но адекватен (70,7%), а вот студенты факультета психологии демонстрируют наименее адекватный профессиональный выбор (42%).
2. Преобладающими личностными типами (по Д. Голланду) на факультетах психологии, истории и культурологии Томского Государственного Университета являются артистичный (80%), предприимчивый (51%) и социальный (37%).
3. Студенты, у которых в структуре ценностных ориентаций преобладают метаценности, в большей степени, чем другие, соответствуют социальному, артистичному и интеллектуальному типам личности.
4. Люди с доминирующими метаценно-стями делают более адекватный профессиональный выбор, чем люди, у которых доминируют другие ценности.
5. Студенты с внутренней мотивацией к профессии больше соответствуют социальному, артистичному и интеллектуальному типам.
6. Студенты факультета психологии в 68% случаев обнаруживают внешнюю мотивацию к профессии.
На основании проведенного исследования можно дать практические рекомендации для структур, занимающихся профориентацией, профессиональным просвещением, приемом людей для обучения в высшем учебном заведении. Необходимо уделить большее внимание довузовской подготовке и профессиональной ориентации абитуриентов тех факультетов и специальностей, которые предметно не представлены в школьной программе. Особое внимание следует уделить развитию внутренней мотивации или, по крайней мере, выявлению типа мотивации абитуриента к
10.
профессии, а также осознанию им соответствия своих личностных характеристик и предпочтений требованиям выбираемой профессии. Возможно, стоит ввести несколько иную систему приема студентов на культурологический факультет, а для факультета психологии Томского Государственного Университета разработать принципиально иную систему и подготовки абитуриентов, и отбора студентов.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Ивенский Л.М. О некоторых принципах социального самоопределения личности//Вопросы самоопределения личности и ее активности: Меж-вуз. сборник научных трудов. - Уфа, 1985. С. 5058.
3. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1974.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на-Дону: Феникс, 1996.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М., 1980.
6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. -1998.-№2.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М„ Институт практической психологии, 1996.
8. Сафин В.Ф Психология самоопределения личности. - Свердловск, 1986.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -Спб, 1997.
CONNECTION of VALUABLE ORIENTATIONS with ADEQUACY PROFESSIONAL CHOICE of the STUDENTS of HUMANITARIAN FACULTIES of TOMSK STATE
UNIVERSITY.
A.J. Batrakova, O.I. Muraviova (Tomsk) The summary: Given clause is devoted to research of some aspects of professional self-determination of the students of humanitarian faculties of TSU. Is revealed positive statistically significance connection between metavalues and social, intellectual and artistic types of the person (on J. Holland). The large adequacy of a professional choice on "traditional" (historical) faculties is found out in comparison with "untraditional" (culturological and psychological). key words: Professional self-determination, adequacy of a professional choice, system of valuable orientations, external and internal motivation to a trade.
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ»
Е.Г. Ефремов (Омск)
Аннотация: Предпринят содержательный библиографический анализ понятия «профессиональное самосознание» в связи с понятием «самосознание личности». Ставится вопрос о формах и содержании профессиональной деятельности на примере практической психологии. Изучаются факторы развития профессионального самосознания и его компоненты.
-т2
Ключевые слова: Профессиональное самосознание, самосознание личности, профессиональная деятельность, субъект деятельности, профессиональное самоопределение, профессиональный образ Я.
Несмотря на множество исследований, и теоретических работ по проблеме самосознания личности, отдельному вопросу становления профессионального самосознания уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания в психологии.
Имеется ряд работ, в которых анализируются разнообразные аспекты профессионального самосознания. (Е.М. Борисова, В.Д. Брагина, В.М. Козиев, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Р.Г. Морозов, Ф.Т. Нги, В.П. Саврасов, Б.Г. Парыгин, П.А. Шавир, А.И. Шутенко). Однако, анализ этих исследований показывает размытость, неоднозначность в определении ключевого понятия - «профессиональное самосознание».
Задача этой статьи состоит в том, чтобы рассмотреть точки зрения и подходы к определению этого понятия, уточнить и сформулировать ключевые признаки и структуру профессионального самосознания.
