Калашникова С. В. Технология формирования готовности к профессиональной самореализации...
количества ресурсов общественной среды и профессиональной деятельности, ценностно-смыслового содержания того социокультурного опыта, с которым сотруднику приходится сегодня взаимодействовать.
1 Бранский В. П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004. С. 302.
2 Деркач А. А., Соловьев И. О. Акмеологическая среда развития профессионала. Воронеж, 2006. 146 с.
3 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
4 Соловьев И. О. Развитие профессионала в акмеологи-ческой среде : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2011. С. 60.
5 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : в ред. от 21.11.2011 // Рос. газета. 2011. 8 февр. ; Материалы расширенной Коллегии МВД России от 20 марта 2014 г. URL: http://mvd.ru/document/836319 (дата обращения: 15.04.2014).
6 Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 83.
7 Материалы расширенной Коллегии МВД России от 20 марта 2014 г.
8 Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Рос. газета. 2014. 4 апр.
9 Чиркин В. Е. Контрольная власть // Гос-во и право. 1993. № 3. С. 10-18.
10 В зависимости от функций, выполняемых административными органами в ходе разрешения индивидуальных юридических дел (государственное регулирование или административно-правовая охрана и защита), выделяются два крупных вида административного процесса: административноюрисдикционный и административно-процедурный процесс.
11 Боер В. М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. 31 с. ; Бусыгина И. С. Кор-
УДК 378.634
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД РОССИИ
С. В. Калашникова
В статье рассматриваются особенности технологии формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России. На основе опытно-экспериментальной работы проанализированы качественные и количественные изменения в структуре готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России.
Ключевые слова: МВД России, технология, опытноэкспериментальная работа, профессиональная самореализация, критерии.
В основе разработки технологии формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России лежат следующие положения: технология базируется на идее цикличности изучаемого процесса; осуществляется по определенным этапам, имеющим четко установленные задачи; представляет собой составную часть непрерывной послевузов-
поративная безопасность как акмеологическое основание продуктивной жизнедеятельности организации : автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2010. С. 61.
12 Джавадова В. Ч. Культурное своеобразие Петербурга XVIII-XIX веков в отечественном кинематографе : дис. ... канд. культурол. наук. СПб., 2011. 149 с. ; Каган М. С., Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга : учеб. пособ. СПб., 2010. 170 с.
13 Рассматривается как интегративная характеристика субъекта, отличающаяся единством когнитивного, эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов, включающая также инструментальный компонент в качестве деятельностного свойства личности.
14 Энфи А. Психология сублимации : монография. М., 2013. С. 50.
15 Климов Е. А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996. С. 65.
16 Виртуализация общества с неизбежностью предполагает и трансформацию самого человека.
17 Мифологическое сознание — оперирование изначально неподвижными объектами мифотворчества. Масс-медиа порождает параллельную реальность, которая может овладевать частью сознания сотрудника, поворачивая вектор времени его жизнедеятельности назад, в прошлое или вымышленное, искусственное, а значит, недоступное, сказочное.
18 Крипке С. А. Семантическое рассмотрение модальной логики // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981. 424 с.
19 Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. С. 79.
20 Там же.
21 Воробьев А. В. Поморье: главу антикоррупционного от-
дела УМВД задержали за взятку // Рос. газета. 2014. 11 февр. URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/reg-szfo/vzyatka-anons.html
(дата обращения: 14.04.2014).
22 Кожевников В. В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 20-22.
ской подготовки преподавателей высшей школы системы МВД России. В работе под редакцией М. М. Поташника и В. С. Лазарева 1 технология самореализации представлена в следующем виде: 1) самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности и личности, фиксация проблем и их причин; 2) формирование общей концепции «Я — в будущем»; 3) выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой, этапов и рубежей; 4) конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);
5) составление плана действий по саморазвитию.
В самореализации преподавателя технология необходима как характеристика эффективного выполнения профессиональных функций, она предполагает переход от одной стадии профессионального становления педагога к другой, который осуществляется путем разрешения нормативных профессиональных кризисов, что требует, прежде всего, ценностно-смысловой перестройки (переориентации) личности 2. Процесс переосмысления ценностей деятельности, механизмом которого является трансценденция личностных смыслов (переход от одной системы ценностей к другой), готовит смену способов профессиональной деятельности, ведет к измене-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
21
Калашникова С. В. Технология формирования готовности к профессиональной самореализации...
