УДК 796
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению региональной системы физической культуры и спорта студенческой молодежи как фактора здоровья и здоровьесбе-режения. Рассмотрены особенности мотивации студентов младших курсов вуза к спортивно ориентированному обучению физической культуре.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, здоровьесбережение студенческой молодежи.
MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS
Annotation. The article is devoted to the regional system of physical culture and sports of students as a factor in health and health saving the features of students' motivation junior year of high school to sports and orienteering training physical culture. Keywords: physical culture, health, students health preservation.
Актуальность проблемы формирования физической культуры студентов обусловлена тем, что низкая эффективность современных лечебно-профилактических мероприятий, резкий рост заболеваемости студентов, снижение уровня их физической подготовленности требуют разработки новых технологий, направленных на профилактику и контроль состояния здоровья студенческой молодежи. Назрела необходимость разработки научно-методических основ эффективной региональной системы мониторинга физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи. Анализ литературных источников по теме показал, что проблеме значимости физической культуры и спорта в становлении личности в последнее время уделяется все большее внимание. Исследователи отмечают, что в настоящее время место физической культуры и спорта в становлении личности по своей значимости должно занимать более высокую строчку в системе факторов, влияющих на ее формирование [2]. Сегодня физическая культура и спорт утратили свои позиции в вопросах воспитания молодого поколения, по сравнению с другими сферами жизни общества. Вместе с тем, по мнению специалистов, физическая культура и спорт, несомненно, остаются наиболее перспективными формами влияния, определяющими гармоничное развитие и становление личности в молодом возрасте. Снижение значимости физической культуры и спорта в жизни молодежи, на наш взгляд, происходит по ряду причин, к которым в первую очередь следует отнести:
- отсутствие должной государственной поддержки системы физического воспитания и массового спорта;
- использование устаревших программ, форм и методов физкультурного образования, которые не вызывают у молодежи устойчивого интереса.
В настоящее время трудно говорить о каких-то значимых изменениях в сфере физического воспитания молодежи прежде всего потому, что эта проблема видится малозначимой и не требующей, по мнению многих руководящих структур, немедленного решения. Вместе с тем в последнее время в органах государственной власти появились новые взгляды на физическое воспитание и спорт как важные факторы формирования молодого поколения. Правительство страны вплотную приблизилось к осознанию необходимости превратить оздоровительное движение, физическую культуру и спорт в зону повышенного интереса молодежи.
В разработанной Л.Б. Кофманом, В.И. Ляхом, Г.Б. Мейксоном «Концепции физического воспитания детей и подростков» в содержание базовой физической культуры личности включены [4] :
В.С. Бирагов А.Н. Доева
Vladimir Biragov Aliay Doeva
© Бирагов В.С., Доева А.Н., 2014
Вестник Университета № 15, 2014
- знания: 1) теоретические - по истории физической культуры и спорта, биомеханике, физиологии, психологии, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физической культуры в формировании здорового образа жизни, физического воспитания в семье, по основам спортивной тренировки; 2) методические - об основах закаливания, о правилах техники безопасности, средствах и методах развития двигательных способностей, осуществляемых на спортивных тренироках, приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний;
- способы двигательной деятельности (циклические и ациклические локомоции; перемещение предметов в пространстве, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах; баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания; метания на меткость; движения прицеливания; атакующие и защитные двигательные действия единоборств; двигательные действия подвижных и спортивных игр);
- способы физкультурно-оздоровительной деятельности (выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений в целях самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; проведение процедур закаливания, коррекция недостатков физического развития; повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности; осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний) [1];
- способы спортивной деятельности (осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта; определение спортивных достижений; организаторские умения и навыки, проведение спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи).
Как видно из вышеизложенного, авторы исключили из содержания физической культуры не только здоровье и физическое развитие, но и двигательные (координационные и кондиционные) способности.
Е.В. Конева и Н.Н. Почечура [3] выделяют в содержании физической культуры личности следующие компоненты: мотивационно-ценностный (потребности, качества, знания, умения, навыки, приобретенные в процессе образования и жизнедеятельности) и практико-деятельностный (познавательная, пропагандистская, инструкторская, судейская деятельность, а также ориентация на физическое самосовершенствование, саморазвитие, здоровый образ жизни).
