Эксперты МАГАТЕ отмечают, что одна из самых крупномасштабных техногенных катастроф ХХ века - авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) произошла из-за недостатка культуры безопасности. Культура безопасности требует полной отдачи, которая, например, на АЭС, в основном вырабатывается отношением руководителей организаций, связанных с их проектированием и организацией эксплуатации (МАГАТЕ, 1992). Культуру безопасности можно охарактеризовать как свод норм, социальных и технических правил, отношений, ролей и связанных с минимизацией периода нахождения персонала, руководителей и представителей общественности в условиях считающихся опасными.
Основу культуры безопасности составляют люди - разработчики, эксплуатационники, пользователи, руководители всех уровней. Одной из задач профессионального образования является формирование компетентности к решению практических и теоретических задач через призму безопасности. Формирование профессиональной безопасности многоаспектный системный процесс, включающий профессиональное самоопределение,нап-
равленность на безопасную профессиональную деятельность и сохранение профессионального здоровья, культуру безопасности.
Библиографический список
1. Ефимова Н.С. Психологический анализ «человеческого фактора» в аварийных ситуациях на промышленных предприятиях // Современные подходы и способы обеспечения безопасности. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. - Т. 1. - С. 184-201.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
3. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. - М.: ИД. «Форум»: ИНФРА-М, 2010. -192 с.
4. Янковец И.А., Резник А.В., АровХ.Н. Теоретические основы безопасности человека. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. - 320 с.
5. Усачев Н.А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. -29 с.
УДК 378
Сутягина Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников, обозначены некоторые пути решения возникающих проблем в процессе обучения в высшей школе.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, студент первого курса.
ктуальность умений самостоятельной деятельности для современного человека несомненна. Это значит, что человек должен делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению.
Молодые люди, став студентами высшего учебного заведения, студенты-первокурсники теряются перед необходимостью освоить весь объём учебной информации в регламентированные программой сроки. С первых же дней студенческой жизни они сталкиваются с совершенно новой системой обучения, которая отличается от обучения в средней школе, средних специализированных учреждений. Многие испытывают определенные трудности. С переходом современного российского образования на многоуровневую систему появились новые направления и уровни подготовки. Они предполагают новые учебные стандарты, планы и требования, в которых во много раз увеличилось время, отведенное на самостоятельную работу студентов. Студенты-
первокурсники сталкиваются с проблемой организации самостоятельной работы и ее дальнейшей реализации, выполнения заданий, предусмотренных учебными методическими комплексами.
В этих условиях отсутствие навыков самостоятельной работы является одной из важнейших причин неуспеваемости и появления у студентов младших курсов академических задолженностей. Студент вуза с первых дней приобретения этого статуса должен становиться самостоятельным, самостоятельно решать многие вопросы. Он учится по-новому мыслить, исследовать, решать проблемы, развиваться в избранной области знаний. С первых дней учебы студент-первокурсник должен научиться воспринимать лекции, конспектировать, планировать учебную работу, читать научные тексты, уметь работать с книгой и периодическими изданиями и др.
К сожалению, многие перечисленные умения и навыки учащиеся не получают в средней общеобразовательной и профессиональной школе. Препо-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Сутягина Т.В., 2013
даватели часто сталкиваются со списыванием из учебников, отсутствием собственных мыслей при изложении изучаемого материала, как в устной, так и в письменной форме ответа. Кроме того, некоторые первокурсники не осознают, что они должны не переписывать материал из какого-либо источника, а творчески его осмысливать и передавать своими словами, представлять собственное мнение по изучаемой проблеме. Проведенное нами исследование показало, что лишь 10% первокурсников имеют представление о том, как работать со ссылками на первоисточники. В школе, за редким исключением, учат правильному написанию рефератов, научных докладов, умению конспектировать. Основной особенностью учебы в вузе, отличающей ее от школьного образования, является самостоятельность, направленная на приобретение новых знаний.
Первокурсники должны учиться самостоятельно развивать интеллектуальный потенциал, овладевать навыками поиска и обновления знаний. На наш взгляд, студент первого курса должен понимать, что необходимо посещать лекционные занятия. Преподаватели или кураторы высших учебных заведений в начале учебного процесса должны донести до первокурсников правила конспектирования материала, излагаемого лектором, самостоятельного составления конспекта, а также разъяснить нормы и государственные стандарты, предъявляемые к любому научному докладу, реферату, курсовой работе.
Темпы современной цивилизации требуют от бакалавра и магистра постоянного пополнения знаний на протяжении всей профессиональной деятельности. Для успешного усвоения учебного материала и эффективного его использования на практике будущему профессионалу недостаточно информации, полученной только на лекции. Студент должен уметь пользоваться информационно-библиографическими источниками. Большую помощь в данном процессе оказывает организация учебных занятий в библиотеке института, где осуществляется обучение студентов работать с каталогами книг, картотекой журнально-газетных статей и электронной библиотекой и каталогами. Также одним из путей решения данной проблемы может стать издание специального методического сборника для студентов, в котором содержались бы требования к организации самостоятельной работы, алгоритмы и технологии подготовки к лекционным, практически и семинарским занятиям, а также основы информационной культуры. В результате студенты-первокурсники были бы теоретически готовы к самостоятельной работе с большим массивом информации, к использованию традиционных библиотечных и электронных информационно-поисковых систем.
Кроме того, в учебный план многих направлений подготовки введен новая учебная дисциплина
«Учись учиться». Ее содержание, формы и методы работы нацелены на оказание помощи первокурсникам в скорейшей адаптации к учебному процессу в вузе.
