Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении'

Модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КВАЗИРЕАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / DISTANCE EDUCATION / AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGICAL MODEL / PSYCHOLOGICAL MODELING / PROFESSIONAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалгина Ю. Е.

В статье представлены результаты психологического моделирования процессов формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование и описание разработанной автором психологической модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of professional Self-concept development of future teachers in the course of distance education

The article presents results of psychological modeling of future teachers professional Self-concept development in the course of distance education using audiovisual technologies. The scientific substantiation and the description of the psychological model developed by the author, which passed approbation during forming experiment is presented.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении»

УДК 37.015.3 : 159.923.2 : 004.9

Ю. Е. Ковалгина

Модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении

В статье представлены результаты психологического моделирования процессов формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование и описание разработанной автором психологической модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.

The article presents results of psychological modeling of future teachers professional Self-concept development in the course of distance education using audiovisual technologies. The scientific substantiation and the description of the psychological model developed by the author, which passed approbation during forming experiment is presented.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, дистанционное обучение, аудиовизуальные технологии, психологическая модель, психологическое моделирование, квазиреальные профессиональные ситуации.

Key words: professional Self-concept, distance education, audiovisual technologies, psychological model, psychological modeling, professional situations.

Традиционно задача профессионализации будущего учителя осуществляется в процессе очного обучения при непосредственном участии преподавателей. Активное развитие отечественного дистанционного обучения, относительно новой формы предоставления образовательных услуг, потребовало пересмотра методов решения этой важной социально-психологической задачи. Практика показывает, что при дистанционном обучении формирование личности будущего учителя не обеспечивает должного отношения к профессии. Это связано с тем, что межличностное взаимодействие преподавателя и дистанционно обучающихся носит преимущественно опосредованный коммуникационными технологиями характер. Оно дополняется прямым, однако кратким по времени, педагогическим общением в очной составляющей учебного процесса и опосредованным психолого-педагогическим воздействием с помощью содержательнопредметных и учебно-методических материалов [4]. Этого оказывается недостаточно для должного личностно-профессионального развития и становления будущего специалиста.

Сфера социально значимого труда обусловливает формирование у человека особого вида самосознания - профессионального, центральным психологическим образованием которого выступает профессиональная Я-концепция специалиста. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что профессиональная

92

Я-концепция будущего учителя, формируемая в условиях дистанционного обучения, новая, практически неизученная проблема.

В психологической науке под профессиональной Я-концепцией понимается осознание личностью своей принадлежности к определенной профессии, представление человека о себе как члене профессионального сообщества и носителе профессиональной культуры (Парыгин Б.Д. [10], Чеснокова И.И. [13], Шадриков В.Д. [14] и др.). Формирование профессиональной Я-концепции происходит в многоступенчатом процессе опосредованного познания себя и связано с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование - в понятие своего собственного Я как профессионала (Выготский Л.С. [3], Леонтьев А.Н. [7], Рубинштейн С.Л. [11], Столин В.В. [12] и др.). От уровня сформированности профессиональной Я-концепции личности существенно зависят результаты деятельности специалиста. Профессиональная Я-концепция, как сложное психическое образование самосознания личности, выступает механизмом воздействия на поведение человека. Особенно это важно для профессии учителя, поскольку специфика деятельности учителя проявляется в повышенных эмоциональном напряжении и рефлексии, профессиональном поведении и межличностном взаимодействии (Казанская В.Г. [5], Н.В. Кузьмина [6] и др.). Процесс формирования профессиональной Я-концепции учителя происходит по уровням «психические качества и свойства личности» - «Я-образы» - «Я-концепция» (Абульханова-Славская К.А. [1], Вачков И.В. [2], А.А., Митина Л.М. [8, 9] и др.). Это развернутый во времени динамический процесс. Изначально происходит соотнесение и сопоставление человеком своего «Я» с «другим человеком»: некое качество первоначально воспринимается, осознается и понимается в другом человеке. Далее, посредством самовосприятия и самонаблюдения, это качество переносится на себя. На втором уровне происходит процесс взаимодействия «Я и Я», в котором осуществляется самоанализ и самоосмысление [14].

Исходя из сказанного выше, был проведен анализ возможностей формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в условиях дистанционного обучения, который выявил потребность в специальных условиях, обеспечивающих и стимулирующих профессионализацию обучающихся. С целью удовлетворения этой потребности было проведено моделирование процесса формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей в дистанционном обучении, где в качестве упорядочивающего и системообразующего фактора рассматривался полезный результат, а в качестве системообразующего принципа - функциональный признак. Наиболее целесообразной была избрана ситуационная модель, в которой ситуация рассматривается как момент взаимодей-

ствия субъекта и обстоятельств [1]. При этом основной, центральный фокус внимания направлен на субъект-субъектные взаимодействия, отношения между учителем и учениками, где при рассмотрении учебной ситуации как педагогической учащийся выступает для учителя и педагога элементом внешних обстоятельств. Идея построения психологической модели состояла в том, чтобы дополнить существующие психологические воздействия на студентов дистанционного обучения и осуществить целенаправленное формирование у них профессиональной Я-концепции будущего учителя. В качестве такого дополнения были определены психологические воздействия аудиовизуальных технологий, с помощью которых студентам предъявлялись профессионально значимые квазиреальные ситуации.

