3. Mikerina A.S. Psychopedagogical support for development of preschool children in the educational process: monograph / Ed. by L. V. Trubaychuk. Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2014. P. 184. [in Russian].
4. Savenkov A.I. The pathway to giftedness: research behavior of preschool children.. SPb.: Piter, 2004. P. 272. [in Russian].
5. Savenkov A.I. How we teach children to generate hypotheses and ask questions. Odarenniy rebenok, 2003. No. 2. P. 76-86. [in Russian].
Сведения об авторе: Микерина Алена Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Mikerina Alena Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology of Childhood,
South dUral State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378:151.8 ББК 74.480:88.37
Е.В. Попова
условия ФОРМИРОВАНИЯ цЕнностно-смыслового компонента психологической КУЛЬТУРЫ у студентов педагогического ВУЗА
В статье рассматривается проблема формирования психологической культуры у студентов педагогического вуза. Проанализированы различные подходы к определению понятия и структуре данного феномена. Особое внимание уделяется ценностно-смысловому компоненту: обоснована его системообразующая функция, названы критерии и условия формирования у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: психологическая культура, структура психологической культуры личности, ценностно-смысловой компонент психологической культуры, формирование психологической культуры у студентов педагогического вуза.
E.V. Popova
CONDITIONS FOR DEVELOPING AXIOLOGICAL COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF EDUCATIONAL STUDENTS
The article considers the problem of developing psychological culture of educational students. The study analyzes different approaches to the definition and structure of this phenomenon. Special attention is paid to value-semantic component: the author justifies the backbone function, identifies criteria and conditions for its formation.
Key words: psychological culture, structure of personal psychological culture, axiological component of psychological culture, development of students' psychological culture.
го ш о с о 1=
т и]
Согласно Всемирному докладу ЮНЕСКО (2016), главная роль в развитии человечества на данном историческом этапе принадлежит образованию. Именно от его качества и доступности зависит судьба каждого отдельного человека и общества в целом. В числе основных направлений развития содержания образования в XXI веке ЮНЕСКО определила следующие «четыре столпа»:
1) научиться познавать, что предполагает развитие интеллектуальной культуры личности, ее стремление к саморазвитию и самореализации, формирование умения и желания учиться на протяжении всей жизни;
2) научиться делать, то есть приобретать профессиональную компетентность, учиться работать в команде, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в процессе решения теоретических и практических задач;
3) научиться жить вместе, стремясь к пониманию других людей, осознавая общую взаимозависимость, будучи готовым к конструктивному разрешению конфликтов на принципах взаимного уважения и толерантности;
4) научиться жить, стремясь к развитию собственной личности, проявляя ответственность, рефлексию, самостоятельность в суждениях и действиях [8].
Таким образом, можно утверждать, что образование как социальный институт отвечает за развитие личностного потенциала человека, формирование его общей и профессиональной культуры, духовно-нравственное становление. В полной мере сказанное относится к учреждениям высшего образования. Но решение указанных задач невозможно без формирования такой характеристики личности, как психологическая культура [4]. Данное качество, являясь интегративной характеристикой человека, способствует гармонизации взаимоотношений личности с собой и окружающим миром, снижает социальную напряженность, повышает общий уровень культуры личности и общества. К сожалению, психологическая культура современного российского общества находится на весьма низком уровне [2].
Изучению феномена психологической культуры посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Мы в своем исследовании опирались на работы И.В. Дубровиной [2], Т.Е. Егоровой [3; 4], Е.А. Климова [5], Я.Л. Ко-ломинского [6], О.И. Моткова [7] и др.
Согласно точке зрения Т.Е. Егоровой, «психологическая культура - это совокупность культурно-исторических способов развития и произвольной регуляции психических процессов, эмоциональных переживаний и состояний сознания, а также поведения человека в ситуациях взаимодействия с самим собой, с другими людьми и с миром природы. Она представляет собой многомерное, иерархич-ное системное образование, обладающее множественными связями как внутри, так и извне. Интегрирующим началом в ней являются метаценности и смыслы, определяющие гуманистическую и экологическую направленность человека» [3]. На наш взгляд, данное определение наиболее полно отражает сущность психологической культуры как социально-культурного явления и интегративной характеристики личности.
