Bibliography
1. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.ru
2. Primernihe osnovnihe obrazovateljnihe programmih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie [Eh/r]. - R/d: http://www.mpgu.edu/umo/prof-bac-pedobraz.htm.
3. Kovaleva, T.M. Osnovih tjyutorskogo soprovozhdeniya v obthem obrazovanii. - M., 2010.
4. Plotnikova, E.G. Razvitie teorii i praktiki obucheniya matematicheskim disciplinam kursantov voenno-inzhenernihkh vuzov: dis. ... d-ra ped. nauk. - Permj, 2002.
5. Kholodnaya, M.A. Kognitivnihe stili. O prirode individualjnogo uma. - SPb., 2004.
6. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - Rostov-na-Donu, 1997.
Статья поступила в редакцию 29.05.13
УДК 159.923.2
Kuzmina A.B., Solovyeva O.V. MODEL OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS. Article is devoted to development and justification of model of formation of psychological culture of future teachers. Relevance of formation of psychological culture of teachers is proved, the methodological principles are defined, structural components (indicators) of psychological culture, function and a condition of its successful realization are allocated.
Key words: psychological culture, methodological principles of formation of psychological culture, psikhologo-pedagogical conditions of formation of psychological culture, indicators of psychological culture.
А.Б. Кузьмина, аспирант каф. переподготовки и повышения квалификации работников образования
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected];
О.В. Соловьева, д-р психол. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Статья посвящена разработке и обоснованию модели формирования психологической культуры будущих педагогов. Обоснована актуальность формирования психологической культуры педагогов, определены методологические принципы, выделены структурные компоненты (показатели) психологической культуры, функции и условия ее успешной реализации.
Ключевые слова: психологическая культура, методологические принципы формирования психологической культуры, психолого-педагогические условия формирования психологической культуры, показатели психологической культуры.
Актуальность проблемы формирования психологической культуры будущих педагогов обусловлена современными инновациями в образовании. В частности приоритетность антропоцентрического подхода в обучении и воспитании детей и молодежи и требования к педагогам проектировать психологически комфортную образовательную среду актуализируют роль и значение развития психологической культуры педагога. Кроме того, существует потребность современной психологической науки в создании системной теории психологической культуры, которая может служить определенным вкладом в развитие культурно-исторического направления в психологии, а также составить новые направления в педагогической и практической психологии.
Психологическая культура подробно изучена и описана в отечественной психологии последних десятилетий. Психологическая культура - это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни. Она способствует саморазвитию и успешной социальной адаптации человека, его удовлетворенности собственной жизнью; включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, отношений и поведения.
Анализ специальной литературы показал, что несмотря на достаточное наличие работ, посвященных психологической культуре отсутствует целостное и системное понимание данного феномена. Нами выявлена неопределенность представлений о месте психологической культуры в психической организации человека и ее роли в педагогической деятельности. Существующий уровень теоретических представлений о психологической культуре сдерживает решение целого ряда актуальных практико-ори-ентированных задач, связанных с оптимизацией педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях, обеспечением безопасности и гуманности образовательных сред, повышением уровня психологической и профессиональной подготовки специалистов образования. В этой связи мы поставили перед собой
цель разработать модель формирования психологической культуры будущих педагогов, выделив ее структурные компоненты (показатели), функции и условия успешной реализации.
В качестве методологической основы нашей модели были использованы следующие научные подходы: культурно-исторический (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М. Коул, А.Р Лурия, А.В. Петровский, В.В. Рубцов и др.); деятельностный (П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); системный (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже и др.); антропологический (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов, К.Д. Ушинский и др.); гуманистический (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, В.А. Петровский, К. Роджерс, В.Е. Семенов, А.П. Тряпицына, В. Франкл и др.); личностно-ориентированный (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.М. Зимичев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Г.С. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.).
Под психологической культурой мы понимаем сложное, целостное, структурное личностное образование, включающее в себя: когнитивный; аффективный; мотивационный; поведенческий (деятельностный); ценностно-смысловой; рефлексивноперцептивный; творческий компоненты и характеризующееся психологической компетентностью и грамотностью, адекватным применением знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом. В качестве показателей психологической культуры мы предлагаем следующие: ценностное отношение к себе и другим людям, гармоничность ценностно-смысловой сферы, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, эмпатийность, толерантность, самоконтроль. Роль и значение психологической культуры для жизни и деятельности человека раскрывается в следующих ее функциях: трансляционной, регулятивной, адаптивной, развивающей, гармонизи-рующе-профилактической и продуктивной. Одной из главных, на наш взгляд, выступает регулятивная функция, поскольку
в ней отражается сущность и роль данного феномена. Психологическая культура, являясь внутренним качеством человека, обеспечивает адекватность, успешность, эффективность и безопасность взаимодействия людей в педагогическом пространстве, и таким образом, выступает универсальным и высшим регулятором различных форм педагогического взаимодействия. В качестве условий формирования психологической культуры будущих педагогов можно выделить следующие:
1. Организация совместной личностно-значимой деятельности учащихся, которая является эффективным средством преобразования, самопознания, перестройки мотивов и смысловых установок личности, позволяет почувствовать себя компетентными. Вариантами организации процесса совместной деятельности студентов и педагога являются выполнение учебно-фор-мирующих, творческих заданий на занятиях и реализация проектно-исследовательской технологии.
