позиция; коллективизм, сознательность) и уровни (низкий - «исходный», средний - «базовый», высокий - «развитый») сформированности лидерской позиции студентов. Результат процесса формирования лидерской позиции - сформированность лидерской позиции выпускника среднего профессионального учебного заведения.
Библиографический список
1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. - СПб.: Лань, 1999. - 640 с.
2. Ершов А.А. Маркетинг. - М.: ПРИОР, 2007. -271 с.
3. Корчагин В.Н. Становление и развитие си-стемно-синергетичской парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2005. - 345 с.
4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 352 с.
6. Рахимбаева И.Э. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2011. - Т. 11. - Вып. 1. - С. 80-83.
УДК 378
Сутягина Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Самостоятельность как свойство личности развивается постепенно, опыт самостоятельной деятельности начинает формироваться с дошкольного возраста, затем в школе, но реальная возможность проявить свою самостоятельность появляется у человека в студенческом возрасте.
В статье рассматриваются особенности студенческого возраста, периода адаптации и принятия нового социального статуса молодым человеком. Проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые ставит перед ним высшее учебное заведение. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия и методик работы. Определяется специфика начального этапа обучения в вузе и его потенциалы применительно к задачам формирования социального опыта у студентов. Описывается модель процесса формирования опыта самостоятельной деятельности. Дается обоснование предложенной модели, характеризуются ее структурные элементы. Выделены условия эффективности организации процесса формирования опыта самостоятельной деятельности.
Ключевые слова: студент, начальный этап обучения в вузе, модель формирования опыта самостоятельной деятельности.
В периодизации общего психического развития, временные границы от 17 до 22 лет, характеризуются как студенческий возраст. Студенческий возраст - это период становления нового уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, поиска смысла жизни. Данный этап в развитии человека это период поиска своей укорененности в мире, выработка собственных взглядов, определение своей самобытности и уникальности, это начало становления собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.
Поступая в вуз, молодой человек попадает в новую социальную ситуацию, которая активизирует процесс адаптации и, как следствие процесс накопления нового, востребованного в этих условиях социального опыта. Новые условия деятельности студентов в вузе - это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны. На начальном этапе обучения складывается
студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию. На основании этого можно утверждать, что студенческий возраст сензитивен для формирования опыта самостоятельной деятельности, а наиболее эффективно данный процесс будет осуществляться именно на начальном этапе обучения в вузе.
Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста, грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание будущей профессии, способствовать их трансформации из объекта социальных воздействий в субъект образования и деятельности.
Внимание при решении данной проблемы сконцентрировано на поиске оптимальных путей организации самостоятельной деятельности студентов в учебной сфере. Это является, безусловно, неотъемлемой частью целостного процесса формирования опыта самостоятельной деятельности, однако,
118
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Сутягина Т.В., 2015
Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе
внеаудиторная деятельность, а также инициативная научно-исследовательская работа студентов обладают рядом неиспользованных потенциалов применительно к данным целям. Их дополнительный и вариативный характер позволяют в большей мере учесть индивидуальные особенности и потребности взрослеющей личности.
Специфические особенности начального этапа обучения в вузе позволили определить его потенциалы применительно к задачам формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов, к которым нами относятся:
- образовательный - предполагающий широкие возможности для обучения студентов субъективно новым формам, методам, приемам самостоятельной активности в различных сферах жизнедеятельности;
- ценностно-мотивационный - связанный с высокой степенью востребованности нового опыта самостоятельной, который является основой социальной успешности в ситуации студенческой жизни;
- праксеологический - определяющий наличие разнопланового социального пространства для опробования, освоения и развития новых моделей самостоятельной деятельности - от учебы до организации быта;
- коммуникативный - вызванный расширением социальных контактов студента первокурсника с педагогами, кураторами, студентами-старшекурсниками который выступают трансляторами объективированного опыта самостоятельной деятельности.
Теоретический анализ проблемы формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе привел к разработке модели исследуемого процесса.
Основанием данной модели является поставленная цель создания условий для приобретения студентом на начальном этапе обучения в вузе опыта саморегулируемой, самоуправляемой и самоконтролируемой деятельности, выступающей основой для становления субъектности личности в социальной и профессиональной сферах.
Разработанная модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе включает в себя целевой, содержательный, процессуальный блоки.
Целевой блок содержит цель процесса формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов. Содержательный блок определяет внутреннюю структуру и содержание процесса. В него включены сферы формирования опыта самостоятельной деятельности студента на начальном этапе обучения в вузе: учебная деятельность; социально-ориентированная деятельность; творческая деятельность; научно-исследовательская деятельность.
Процессуальный блок включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации, а также формы, методы, приемы, средства формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе.
