УДК 159.923:316.6 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Давыдов Д.А., Коповой А.С.
В статье анализируются программные документы регламентирующие содержание профессиональной подготовки современного учителя информатики, рассматривается роль и место учителя информатики в работе по формированию культуры медиапотребления у школьников. Эта деятельность требует особых подходов к содержанию и методике профессиональнопедагогической подготовки ориентированной на формирование у школьников культуры медиапотребления. Также в статье описывается поэтапная технология подготовки учителей информатики к формированию у школьников культуры медиапотребления, состоящая из ряда взаимосвязанных компонентов
- целевого, содержательного (включающего в себя знания, которые являются наиболее важными при подготовке специалиста к рассматриваемому виду профессиональной деятельности), процессуального (включающего в себя определение методов, форм и средств обучения, которые должны способствовать подготовке учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления на всех ее этапах), диагностического (предполагающего выявление уровня готовности будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления в рамках всех этапов ее реализации), результативного.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, культура
медиапотребления, медиаинформация, подготовка учителя информатики.
TRAINING A TEACHER OF INFORMATICS FOR THE FORMATIOM OF THE CULTURE OF MEDIA CONSUMPTION WITH SCHOOLCHILDREN UNDER THE CONDITIONS OF MODERNIZATION IN EDUCATION
Davydov D.A., Kopovoi A. S.
In the article the program documents specifying the contents of a modern teacher of informatics’ professional training are analyzed; the role and place of a teacher of informatics in the work on the formation of the culture of media consumption with schoolchildren are considered. This activity requires special approaches to the contents and methodology of the professional and pedagogical training oriented to the formation of the culture of media consumption with schoolchildren. The article also deals with a step by step technology of training teachers of informatics for the formation of the culture of media consumption with schoolchildren which consists of a row of interconnected components: objective, content (comprising the knowledge which is the most important in the training of a specialist for the professional activity in question), processual (comprising the definition of methods, forms and means of education which must contribute to the training of teachers of informatics for the activity connected with the formation of the culture of media consumption with schoolchildren at all its stages), diagnostic (supposing the reveal of the level of readiness of future teachers of informatics for the activity connected with the formation of the culture of media consumption with schoolchildren within the framework of all the stages of its realization), resultative.
Keywords: professional training, culture of media consumption, media information, training a teacher of informatics.
Переход на двухуровневую систему обучения бакалавриат/магистратура вызвал ряд противоречий в практике подготовки студентов в современной высшей школе. С 2011 года набор абитуриентов в российские высшие учебные заведения осуществлялся преимущественно на направления подготовки. Вместо набора на специальность 050202 «Информатика» вузы принимали абитуриентов на направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Информатика». Таким образом, сложилась ситуация, что будущие специалисты и бакалавры в настоящее время учатся в вузах одновременно. Соответственно, государственные образовательные стандарты, нормативные документы, рабочие программы дисциплин, педагогических практик, имея ряд аналогий, вместе с тем отличаются друг от друга. В сложившейся ситуации нельзя допустить ослабления фундаментальности подготовки будущих учителей, особенно на уровне бакалавриата. Вместе с тем, образование должно идти в ногу со временем, а не отставать от него на несколько десятилетий.
Учитель информатики в современной школе, являясь потребителем медиаинформации, выступает не только в качестве учителя-предметника и воспитателя, но и в качестве организатора процесса информатизации образования, координатора внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Подготовка же учителей должна быть построена таким образом, чтобы он , в своей профессиональной деятельности, смог соответствовать постоянно меняющимся требованиям предъявляемым к педагогу и выступать в роли субъекта процесса подготовки ученика к условиям жизни в обществе, где решающую роль будут играть информация, научные знания и инновации.
Культура медиапотребления является атрибутом современной жизни, где общество и отдельная личность могут выступать одновременно и потребителями и создателями медиаинформации [3]. Поэтому будущему учителю информатики необходимо развивать культуру медиаипотребления у учащихся.