Взгляды исследователей на структуру рассматриваемого качества несколько расходятся. Так, Е.А. Климов считает, что психологическая культура, являясь частью общей культуры человека, включает в себя систему знаний в области психологической науки, основных умений в сфере понимания особенностей психики (собственной и других людей) и навыков применения этих знаний в повседневной жизни, общении, самообразовании и профессиональной деятельности [5].
Я.Л. Коломинский выделяет два основных блока в структуре психологической культуры личности: теоретико-концептуальный (системные теоретические знания по психологии) и практический (реализация имеющихся знаний в практической деятельности) [6].
По мнению О.И. Моткова, психологическая культура представляет собой совокупность следующих культурно-психологических стремлений и соответствующих умений:
• систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков;
• достаточно высокий уровень обычного и делового общения;
• хорошая психологическая саморегуляция;
• творческий подход к делу;
• умение познавать и реалистически оценивать свою личность [7].
Мы разделяем точку зрения Т.Е. Егоровой, согласно которой структура психологической культуры включает когнитивный, эмоционально-оценочный, процессуально-деятельностный и ценностно-смысловой компоненты. При этом системообразующим выступает ценностно-смысловой компонент, так как именно он определяет ценностное, гуманистически ориентированное отношение человека к себе, другим людям, природе, культурному наследию и т.д. [4]. Он играет роль поведенческого регулятора, а его несформированность может привести (и приводит) к использованию психологических знаний и навыков во вред другим людям, к манипулированию ими.
Особое значение ценностно-смысловому компоненту в структуре психологической культуры личности придает и И.В. Дубровина. В статье «Психологическая культура личности как феномен» автор подчеркивает тесную взаимосвязь психологической и нравственной культуры личности и общества. «Психологические знания могут быть использованы или в интересах человека..., или в целях манипулирования сознанием человека, его чувствами, отношениями и пр. В этом случае психологические знания направлены не на созидание, а на разрушение психики человека» [2]. Рассматривая структуру психологической культуры личности, И.В. Дубровина особо акцентирует внимание на составляющих ценностно-смыслового компонента, включая в него: осознание ценности и уникальности каждого человека; стремление и умение понять других людей, учитывать и уважать их интересы, проявлять отзывчивость к их чувствам и переживаниям; способность конструктивно реагировать на возможные разногласия во мнениях, оценках и представлениях;
бережное отношение к чувству собственного достоинства и достоинства другого человека; благородство мыслей, чувств и поступков [там же]. На наш взгляд, представленный перечень можно рассматривать в качестве показателей сфор-мированности ценностно-смыслового компонента психологической культуры человека.
Психологическая культура является необходимой составляющей профессиональной культуры педагога. При этом ее ценностно-смысловой компонент, по-видимому, будет играть решающую роль в становлении личности педагога, его профессиональной направленности, определять стремление реализовать на практике принципы гуманистической педагогики. Обозначим лишь некоторые характеристики образовательной среды, которые напрямую обусловлены уровнем развития ценностно-смысловой составляющей психологической культуры педагога:
• грамотность, конструктивность, эффективность педагогического общения как главного инструмента взаимодействия педагога с учащимися;
• реализация принципов субъект-субъектного взаимодействия, придающего безусловную ценность партнеру, между всеми участниками образовательного процесса;
• развивающий характер образовательной среды, способствующий психическому, интеллектуальному, духовному развитию ребенка; рассмотрение знаний, умений, навыков в качестве средства, но не цели образования и воспитания;
• психологическая безопасность образовательной среды, создание которой невозможно без высокого уровня психологической культуры (именно культуры, а не только грамотности!) педагогов. По данным М.М. Безруких [1], на первом месте среди школьных факторов риска, приводящих к трудностям в обучении и нарушениям физического и психологического здоровья у детей, стоит стрессовая тактика педагогических воздействий. Применение такой тактики - явный показатель того, что у учителя не сформирован ценностно-смысловой компонент
го го
I- СО
I ^
ф СО
1 о
О ¡1
С о
¡8
^ т
го
ч ф
с
СП
о
IX
ф
15
н
о
о
Сй
о ^
о
XI
о
0
1
н о о
X
X
ф _
х 5
го с § £
0->5 ^ О
2 ^
&8
К о
со §
О X
ш ^
р о
> п
го ш о с о С
т и]
не только психологической, но и профессиональной культуры в целом. Ребенок не является для него абсолютной ценностью, педагог не считает необходимым условием общения с учеником бережное отношение к нему;
• наконец, уровень психологической культуры педагога влияет на степень сформированности данного качества у других субъектов образовательного процесса, прежде всего учащихся и родителей. Невозможно представить процесс развития каких-либо социально значимых качеств ребенка без наличия их у педагога. Только тот педагог может формировать психологическую культуру детей (и их родителей), который сам в полной мере ею обладает.