Для понятия «профессиональное
самосознание» родовым является понятие «самосознание личности», следовательно, можно говорить о совпадении общего содержания, закономерностей, механизмов и принципов развития этих двух явлений. Но в то же время важно отметить, , какими специфическими особенностями обладает профессиональное самосознание по сравнению с самосознанием личности? В чем отличие общего и профессионального самосознания?
В отличие от общего самосознания личности, профессиональное самосознание специфично по своему содержанию. Как указывает Ф.Т. Нги «Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, играющую различные роли в различных ситуациях, участвующую во всевозможных видах жизнедеятельности, то профессиональное самосознание на первый план выдвигает содержание, касающееся
профессиональной деятельности, это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность» [13].
При таком подходе очевидно, что профессиональное самосознание
конкретизируется, проявляет специфику за счет рамок профессиональной деятельности. В чем же эта специфика? Проанализируем некоторые позиции понимания понятия «профессиональное самосознание».
Б.Г. Парыгин считает, что профессиональное самосознание - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В таком определении подчеркивается социальный аспект, социальные рамки, которые осознаются субъектом и являются регулирующим механизмом в собственной деятельности. В такой
интерпретации данное понятие выступает в большей степени как социологическое и социал ьно-пс ихологи ческое, которое
характеризует отражение в сознании социальных взаимоотношений. На наш взгляд, это существенный момент содержания понятия, но при таком понимании профессионального самосознания упускается другой значительный пласт содержания, связанный с активностью субъекта и с ключевой саморегулирующей функцией самосознания.
В.Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценке профессиональных качеств и отношения к ним. В этом случае подчеркивается то, что является содержанием профессионального осознания в себе, а именно та сторона личности, которая вовлечена в профессиональную деятельность как основной ресурс. Но качества субъекта деятельности лишь один из аспектов, сторон проявления личности, и в этом случае за рамками существенных признаков остается момент саморегуляции в профессиональном самосознании.
П.Л. Шавир трактует это понятие как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче
профессионального самоопределения; осознания себя как субъекта своей профессиональной деятельности. Здесь на первый план выходит особая характеристика - избирательность профессионального самосознания. Причем П.Л. Шавир подчеркивает и критерий этой избирательности, который отличает
профессиональное самосознание от общего самосознания личности. Этим критерием являются профессиональная деятельность и ее отдельные компоненты (цель, средства, способы и приемы).
Но нельзя согласиться с определением того, что самосознание осуществляет эту деятельность. Субъектом избирательной деятельности остается личность, включенная в профессиональную сферу и осуществляющая профессиональную деятельность. И тогда наряду с общим самосознанием здесь обнаруживается профессиональное самосознание, выступающее как специфический уровень общего самосознания.
Т.В. Кудрявцев исследует динамику профессионализации, оперирует ключевым понятием «профессиональное самоопределение». В понимании понятия «самоопределение» он опирается на разработки отечественных психологов и выделяет важнейшую составляющую этого психологического явления -выход за рамки единичного выбора профессии,
рассмотрение профессионального
самоопределения как процесса, как части общего становления личности.
Профессиональное самоопределение, по Т.В. Кудрявцеву, есть «сформированность отношения личности к себе как субъекту профессиональной деятельности, то есть своеобразная Я-включенность». Центральным показателем профессионального самоопределения при этом является формирование в структуре самосознания - «образа-Я как субъекта профессиональной деятельности» [16].
При такой постановке проблемы и анализа профессионального самоопределения мы можем обнаружить здесь и профессиональную самооценку, и профессиональную саморегуляцию. И в этом случае, понятие «профессиональное самоопределение» практически тождественно понятию «профессиональное самосознание». Ведь именно такое содержание вкладывают в понятие «профессиональное самосознание» большинство авторов, перечисленных выше.
И если разводить эти близкие понятия -профессиональное самосознание и
профессиональное самоопределение, то мы подчеркиваем, родовым понятием будет являться профессиональное самосознание. С нашей точки зрения, профессиональное самоопределение - это механизм профессионального самосознания, который заключается в поиске и нахождении соотношений между различными внешними и внутренними реалиями в процессе деятельности (ресурсами, условиями, нормами внешними и внутренними для субъекта деятельности), результатом такого поиска является нахождение жизненного смысла деятельности для индивида.
Данные интерпретации термина
«профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, развивают вложенное содержание, отражая различные аспекты этой категории.