нию социально-профессиональной позиции, а значит, к новому этапу профессионального становления педагога 3. Возобновляемый на следующем этапе профессионального развития цикл предполагает продолжение, углубление, уточнение профессиональной самореализации, что выражается в определении педагогом себя относительно более высокой планки профессионализма, коррекции в ходе саморефлексии, принятия себя как профессионала, в пересмотре отношения к профессии и к себе как субъекту профессиональной деятельности, коррекции перспектив профессиональной карьеры, в ревизии планов профессионального развития, выработке альтернативных сценариев профессионального становления и т. д.
Формирование готовности к профессиональной самореализации включает несколько этапов, условно выделенных в нелинейном, циклически повторяющемся процессе, который предполагает формирование мотивационно-целевого, когнитивного, процессуальнодеятельностного и рефлексивного компонентов:
— аналитический, направленный на формирование мотивационно-целевого компонента, совершенствование ценностного отношения к профессиональной деятельности преподавателя вуза и развитие потребности в профессиональной самореализации;
— проблемно-фиксационнный, характеризующий содержание когнитивного компонента, который способствует развитию потребности к самообразованию преподавателя высшей школы системы МВД России, осознанию преподавателем сущности и специфики профессиональной деятельности, совершенствованию аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений профессионально-педагогической деятельности;
— операционный, обеспечивающий формирование процессуально-деятельностного компонента, устанавливающий мотивы, условия, причины, стратегии и тактики педагогической деятельности, совершенствующий умения и навыки, направленные на определение комплекса проблемных ситуаций в профессиональной деятельности преподавателем, ближайших и перспективных шагов по достижению конкретных результатов;
— оценочный, формирующий рефлексивный компонент, контролирующий развитие творческого подхода преподавателя к профессиональной деятельности, совершенствование и коррекцию его качеств в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
Формирование готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза системы правоохранительных органов осуществлялось преимущественно средствами курса «Особенности профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России», который раскрывал теоретические и практические вопросы формирования профессиональной самореализации, особенности профессиональнопедагогической деятельности преподавателя вуза МВД России. Разработанный нами курс включал три эта-
па: ознакомительно-теоретический, способствую-
щий увеличению общего объема теоретических знаний, выявлению представления педагогов о себе как о специалистах; практическо-информационный этап, формирующий представление о модели профессиональной деятельности, в основе которой заложена профессиональная самореализация; профессиональнометодологический этап, включающий анализ противоречий современного образовательного процесса, развитие компонентов самоопределения, самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, которые выделяются в содержании профессиональной самореализации преподавателя.
Данный спецкурс предполагал чтение лекций и проведение практических занятий. На лекционные занятия выносились общие теоретические положения, а практические занятия включали более детальное рассмотрение и осмысление закономерностей профессиональной самореализации, формирование потребности у преподавателя заниматься самосовершенствованием.
Специальный курс способствовал активному включению преподавателей в процесс самообразования. На занятиях применялись разнообразные методы активизации процесса обучения преподавателей, способствующие укреплению сущностных сил и их воплощению в профессиональной деятельности:
— проблемное изложение материала способствовало развитию интереса к предъявляемому лекционному материалу, создавало необходимые психологопедагогические условия для формирования готовности к профессиональной самореализации;
— эвристический метод активизировал познавательные способности преподавателей, организацию самостоятельного поиска решения поставленной проблемы;
— исследовательский метод заключался в поисковой, творческой деятельности педагогов при решении научных задач, совершенствовал навыки исследовательской работы, обобщения наблюдаемых явлений и анализа фактического материала, а также стимулировал саморазвитие и настраивал обучающихся на достижение успеха в профессиональной деятельности;
— дискуссии проводилась с целью обсуждения педагогических проблем, возникающих в профессиональной деятельности и связанных с осознанием личного вклада в развитие педагогической деятельности. Темы дискуссии сообщались заранее, подбор и формулировка вопросов строились с учетом специфики деятельности преподавателей высшей школы МВД России.
На практических занятиях использовались ролевые и деловые игры, имеющие профессиональную направленность, велись поисковые действия, выполнялись тестовые и творческие задания. В ходе деловых игр актуализировалась потребность в профессиональнопедагогических знаниях, поиске информации, происходило становление ценностных ориентаций 4.