Таким образом, качественная характеристика образовательной среды, ее соответствие современным запросам общества напрямую зависит от уровня психологической культуры педагога и прежде всего от ее ценностно-смыслового компонента. А это значит, что проблема формирования данного вида культуры должна быть в центре внимания профессиональной подготовки педагогов.
На наш взгляд, необходимыми условиями формирования ценностно-смыслового компонента психологической культуры у студентов педагогического вуза являются:
1) Общая атмосфера высшего учебного заведения, ориентированная на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации образования, творчества, саморазвития, инновационности, культуросообразности, толерантности, сотрудничества. «Психологическая культура формируется средой, которая как самоорганизующаяся система стимулирует развитие важных процессов в обществе и в развитии индивида» [4]. Безусловно, на становление данного качества оказывают влияние разные формы взаимодействия людей, важную роль играют семейное воспитание, стихийная социализация, но основная роль в этом процессе, особенно в период профессионального становления личности, все же принадлежит системе образования. Только образование способно обеспечить целостность,
систематичность, целенаправленность процесса становления психологической культуры молодого человека.
2) Высокий уровень сформированно-сти всех компонентов психологической культуры у преподавателей вуза. «Истинное высшее образование и контекст интеллигентности высшего учебного заведения в большой степени зависит от уровня общей, профессиональной и психологической культуры преподавателей» [2]. Так же как учитель в школе отвечает за уровень воспитанности детей и влияет (позитивно или негативно) на их личностное становление, так и преподаватель вуза способствует (либо не способствует) нравственному, духовному, профессиональному росту студентов. Мы уже говорили выше о том, что психологическая культура находится в тесном взаимодействии с нравственной культурой, определяя мотивационную, ценностную характеристику личности. В связи с этим, на наш взгляд, на первое место в образовательном процессе педагогического вуза должны выходить личностные качества педагога, его мировоззрение, жизненный и профессиональный опыт, ценностные ориентации. Другими словами, одним из средств формирования нравственной и психологической культуры студента может и должен выступать личностный потенциал преподавателя.
3) Студент в высшем учебном заведении должен являться субъектом своего развития. Вообще категория «субъект» является одной из важнейших в современной психологической науке. С.Л. Рубинштейн считал, что субъект -это способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире [цит. по 9]. И.В. Вачков предлагает следующее определение субъектности: «это системное человеческое качество, в котором реализуется важнейшая интенция человека как субъекта - стремление к проявлению и реализации себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего мира» [9]. Только ощущая себя субъектом, человек будет нести ответственность за собственную жизнь, осознанно принимать решения, стремиться к более глубокому позна-
нию себя и других людей, ставить цели и идти к их достижению. На становление субъектности студента в высшем учебном заведении влияет множество факторов: возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, реализо-вывать свой творческий (интеллектуальный, физический, социальный, духовный, научно-исследовательский) потенциал, высказывать собственную точку зрения на профессиональные, политические, социальные и другие вопросы, проявлять свою гражданскую позицию и др. Чрезвычайно важно способствовать развитию у студентов рефлексивности как профессионально значимого качества педагога, без которого невозможно развитие его профессиональной культуры в целом и психологической - в частности.