На наш взгляд профессиональное самосознание - это специфическая, избирательная, дифференцирующая и интегрирующая деятельность сознания, выступающая как подуровень общего самосознания и проявляющаяся в осознание себя как субъекта профессиональной деятельности и
самоопределение в социально-профессиональной среде.
Но здесь важно попытаться рассмотреть и другой вопрос: как связаны специфика профессиональной деятельности и особенности профессионального самосознания?
Мы уже отмечали, что профессиональное самосознание конкретизируется, проявляет специфику за счет рамок профессиональной деятельности. И логично предположить, что каждая конкретная профессиональная
деятельность еще больше конкретизирует и дифференцирует самосознание, так как существуют качественные различия в самих профессиональных деятельностях.
Тогда правомерно задать вопрос, какие именно содержательные особенности
профессиональной деятельности могут быть включены в профессиональное самосознание? Рассмотрим это на примерах исследования самосознания в конкретных профессиях, близких по своему характеру к профессиональной деятельности практического психолога.
Существует ряд научных работ, посвященных профессиональному самосознанию учителей, в которых можно отметить попытку выявить существенные отличия этого психологического образования в педагогической деятельности.
Так, В.Н. Козиев подчеркивает, что профессиональное самосознание выступает в качестве центрального элемента педагогического мастерства, которое осуществляет, прежде всего, регулирующую функцию в деятельности учителя. Здесь подчеркивается специфическая
регулирующая функция самосознания именно в педагогической деятельности. Следовательно, можно говорить о том, что в различных видах профессиональной деятельности
профессиональное самосознание несет различную функциональную нагрузку.
Л.М. Митина рассматривают
профессиональное самосознание как осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности [12].
При таком подходе в большей степени подчеркивается деятельностное содержание образа-Я, которая выражается в специфических содержаниях отношений в различных системах педагогического пространства.
Психологической предпосылкой развития профессионального самосознания учителя и его Я-концепции является конструктивное преодоление педагогом трудностей,
препятствующих тем или иным видам деятельности, поведенческим актам, способам самореализации (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.С. Полякова). Это положение согласуется с идеями В.В. Столина о том, что осознание и оценки субъектом своих организмических, социально-индивидных и личностных свойств, как правило, происходит тогда, когда эти свойства выступают как препятствие или преграда на пути выбора одной из жизненных альтернатив в совершении поступка. Механизмом такого развития является профессиональная рефлексия.
Кроме того, Л.М. Митина указывает две наиболее значимые группы факторов развития профессионального самосознания: 1) ожидания и
Ш2
оценочные суждения представителей
непосредственного социального окружения педагога - его коллег, администрации, учеников, интериоризируемые индивидом в процессе социального взаимодействия и общения; 2) собственные мотивационно-ценностные
ориентации и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из его практической деятельности [2, 12].
Таким образом, обобщая различные точки зрения, можно сформулировать следующее:
1) профессиональное самосознание является подуровнем общего самосознания личности, которое конкретизируется и проявляет специфику за счет рамок профессиональной деятельности;
2) сохраняя в целом структурную организованность, функции и механизмы общего самосознания личности, профессиональное самосознание обладает рядом специфических признаков:
а) по функции - регулирует профессиональное поведение и отношения субъекта профессиональной деятельности;
б) по содержанию когнитивного компонента самосознания. Профессиональное самосознание имеет профессионал ьно-деятельностное содержание Я-образов. Так, «Я-профессионал в прошлом» может рассматриваться как негативный образ «неумехи», но как личность - в целом «хорошим парнем»; «Я-профессионал в настоящем» как совокупность индивидуальных профессиональных особенностей, качеств, умений и знаний; «Я-профессионал в будущем» рассматривается как статусное содержание, как профессиональная перспектива, карьера человека;
в) по составу Я-образов - определяется спецификой профессиональной деятельности. Так, если в деятельности фигурирует клиент, заказчик, или другой человек, выступающий объектом деятельности, то важное место в профессиональном самосознании может занимать «Я-образ глазами клиента»;
г) по механизмам самооценки: если общая самооценка опирается на морально-нравственные нормы, ценности личности и ситуативные критерии оценки поведения, то профессиональная самооценка имеет более формализованные и операционализированные критерии оценки профессионального поведения.
