Научная статья на тему 'Модель формирования положительного отношения студентов вуза к физической культуре'

Модель формирования положительного отношения студентов вуза к физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыцык Ирина Александровна

формирование положительного отношения студентов вуза к физической культуре во многом зависит от того, насколько продуманно построен учебный процесс, в ходе которого воспитывается интерес к физической культуре. В статье открываются некие пути мотивации студентов к приобщению ценностям физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования положительного отношения студентов вуза к физической культуре»

Модель формирования положительного отношения студентов вуза

к физической культуре Мыцык И. А.

Мыцык Ирина Александровна /Ыу1$ук МпаЛкхап^ота - студент, кафедра физического воспитания и БЖД, Оренбургский государственный институт менеджмента (ОГИМ), Оренбургская обл. Александровский район,

с. Александровка

Аннотация: формирование положительного отношения студентов вуза к физической культуре во многом зависит от того, насколько продуманно построен учебный процесс, в ходе которого воспитывается интерес к физической культуре. В статье открываются некие пути мотивации студентов к приобщению ценностям физической культуры.

Ключевые слова: модель, положительное отношение, физическая культура, мотивация, здоровый образ жизни, ценностные ориентации.

В настоящее время высокий уровень современной техники и технологии, постоянное повышение интенсивности человеческой деятельности в условиях производства и темп современной жизни предъявляют достаточно высокий уровень требований к подготовке студентов вузов к будущей профессиональной деятельности. Специалистам предстоит воплощать свои творческие и профессиональные возможности в новых социально-экономических условиях, и они должны обладать не только фундаментальными разносторонними знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и совокупностью устойчивых свойств, которые обусловливают пригодность к профессиональной деятельности и отвечают качественно новым требованиям современного производства, таким как стрессоустойчивость, конкурентоспособность, высокая работоспособность, самозащищенность, здоровье и диапазон функциональных возможностей организма. Только такие качества можно формировать в процессе физического воспитания, так как на занятиях физической культуры и спортом создаются ситуации, вызывающие необходимость действовать более осмысленно, сдержанно, целесообразно на фоне эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации.

Мы вошли в новое тысячелетие, и в этих условиях необходимо формирование нового культурно -образовательного мышления в сфере физической культуры, ориентированной на человеческую личность. Состояние материально-технической базы физической культуры и спорта в стране на сегодняшний день не удовлетворяет потребностей всего населения в занятиях физической культурой. Одним из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни, является физическая активность, но, к сожалению, у населения страны она отсутствует. По статистике только от 5 до 10,5% жителей нашего города занимаются физической культурой. Большую роль в формировании мотивационно-ценностного отношения к физической культуре детей имеет общий культурный уровень родителей и их отношение к спорту вообще. Физкультурно-спортивная активность из года в год понижается, сказывается отрицательное влияние на физическое состояние и здоровье. Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется их интересами и мотивацией, а обусловлено оно воспитательным влиянием окружающей среды. Недостаточное проявление физкультурной активности - это результат несформированной системы привычек в годы обучения.

У педагога в его деятельности должно быть выработано системное видение педагогического процесса и взаимосвязи физической культуры с духовными и физическими силами личности. У учащейся молодежи должна быть сформирована потребность в развитии физических качеств, формировании знаний, двигательных умений и навыков в целом к освоению многообразных ценностей физической культуры. Занимающиеся должны быть активными субъектами физкультурной деятельности, где гармонично задействованы все существующие силы человека с целью формирования физической культуры личности. В современный период времени крайне необходимо изменение мышления людей относительно физической культуры.

Важную роль играют спортивные мероприятия, в которых участвуют студенты, обмениваются мнениями со своими однокурсниками, преподавателями, родителями. Данные мероприятия вызывают повышенный интерес к физической культуре и спорту. Необходимо учитывать воздействие социальной сферы на мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре.

Важно формировать у учащейся молодежи положительное отношение к физической культуре, но отнюдь не в принудительном порядке, а путем воспитания у них познавательного интереса и убеждения в необходимости занятий физическими упражнениями. Не следует также забывать влияние семьи в приобщении с детства к спорту, ибо упущение в этой области становится в исследованиях серьезным препятствием: для систематичности физкультурно-спортивных занятий ребенка, а затем и подростка, взрослого.

Анализируя традиционную систему физического воспитания, можно сделать выводы, что учебно -воспитательная работа по физическому воспитанию в вузе недостаточно ориентирована на формирование у

студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. Работа в данном направлении проводится бессистемно и нерегулярно.

С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации — гиподинамия, курение, алкоголизм, наркомания, ухудшение экологии и т. п. Реальная ситуация такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части учащейся молодежи являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку.

При организации процесса физического воспитания в учебных заведениях необходимо обращать внимание на имеющиеся возрастные особенности и их отношения к занятиям физической культуры, дифференцированные учебные программы, исходя из склонностей учащихся к занятиям теми или иными видами активности.

Необходима взаимосвязь преподавателей с другими дисциплинами: использование межпредметной связи может значительно содействовать созданию необходимой психологической поддержки, благоприятной для формирования у занимающихся положительного отношения к здоровому образу жизни и физической культуре.

Формирование положительного отношения к физкультурной деятельности должно строиться на основе убеждений, прочность которых определяется качеством знаний, их адекватностью и эмоциональностью. В связи с этим в учебной деятельности очень важно формировать теоретико-понятийный уровень для совершенствования процесса приобщения к занятиям физической культуры.

Физическая культура невозможна без движения. Двигательная активность — это физиологическая потребность организма, и, чем он моложе, тем больше нуждается в движениях. А. И. Аршавский подчеркивал, что каждое проявление двигательной активности индуцирует образование метаболитов, необходимых не только для нормальных процессов роста и развития организма, но и для декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированных в геноме зиготы.

Физическая культура превращается в активный фактор, если она приобретает для молодежи личную ценность. Для того чтобы привлечь молодежь к физической культуре, необходим высокий уровень педагогического мастерства. Профессиональная культура и широкая эрудиция преподавателя обеспечивают высокую эффективность педагогических воздействий, которые расширяют эмоциональный опыт учащейся молодежи, развивают физические и психические качества, формируют у занимающихся эмоциональную отзывчивость, ценностные ориентации физического воспитания.

Физкультурные знания являются средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу студентов. Знания составляют основу убеждения, а образовательная направленность является конкретным способом стимулирования у занимающихся потребностей в занятиях физическими упражнениями.

Использование активных методов обучения с теоретическими аспектами способствует формированию и развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой. Физическая культура должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов; знания, полученные при освоении обязательного минимума программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.

Литература

1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В. В. Беляничева, Н. В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. -Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2009. - С. 6-9.

2. Ильин Е. Л. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. / Е. Л. Ильин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.

3. Манжелей И. В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 185 с.

4. Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. - Владивосток: ДГВУ, 2003. - С. 108-111.

5. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. -М.: Академия, 2008. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.