Анализ программных документов, регламентирующих содержание подготовки современного учителя информатики, показал, что подготовка студентов к работе по формированию у школьников культуры медиапотребления является актуальной задачей их профессиональноличностного становления. Необходимость ведения данной работы отражена в:
•Г осударственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования специальности 050202 «Информатика», где в разделе о требованиях к знаниям и умениям психолого-педагогической подготовки специалистов указывается на необходимость обладания системой знаний и умений в области профессиональной деятельности: «Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации... Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя информатики являются:
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения информатике, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
- оказание помощи в социализации учащихся;
- формирование общей культуры учащихся; [1]
•в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», где в разделе о требованиях к результатам освоения основных образовательных программ указывается на необходимость овладения рядом компетенций: «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: готовностью использовать основные
методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8), способностью работать с информацией в глобальных компьютерных
сетях (ОК-9), способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)». [4]
Эта подготовка требует особых подходов к содержанию и методике профессионально-педагогической подготовки будущих учителей информатики, в которой ориентация на деятельность по формированию у школьников культуры медиапотребления является необходимым компонентом становления их профессионального мастерства в условиях актуализации гуманистических идей в социуме.
К настоящему времени можно наблюдать существование нескольких концепций в медиаобразовании.
К «протекционистскому», «защитному» подходу можно отнести как «марксистскую», так и «эстетическую» теории медиаобразования. В этих случаях речь идет о том, что взрослые стремятся оградить детей и молодежь от вредного влияния медиа, включая медиатексты низкого качества. При этом, естественно, противопоставляя «вредному» влиянию «классические культурные ценности» или лучшие современные произведения - книги, фильмы, телепередачи. Медиатексты выбираются взрослыми, их освоение идет под жестким контролем.
К «аналитическому» подходу в медиаобразовании можно отнести теорию формирования критического мышления, равно как и семиотическую, культурологическую теории. Согласно этому подходу, молодежь нужно учить быть критичной по отношению к медиатекстам различного содержания и качества.
Также существует «практическая теория», которая предполагает тщательный анализ любых медиатекстов.
Указанные теории отражают сложность проблемы и поиск путей ее решения. На самом деле в реальной жизни мы сталкиваемся с фактом необходимости развития в подрастающем поколении способностей к анализу, оценке и производству медиатекстов в различных формах, что подтверждает рациональное начало в каждой из приведенных концепций.[3]
Очевидно, что современная практика подготовки учителей информатики, несмотря на значительный объем теоретической подготовки, не в полной мере обеспечивает практическую готовность специалиста к работе по формированию у школьников культуры медиапотребления.
Для решения вышеперечисленных проблем был проведен моделирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:
- выделение и характеристика компонентов и базовых дидактических
принципов реализации технологии подготовки учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры
медиапотребления;
- моделирование технологии подготовки учителей информатики к
деятельности по формированию у школьников культуры
медиапотребления.
В качестве главных, ведущих компонентов, составляющих технологию подготовки учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления, рассматривается:
- целевой, определяющий направленность разрабатываемой технологии подготовки учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления;
- содержательный, включающий наиболее важные социально-
педагогические и междисциплинарные теоретические, методологические и методические знания и умения по подготовке учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры
медиапотребления;
- процессуальный, включающий организационные методы, формы и средства обучения, которые должны способствовать подготовке будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления;
- диагностический, основанный на совокупности контрольных срезов, позволяющих диагностировать уровень готовности учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления;
- результативный, определяющий уровень готовности учителей информатики к рассматриваемому виду профессиональной деятельности.
Взаимосвязь отношений и взаимовлияния этих компонентов определяет структуру и функционирование процесса подготовки будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления.
Базовыми дидактическими принципами реализации разрабатываемой технологии подготовки будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления являются:
- ориентированность на развитие личности будущего учителя информатики;
- соответствие содержания профессионального образования современным и прогнозируемым тенденциям развития теории и методики обучения информатике как науки;
- рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалиста к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления;
- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса.
Рассмотрим данные принципы более подробно.
Принцип ориентированности на развитие личности будущего учителя информатики предполагает приоритетность человеческой личности, органическое соединение образовательной и профессиональной направленности обучения, а также удовлетворение многообразных интелектуально-профессиональных потребностей и образовательных запросов личности при обучении работе по формированию у школьников культуры медиапотребления.
Принцип соответствия содержания профессионального образования современным и прогнозируемым тенденциям развития теории и методики обучения информатике состоит в направленности результатов подготовки будущих учителей информатики на требования, предъявляемые конкретной сферой их профессиональной деятельности, такой, как деятельность по формированию у школьников культуры медиапотребления, на обеспечение их конкурентоспособности в данной сфере деятельности.
