2. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006.
3. Березин Б. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
4. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. СПб., 2008.
5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
6. Atkinson J. W., Litwin G. H. Achievement motive and test anxiety conceived as motive to approach success and motive to avoid failure // Journ. of
Abnormal and Social Psychology. 1960. V. 60.
7. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2005.
8. Практическая психодиагностика / сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2000.
9. Бусарова О. Р. Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи // Психология и право. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals. ru/psyandlaw/2011/n4/49294.shtml (дата обращения 25.07.2012).
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
FORMATION OF PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE RUSSAIN MINISTRY OF THE INTERIOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR PREVENTIVE WORK WITH JUVENILE DELINQUENTS
А. С. Весельев
В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональной готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями. Автор пришел к выводу, о том, что уровень профессионального развития курсантов в процессе обучения не обеспечивает в полной мере необходимую степень их готовности к выполнению всех профилактических функций на практике.
A. S. Veseljev
The article deals with topical issues of formation of professional preparedness of students of educational institutions of the Russian Ministry of Interior for preventive work with juvenile delinquents. The author concludes that the level of professional development of students in the learning process does not provide the necessary extent of their readiness to perform all the functions of prevention in practice.
Ключевые слова: профессиональная готовность, учебно-воспитательный процесс, профилактическая деятельность, несовершеннолетний правона-ру ши тель.
Keywords: professional readiness, educational process, prevention activities, juvenile offender.
Современные политические и социально-экономические изменения, происходящие в России в последние десятилетия, неизбежно повлекли за собой масштабные негативные результаты, в том числе и рост противоправных и преступных деяний среди несовершеннолетних. Как показывает исследование, быстрыми темпами стали распространяться такие виды отклоняющегося поведения, как наркомания, токсикомания, проституция, игромания и так далее. Интересен тот факт, что данные явления среди несовершеннолетних намного быстрее распространяются и порой опережают появление подобных проявлений среди «взрослой среды». Анализ официальных данных показал, что в России в настоящее время столько безнадзорных детей, сколько их было в первый послевоенный год: 700 тыс., а по неофициальным
прогнозам их более 4 млн [1-2]. Причем девиантное поведение трудных подростков изменилось в качественном плане: стало носить более вызывающий, дерзкий и изощренный характер. Помимо этого, органы внутренних дел все чаще начали сталкиваться с фактами вовлечения подростков в организованную преступную деятельность и бандитизмом несовершеннолетних, специализирующихся на совершении тяжких преступлений. Ежегодно в правоохранительные органы за различные правонарушения и преступления доставляется более 1 млн подростков, из них более 150 тыс. привлекаются к административной и уголовной ответственности.
Увеличение числа криминальных явлений среди несовершеннолетних, высокий уровень рецидивной преступности, снижение возрастного ценза трудных подрост-
ков, совершающих преступления, обусловливает пересмотр и изменение требований к сотрудникам полиции, осуществляющим профилактическую деятельность в отношении молодежи, а также к их профессиональной подготовке в образовательных учреждениях МВД России. Теоретический анализ литературы показал, что обобщение выводов исследователей о причинах девиантного поведения, изучение проблем девиаций несовершеннолетних, градация педагогических аспектов деятельности органов внутренних дел, подробное рассмотрение системы профилактики правонарушений показали необходимость и актуальность профессионально-педагогической подготовки сотрудников, обеспечивающей успешность воспитательно-профилактической деятельности.
В образовательных учреждениях МВД России педагогическая подготовка является одним из важных компонентов содержания профессионального образования. В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «правоохранительная деятельность» выпускники вузов МВД РФ должны уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения.
Подготовка будущих сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними реализовывается в процессе освоения таких дисциплин, как психология, педагогика, коррек-ционная педагогика, социальная педагогика и так далее. Однако проведенный опрос практических работников органов внутренних дел показал, что у 65% из респондентов уровень их готовности к работе с несовершеннолетними не соответствует предъявляемым современным обществом требованиям. Это выражается в том, что сотрудники недопонимают и недооценивают роль мер воспитательного воздействия по отношению к несовершеннолетнему, не до конца осознают, что государство стремится восстановить оступившегося ребенка в обществе, а не покарать и наказать его. Дополнительное анкетирование тех же сотрудников показало, что 37% специалистов не умеют применять методы воздействия и перевоспитания, а также осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. К тому же часть работающих специалистов вообще не проходила педагогической подготовки. Все вышесказанное ярко свидетельствует о необходимости повышения уровня профессионально-педагогической готовности курсантов к работе с несовершеннолетними в период их профессионального становления и развития в образовательных учреждениях МВД России.
Немаловажная роль в решении этой проблемы отводится учебно-воспитательному процессу вуза, задачами которого выступают: ознакомление курсантов с новейшими достижениями социально-педагогических наук, результативным опытом работы подразделений по делам несовершеннолетних; обеспечение перехода к новой модели правоохранительной деятельности, характеризующейся ориентацией на служение обществу и гражданам, уважительное отношение к личности и так далее. Вместе с тем анализ содержания рабочих учебных планов и учебных программ по-
казывает, что в них уделяется недостаточное внимание практическому аспекту формирования профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Как отмечают многие исследователи, «несмотря на большой накопленный в теории и практике педагогики, психологии, юриспруденции опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями, проблеме подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России уголовно-исполнительной системы к осуществлению профилактической работы с подростками уделяется крайне мало внимания» [3].