Мы считаем, что при систематизации элементов физической культуры не соблюдается критерий единого основания: мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, интересы, установки личности), операциональный (способности, качества, знания, умения, навыки, приобретенные в процессе образования и жизнедеятельности) и практико-деятельностный (познавательная, пропагандистская, инструкторская, судейская деятельность, а также ориентация на физическое самосовершенствование, саморазвитие, здоровый образ жизни). На наш взгляд, мотивационно-ценностный и операциональный компоненты являютя элементами физической культуры личности, а практико-деятельностный компонент отражает отдельные виды физической культуры как вида деятельности. Знания, умения и навыки представляют собой качественно различающиеся психические образования, несводимые друг к другу, а качества и способности отражают одно и то же - уровень двигательных возможностей человека. Ориентация на физическое самосовершенствование, скорее, может быть отнесена к мотиваци-онному компоненту, нежели к практико-деятельностному.
Таким образом, можно заключить, что необходимыми элементами содержания физической культуры личности выступают:
1) мотивационно-потребностное отношение к физической культуре как к виду деятельности;
2) знания, которые необходимы в качестве ориентировочной основы этой деятельности;
3) умение организовать и осуществлять такую деятельность;
4) способности как внутренняя предпосылка быстрого овладения и качественной реализации знаний, умений и навыков.
На базе филиала ФГБОУ ВПО «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации» в г. Владикавказе было проведено исследование в целях выявления сформиро-ванности физической культуры. Вопросы анкеты также предполагали уточнение полученных данных через выявление ценностных ориентаций студентов младших курсов в физической культуре и мнения о влиянии учебных занятий по физической культуре в университете на личностное развитие опрашиваемых.
Было установлено, что подавляющее большинство студентов как первого (79,9 %), так и второго (62,4 %) курсов признают свой уровень физической культуры номинальным либо промежуточным между номинальным и потенциальным. Около 10,3 % первокурсников и 27,1 % второкурсников оценивают его как предноминальный, в том числе как близкий к номинальному, а 0,8 и 10,5 % соответственно как потенциальный. Среди опрошенных не оказалось ни одного студента, считающего свой уровень физической культуры творческим. Допуская известную степень условности подобной оценки, тем не менее можно констатировать, что для большей части студентов младших курсов указанных факультетов характерно следующее: индифферентное отношение к физической культуре и спонтанное использование ее отдельных средств и методов, ограниченность и бессистемность знаний и практических умений, эпизодическая включенность в физкультурно-спортивную деятельность. Осмысление результатов опроса дает основание для формулирования следующих исходных положений, которыми следует руководствоваться при планировании учебных занятий. Во-первых, очевидно, что процесс физического воспитания в средней школе с точки зрения освоения учащимися ценностей физической культуры недостаточно эффективен. Во-вторых, в процессе педагогической работы по физической культуре со студентами младших курсов прежде всего необходимо активизировать побудительные механизмы, формировать мотивы физкультурно-спортивной деятельности.
Наиболее перспективным направлением совершенствования организации физического воспитания студентов младших курсов является предоставление относительной свободы в выборе видов професионально-прикладной физической подготовки. В настоящее время определилось несколько форм профессионально-прикладной физической подготовки в системе физического воспитания, которые могут сгруппироваться по следующему принципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), сомодеятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации профессионально-прикладной физической подготовки, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента вуза, или для его части.
Библиографический список
1. Жолдак В.И. Методы совершенствования физического воспитания в вузе / В.И. Жолдак. - М., 2005. -237 с.
2. Ильин В.И. Физическая подготовка студентов в вузах. Научно-методические и организационные основы / В.И. Ильин. - М.,1998. - 149 с.
3. Конева Е.В., Почечура Н.Н. Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования физической культуры личности учащихся школ // Вестник Калининградского государственного университета. Серия: Социально-педагогические проблемы образования. - 2004. - Вып. 2. - С. 39-44.
4. Лях В.И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман. - М., 1992. - 24 с.