которого человек нуждается в специальных, индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка. В условиях специального образования обучающиеся с ОВЗ получают профессиональную подготовку, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [1].
В ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» обучаются выпускники VIII вида коррекционной школы-интерната № 1 г. Копейска по профессии «каменщик». Обучение организовано в обособленной группе, состав которой неоднороден. В нее входят обучающиеся с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного ап-
парата, задержкой психического развития, интеллекта.
При организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ важно понимать, что уровень их психического развития зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (дошкольного и школьного). Поэтому педагогическим работникам необходимо соотносить уровень и качество сформиро-ванности познавательных способностей и социальных качеств личности обучающихся [2]. А в процессе решения задачи развития профессионально и социально важных личностных качеств у обучающихся с ОВЗ необходимо превратить их из пассивных потребителей знаний в активных творцов, умеющих сформулировать проблему, анализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Такой подход предполагает ориентацию педагога на активные методы обучения, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
В начале обучения обязательно проводится анализ личностных особенностей обучающихся, на основе которого выделяются «проблемные точки» развития, обусловленные недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, а также проблемы, связанные с недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления), недостатками речи, нарушения-
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
ми моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Анализ позволяет определить методы обучения, возможность использования индивидуальных и коллективных форм обучения в соответствии с профессиональными интересами обучающихся, а также направления коррекции и развития профессионально важных личностных качеств у обучающихся [2].
В профессиональном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов основной формой учебной работы являются уроки производственного обучения, которые имеют свою специфику. Выделим основные обобщенные требования к организации учебного занятия:
- четкая и понятная для обучающихся постановка цели урока;
- определение задач урока с учетом возможностей обучающихся;
- оптимальный объем содержания урока;
- рациональный выбор методов, дидактических и технических средств обучения;
- многообразие видов самостоятельной работы;
- положительный психологический климат на уроке, обстановка комфорта.
Урок должен быть одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим [3]. При этом необходимо учитывать следующее: к профессионально важным личностным качествам, формируемым в процессе производственного обучения, можно отнести: словесно-логический интеллект, организаторские способности, устную речь, общительность, самоконтроль [4]. У обучающихся с ОВЗ данные качества развиты не в полной мере. Поэтому в процессе обучения, на наш взгляд, целесообразно использовать такие приемы, как:
- усложнение креативной направленности практических заданий;
- введение индивидуального инструктирования;
- разработка дидактического материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся, формирование для занятий вариативных наборов заданий;
- создание ситуации успеха и психологического комфорта на занятиях;
- создание атмосферы сотрудничества и неформального общения обучающихся друг с другом и с мастером производственного обучения.
Обучающиеся с нарушением интеллекта испытывают, в силу структуры дефекта, эмоциональные или поведенческие трудности, поэтому в образовательном процессе используются формы и методы, направленные на формирование поведенческих навыков, расширение возможностей коррекции и развития основных качеств личности обучающихся. На основании вышесказанного мы определили формулу коррекци-онного обучения: многократное упражнение + такт + поощрение.
В практике реализации образовательного процесса для лиц с ОВЗ в колледже накоплен положительный опыт использования приема наставничества среди обучающихся при выполнении практического задания. Суть его заключается в следующем: успешно и быстро справляющиеся с практическим заданием обучающиеся привлекаются к оказанию помощи отстающим обучающимся, которые, в свою очередь, не против принять помощь товарища. В результате такого взаимодействия у обучающихся с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки, формируется первоначальный опыт работы в коллективе, что в дальнейшем позволяет им более быстро и успешно адаптироваться в условиях производства [5]. При таком подходе к обучению обучающиеся начинают осознавать себя как полноценную часть общества, не испытывают дискомфорта при участии в массовых мероприятиях.
Необходимо отметить также важность реализации в процессе профессионального обучения лиц с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, которые направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся, создание благоприятного психологического климата на уроке, приводят к предотвращению усталости и утомляемости обучающихся.
Мощным стимулом для саморазвития и стремления к профессиональному росту обучающихся с ОВЗ является привлечение их к участию в конкурсах профмастерства различного уровня. Как показал опыт участия в конкурсах профессионального мастерства по стандартам ^ОгЫ8кШ8 (2014, 2015 гг.) по ком -петенции «Кирпичная кладка», обучающиеся с ОВЗ справляются с конкурсным заданием по времени и объему наравне с остальными участниками.
Особую значимость для раскрытия и реализации способностей обучающихся с ОВЗ имеет организация дополнительного образования. В колледже действует творческое объединение «Пирамида», где в ходе занятий обучающиеся
решают интеллектуальные задачи, выполняют практические работы по изготовлению макетов, наглядных пособий. Важно, что выполненные обучающимися работы в дальнейшем используются в образовательном процессе, а также представляются на выставках технического творчества различного уровня.
Степень развития личностных качеств обучающихся с ОВЗ прослеживается в удовлетворенности результатами учебно-производственной деятельности и проявляется в характере эмоционального переживания успехов и неудач в деятельности, критическом отношении к отдельным аспектам результатов деятельности [6]. О достижении обучающимися с ОВЗ опреде-
Библиографический список
ленных результатов в развитии профессионально важных и личностных качеств можно судить по результатам их учебной деятельности, это: осознанность и мотивированность интереса к профессии, проявление активности в учебно-производственной деятельности, высокие производительность и качество труда при выполнении практических заданий.
На основе опыта работы можно сделать следующее заключение: особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов определяют особую логику построения образовательного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании профессионального обучения.
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья : Психологические основы [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Акатов. — М. : Владос, 2013. — 368 с.
2. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья : основные положения [Электронный ресурс] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. — Режим доступа: http://kamschoolinter.ucoz.ru/dokumenti/Pologenia/koncepcija_sfgos.pdf.
3. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] / В. А. Скакун. — М. : Инфа-М, 2014. — 84 с.
4. Абульханова-Славская, А. К. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / А. К. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. — М., 2010. — С. 10-14.
5. Титоренко, С. И. Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения для формирования профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / С. И. Титоренко. — Режим доступа: http://zkoipk.kz/nisconf2s/630-confnis.html.
6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина — М. : Высш. шк., 2013. — 208 с.
УДК 377 С. А. Соснина, преподаватель филиала
Аргаяшского аграрного техникума (ААТ) в п. Мирный, Челябинская обл., п. Мирный, e-mail: sosnina.svetlana.1974@mail.ru
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В АРГАЯШСКОМ АГРАРНОМ ТЕХНИКУМЕ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА ПРОФЕССИЙ
В статье обсуждается практический аспект проблемы профориентационной работы Аргаяш-ского аграрного техникума, приводятся примеры проведенных мероприятий по профессиональной ориентации для школьников, анализируются факторы, усложняющие профориента-ционную деятельность образовательных организаций в целом.
Ключевые слова: труд, профессия, профориентация, школьник, самоопределение.
Выбор профессии — очень серьезный шаг тересы, способности и соответствие этих инте-в жизни каждого. Нужно учитывать личные ин- ресов и способностей тем качествам, наличия