Уже здесь очевидно, что особенность профессионального самосознания субъекта какой-либо профессиональной деятельности проявляется в компонентном составе и содержании самосознания. Следовательно, мы должны ответить на следующие вопросы: как именно организовано профессиональное самосознание? На какие основные компоненты оно дифференцируется?
В нашей отечественной психологии большинство авторов сходится на
предположении, что структура
профессионального самосознания в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности. Но существуют различные мнения в выделении компонентов этой структуры. Проанализируем авторские позиции.
В.П. Саврасов в структуре
профессионального самосознания студентов педвузов различает двенадцать компонентов: 1) особенности информационного поиска; 2) информационный тезаурус; 3) цели; 4) способности к прогнозированию и целеобразованию; 5) особенности принятия педагогического решения; 6) особенности общения; 7) особенности самоконтроля и самооценивания; 8) организаторские способности; 9) способности самоорганизации; 10) особенности исполнительской деятельности; 11) надежность; 12) стабильность. (17)
Но на наш взгляд, этот перечень выходит за рамки самосознания и здесь представлены как элементы профессионального сознания (особенности информационного поиска, информационный тезаурус), так и элементы индивидуального стиля деятельности (особенности исполнительской деятельности, особенности принятия решений, особенности общения).
Ф.Т. Нги представляет структурное строение профессионального самосознания через следующий компонентный состав: осознание профессиональной морали. Этот компонент включается постольку, поскольку моральный фактор не является обособленным в области социального взаимодействия, так как сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение ее функций; осознание профессиональной нравственности. Содержание нравственности в любой социальной группе определяется критерием того, как можно и нельзя поступать; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Это означает осознание своей ответственности и своей роли, в постановке задач, формировании целей, в получении конечного продукта. Понимание тех свойств и качеств, которые включены в деятельность и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности; осознание и оценка отношений. Этот компонент предполагает осознание отношений к коллегам по профессии и отношения других к себе как профессионалу; осознание собственного развития во временной связи. В этом случае отражается перспектива профессионального роста, продвижение по службе, упрочение социального статуса и т.п. [13].
Более точным по содержанию, на наш взгляд, является перечисление компонентов
профессионального самосознания в работах Е.А. Климова. Он так рассматривает в сокращенном
варианте эту структуру: 1) сознание своей принадлежности к определенной
профессиональной общности («мы - токари», «мы - металлурги», «мы - рабочие»). (С нашей точки зрения это можно определить как «социально-профессиональная идентичность»); 2) знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений («я еще новичок, но добьюсь...», «я по мастерству один из первых»). (Это близко по содержанию с осознанной профессиональной самооценкой); 3) знание человека о степени его признания в профессиональной группе («меня уже считают хорошим специалистом»). (Данный пункт отражает содержание такого компонента как «социальный образа-Я как профессионала»); 4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе. (Этот пункт близок к понятию «образ-Я профессионала»); 5) представления о себе и своей работе в будущем («Образ-Я как профессионала в будущем») [6].
Но следует отметить - автор данного подхода не определяет основания для такой структурной организованности отдельных компонентов профессионального самосознания.
Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева, В.Н. Козиев, Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание - это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И, как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я». Рассмотрим эти компоненты профессионального самосознания.
Когнитивные компоненты
профессионального самосознания.
Профессиональный компонент в когнитивной подструктуре отражает то, что названо Е.А. Климовым «профессиональная составляющая образа мира» а В.Д. Шадриков включает в блок информационной основы деятельности. В работах Е.Ю. Артемьевой, Е.М. Борисовой, В.Ф. Петренко, А.П. Ситникова, Т.К. Поддубной, А.Г. Шмелева отражены результаты исследований когнитивных компонентов профессионального самосознания.
Обобщая материалы анализа по про5леме структуры самосознания личности, мы приили к следующему набору компонентов когнитивного уровня самосознания: I) обобщенный образ реального себя как субъекта профессиона1ьной деятельности; 2) профессиональные образы-Я (по временному критерию - прошлого, настоящего, будущего себя как профессионала; по критерию реального, идеального и возможного) 3) ситуативные образы себя как субъекта профессиональной деятельности; 4) образ себя как профессионала в глазах окружающих (коллеги и клиенты); 5) профессиональные эталоны как критерии оценки профессионального поведения и профессиональных результатов. Рассмотрим некоторые наиболее существенные несколько подробней.