Формирование опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов. Не отвергая значимости многих принципов, выделенных педагогами, к наиболее важным для исследуемого нами процесса мы относим принципы субъектно-сти, целостности, рефлексии (Н.Е. Щуркова), социальной адекватности, гуманистической ориентации (М.И. Рожков).
Этапами формирования опыта самостоятельной деятельности будут являться:
- освоение операционного компонента самостоятельной деятельности и формирование опыта самостоятельного решения конкретных задач;
- освоение технологического компонента деятельности и формирование опыта самостоятельной реализации ее целостного алгоритма;
- освоение целевого компонента и формирование опыта самостоятельного целеполагания.
К основным методам формирования опыта самостоятельной деятельности мы можем отнести: информационные, поисковые, дискуссионные методы убеждения, внушение, упражнение, воспитывающие ситуации, социальные пробы, рефлексия; практическая деятельность реализуется в следующих формах: лекция, групповая беседа, практикум, задания для самостоятельной подготовки, лабораторные работы, рефераты, обязательные и инициативные научно-исследовательские работы, социальные проекты и акции, концерты, праздники и др.
На основании проведенного теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы были выявлены условия эффективности процесса формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе:
- включение студентов в разнообразную по содержанию и уровню сложности деятельность, позволяющую приобретать опыт самостоятельности;
- обеспечение динамики позиции субъекта формирования опыта самостоятельной деятельности студента от контролирующей к поддерживающей и консультирующей;
- стимулирование мотивообразования студента по отношению к самостоятельной деятельности в рамках вуза.
Таким образом, предложенная модель формирования опыта самостоятельной деятельности способствует накоплению позитивного социального опыта у студента на начальном этапе обучения
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
в вузе, когда коренным образом меняется социальная ситуация личности, возрастают и меняются по содержанию требования к ней. На настоящий момент проблема формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов становится предметом инновационной педагогической практики ряда вузов.
Библиографический список
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
2. Педагогика и психология высшей школы. -
Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Подымов Н.А. Психологические основы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста // Педагогика профессионального образования. - М., 2004.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2002. - 282 с.
5. Сутягина Т.В. Формирование социального опыта у студентов на начальном этапе обучения в вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2007. - 22 с.
УДК 355 ; 378
Яхеева Валерия Феликсовна
Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КУРСАНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье анализируются различные мнения о роли педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе. Педагогическое стимулирование к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза понимается как процесс создания мотивообразующих условий развития личности с помощью эмоционально-насыщенных средств - стимулов, целенаправленно вызывающих у курсанта потребность в достижении высоких результатов совместной деятельности и общения путем самостоятельного разрешения возникающих у них проблем.
В качестве центральной технологии, используемой в работе, избрано педагогическое стимулирование, как особый вид воспитательной деятельности, основанный на влиянии на смысловую, мотивационную сферу личности курсанта.
Ключевые слова: педагогическое стимулирование, трудность, взаимодействие, педагогическое стимулирование к преодолению трудностей, деятельность, субъекты педагогического стимулирования.
Основными задачами педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза являются: создание мотивообразующих условий в отношении обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности, стимулирование принятия курсантом норм и правил воинского уклада жизни, ролевой и статусной иерархии воинского сообщества, стимулирование саморазвития у курсанта конкретных навыков организации повседневной жизнедеятельности, учения и эффективного общения с окружающими; стимулирование участников проблемного взаимодействия выбирать модель сотрудничества как предпочтительную при возникновении трудностей; стимулирование курсанта к принятию адекватной роли во взаимодействии и адекватному восприятию роли партнера; развитие умений управлять и подчиняться в требующих этого ситуациях, построению эффективных поведенческих моделей, основанных на соблюдении принятых в образовательной среде военного вуза норм и ценностей; развитие умений понимать иной нормативно-ценностный уклад и адаптироваться к нему во взаимодействии [1].
На базе Череповецкого военного инженерного института радиоэлектроники было проведено ис-
следование. Экспериментальная группа состояла из курсантов - 96 человек, набор 2007. В качестве контрольной взята группа набора 2006 года из 87 курсантов. В отношении них не применялись специально внедряемые нами методы, формы, способы педагогического стимулирования к преодолению трудностей во взаимодействии. На основе модели педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза была разработана программа, которая включала в себя несколько направлений деятельности.
Первое направление - подготовка будущих субъектов педагогического стимулирования, которая реализовывалась в форме профессионального тренинга. В нем приняли участие 22 преподавателя, начальник курса, 2 заместителя начальника курса. Профессиональный тренинг решал ряд задач. Информационный блок задач решался в формах профессиональных семинаров, которые строились в диалоговом режиме, включающем элементы информирования педагогов со стороны организаторов семинара и совместного обсуждения заявленных проблем. Поведенческий блок задач решался в процессе подготовки педагогов и был связан с созданием условий для развития собственных навыков эффективного взаимодействия с курсантами, реа-
120
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Яхеева В.Ф., 2015