Научная статья на тему 'Модель индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров на основе интегративномодульного подхода к изучению трех иностранных языков'

Модель индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров на основе интегративномодульного подхода к изучению трех иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / БАКАЛАВРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZATION / TEACHING / FOREIGN LANGUAGE / BACHELORS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Анжелика Степановна

Статья посвящена модели индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров на основе интегративно-модульного подхода к изучению трех иностранных языков. Статья базируется на концепции индивидуализации иноязычного образования и отражает основные теоретические положения для обеспечения эффективности данного процесса в ходе изучения трех языков. Главный принцип принцип индивидуализации. В качестве главных критериев выступают: мотивационные, психологические, лингвистические и социальнокультурные критерии. Авторы исследования предлагают в качестве ведущего интегративно-модульный подход, который позволяет максимально принимать во внимание особенности обучающихся в процессе изучения нескольких языков. В статье представлены основные положения, обеспечивающие эффективность индивидуализации профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования при изучении нескольких языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACHELORS'' PROFESSIONAL TRAINING INDIVIDUALIZATION MODEL BASED ON THE INTEGRATIVE-MODULAR APPROACH TO LEARNING THREE FOREIGN LANGUAGES

The article is devoted to the model of individualization of bachelors’ training through integrative and modular approach to the study of three foreign languages. The article is based on the concept of individualization of foreign language education and reflects the basic theoretical regulations to ensure the effectiveness of the process in the course of studying three languages. The main principle is the principle of individualization. Special attention is paid to individualization technology which includes the aim-setting. The main criteria are motivational, psychological, linguistic and sociocultural. The authors of the research offer the integrative-modular approach as a leading one in order to improve the efficiency of individualization. The article contains the main theoretical positions which provide successful individualization in foreign language education.

Текст научной работы на тему «Модель индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров на основе интегративномодульного подхода к изучению трех иностранных языков»

УДК 378.02:37.016 ББК 74.58

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

I А.С. Шилова

Аннотация. Статья посвящена модели индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров на основе интегративно-модульного подхода к изучению трех иностранных языков. Статья базируется на концепции индивидуализации иноязычного образования и отражает основные теоретические положения для обеспечения эффективности данного процесса в ходе изучения трех языков. Главный принцип -принцип индивидуализации. В качестве главных критериев выступают: мотивационные, психологические, лингвистические и социально-культурные критерии. Авторы исследования предлагают в качестве ведущего интегративно-модульный подход, который позволяет максимально принимать во внимание особенности обучающихся в процессе изучения нескольких языков. В статье представлены основные положения, обеспечивающие эффективность индивидуализации професси-184 ональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования при изучении нескольких языков.

Ключевые слова: индивидуализация, обучение, иностранный язык, бакалавры, профессиональное обучение.

BACHELORS' PROFESSIONAL TRAINING INDIVIDUALIZATION MODEL BASED ON THE INTEGRATIVE-MODULAR APPROACH TO LEARNING THREE FOREIGN LANGUAGES

I A.S. Shilova

Abstract. The article is devoted to the model of individualization of bachelors' training through integrative and modular approach to the study of three foreign languages. The article is based on the concept of individualiza-tion of foreign language education and reflects the basic theoretical regula-

tions to ensure the effectiveness of the process in the course of studying three languages. The main principle is the principle of individualization. Special attention is paid to individualization technology which includes the aim-setting. The main criteria are motivational, psychological, linguistic and socio-cultural. The authors of the research offer the integrative-modular approach as a leading one in order to improve the efficiency of individualization. The article contains the main theoretical positions which provide successful in-dividualization in foreign language education.

Keywords: individualization, teaching, foreign language, bachelors, professional training.

В современных условиях повышается потребность в подготовке специалистов со знанием трех иностранных языков, что требует внесения коорди-нальных изменений в систему их профессионального образования. Одним из возможных способов повышения эффективности профессионального образования будущих бакалавров и в процессе изучения трех иностранных языков является использование возможностей индивидуализации. Содержание понятия «индивидуализация» многоаспектно и включает в себя лингвистическую, социокультурную, психологическую и профессиональную составляющие, которые представляют единое целое в процессе личностного развития и профессионального становления будущего бакалавра педагогического образования.

Эффективность осуществления индивидуализации зависит от адекватности моделей, отражающих основные закономерности индивидуализированного обучения трем иностранным языкам с учетом личностных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Предлагаемая модель индивидуализации профессиональной подготовки направлена на овладение профессиональной культурой, которая

включает в себя четыре основных компонента: знания о сферах приложения деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, умения подойти творчески к решению новой профессиональной задачи, опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, преломленной через систему ценностей личности» [1]. Система профессиональной подготовки бакалавра должна быть не предметно, а профессионально направленной. Это означает, что стержнем, системообразующим фактором профессиональной подготовки является его профессиональное мастерство, основанное на знаниях и умениях.