Разработка модели основывалась на иерархических группах концептуальных положений, в число которых вошли общенаучные принципы (научности, системности, целостности и др.); психологические закономерности (психические явления - регуляторы деятельности; деятельность - функциональная система; зависимость поведения от внешних и внутренних условий; мотив - источник активности личности и др.); психолого-педагогические принципы (всестороннего развития личности, гуманизации, проблемности, самообразования и самостоятельности и др.). В своей работе мы также следовали положениям трудов Л.С. Выготского [3] о том, что 1) психическое развитие человека осуществляется в форме присвоения образов и образцов, воспринимаемых в процессе его жизнедеятельности, в том числе - в обучении; 2) важнейшим методом, позволяющим исследовать процесс возникновения психических новообразований посредством их целенаправленного формирования, выступает обучающий эксперимент.

На первом этапе моделирования была разработана психологическая модель (рис. 1). Далее в контексте системнодеятельностного подхода была разработана также психологопедагогическая модель как проекция психологической модели на реальные условия дистанционного обучения и как основа методики формирования профессиональной Я-концепции будущего учителя. Кратко ее суть состоит в том, что дистанционно обучающемуся аудиовизуально представляется ситуация, позитивная или негативная, профессионально значимая для его будущей деятельности, на основе которой он должен выполнить соответствующие задания, в число которых входят и направленные на формирование профессиональной Я-концепции.

со

сл

Воздействие аудиовизуальных Образы ) Смыслы

технологии Установки

Воздействия с учебно-соцпальной среды

Влияние межличностного взаимодействия обучающихся

Рис. Психологическая модель формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей

В соответствии с психологической моделью (рис.) восприятие квазиральной профессиональной ситуации порождает у дистанционно обучающегося определенные образы: учителя и учеников, модели поведения, образцы социальных установок и ценностные ориентации (направленность на духовное, социальное, культурное) и др. Эти образы детерминируют соответствующие эмоциональные состояния, чувства, профессиональные смыслы и ценности, создают профессионально-ориентированные установки. На этой основе формируются профессионально-важные личностные качества и мотивы профессиональной деятельности, трансформируются и развиваются личностные характеристики. Происходит рефлексия и осмысление порожденного квазиреальной профессиональной ситуацией. Выполнение последующих заданий понуждает обучающихся к отождествлению и самопознанию, вследствие чего возникают отдельные профессиональные образы, которые могут не охватить сразу все характеристики, однако будут служить составляющими при выполнении других заданий при восприятии другой квазиреальной профессиональной ситуации. На основе профессиональных Я-образов, самонаблюдения и самоанализа у студентов постепенно формируются когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, а затем они интегрируются в целостную профессиональную Я-концепцию учителя.

При современном состоянии развития психологической науки компоненты профессиональной Я-концепции и их составляющие возможно диагностировать и исследовать. Это было осуществлено в эмпирическом исследовании, включившим формирующий эксперимент, который показал состоятельность и высокую результативность предложенной модели. Так в экспериментальной группе в результате применения психологической модели уровень сформиро-ваности профессиональной Я-концепции будущих учителей изменился с низкого, на средний с тенденцией к высокому. Это означает, что до эксперимента испытуемым был свойственен репродуктивный тип профессиональной деятельности, а после эксперимента - адап-

V V п

тивный с тенденцией к продуктивному типу деятельности. В контрольной группе дистанционного обучения таких существенных изменений не наблюдалось.

Сравнительный анализ результатов первичной и результирующих диагностик исследуемых характеристик и структурных изменений профессиональной Я-концепции будущих учителей в экспериментальной и контрольных группах позволил установить, что показатели профессиональной Я-концепции будущего учителя при дистанционном и очном обучении на основе разработанных моделей не имеют существенных отличий. Причем результат, полученный в экспериментальной группе, по совокупным показателям профессиональ-

но важных характеристик и сформированности структуры профессиональной Я-концепции будущего учителя превышает уровень сформированности профессиональной Я-концепции будущих учителей в контрольной группе очного обучения без использования предложенной модели.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. - М.: Мысль,1999.

2. Вачков И.В. Структура профессионального самосознания учителя // Школьный психолог. - № 13. - 2000. - С.12-13.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 330 с.

4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: моногр. - СПб.: Астерион, 2004. - 190 с.

5. Казанская В.Г. Психология обучения: учитель - ученик: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - 84 с.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

8. Митина Л. М. Формирование профессиональной Я-концепции учителя // Вопросы психологии, 90'3 - С. 58.

9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы, методология, история и теория. - СПб.: СПбГУП, 1999. - 592 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

12. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.

13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука,

1977.

14. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.