МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
А.С. ВЕСЕЛЬЕВ,
адъюнкт кафедры педагогики Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Тихомиров
Аннотация. Рассмотривается модель формирования профессиональной готовности курсантов в образовательном учреждении МВД России. Раскрывается компонентный состав готовности, этапы, анализируются необходимые педагогические умения и навыки, обосновывается значение моделирования процесса формирования готовности для будущей профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Ключевые слова: модель, компонент, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, навыки и умения.
MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
A.S. VESELYEV,
graduated in a military academy of chair of pedagogics of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Annotation. In this article the model of professional readiness of students in an educational institution of the Interior of Russian Federation. The author reveals the component of preparedness, the steps and analyzes necessary pedagogical skills, justifies the importance of modeling the formation of readiness for a future career police officer. Keywords: model, components, professional preparedness, training, skills and abilities.
Процесс формирования профессиональной готовности сотрудника полиции в образовательной системе МВД России является многоплановым и многоаспектным. Широко используемое в исследованиях, моделирование представляет собой специфический способ научного познания. В большинстве случаев моделированием называют графические схемы, отражающие реальный процесс или явление. При определении метода моделирования чаще всего обращаются к определению, данному И.Т. Фроловым. Автор трактует этот способ научного познания как «материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы [1, с. 69].
Применение в исследовании метода моделирования позволило нам создать функциональную модель формирования профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов в процессе их обучения в образовательных учреждениях МВД России. Данная модель представляет собой согласованную систему структурных компонентов (блоков), каждый из которых отражает определенные свойства и характеристики процесса формирования про-
фессиональной готовности курсантов. Помимо этого, она теоретически описывает процесс формирования профессиональной готовности и отображает движение от информированности о ценностях общей и профессиональной готовности к осознанию и понимаю их значимости для будущей профессиональной деятельности.
Учитывая специфику деятельности сотрудников правоохранительных органов, мы выделили в структуре модели четыре подструктуры, каждая из которых характеризуется специфичным содержанием, самостоятельностью и функциональной взаимосвязью. В качестве подструктур модели определены: целевая, организационная, содержательная и оценочно-результативная. Положительная динамика сформированно-сти профессиональной готовности у респондентов будет ожидаемым результатом, который указывает на эффективность реализации разработанной модели.
Анализ литературных источников показал, что становление и формирование такого сложного интег-ративного личностного образования представляет собой поэтапный, постепенный педагогический процесс [2, с. 66]. По этой причине содержательное и смысловое наполнение каждой из четырех подструктур модели обеспечивается прохождением каждого из
трех этапов: I этап (1—2 курс), II этап (3—4 курс), III этап (5 курс). Выбор и количество этапов зависит от характера и специфических особенностей процесса формирования профессиональной готовности будущих специалистов.
Целевой блок модели обусловлен задачами будущей профессиональной деятельности сотрудника в правоохранительных органах. Цель разрабатываемой модели заключается в профессиональной подготовке специалистов, имеющих гуманные ценности, обладающих профессиональными знаниями и умениями, способных работать в различных условиях, постоянно наращивая свой профессиональный потенциал.
Средствами достижения данной цели являются задачи. На I этапе основное внимание уделяется решению следующих задач: теоретико-эмпирическое вхождение в профессию; освоение и раскрытие роли теоретических знаний и умений; ознакомление со спецификой работы сотрудников полиции в правоохранительной системе; формирование у курсантов педагогической направленности, мотивации и интереса к выбранной профессии.
На II этапе акцент ставится на таких задачах, как: формирование профессиональных навыков и умений, которые курсант использует в процессе своей деятельности; наращивание и расширение теоретических знаний, получение практического опыта (педагогическая практика); закрепление навыков подбора, поиска, анализа и систематизации информации; развитие творческих и аналитических способностей; формирование способностей к саморефлексии.