Модель индивидуализации профессиональной подготовки в процессе изучения трех иностранных языков должна моделировать основные структуру и содержание данного процесса. Целью предлагаемой модели является формирование личности будущего специалиста, обладающего необходимыми ценностными ориентациями и этическими нормами, обеспечивающими эффективную реализацию подготовки учащихся на различных ступенях обучения в иноязычном образовании.

Разработанная модель профессиональной подготовки бакалавра долж-

185

на обеспечивать каждому студенту возможность индивидуальной самореализации. Достижение какого-либо уровня профессионального мастерства зависит, в первую очередь, от индивидуальных свойств человека, его способностей. В связи с этим подготовка учителей должна быть «штучной», индивидуализированной. Каждому студенту необходим план собственной самореализации. Система профессиональной подготовки должна обеспечить студенту мотивацию к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки, обеспечить самостоятельность добычи знаний, научить студента умению учиться, дать ему понять, что любое образование — это, прежде всего, самообразование, то есть самостоятельность мышления и решения учебных задач.

Модель индивидуализации в процессе изучения трех иностранных языков состоит из четырех блоков: целевого (цель и задачи), теоретического (подходы, принципы, содержание), технологического (алгоритм, средства обучения, педагогические I86 условия) и оценочно-результативного (критерии, показатели эффективности модели и ее результат) [2].

Результатом модели является развитие индивидуально-образовательной траектории будущего специалиста сферы иноязычного образования с учетом его профессиональных и личностных интересов и потребностей.

Задачами данной модели являются следующие:

• в развивающем аспекте — это развитие лингвистических способностей бакалавров в процессе изучения трех иностранных языков, развитие профессионального педагогического мышления;

• в учебном аспекте — овладение лингвистическими в учебном аспекте: овладение лингвистическими и социокультурными знаниями, формирование фонетических лексических и грамматических в трех изучаемых языках; развитие коммуникативных умений в трех языках;

• в воспитательном аспекте — воспитание патриотизма, воспитание толерантности, овладение тремя иностранными языками и их культурным наследием;

• в познавательном аспекте — расширение лингвистического кругозора в ходе изучения трех иностранных языков.

Основными подходами к процессу индивидуализации как важнейшему условию совершенствования профессиональной подготовки бакалавра в процессе изучения иностранного языка как иностранного являются: инте-гративно-модульный, личностно-де-ятельностный, коммуникативный и компетентностный подходы.

Для данного исследования одним из приоритетных является ин-тегративно-модульный подход. Он предусматривает интеграцию различных дисциплин и модулей профессиональной подготовки будущего бакалавра, таких как: модуля аудиторной работы, модуля самостоятельной работы, модуля научно-исследовательской деятельности, модуля производственной практики.

Использование интегративно-мо-дульного подхода способствует осуществлению самостоятельного выбора в процессе выполнения студентами тех заданий, которые соответствуют их уровню знаний (тем самым обеспечивается индивидуальный темп продвижения студента по программе); акцен-

тированию внимания преподавателя на консультативно-координирующих функциях управления познавательной деятельностью бакалавров, способствующих осуществлению индивидуализации во всем ее многообразии.

Процесс индивидуализации невозможен без реализации личност-но-деятельностного подхода. С точки зрения этого подхода индивидуальный потенциал будущих бакалавров развивается в процессе вовлечения их в профессиональную деятельность, обладающую для студентов личностной значимостью, только в деятельности и посредством выполнения профессиональных видов деятельности развивается личность будущего специалиста.

Основой индивидуализации профессиональной подготовки студентов является коммуникативный поход, в соответствии с которым основной способ усвоения иностранного языка может быть сформулирован таким образом: «Культура через язык и язык через культуру» [3] . То есть усвоение фактов иноязычной культуры происходит в ходе усвоения языка, как средства общения при знакомстве с реалиями неродной культуры.

Индивидуализация профессиональной подготовки студентов, изучающих иностранный, будет успешной при правильной реализации методических принципов, интеграция которых позволяет осуществить всесторонне развитие личности будущего специалиста сферы иноязычного образования.

Приоритетным в предлагаемой модели является принцип индивидуализации, который функционирует в единстве с другими принципами, такими, например, как принцип функциональности, ситуативности, овладение иноязычным образовани-

ем через общение, профессиональной направленности, вариативности, ин-тегративности, проблемности и др.