4) Наконец, еще одно условие - это использование в образовательном процессе вуза современных методов обучения. В первую очередь, это интерактивные методы, которые максимально отвечают требованиям компетентностного, личностно ориентированного, деятель-ностного подходов, характеризующих современную парадигму высшего образования. К интерактивным принято относить такие методы обучения, которые ориентированы на активное взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование студентов (не преподавателя) в процессе обучения. Среди интерактивных мето-
дов обучения наибольшее распространение в образовательном процессе вуза получили метод дискуссии (и его варианты: «круглый стол», дебаты, «мозговой штурм»), деловые и ролевые игры, метод кейсов и др. Все названные методы, грамотно используемые в образовательном процессе, способствуют формированию и развитию таких важных качеств и способностей обучающихся, как эмпатия, терпимость, умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения, слушать мнение оппонента, работать в команде, толерантно и уважительно относиться к иным взглядам, вставать на позицию другого человека и т.п. Все перечисленные качества и навыки являются необходимыми составляющими психологической культуры будущих педагогов.
Итак, мы рассмотрели условия формирования ценностно-смыслового компонента психологической культуры у студентов педагогического вуза, в контексте которой безусловной ценностью профессиональной деятельности учителя является ребенок, его развитие, а также психологическое, физическое и социальное здоровье. Высокий уровень психологической культуры позволит будущим педагогам при решении профессиональных задач руководствоваться прежде всего интересами ребенка, а также постоянно повышать собственный профессиональный уровень.
Библиографический список
1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 466 с.
2. Дубровина, И.В. Психологическая культура личности как феномен [Электронный ресурс] / И.В. Дубровина // Вестник Миниского университета. - 2013. -№ 1. - Режим доступа: http://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/viewFile/358/578. - [Дата обращения: 21.11.2017].
3. Егорова, Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления [Текст]: монография / Т.Е. Егорова. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. - 253 с.
4. Егорова, Т.Е. Становление психологический культуры: теория, эксперимент, практика [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Т.Е. Егорова. - Екатеринбург, 2007. - 438 с.
5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Электронный ресурс] / Е.А. Климов. - М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
6. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст]: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. - М.: Изд-во АСТ, 2010. - 448 с.
7. Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] / О.И. Мотков. - М.: Российская Академия образования; Институт развития личности, 1993. - 131 с.
го го
I- со I ^ ф ш
1 о
о ¡1
с о
^
м
^ т
2 Е
о ей о с;
о
XI
го
ч ф
с
СП
о
IX
ф
15
н
о
о о
X I-
о о
X
X
ф _
хЬ
0->5 _ о
&8
К о
ей §
О X
с; ^
р о
> п
8. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/ book201.pdf
9. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 422 с.
References
1. Bezrukikh M.M. Problems in studying at elementary school: reasons, diagnosis, integrated care. M.: Eksmo, 2009. P. 466. [in Rusian].
Dubrovina I.V. Personal psychological culture as a phenomenon. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013. No. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/358/578. [in Rusian].
3. Egorova T.E. Psychological culture: theoretical analysis and development practices. N. Novgorod: Izdatelstvo VVAGS, 2006. P. 253. [in Rusian].
4. Egorova T.E. Formation of psychological culture: theory, experiment, practice. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Ekaterinburg, 2007. P. 438. [in Rusian].
5. Klimov E.A. Introduction to psychology of work. M.: Izdat. Assotsiatsiya YUNITI, 1998. P. 350. [in Rusian].
6. Kolominsky J.L. Social psychology of relationships in small groups. M.: Izad-vo AST, 2010. P. 448. [in Rusian].
7. Motkov O.I. Psychology of self-discovery. M.: Russkaya akadfemiya obrazovaniya; Institut ravvitiya lich-nosti, 1993. P. 131. [in Rusian].
8. Education: a hidden treasure. The main provisions of the Report of the International Commission on education for the twenty-first century. Available at: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf. [in Rusian].
9. Psycho-pedagogical interaction of participants of educational process. M.: Izdatelstvo Yurayt, 2015. P. 422. [in Rusian].
Сведения об авторе: Попова Евгения Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the author: Popova Evgenia Viktorovna,
Candidate of Sciences (Pedagogy), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]