III этап охватывает следующие задачи: формирование умений решения проблемно-ситуативных задач как коллективными методами, так и самостоятельными; стимулирование самоконтроля (рефлексии) курсантов; осуществление профессионального самоопределения; формирование комплекса профессиональных компетенций, осуществляя самостоятельную деятельность на преддипломной практике; формирование умений оценивать и обосновывать свои самостоятельные решения.
Далее обратимся к содержательному блоку модели, главной функцией которой является отражение предмета деятельности, лежащего в основе формирования профессиональной готовности в процессе обучения курсантов образовательной системе МВД России. Этот блок включает в себя информа-
цию, необходимую для решения основных задач профессионального обучения и предполагает смысловое (предметное) наполнение основных направлений профессиональной подготовки курсантов [3, с. 110].
При разработке модели формирования профессиональной готовности немаловажное значение имеет правильный выбор методов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивали бы постепенный переход учебно-познавательной деятельности курсантов в служебно-про-фессиональную деятельность.
Огромную роль в формировании профессиональной готовности курсантов играют методы обучения. При отборе методов для исследовательской работы в экспериментальных группах мы руководствовались тем, что один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме, поскольку позволяет получить лишь определенный результат. Также нами учитывалось, что ни один из методов обучения не является уникальным. Поэтому при ориентировании на единую цель для достижения наибольшего результата необходимо использовать все многообразие методов, т.е. систему методов.
Итак, основными методами формирования профессиональной готовности курсантов в образовательных учреждениях МВД России выступили: методы активного обучения, метод проблемного обучения, частично-поисковый метод, репродуктивный метод, самостоятельная работа курсантов, методы воздействия на мировоззрение курсанта.
Качество процесса профессионального становления будущего социального педагога во многом зависит от организации образовательного процесса, т.е. тех форм обучения, в которых он осуществляется. При моделировании учитывалось, что обучение курсантов в вузе МВД России предполагает две сферы формирования профессиональной готовности: в учебно-воспитательном процессе и служебной деятельности. Основными формами обучения являются: лекции, семинары, практических занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальных) занятия и учения, командно-штабные учения, деловые (социально-педагогические) игры, теоретические (научно-практические) конференции, самостоятельная работа курсантов, педагогическая стажировка и преддипломная практика и т.п.
При моделировании процесса формирования профессиональной готовности предполагалось использование таких форм активного обучения, которые направлены, не только на передачу курсантам готовых знаний для последующего их запоминания и воспроизведения, но и нацеливают обучаемых на самостоятельное получение знаний, освоение навыков и умений в процессе активной практической и познавательной деятельности. К особенностям активных форм обучения относятся: принудительная активизация мышления (вынужденная активность курсантов); самостоятельная выработка решений курсантами; преимущественная направленность на приобретение и развитие профессиональных, интеллектуальных и поведенческих навыков и умений.
В итоге, при использовании широкого спектра форм учебной деятельности, мы добились повышения самостоятельности курсантов, их творческой самостоятельности, психологической активности в овладении профессиональными навыками, умениями, теоретическими и практическими знаниями.
Следующим элементом модели формирования профессиональной готовности являются средства, способствующие созданию условий для формирования профессиональной готовности сотрудников полиции. Под средствами обучения в нашем случае будем понимать материальные или идеальные объекты (носители информации), которые используются для учебных целей и организации для осуществления обучения. В нашем исследовании процесса формирования профессиональной готовности, средства обучения подразделяются на следующие группы: описания, изображения и таблицы, натуральные объекты, технические средства.
Рассмотрим далее оценочно-результативный блок разрабатываемой модели. Анализ литературных источников отобразил, что проблематика, связанная с оцениванием, охвачена в педагогике весьма широко и трактуется как процесс сравнения усвоения курсантами ценностей, теоретических знаний и способов деятельности, необходимых для осуществления деятельности в правоохранительных органах, со стандартизированными, образцовыми требованиями к сотрудникам полиции. При этом контроль как измерение степени соответствия профессионального роста будущих специалистов выработанным квалификационным требования выступает в виде мощного сти-
мулятора, обеспечивающего коррекцию неправильно усвоенных знаний или недостаточно сформированных умений и навыков у обучающихся.