Принцип индивидуализации является основополагающим при обучении языкам, одним из главных средств создания мотивации и активности студентов. Рассмотрим подробнее сущность понятия «индивидуализация». В общем виде индивидуализация предполагает адаптацию учебного процесса к возможностям студентов, предусматривает «подтягивание» более «слабых» студентов на более высокий уровень владения языком, а также предоставление «сильным» возможности продвигаться в освоении учебного курса более быстрыми темпами. Подразумевается выбор каждым из студентов собственной технологии овладения иностранными языками [4].

Индивидуализация — это учет всех индивидуальных свойств студента, его способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность и, главным образом, его личностных свойств. Индивидуальность студента, понимаемая во всей своей многогранности как система, составляет основу индивидуализации. Рассмотрим подробнее принцип индивидуализации процесса образования. Каждый студент представляет собой индивидуальность и может выступать в процессе образования в трех своих ипостасях: как индивид, как субъект учебной деятельности, как личность. Как индивид, он обладает определенными свойствами (природными задатками: памятью, воображением, вниманием, мышлением и лингвистическими способностями: фонематическим слухом, способностью к имитации, догадке, различению, обобщению). Как субъект учебной деятельности, студент

187

обладает или не обладает умением выполнять различные задания. Как личности, ему присущи определенные свойства: наличие контекста деятельности, личного опыта, мировоззрения; чувства и эмоции, интересы и желания, статус в коллективе. Значит, индивидуализация процесса образования включает в себя три вида: индивидную, субъектную и личностную индивидуализацию. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Без развитых способностей замедляется усвоение материала и овладение им, без умения учиться — тормозится процесс учения и снижается продуктивность работы, без учета личностных свойств — не работает мотивация, следовательно, теряется все остальное.

Под ситуацией понимают универсальную форму функционирования процесса общения, а следовательно, и универсальную форму функционирования процесса обучения. Учебная ситуация, как единица обучения, моделирует ситуацию, как единицу общения. Она сохраняет при этом все 100 основные качества общения, воссоздает все многообразие взаимоотношений обучающихся. Именно это позволяет использовать ситуацию, как основу для сотрудничества, взаимодействия обучающихся и обучаемых во всех аспектах иноязычной культуры.

Таким образом, ситуация выступает не только в роли так называемой речевой ситуации, но и в более широком статусе — как ситуация учебной деятельности.

Ситуацию рассматривают как систему взаимоотношений, так как только при учете взаимоотношений обучающихся может осуществляться стратегия и тактика говорящего. Трудно представить без этого существование

таких компонентов коммуникативной компетенции, как стратегическая и дискурсивная компетенции. Также такое качество коммуникативной компетенции, как продуктивность, развивается только в ситуациях. Наконец, только в ситуации как системе взаимоотношений возможна самостоятельность говорящего. Сущность ситуатив-ности показывает, что трудно представить ее реализацию без личностной индивидуализации, так как создание на занятии ситуации, как системы взаимоотношений, возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, мировоззрения, интересов, чувств и статуса личности в коллективе группы.

Для эффективного использования ситуативности в учебном процессе, необходимо помнить, что ситуация, как система взаимоотношений, не возникает сама, а является результатом целого комплекса объективных и субъективных факторов.

Важно отметить, что все рассмотренные принципы взаимообусловлены, взаимосвязаны и дополняют друг друга, представляя единую систему положений, определяющих стратегию развития индивидуальной образовательной траектории бакалавра, изучающего русский язык как иностранный. Поэтому только соблюдение всех указанных принципов в системе может привести к желаемому результату: подготовке специалистов с хорошо сформированной индивидуальной профессиональной траекторией.

Автор статьи выделяет три уровня эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов-медиков при изучении русского языка как иностранного: 1) низкий, 2) средний,

3) высокий. В основу выделения уровней эффективности профессиональной подготовки легли перечисленные выше критерии и показатели.

Процесс реализации технологии индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров на основе инте-гративно-модульного подхода характеризуется наличием следующих этапов: 1) целеполагание, 2) прогнозирование, 3) проектирование, 4) сбор информации в соответствии с методической характеристикой группы, 5) обработка информации на основе данных методической характеристики группы, 6) использование информации в индивидуализированном обучении с целью создания индивидуального творческого продукта, 7) анализ индивидуального творческого продукта, 8) корректировка индивидуального творческого продукта, 9) устная или письменная презентация индивидуального творческого продукта в квазипрофессиональной деятельности.