2. Опора на индивидуальный житейский психологический опыт студентов, под которым мы, в след за В.В. Ветровой и С.В. Борисовой понимаем представленные в сознании и выраженные вербально воспоминания о собственной жизни.
3. Гуманизация социального бытия субъектов образовательного пространства - построение взаимодействия с учетом гуманистических принципов.
4. Организация диалогического общения преподавателя и студентов, в частности проблемных дискуссий, «мозгового штурма». Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимо-принятия, уважения точек зрения всех участников дискуссии.
5. Проблематизация отношения студента к другим людям, помогающая будущему педагогу обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, заблуждения, которые ранее могли не осознаваться.
6. Продвижение преподавателя по пути собственного личностного роста, повышению своей психологической культуры.
7. Создание в учебной деятельности ситуаций межличностного взаимодействия учащихся в условиях совместного твор-
Библиографический список
чества. Становление творческой уникальности отражает качественно новый уровень психологической культуры. Культурот-ворчество есть высшее проявление психологической культуры, касающееся всех ее составляющих.
В целом названные показатели, функции и условия формирования психологической культуры подчинены решению задачи «вооружить» будущих педагогов определенным арсеналом психологических средств для самостоятельного решения как жизненных, так и педагогических трудностей, противостояния деструктивным влияниям среды. Общий план работы по развитию и формированию психологической культуры участников образовательной среды может включать тренинги, мини-семинары, групповые дискуссии, деловые игры, индивидуальное и групповое консультирование студентов и педагогов [1]. Следует отметить, большую ценность авторских программ тренингов и курсов, формирующих элементы психологической культуры (программы О.В. Хухлаевой, А.М. Прихожан, М.А. Одинцовой, Г.А. Цукерман, Б.Д. Мастерова, Н.А. Сакович, А. Лопатиной, М. Скребцовой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. Грабенко, Д. Фролова и др.). Эти программы ориентированы на решение конкретных практических задач - развитие самосознания, положительной Я-концепции, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, способности самопознания, самопринятия и уверенности в себе, навыков толерантного общения, поведения в конфликте, ценностных представлений и отношений и др. [2].
Резюмируя содержание данной статьи, отметим, что формирование психологической культуры студентов - будущих педагогов есть целенаправленная работа в специально организованных условиях, направленная на самопознание, развитие умения понимать других людей и прогнозирование их поведения, эффективную самоорганизацию деятельности и процесса межличностного взаимодействия, построение своего поведения, на основе психологического знания, усиление позитивных тенденций личности и развитие ее творческого потенциала.
1. Попова, М.В. Проблемы формирования психологической культурой детей и подростков в системе дополнительного образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей [Э/р]. - Р/д: http://window.edu.ru/ library/pdf2txt/089/28089/11311/page10
2. Практическая психология образования: учеб. пособие / под. ред. И.В. Дубровиной. - СПб., 2006.
Bibliography
1. Popova, M.V. Problemih formirovaniya psikhologicheskoyj kuljturoyj deteyj i podrostkov v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya // Formirovanie psikhologicheskoyj kuljturih lichnosti v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj [Eh/r]. - R/d: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/089/ 28089/11311/page10
2. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: ucheb. posobie / pod. red. I.V. Dubrovinoyj. - SPb., 2006.
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 371
Martusenko S.N. FORMATION OF A PROFESSIONAL CULTURE OF THE POLICE IN CONDITIONS OF INITIAL TRAINING. The article revealed features of professional culture of staff of internal affairs bodies are highlighted and described its components.
Key words: culture, professional culture, professional qualities, the components of a professional culture, professional training.
С.Н. Мартусенко, начальник Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье раскрыты особенности профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, выделены и охарактеризованы ее компоненты.
Ключевые слова: культура, профессиональная культура, профессионально важные качества, компоненты профессиональной культуры сотрудника ОВД.
Образование и культура могут быть рассмотрены как гене- исторические формы должны быть и центрами культуры, «мас-тически единые стороны процесса становления и развития че- терскими культуротворчества». Многие исследователи ловеческой социальности. Образовательные центры, любые их (Ю.Н. Афанасьев, Л.П. Буева, С.И. Гессен и др.) в своих рабо-