Принцип рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалиста к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления основывается на том, что подготовка студентов к формированию у школьников культуры медиапотребления выступает как длительный и многоплановый процесс, в ходе которого применение методов и средств должно осуществляться в определенной логической последовательности.
Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм при организации учебного процесса в рамках технологии подготовки будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления позволяет наиболее эффективно включить будущих учителей информатики в структуру учебно-воспитательного процесса.
Цель разрабатываемой технологии: формирование готовности будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления.
Технология подготовки учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления выступает как длительный и многоплановый педагогический процесс, в ходе которого формирование готовности к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления у будущих учителей информатики должно осуществляться поэтапно, в определенной логической последовательности.
Можно выделить три этапа реализации технологии подготовки учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления.
Первый этап охватывает четвертый курс обучения (8 семестр)
специалистов/третий курс обучения (6 семестр) бакалавров. Его задача: освоение будущими учителями информатики теоретико-эмпирических основ профессиональной деятельности в отношении школьников в процессе прохождения психолого-педагогической практики и изучения курса «Теория и методика обучения информатике»/«Методика обучения и воспитания по профилю подготовки «информатика».
Второй этап охватывает пятый курс обучения в вузе (9 семестр) специалистов/четвертый курс обучения (7 семестр) бакалавров. Его задача: сформировать у студентов теоретические модели предстоящей
профессиональной деятельности в ходе изучения курса «Теория и методика обучения информатике»/«Методика обучения и воспитания по профилю подготовки «информатика» и прохождения педагогической практики (8/6 семестр).
Третий этап охватывает пятый курс обучения (10 семестр)
специалистов/четвертый курс обучения (8 семестр) бакалавров. Его задача: получение и структурирование студентами теоретических знаний и
практических навыков в ходе изучения спецкурса «Формирование у школьников культуры медиапотребления» и курса «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании»/«Методика обучения и воспитания по профилю подготовки «информатика».
Содержательный компонент технологии подготовки учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления на всех этапах ее реализации включает в себя знания, которые являются наиболее важными при подготовке специалиста к рассматриваемому виду профессиональной деятельности - социальнопедагогические и междисциплинарные теоретические, методологические и методические.
Данные знания будущие учителя информатики получают посредством изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки; внеаудиторных занятий, проводимых на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев); в рамках разработанного спецкурса «Формирование у школьников культуры медиапотребления»; в ходе прохождения педагогической практики и самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Процессуальный компонент разрабатываемой технологии включает в себя определение методов, форм и средств обучения, которые должны способствовать подготовке учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления на всех ее этапах.
Диагностический компонент разрабатываемой технологии предполагает выявление уровня готовности будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления в рамках всех этапов ее реализации. В качестве контрольных срезов для проверки уровня готовности студентов к работе по формированию у школьников культуры медиапотребления могут использоваться реферативные работы, отчет по итогам прохождения педагогической практики, модели деятельности учителя
информатики по формированию у школьников культуры медиапотребления, построенные студентами по итогам изучения дисциплины «Теория и методика обучения информатике», результаты серии проверочных работ в ходе изучения спецкурса «Формирование у школьников культуры медиапотребления», контрольной работы.
На всех этапах реализации авторской технологии подготовки будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления посредством наблюдения, опросов и бесед со студентами, а также анализа результатов самостоятельной работы будущих учителей информатики.
Проведенное исследование позволяет представить структуру педагогической технологии подготовки учителя информатики к формированию у школьников культуры медиапотребления в виде схемы, отраженной в таблице
1.
Таблица 1
Модель педагогической технологии подготовки учителя информатики к _______формированию у школьников культуры медиапотребления____________
Комп онент I этап (8 семестр/6 семестр) II этап (9 семестр/7 семестр) III этап (10 семестр/8 семестр)
Целевой Цель: формирование готовности будущих учителей информатики к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления
Содержательный Базовые знания: общие представления о специфике деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления. Умение работать по предложенной преподавателем схеме деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления. Базовые знания: понятие о сущности и специфике деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления. Умение вырабатывать собственную тактику и стратегию осуществления профессионального процесса по формированию у школьников культуры медиапотребления. Базовые знания: теоретические основы и дидактические механизмы применения знанию по формированию у школьников культуры медиапотребления в собственной практике. Умение целостного осуществления всего профессионального процесса в отношении школьников.