Обобщенный образ реального себя как профессионала.
Здесь важно определить, что именно является содержанием этого образа? Как репрезентируется этот компонент?
В своей работе Т. Макклапаред и М Кун определяют содержание профессионального образа-Я через ролевые позиции и самоописательные характеристики. И в некоторых других работах (А.И. Кагальняк, К.Е. Я щи ни на) мы видим содержание профессионального образа-Я как перечень личностных качеств, важных для профессиональной деятельности. Но мы больше поддерживаем точку зрения Е.М. Васьл>евой, которая, рассматривая структуру
профессионального самопознания студента педвуза, не просто задает перечисления существенных представлений, а организует их в три основных блока: 1) квалифицированность (представления о теоретической
подготовленности, представления о практической подготовленности, представления о личных качествах, способностях к профессиональной деятельности, представления о профессионачьной пригодности); 2) активность (представление об отношении к профессии, представлент об отношении к детям, представление об отношении к самопознанию); 3) результатижость (представление о профессионально-
педагогических мотивах, представление о профессионально-педагогических целях,
представление о задачах и результатах профессионально-педагогического воспитания) [1].
Профессиональный образ-Я в будущем.
Здесь важным является понятие профессиональная перспектива, так как оно близко по содержанию с «профессиональным образом-Я в будущем». И в этом случае большое значение играет моделирование
профессиональной деятельности (на ролевом и содержательно-смысловом уровне).
<ш
Е.И. Головаха вводит понятие «жизненная перспектива», понимая под этим «целостную картину будущего в противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает смысл своей жизни, свое «жизнесуществование» [3].
По результатам исследования Е.И. Головахи, уже в 14-15 лет у молодежи сформулированы представления о своем отдаленном будущем в профессиональной, семейной и др. сферах жизнедеятельности. При этом, обнаружен ряд феноменов, таких, например, как феномен обратной перспективы (когда отдаленные жизненные планы достаточно определены, а ближайшие жизненные планы не ясны) и феномен рассогласованности потребительских притязаний и притязаний на размер вознаграждения за профессиональную работу.
Конкретными референтами, показателями, индикаторами жизненной перспективы являются понятия жизненных планов, жизненных целей и ценностных ориентаций, выполняющих функцию регуляции жизненных выборов. Нет сомнений, что все эти психические образования тесным образом связано с «Я» личности, вплетаются и наполняют непосредственным содержанием образ себя в будущем. Здесь можно говорить о формировании «профессионального образа-Я в будущем».
По мнению Е.И. Головахи, оценка жизненной перспективы, связанной с выбором профессии, осуществлялось посредством таких критериев, как реалистичность, продолжительность,
согласованность и оптимистичность. Эти критерии можно применить и при анализе «профессионального образа-Я в будущем».
Ситуативные образы себя как субъекта профессиональной деятельности. Это образование выполняет функцию непосредственной регуляции поведения в конкретной ситуации. Основная их характеристика - это высокая лабильность и диффузность.
Образ себя как профессионала в глазах окружающих (в основном коллеги и клиенты) -«социальный образ-Я как профессионала»)
На диалогичность самосознания, как мы уже видели выше, неоднократно указывали философы и психологи (М.М. Бахтин, И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Как говорил М. Бахтин, «другой» всегда имеет некий «избыток видения», и, прежде всего, он, со своей точки зрения, может меня увидеть так, как это принципиально недоступно мне самому. Вот почему, высказывая свое, человек предвидит, предчувствует, мыслит о возражении другого, имеет его в себе.
Согласно американским психологам П. Секорд и К. Бакмен, неустойчивость самосознания, а, значит, и развития, возможна в результате рассогласования представления о себе в некотором аспекте, интерпретации своего
поведения в свете этих представлений и представления о том, как другое лицо воспринимает его в данном аспекте.
Ряд исследователей (Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, Т.К. Поддубная) выделяют особый компонент профессионального самосознания -«образ-Я в глазах окружающих».