В этой связи для системы формирования профессиональной готовности курсантов нами были отобраны следующие виды контроля:
1) входной контроль (констатирующий эксперимент) — диагностика состояния подготовки курсантов до начала экспериментального обучения;
2) текущий контроль — непрерывное отслеживание уровня усвоения знаний и умений курсантов на лекциях, практических занятиях по определенным компонентам содержания;
3) рубежный контроль — проводимый после окончания изучения темы (раздела) и носящий более обобщенный характер;
4) отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений, проводимый через достаточно значительный промежуток времени после изучения дисциплины, курса, темы, раздела;
5) итоговый контроль — проверка знаний по запланированным в эксперименте курсам, общая оценка качества подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности социального педагога.
В рамках создания функциональной модели формирования профессиональной готовности объективно возникает вопрос о критериях и показателях изучаемого явления. Результативный аспект процесса формирования профессиональной готовности обучающегося отражает сформированность всех ее компонентов.
Планируемыми результатами экспериментальной подготовки является ряд новообразований в свойствах личности обучающегося — элементов готовности к будущей профессиональной деятельности социального педагога. К ним относятся: мотива-ционно-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности сотрудника полиции в правоохранительной системе МВД России; системные знания, отражающие специфику социальной работы с несовершеннолетними и членами их семей; развитое профессионально-педагогическое мышление и педагогическая направленность, когнитивные, организаторские и коммуникативные умения будущего специалиста; активная позиция по отношению к будущей профессиональной деятельности, проявляющаяся в психологической и самостоятельной активности и целеустремленности в овладении профессио-
нальными знаниями, умениями и навыками; развитые научно-исследовательские способности и т.д.
Таким образом, мы определили цель, содержание и технологию процесса проектирования модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов, которых готовят для работы правоохранительных органах. В качестве ожидаемого результата, который указывает на эффективную реализации модели на практике, выступает положительная динамика профессиональной сфор-мированности личности сотрудника правоохранительных органов.
Литература
1. Фролов И. Т. Гносеологические проблемы моделирования. М., 1961.
2. Платонова С.Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000.
3. Запрутин Д.Г. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов: дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск,2009.
РОЛЬ КУРАТОРА КАК ОРГАНИЗАТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Т.В. ГУЛЯЕВА,
соискатель кафедры педагогики Московского университета МВД России, специалист по учебно-методической работе Управления учебно-методической работы Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-m ail: tanja -sch elkun @ram bler.ru Научный руководитель и рецензент: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Тихомиров
Аннотация. Представленная нами содержательная модель деятельности куратора и необходимые в его работе условия в совокупности являются важной компонентой педагогического сопровождении студентов младших курсов, что играет немаловажную роль в деятельности куратора как организатора педагогического сопровождения студентов — первокурсников в процессе профессионального обучения.
Ключевые слова: куратор, кураторство, педагогическое сопровождение, содержательная модель.
THE ROLE OF THE CURATOR AS THE ORGANIZER OF PEDAGOGICAL SUPPORT UNDERGRADUATE STUDENTS IN VOCATIONAL TRAINING
T.V. GULYAEVA,
competitor of chair of pedagogics of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs Moscow University, expert in educational and methodical work of Management of educational and methodical work
Annotation. The presented content model of the curator and the necessary conditions of his work together is an important component of the teacher accompanied by younger students, which plays an important role of the curator as the organizer of teacher support of students — freshmen in the process of training.
Keywords: supervisor, supervision, educational support, the content model.
При поступлении в вуз проблемы адаптации первокурсников являются первоочередными и вызывающими особую озабоченность педагогических коллективов. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не привыкли и не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно сформированы навыки самообразования и самовоспитания [1].
Кураторство является одним из основных стратегических направлений работы вуза, способствующего развитию активной, гражданской позиции и лич-ностно-профессиональному становлению студента в образовательном пространстве вуза.
Основные функции куратора первого курса: содействие в адаптации в образовательном учреждении, поддержка, опека, сопровождение.