3 X д 4 сЗ О О и о Л к Внесение корректировки в программу педагогической практики; использование откорректированной рабочей программы дисциплины «Теория и методика обучения информатике»/«Методик а обучения и воспитания по профилю подготовки «информатика»; разработка тематики реферативных работ. Использование откорректированных рабочих программ дисциплины «Теория и методика обучения информатике»/«Методик а обучения и воспитания по профилю подготовки «информатика»; реализация междисциплинарных связей; внеаудиторные занятия; экспериментальные творческие площадки; внесение корректив в тематику курсовых работ. Реализация программы дисциплины «Формирование у школьников культуры медиапотребления» с включением в структуру практических занятий постепенно усложняющихся задач (типовых, тренировочных, итоговых, комплексной).
Диагностический Контрольные срезы: отчет по итогам педагогической практики; реферативные работы. Контрольные срезы: отчет по итогам педагогической практики, модель деятельности учителя информатики; контрольная работа. Контрольные срезы: серия проверочных работ в ходе спецкурса «Формирование у школьников культуры медиапотребления»; контрольная работа.
Наблюдения, опросы и беседы со студентами, анализ результатов самостоятельной работы будущих учителей информатики
Результа тивный Поэтапное повышение уровня готовности к деятельности по формированию у школьников культуры медиапотребления
Список литературы
1. Г осударственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования. Специальность 050202 Информатика. Квалификация «учитель информатики». Электронная версия: http://www.bfsgu.ru/uploads/Documents/GOST/050202_Informatika.rtf
2. Долгов Ю.Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-
психологический подход / Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой, Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнов. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009. 208 с.: ил.
3. Семенов, В. И. К вопросу о медиакультуре студентов педагогического вуза / В. И. Семенов, Е. В. Семенова // Педагогическая теория, эксперимент, практика. Иркутск: Изд-во Иркут. ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификации (степень) «бакалавр») Электронная версия: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf
References
1. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo
obrazovaniya. Spetsial'nost' 050202 Informatika. Kvalifikatsiya «uchitel' informatiki» [The State Educational Standard of Higher Professional Education. Speciality 050202
- Informatics. The qualification: “Teacher of Informatics”].
http://www.bfsgu.ru/uploads/Documents/G0ST/050202_Informatika.rtf
2. Dolgov Yu.N., Kopovoi A.S., Malyuchenko G.N., Smirnov V.M. Razvitie
kul'tury mediapotrebleniya: sotsial'no-psikhologicheskiy podkhod [The development of the culture of media consumption: a social and psychological approach]. Saratov: Saratov university publishing house, 2009. 208 p.
3. Semenov V.I., Semenova Ye.V. K voprosu o mediakul'ture studentov pedagogicheskogo vuza [On the question of the media culture of students of pedagogical higher educational institutions]. Pedagogicheskaya teoriya, eksperiment, praktika [Pedagogical theory, experiment, practice]. Irkutsk: Irkutsk Institute of Educators’ Qualification Improvement publishing house, 2008.
4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego
professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsii (stepen') «bakalavr») [The Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the field of training 050100 - Pedagogical Education (the qualification (degree): “Bachelor”].
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Давыдов Денис Александрович, аспирант кафедры педагогики
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ул. К. Маркса, 29, г. Балашов, Саратовская обл., 412309, Россия e-mail: [email protected]
Коповой Андрей Сергеевич, заведующий кафедрой педагогики факультета психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ул. К. Маркса, 29, г. Балашов, Саратовская обл., 412309, Россия e-mail: mkrass@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Davydov Denis Alexandrovich, post graduate student of the Chair of Pedagogy
Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky (Balashov institute (branch))
29, K. Marksa Street, Balashov, Saratov region, 412309, Russia e-mail: [email protected]
Kopovoi Andrei Sergeyevich, head of the Chair of Pedagogy of the Faculty of Psychology, candidate of psychological sciences, an associate professor
Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky (Balashov institute (branch))
29, K. Marksa Street, Balashov, Saratov region, 412309, Russia e-mail: mkrass@yandex. ru
Рецензент:
Смотрова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»