К приемам и средствам, используемым в процессе обучения педагогов, относились:
22
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Калашникова С. В. Технология формирования готовности к профессиональной самореализации...
— анализ педагогической ситуации, который предполагал вычленение педагогической проблемы и планируемых изменений, формирование нескольких вариантов эффективной деятельности педагога, выбор и обоснование оптимального варианта деятельности, определение критериев достижения и методов оценки планируемого результата;
— анализ собственной профессионально-педагогической деятельности способствовал адекватной самооценке, критическому осмыслению действий и поступков, успешной профессиональной деятельности, в том числе и профессиональной самореализации в целом;
— написание педагогических эссе («Личный план профессиональной самореализации», «Моя профессиональная деятельность») стимулировало преподавателей к составлению плана собственной профессиональной деятельности, обращению к рефлексии своего педагогического опыта.
Формирование готовности к профессиональной самореализации преподавателя высшей школы МВД России организационно проводилось на трех уровнях: институтском, кафедральном, личностном. На уровне вуза активно использовались организационные и методические возможности образовательного учреждения, а именно систематические занятия в «Школе передового опыта», «Школе начинающего педагога». Процесс формирования готовности к профессиональной самореализации на кафедральном уровне происходил более динамично ввиду условий непосредственного взаимодействия с другими преподавателями. На кафедре уделялось пристальное внимание начинающим преподавателям, которые последовательно осваивали составляющие профессиональной деятельности. В дальнейшем происходило расширение содержания педагогической деятельности, что выражалось в приоритете самостоятельной работы. На личностном уровне формирование готовности к профессиональной самореализации обеспечивалось путем развития «самости...»: самоопределения — самопознания — самовоспитания — самообразования — самоутверждения, субъектной позиции педагога. Профессиональное самопознание способствует активному осмыслению педагогом своего профессионального предназначения; самовоспитание определяет действия человека по отношению к обществу, к самому себе, овладению способами педагогических воздействий; активность субъекта в самообразовании создает предпосылки для становления педагогической компетентности; самоутверждение в профессиональной деятельности предполагает гармонизацию профессионально значимых личностных качеств преподавателя высшей школы и уровня его профессиональной компетентности, что обусловливает индивидуальный стиль работы педагога 5.
Организация процесса формирования готовности к профессиональной самореализации осуществлялась по следующим направлениям: определение целей, задач профессиональной самореализации и содержания профессиональной самореализации, составление личного
плана работы над собой, организация контроля и самоконтроля за ходом и результатами профессиональной самореализации. Развитие педагога осуществлялось через использование диагностических карт, способствующих формированию у преподавателя представления о своей системе работы. Собранные материалы предоставили возможность самому педагогу объективно оценить свой предметно-методический уровень, профессиональную компетентность и эффективность собственной профессиональной деятельности.
Для выявления эффективности технологии формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая велась в естественных условиях в три этапа, логически взаимосвязанных и подчиненных одной цели. В исследование были вовлечены преподаватели структурных подразделений высших учебных заведений, начальники кафедр, сотрудники учебного отдела и психологической службы в количестве 136 человек.
Методика экспериментальной проверки эффективности разработанной технологии, целью которой является реализация требований современного общества к педагогу как субъекту собственной профессиональнопедагогической деятельности, профессионалу, способному выявить перспективы своего профессионального роста, выстроить профессиональные цели и планы. Методика связана с определением показателей развитости основных компонентов готовности к профессиональной самореализации.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов опроса преподавательского состава были установлены показатели, которые не только представляют составную часть каждого из компонентов (мотивационно-целевого, когнитивного, процессуально-деятельностного, рефлексивного), но и соответствуют проявлению существенных сторон данного качества личности преподавателя, а также способствуют достижению высшего уровня соответствующего компонента. Показатели развития готовности к профессиональной самореализации преподавателей позволяют оценить изменения, происходящие на всех этапах работы с педагогами, а также установить степень сформиро-ванности компонентов, составляющих структуру такой готовности.
Мотивационно-целевой компонент включает следующие показатели: наличие личностного смысла в педагогической деятельности; ответственность за принимаемые решения; восприятие значимости педагогической деятельности; требовательность к себе как к профессионалу; потребность в самопознании. Показателями когнитивного компонента являются: владение аналитическими навыками; наличие общих и специальных знаний; знание методов педагогических исследований; способность к организации самостоятельной познавательной деятельности. К показателям процессуально-деятельностного компонента относятся: наличие навыка самопроектирования профессиональной деятельности; наличие индивидуального стиля;
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
23
Калашникова С. В. Технология формирования готовности к профессиональной самореализации...