Так, развивая эту мысль, О.В. Кузьменкова анализируя личностные противоречия в профессиональной деятельности учителя, выделяет оценочный диссонанс между оценкой своих личностных качеств с точки зрения соответствия своей деятельности - «Я-действующее» и ожидаемой оценкой других - «Я-отраженное». Где «Я-отраженное»
рассматривается как осознание себя «глазами ученика». «Эффективность жизни
профессионального «Я» учителя, несомненно, зависит от многих факторов. Но наиболее важным нам представляется отношение «Я» и «не Я», г.е. отношения между окружающими учителя участниками учебно-воспитательного процесса и внутренним ядром его личности. Поиски источника значимой оценки «другого» целесообразно проводить, как нам кажется, в общности «учитель - ученик». Учитель, у которого отсутствует в сознании встречное восприятие отношения к себе ученика, потенциально готов ориентироваться только на себя и свои цели, так как он внутренне игнорирует ученика как субъекта» [10].
Профессиональные отачоны как критерии оценки профессионального поведения и профессиональных результатов.
Здесь, прежде всего, следует выделить такой конструкт как «идеальный профессионал» и «типичный профессионал», что, в общем, является вариантами профессионального стереотипа.
Этот образ также представлен как набор осознаваемых диспозиций важных для эффективной профессиональной деятельности. Этот набор выступает в функции эталона для оценки и регулирования профессионального поведения.
По мнению В.Ф. Петренко, профессиональный стереотип является значимым элементом функционирования профессионального самосознания на когнитивном уровне. Основная функция такого стереотипа лежит в рамках социальных отношений человека и служит средством категоризации, социального познания и социального взаимодействия. Но, «являясь средством категоризации другого человека, социальный профессиональный стереотип может выступать и эталоном, меркой самосознания» [14, С. 102].
Т.е., профессиональный стереотип участвует в формировании профессионального идеала, который уже реально вплетен в механизм профессионального самосознания.
В.Ф. Петренко определяет профессиональный типаж-стереотип, как «... персонифицированный образ самой профессии, или, другими словами, обобщенный образ типичного профессионала. «Типаж - это скорее схематизированное представление о личности, характере и способах поведения человека» [14].
Профессиональные стереотипы с
профессиональным развитием дифференцируются на представления о профессии, представления о профессионалах, представления об уникальности, профессии, социальном статусе и значимости профессии и т.д. Но интересно то, что базой этих представлений остаются социальные стереотипы обыденного сознания.
Так, исследования А.И. Донцова и Г.М. Белокрыловой, направленные на выявление особенностей профессиональных представлений психологов показали, что, во-первых, эти представления подвержены стереотипизации, а, во-вторых, содержание этих стереотипов отражает образ психолога, сложившийся в обыденном сознании, где психолог предстает, прежде всего, как специалист, способствующий решению индивидуальных психологических проблем [3].
Как отмечают Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова, изменение критериев отношения к себе выражается в динамике субъективной «эталонной модели профессионала». Изменения в ее структуре могут быть зафиксированы в пределах определенной стадии профессионального становления. Эталонная модель профессионала не является эквивалентом представления личности о профессии, так как, создавая ее, личность в какой-то мере выражает в ней себя, и в этом смысле эталонная модель является своеобразной проекцией ее направленности.
Наблюдающиеся в процессе
профессионального развития изменения индивидуальных эталонных моделей
профессионала выступают показателем изменения критериев отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Таким образом, динамика профессиональной самооценки, с одной стороны, детерминирована изменением отношения личности к себе как к профессионалу, с другой, - изменением критериев этого отношения (эталонной модели) [16].
Кроме перечисленных выше отдельных компонентов, можно выделить и ряд функциональных характеристик когнитивного уровня профессионального самосознания.
1. Когнитивная сложность - когнитивная простота. Так, Е.М. Васильева когнитивную сложность профессионального самопознания рассматривает как содержательную
характеристику осознания студентами своих способностей. В качестве критериев для характеристики когнитивной сложности принимается: а) дифференцированность (степень
категориальной расчлененности) - осознание проявлений способностей и степени овладения ими; б) размерность - число названных профессиональных проявлений (качеств, знаний, умений, состояний); в) адекватность самопознания способностей - соответствие объективного образа объективному содержанию
ш.