Проведенный анализ педагогической литературы дает возможность сделать вывод о том, что их подготовка не в полной мере ориентирована на превентивную работу с несовершеннолетними, практически не раскрывается вопрос о трудностях и специфических особенностях, с которыми будет сталкиваться специалист на практике. Также не определена сущность и структура подготовки курсантов вузов МВД России к профилактической работе. Изучение учебно-воспитательного процесса вуза свидетельствует о том, что уровень профессионального развития курсантов не обеспечивает в полной мере необходимую степень готовности специалистов к выполнению всех функций в профилактической работе несовершеннолетними правонарушителями.
В исследовании нами была разработана и обоснована модель профессионализации курсанта в образовательном учреждении МВД России. При разработке этой модели мы учитывали, что базовым и объективным критерием этапа подготовки выступает сформированная профессиональная готовность будущего специалиста к профилактической и воспитательной деятельности. Экспериментальная работа, реализуемая в виде мер педагогического воздействия на курсантов, в полной мере подтвердила правильность данного предположения.
Под «профессиональной готовностью» понимается многопризнаковый и сложный процесс, включающий в себя специальные практические и познавательные навыки и умения, педагогическую направленность, личные качества. Становление профессиональной готовности курсанта определяется всем ходом его профессионального и личностного развития, но главенствующую роль в этом процессе отводят целенаправленно организуемой подготовке будущего специалиста к работе с трудными подростками и несовершеннолетними. В связи с обозначенным подходом к организации и управлению профессиональной подготовки при планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса должно учитываться, что «любая профессиональная деятельность предстает перед обучаемым в форме нормативно одобренного способа деятельности, в котором обобщены и закреплены опыт и способности предшественников» [4]. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки курсант, включаясь в нормативно одобренный способ деятельности, трансформирует его в индивидуальный способ профессионального становления и развития. Как отмечают исследователи, данный процесс сложен и до конца не из-
учен, но именно его наличие раскрывает сущность овладения будущей профессией.
Профессиональная подготовка специалистов для работы с трудными подростками, которые обладают широким набором педагогических технологий и индивидуальным стилем своей профилактической деятельности, возможна только при условии кардинального поворота от массовой подготовки к индивидуализированному обучению, максимальному развитию творческих способностей у курсантов, творческого мышления, профессиональной активности, способности к самостоятельному решению служебных задач. По мнению некоторых специалистов (А. М. Арсеньев, Е. Л. Белозерцев, Н. И. Болдырев, В. С. Ильин, В. В. Журавлев), наша система образования МВД России ориентирована прежде всего на карательную прагматику.
Итак, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной практике профессиональной подготовки курсантов обострились противоречия между:
• объективной потребностью общества в осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и недостаточным уровнем готовности сотрудников полиции к ее практической реализации;
• необходимостью привести в соответствие с современными требованиями содержание подготовки сотрудников органов и подразделений внутренних дел к осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и недостаточной разработанностью содержания и методического обеспечения этой подготовки.
Необходимость и актуальность разрешения данных противоречий выявили проблему исследования, решение которой выражается в разработке новых требований к специалисту, таких как: овладение обучаемым специ-
альными знаниями, приобретение навыков, необходимых для выполнения будущей работы, наличие умений решать профессиональные задачи, сформированные личностные качества, способность работать по своей специальности, профессиональная устойчивость и так далее.
Следовательно, готовность к тому или иному виду деятельности достигается в ходе профессиональной подготовки, является результатом многостороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Соответствие личностных качеств человека и требований профессии является базовым в контексте педагогического руководства развитием личности как субъекта труда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семенова И. Вы можете ответить на вопрос: чем занят в эту минуту ваш ребенок? // Рос. газета. 2000. 28 ноября.
2. О состоянии законности в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: информ. письмо Генеральной прокуратуры России №1-ГП-71-2000 от 19 декабря 2000 г. //Архив ГУООП МВД РФ.
3. Кунаш К. А. Формирование готовности курсантов института Федеральной службы исполнения наказаний к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями: дис. ... канд. психол. наук. Новокузнецк, 2007.
4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ
PROFESSIONAL UPBRINGING OF THE FUTURE MEDICAL DOCTOR IN THE HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Н. В. Маяковская
В статье дано авторское уточнение характеристики понятия «профессиональное воспитание» на основе научных представлений о сущности профессиональной деятельности врача. Автор описывает педагогические условия профессионального воспитания будущего врача и основные принципы его осуществления в вузе на основе положений гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования и антропоцентризма.
N. V. Majakovskaja
The article presents the author's specification of the characteristics of the notion of professional upbringing based on scientific representations of the humanistic essence of the medical doctor professional activity. The author describes pedagogical conditions of professional upbringing of the future medical doctor and the main principles of its realization in the higher education establishments on the basis of humanistic pedagogics, person-oriented education and anthropocentrism.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, принципы профессионального воспитания, педагогические условия профессионального воспитания.
Keywords: professional upbringing, principles of professional upbringing, pedagogical conditions of professional upbringing.