Модель индивидуализации профессиональной подготовки студентов реализуется на основе учета данных методической характеристики группы, отражающей индивидные, субъектные, личностные характеристики каждого отдельного студента. Индивидуальная характеристика группы содержит информацию об индивидуальности каждого студента и всей группы в целом. Данные методической характеристики группы позволяют учитывать все три подструктуры индивидуализированного обучения и прогнозировать речевые поступки студентов с учетом их особенностей.

Предлагаемая модель основана на интеграции различных модулей, таких как: общепрофессиональные модули, специальные модули, модуль самосто-

ятельной работы, модуль научно-исследовательской работы, модуль клинической практики, которые интегрируются в процессе обучения трем иностранных языкам и направлены на развитие индивидуальной образовательной профессиональной траектории бакалавра с первого по четвертый курс.

Интеграция модулей в предлагаемой модели реализуется в двух направлениях и может быть двух видов: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная предполагает взаимосвязь между модулями на протяжении каждого учебного года. Вертикальная интеграция предполагает связь между модулями в течение всего образовательного процесса с первого по пятый курс.

Технологический блок включает в себя алгоритм, средства обучения и педагогические условия. Предлагаемый алгоритм строится на основе учета индивидуальных, субъектных и личностных характеристик каждого отдельного студента, а также с учетом особенностей трех изучаемых иностранных языков. Основными методами являются: коммуникативный, интерактивный и метод контроля. К наиболее эффективным средствам обучения относятся: аудиовизуальные, комплекс упражнений для обучения видам речевой деятельности на основе данных МХГ. В качестве педагогических условий выступают: ориентация на развитие личности и индивидуальности каждого студента как субъекта учебно-профессиональной медицинской деятельности; горизонтальная и вертикальная интеграция всех модулей; интеграция всех аспектов индивидуализации; использование специальных технологий, организационных приемов индивидуализации (МХГ,

189

анкетирование, портативная система тестов и специальных упражнений, дидактические материалы, система памяток, индивидуализированный раздаточный материал); учет лингвистических особенностей изучаемых иностранных языков в процессе осуществления индивидуализации [5].

Оценочно-результативный блок включает критерии и показатели эффективности модели индивидуализации. Основными критериями эффективности реализации модели индивидуализации профессиональной подготовки бакалавров являются:

• мотивационный критерий; мотивация к изучению трех иностранных языков

• психологический критерий; показатели: аналитическое мышление, уровень развития лингвистических способностей;

• лингвистический критерий; показатели: знания, коммуникативные умения;

• социокультурный критерий; показатели: социально-ценностные ори. __ ентации, опыт социального общения; 13и Результатом модели является

развитие индивидных, субъектных и личностных качеств бакалавра.

Таким образом, предлагаемая модель представляет собой интеграцию всех указанных блоков, которые способствуют развитию личностному потенциалу будущего профессионала в процессе овладения тремя иностранными языками и культурным наследием, представленным данными языками.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ВЛА-ДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.; Ч. 2. - 256 с.

2. Пассов, Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи [Текст] / Е.И. Пассов. - Воронеж: Воронеж. гос. пед. ин-т, 1974. - 164 с.

3. Кузовлев, В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности [Текст] / В.П. Кузовлев // Иностранный язык в школе. - 1979. - № 1.

4. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или 101 методическая идея [Текст] / Е.И. Пассов, Н.В. Кудрявая и др. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

5. Кузнецова, Е.С. Принципы обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / Е.С. Кузнецова, Е.И. Пассов. -Воронеж: Интерлингва, 2002. - 40 с.

REFERENCES

1. Kuznetsova E.S., Passov E.I., Printsipy obu-cheniya inostrannym yazykam, Voronezh, 2002, 40 p. (in Russian)

2. Kuzovlev V.P., Struktura individualnosti uchashhegosya kak osnova individualazatsii obucheniya rechevoi deyatelnosti, Inostran-nyj jazyk v shkole, 1979, No. 1 (in Russian)

3. Passov E.I., Kudryavaya N.V., Sorok let spustya ili 101 metodicheskaya ideya, Moscow, 2006, 320 p. (in Russian)

4. Passov E.I., Osnovnye voprosy obucheniya inoyazychnoj rechi, Voronezh, 1974, 164 p. (in Russian)

5. Slastyonin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N., Obshhaya pedagogika, 2003, vol. 1, 228 p. vol. 2, 256 p. (in Russian)

Шилова Анжелика Степановна, аспирантка, кафедра методики преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков, Курский государственный университет, shilova2401@ rambler.ru

Shilova A.S., Post-Graduate Student, Theory and Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.