2. Дифференцированность - слитность личностных и профессиональных диспозиций. Дифференцированность «образа-Я» здесь понимается как разделение в себе самом профессиональных и приватных качеств, дифференциация различных сторон «Я», различных позиций, ролей.
Так, Е.С. Камыкова, К.В. Романец, К.В. Ягнюк, в исследовании самосознания психотерапевтов двух групп (придерживающихся «психологического» и «медицинского» подхода) выявили, что «психотерапевты-психологи» обладают более дифференцированным образом-Я, что позволяет в большей степени контролировать проявления своих личностных черт в ходе профессиональной деятельности [5].
3. Осознанность-неосознанность. Уровень осознанности профессионального Я-образа. Уровень рефлексии того или иного компонента на когнитивном уровне профессионального самосознания.
4. Конгруэнтность (интегрированность)-противоречивость «образа профессионального Я».
Такую характеристику вводят Т.В. Кудрявцев и Т.К. Поддубная. Так. Т.В. Поддубная анализирует у студентов-психологов уровень интеграции различных Я-образований, степень их противоречивости («Я - как личность», «Я - как специалист», «Я - как специалист в будущем») [15, 16].
5. Доминантность того или иного структурного компонента.
Аффективные компоненты
профессионального самосознания
Профессиональная самооценка является ключевым механизмом регулирования и коррекции профессионального поведения. Это подтверждается в многочисленных
исследованиях. Так, Л.Н. Корнеева экспериментально показала, что роль самооценки в обеспечении оптимальной саморегуляции деятельности существенно возрастает по мере усложнения деятельности и роста профессионализма. Сформированная самооценка становится одной из предпосылок способности действовать в соответствии с поставленными целями и предъявленными к себе требованиями [8].
Р. Гарвей [Я. вагуеу, 1970] исследовал особенности Я-концепции и успешности обучения у студентов-старшекурсников. По его результатам, успех профессиональной
42
деятельности студента сопровождается положительной самооценкой, более точном самопредставлении и хорошей способностью адаптироваться. Успешность обучения коррелирует с «высокой» Я-концепцией и меньшей запутанностью в определении самого себя (ответы на вопрос «Кто Я?») [2].
В целом можно сказать, что аффективный уровень профессионального самосознания предполагает эмоциональное отношение не просто к себе, а к различным проявлениям «Я» как профессионально-значимым составляющим. Такими профессионально-значимыми
составляющими «Я» могут быть: профессиональные способности индивида, профессиональная теоретическая и практическая компетентность, личные профессионально-значимые качества, профессиональная эффективность.
Кроме того, поскольку профессиональное самосознание является подуровнем самосознания личности, можно допустить, что сохраняются основные характеристики аффективного уровня. Речь идет о параметрах, выделенных В.В. Столиным: 1) симпатия - антипатия; 2) уважение -неуважение; 3) близость - отдаленность.
Исходя из этих оснований, мы предполагаем следующий набор существенных компонентов аффективного уровня профессионального самосознания:
1) общая профессиональная самооценка (уровень позитивности при оценке в сопоставлении себя с идеальным образом профессионала);
2) самооценка профессиональных способностей индивида;
3) самооценка профессиональной теоретической и практической компетентности;
4) самооценка личных профессионально-важных качеств (оценка достоинств и недостатков по отношению к профессиональной деятельности);
5) уровень профессиональной самоэффективности (аффективная сторона представлений о будущем результате);
6) уровень самоуважение и принятие себя как профессионала;
7) уровень профессиональных притязаний;
8) самооценка своего профессионального стиля деятельности.
Поведенческие компоненты
профессионального самосознания. Согласно точке зрения Л.М. Митиной, основным механизмом поведенческого компонента в структуре профессионального самосознания является удовлетворенность индивида собой и своей деятельностью. Под удовлетворенностью она понимает соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности и возможностью
успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.
Неудовлетворенность собой в
профессиональной деятельности рождает регулирующие поступки, в том числе и по отношению к себе.
С нашей точки зрения, если рассмотреть более широко функцию самоконтроля и саморегуляции в профессиональной деятельности, то здесь мы можем отметить следующие компоненты:
1. Профессиональное самоопределение как формирование профессиональных целей, программ, планов и перспективы в карьере.