В содержании каждого учебно-методического комплекса изучаемых дисциплин содержится блок методических рекомендаций для студентов, где подробно и логично описаны алгоритмы подготовки и выполнения заданий.
Особое место в организации самостоятельной деятельности студентов высших учебных заведений имеет такая форма, как работа с электронной учебной информацией. Персональный компьютер становится более перспективным направлением использования информационных технологий в образовании. Он обеспечивает индивидуализацию обучения, дает возможность получить доступ к самой различной информации, усиливает наглядность учебного материала, способствует активизации деятельности студента.
Работая с электронными и научными информационными данными, первокурсники имеют возможность создавать, обрабатывать и хранить в памяти компьютера текстовую, графическую, звуковую информацию. Они могут осуществлять поисковые услуги через программы поиска, поисковые системы и каталоги в диалоговом режиме, находить и отображать на экране дисплея учебную информацию, отобранную компьютером в ответ на запрос студента, производить упорядочение информации. Все это способствует совершенствованию самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Важным аспектом в формировании самостоятельности у студентов-первокурсников является проведение предметных деловых и ролевых игр, которые помогают адаптироваться в незнакомой среде, способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, облегчает усвоение нового материала. Одним из методов самостоятельной деятельности может служить создание проблемной ситуации, при решении которой студент включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием знаний, умений самостоятельной работы.
Недостаточная подготовленность студентов приводит не только к неоправданным затратам времени, но и отрицательно сказывается на их отношении к учебе.
Необходимо включать в учебный процесс различные формы самостоятельной работы: написание рефератов, научных докладов, тезисов, выступлений, эссе, аннотаций, курсовых работ и др.
Таким образом, проблема организации самостоятельной деятельности первокурсников является актуальной для высшей школы, так как на начальном этапе обучения студенты учатся развивать творческие способности при решении конкретных за-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
95
дач, анализировать полученные знания, логически мыслить, повышают интеллектуальный потенциал. Стремительно нарастающая информация, быстрое моральное обесценение полученных ранее знаний и получение новых делает особенно важным умение получать новые знания самостоятельно. Только это обеспечит компетентность будущих бакалавров и магистров, адаптивность к неизбежным переменам в профессии. И закладываются все необходимые основы с первого курса.
Библиографический список
1. Белохвостова О.И. К динамике стилей учебной деятельности студентов // Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы 3-го
Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. - СПб., 2003. - Т. 1. - С. 416-419.
2. Буланова-Топоркова М.В., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 526 с.
3. Николаенко В.М. Психология и педагогика / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
4. Шаповалова Э.Б., Панкова Г.Д. Опыт самостоятельной работы студентов по информационным ресурсам мультимедиа библиотеки // Вестник КГНУ. Специальная серия: Педагогические науки. Педагогика высшей школы. Образовательные технологии. - Бишкек, 2002. - С. 137-149.
УДК 378
Золотовская Людмила Алексеевна
кандидат философских наук, профессор Военно-технический университет, г. Балашиха [email protected]
РЕФЛЕКСИВНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассматривается рефлексивная активность как эффективное средство развития субъектной позиции личности в процессе обучения. Рефлексивные способности обеспечивают условия для саморазвития, самокор-рекции, влияя в целом на организацию самой личности, на творческий потенциал.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные способности, рефлексивная активность, субъектная позиция личности и обучающегося, и педагога.
В условиях решения современных задач в сфере отечественного профессионального образования в связи с переходом на компетентностное обучение актуальной научной проблемой становится осуществление подготовки компетентного специалиста. Реализация содержания на каждом этапе формирования компетенции в сфере развития учебной рефлексии у курсантов в логике компетентностного подхода требует использования специальной технологии обучения будущих специалистов, построенной на принципе функциональности. Исходя из современного его понимания (М.Я. Виленский, М.М. Левина, А.А. Штец), профессиональная подготовка должна обеспечить формирование у будущих военно-социальных работников готовности успешно осуществлять профессиональную деятельность, совершенствовать ее в измененных условиях и развиваться профессионально.
Рефлексия - это именно тот механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Это неизменное условие, вектор к результату обучения. Она же - действенный способ развития социальных, профессиональных и личностных компетенций.
Применение рефлексивного подхода предъявляет определенные требования прежде всего к профессиональной и общекультурной компетентности
преподавателя. Перед ним стоит задача интерпретации внутреннего мира обучающихся через объективацию своего внутреннего мира.
Педагогическая рефлексия предполагает подключение внутренней активности педагога и является механизмом организации творческого процесса. Рефлексия педагога - одна из важных составляющих его педагогической компетентности: умение проводить рефлектирующий анализ деятельности, проверять гипотезы, прогнозировать результаты, видеть себя и свою деятельность «глазами учеников».
Чтобы развить рефлексию у себя и обучаемых, надо научиться самонаблюдению. А в результате научиться давать оценку себе и всему тому, что с тобой связано. Необходимая рефлексия, в том числе научная и методологическая, способна к удержанию всего существенного и к вытеснению несущественного, случайного, а также нахождению перспектив образовательного положительного сдвига.
Данная вышеуказанная личностная работа поможет разработать функциональную модель рефлексивного обучения с учётом содержания учебного курса, психологических особенностей групп и индивидов. Образовательная деятельность представляет собой движение чередующихся деятельностей - предметной и рефлексивной. Важен психологический подход к организации рефлексии обу-
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Золотовская Л.А., 2013