27,3
13,6
36,4
27,3
14,51
= 22,7=
18,2
36,4
22,7
31,8
=----= = = =31,8=
18,2
31,8
18,2
22,7
27,3
13,6
22,7
36,4
=22,7=
13,6
27,3
27,3
36,4
18,2
31,8
До После До После До После До После
8 Высший > Высокий = Средний ^ Низкий
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
21,1
21,1
42,1 _
10,5
26,3
21,1
15,8 13,6
26,3
47,4 22,7 47,4
42,1
42,1 27,3 - -
15,8 26,3 — :!31,6 "
26,3 36,4 -
26,3 21,1 _
И 5,3 і »,5,т
После До После До После
і Высший с Высокий - Средний ^ Низкий I
Рис. 1. Сравнение распределения по уровням в контрольной группе до и после проведения эксперимента, %
Рис. 2. Сравнение распределения по уровням в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента, %
100%
80%
60%
40%
20%
22,7
0%
стремление к реализации себя в педагогической деятельности; умение выделять педагогические проблемы и пути их решения. Рефлексивный компонент готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России включает в себя следующие показатели: способность анализировать собственную педагогическую деятельность; наличие творческого подхода к профессиональной деятельности; адаптивность к меняющимся условиям; психологическую и эмоциональную стабильность личности педагога; критичность в отношении своих возможностей.
Степень готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России оценивается по таким критериям, как наличие: целенаправленности в действиях; комплекса знаний и умений, способствующих осмыслению сущности и специфики профессиональной деятельности; навыка самопроектирования профессиональной деятельности; креативности в деятельности. В соответствии с критериями определены уровни сформированности готовности к профессиональной самореализации личности преподавателя высшей школы системы МВД России: низкий, средний, высокий, высший.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы предположили, что если при формировании уровня готовности к профессиональной самореализации будет зафиксирована стабильная положительная динамика развитости компонентов в экспериментальной группе и при этом прирост качества в ней будет выше, чем в контрольной, то организованную нами работу можно считать эффективной.
Определение уровня сформированности компонентов готовности к профессиональной самореализации преподавателя высшей школы системы МВД России проводилось в начале и в конце опытноэкспериментальной работы, что способствовало на начальном этапе знакомству с педагогами, а на заключительном этапе — определению эффективности проведенной работы. В процессе опытно-экспериментальной работы по проверке технологии формирования готовности к профессиональной самореализации были со-
ставлены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в первую входило 44, во вторую — 38 преподавателя. Группы были сопоставимыми по стажу педагогической деятельности, по степени занятости самообразовательной деятельностью.
Итоговый «замер» уровня сформированности готовности к профессиональной самореализации проводился в конце опытно-экспериментальной работы. Изменения после проведения формирующего эксперимента представлены на рис. 1, 2.
Сравнение данных диаграмм показывает, что в течение эксперимента уровень готовности к профессиональной самореализации существенно изменился в экспериментальной группе и незначительно — в контрольной. В КГ снизился показатель преподавателей, находящихся на низком уровне: мотивационно-целевой компонент составил 4,5% (13,6%), процессуально-
деятельностный — 22,7% (36,4%). В ЭГ показатель низкого уровня мотивационно-целевого и процессуальнодеятельностного отсутствует; изменились показатели мотивационно-целевого компонента: средний уровень 10,5% (21,1%), высокий — 42,1% (36,8%), высший — 47,4% (21,1%). В процессуально-деятельностном компоненте зафиксированы следующие изменения: средний уровень — 21,1% (27,3%), высокий уровень — 31,6% (22,7%), высший — 47,4% (13,6%). В рефлексивном компоненте отмечены показатели: низкий — 5,3% (21,1%), средний — 26,3% (26,3%), высокий — 42,1% (36,8%), высший — 26,3% (15,8%). Показатели когнитивного компонента следующие: низкий — 5,3% (26,3%), средний — 21,1% (15,8%), высокий — 26,3% (42,1%), высший — 47,4% (15,8%).