С нашей точки зрения профессиональное самоопределение - это механизм профессионального самосознания, который заключается в поиске и нахождении соотношений между различными внешними и внутренними реалиями в процессе деятельности (ресурсами, условиями, нормами внешними и внутренними для субъекта деятельности), результатом такого поиска является нахождение жизненного смысла деятельности для индивида. Этот жизненный смысл и есть основная регулирующая сила, в том числе и по отношению к себе лично.
2. Профессиональная позиция - как совокупный итог профессиональной саморегуляции и самоопределения.
Профессиональная позиция есть устойчивая система отношений, которая выражает самооценку индивида, его уровень притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Профессиональная позиция субъекта деятельности выступает как совокупная детерминанта его профессиональной активности.
Так, например, А.Г. Лидере определяет профессиональную позицию психолога как «Целостное психологическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, синтез личных отношений и оценок внутреннего и внешнего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (или не реализуемые, или частично реализуемые) в избранном труде. Позиция выражает способ самоопределения психолога, принятие и реализацию им собственной профессионально-деятельностной концепции» [15].
Уровень сформированности
профессиональной позиции можно
диагностировать через динамику
профессиональной идентификации.
Профессиональная идентификация личности -это процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными или идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающей стабилизацию профессиональной деятельности и
профессиональное развитие. Этот процесс развернут во времени и результатом его является профессиональная идентичность личности, которая проявляется в комплексе таких субъективных и объективных показателей, как 1) субъективные показатели: а) степень отождествления себя с профессиональной ролью;
б) принятие профессиональных норм и ценностей;
в) характер эмоционального отношения к профессии; г) уровень самореализации в профессии и осознание факта самореализации; д) сформированность представлений о профессиональном будущем; е) сформированность профессиональной потребностно-мотивационной сферы; ж) уровень ответственности, которую готов принять индивид в своей профессиональной деятельности, з) осознание профессиональной проблемы как своей или принятие профессиональной проблемы как своей. 2) объективные показатели: а) успешность профессионального обучения; б) успешность профессиональной деятельности (выраженная в специфических критериях данной деятельности) [16].
Таким образом, в результате анализа структуры профессионального самосознания, мы получаем ряд критериев для диагностики профессиональной идентичности и набор основных компонентов на когнитивном, аффективном и конагивном уровнях. Эти конструкты позволят адекватно отслеживать динамику профессионального самосознания, например, на этапе профессиональной подготовки специалиста.
Литература
1. Васильева Е.М. Профессиональное самопознание студентов педвуза. - Липецк, 1992.
2. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс...канд. психол. наук. - М., 1995.
3. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов//Вопросы психологии. - 1999. - № 2. -С. 45.
4. Кагальняк А.И., Ящишина К.Е. Формирование самооценки профессионально
значимых качеств будущих учителей//Вопросы психологии. - 1989. - № 5.
5. Камыкова Е.С., Романец К.В., Ягнюк К.В. «Образ-Я» российского психотерапевта: менталитет тех, кто формирует менталитет//Российский менталитет. Психология личности, сознания, социальные представления. -М., 1996.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. - Москва-Воронеж, 1996.
7. Козиев В.Н. Профессионально-значимые качества личности учителя и их самооценка//Творческая направленность деятельности педагога. - Л., 1978.
8. Корнеева Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1984.
9. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ профессионального еамоопределения//Вопросы психологии. - 1983 -№2.
10. Кузменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя: Дисс... канд. психол. наук. - М., 1997.
11. Маркова А.К. Психология профессионала. -М., 1996.
12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.
13. Нги Ф.Т. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1989.
14. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: МГУ, 1988.
15. Поддубная Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дисс... канд. психол. наук. - М., 1998.
16. Психологические основы профессионально-технического обучения/Под ред. Т.В. Кудрявцева, А.И. Сухаревой. - М.: Педагогика, 1988.
17. Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя: Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1986.
To DEFINITION of CONCEPT PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS"
E.G. Efremov (Omsk)
The summary: The substantial bibliographic analysis of concept "professional self-consciousness" is undertaken in connection with concept "self-consciousness of the person". The question on the forms and contents of professional activity on an example of practical psychology is put. The factors of development of professional self-consciousness and it components are studied.
Key words: Professional self-consciousness, self-consciousness of the person, professional activity, subject of activity, professional self-determination, professional image of the I._