Анализируя итоги опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что в структуре готовности к профессиональной самореализации преподавателей высшей школы МВД России произошли качественные изменения. Мотивационно-целевой компонент структуры личности преподавателей изменился в процессе профессионально-педагогической деятельности. У испытуемых наблюдалась потребность в самореализации, реализации своего идеала. Педагоги осознавали не-
24
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Макаренко Ю. Б. Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов...
обходимость получения новых знаний, информации, ее углубления и систематизации, что являлось, по нашему мнению, положительным моментом, повышающим впоследствии уровень профессионально-педагогической деятельности. Когнитивный компонент нашел свое отражение в результатах опытно-экспериментальной работы в том, что у преподавателей наблюдалась потребность в повышении собственных педагогических, психологических, методологических знаний; в креативном преобразовании собственной профессиональнопедагогической деятельности, привнесении в нее нового, нешаблонного, оригинального. Процессуальнодеятельностный компонент характеризовался тем, что испытуемые могли четко задавать цель собственной профессионально-педагогической деятельности и, констатируя у себя определенные затруднения, определять пути их устранения и преодоления. Особенности рефлексивного компонента проявлялись в полученных теоретических знаниях преподавателей; они переосмысливали педагогический опыт прошлого и настоящего, коллективного и личного; вытесняли в своем сознании прежние взгляды и представления. При этом возникала рефлексивная ситуация рождения новых проблем и активного поиска решения трудностей.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, необходимо отметить следующее:
— преподаватели экспериментальной группы находятся на более высоком уровне сформированности готовности к профессиональной самореализации по результатам опытно-экспериментальной работы;
— сравнивая компоненты готовности к профессиональной самореализации, мы можем констатировать тот факт, что у преподавателей ЭГ в ходе экспериментальной работы наблюдался более высокий уровень развития мотивационно-целевого, когнитивного, процессуально-деятельностного компонентов, в то
УДК 159.923
РОЛЬ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Ю. Б. Макаренко
В статье представлены результаты исследования роли биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вуза МВД России, рассмотрены показатели биографической рефлексии как способности личности, предложены способы развития биографической рефлексии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, биографическая рефлексия, рефлексия.
Вопросы психологической и педагогической помощи в профессиональном самоопределении курсантов вузов МВД России особенно актуальны на современном этапе развития общества и российской полиции. Запросы практики, обусловленные высокой текучестью
время как у педагогов контрольной группы изменились показатели таких компонентов, как мотивационноцелевой и процессуально-деятельностный;
— разработанная нами технология эффективна в процессе формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России. Полученные положительные результаты обусловлены не только экспериментальными мероприятиями, но и всем образовательным процессом вуза МВД России.
В дальнейших исследованиях представляется важным обратить внимание на определение психологопедагогических механизмов, ответственных за управление профессионально-педагогической деятельностью; выявить содержание ценностно-смысловой сферы преподавателя вуза; определить особенности личностнопрофессионального развития; изучить профессионально важные качества педагога, которые могут стать критериями его профессиональной состоятельности. Перспективы нашего дальнейшего исследования мы связываем с решением этих и других проблем.
1 Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. M. М. Поташника,
B. C. Лазарева. М., 1995. 462 с.
2 Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. ... д-ра пси-хол. наук. СПб., 2001. 398 с. ; Калашникова С. В. Профессиональная самореализация преподавателя вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3.
C. 47-51.
3 Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
4 Горлинский И. В. Педагогическая система непрерывного образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999. С. 31.
5 Давыдов В. П. Педагогика высшей школы МВД России : учебник / под ред. С. В. Кошелевой. СПб., 2003. 306 с.
кадров, проявлениями профессиональной деформации, неудовлетворенностью сотрудников профессиональной деятельностью, говорят о необходимости оптимизации помощи будущим специалистам в их профессиональном самоопределении.
Несмотря на свою актуальность, проблема профессионального самоопределения будущих полицейских не находит должного отражения в современных научных психологических исследованиях, имеющиеся исследования профессионального становления курсантов выполнены в основном в педагогическом ключе. Тем не менее именно правильный выбор профессии и позитивное отношение к ней — важное условие успешного освоения необходимых знаний и профессионального становления личности, формирования уверенности в себе, способности активно и ответственно выстраивать свой жизненный путь, осваивать профессию, саморазвиваться.
Рассматривая свойства самоопределяющейся личности, отечественные ученые подчеркивают субъект-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
25