Библиографический список
I Домкин В.П., Вымятнин И М. Принципы и технологии создании электронных учебников • Томск, 2002. • 87 с.
2. Можаева Г.В., Тубдловд И.В. Как подготовить мультимедиа-курс? : Метод, пособие для преподавателей. - Томск : ТГУ, 2002. - -Ile.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. • М. . Издат. центр «Академия», 2001. - 118 с.
4. ГОСТ7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — 16 с.
ОЛЕЙНИК Лариса Николаевна, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ». ЛОМОВА Ольга Станиславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ».
Статья поступила п редакцию 08.12.08г. © Л. Н. Олейник, О. С. Домона
УДК 378.147:53
Д. À. пояонянкин
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
МОДЕЛЬ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ_
Модель формирования мотивации учебной деятельности описана на методологическом, психолого-дидактическом и методическом уровнях общности. Исследована связь учебных мотивов с академической успеваемостью студентов младших курсов. Целенаправленное повышение значимости познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» для учащихся способствует росту среднего балла по физике. Определены критерии оценки эффективности формирования учебной мотивации.
Ключевые слова: модель, мотивация учебной деятельности, успеваемость.
В последние годы во всех вузах Омска наблюдается тенденция к снижению среднего балла вступительного экзамена но физике. Результаты ЕГЭ по физике, проведенного в этом году и Омской области, показали, что уровень предметной подготовки большинства выпускников школ по этой дисциплине является недостаточным.
Противоречие между возрастающей по требностью общества в квалифицированных специалистах, инженерах и уровнем физической подготовки выпускников школ и вузов, между необходимостью полноценного разви тия в современных условиях обучения и существующим уровнем внедрения методических разработок породило проблему повышения - эффективност и учебной деятельности студентов при 2 обучении физике. Изменения, происходящие в выс-■х шем образовании и непосредственным образом или-| яющие на физическое образование, обусловливают « перманентную актуальность данной проблемы
Для нахождения возможных путей разрешения 5 проблемы исследования необходимо определить мес-5 то учебной дея тельности в иерархии системы образо-| вания. Современное образование рассматривается = как социальный институт, система, процесс, резуль-2 тати представляет собой едипствообучения, воспита-
0 ния и развития, которые признаны обеспечитьфор-
1 мирование самостоятельной познавательной актив-^^ ности личности во всех сс|м?рах общественной жизни.
Общая цель образования как процесса — сохранение
и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, — достигается особым двухсторонним взаимодействием: деятельность педагога (субъекта педагогической деятельности) направлена на обучение, воспитание и развитие обучающегося (субъекта учебной деятельности), а деятельность обучающегося направлена на усвоение обобщенных способов действий, саморазви тие. Поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» синонимичны 111, с. 71). Любое изучение образовательного процесса есть его моделирование. |7, с. 12|. В задачи моделирования системы образования входит выявление или уточнение неявных сторон педагогического процесса ¡6. с. 48].
Многие ученые отмечают связь результата деятельности (в том числе и учебной) с причиной, которая побуждает человека ею заниматься. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели 111, с. 3411. Оттого, насколько сформированы мотивы учебной деятельности, зависит ее успешность 112, с. 246|. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят
как учебная активность учащихся, гак и их успеваемость (I.e. 186|. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на получение знаний и уровнем академической успеваемости |9, с. 368|. Наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях [8, с. 75|. Таким образом, разрешение проблемы повышения эффективности учебной деятельности при обучении физике может заключаться в формировании мотивации этой деятельности.
Описание модели формирования мотивации учебной деятельности осуществляется на методологическом, пснхолого-дндактнческом и методическом уровнях общности. На методологическом уровне общности применяется системный и лнчностно-деятельностнын подход. Системный подход обеспечивает модельное рассмотрение высшего профессионального образования (НПО), взаимосвязи его отдельных компонентов, определяет место младших курсов университета в структуре ВПО. Личноспшо-деятельпостный подход позволяет выявить особенности и закономерности учебной деятельности на младших курсах университета, основания повышения ее эффективности. Существование связи между эффективностью учебной деятельност и и ее мотивацией (1,8,9,11,12], применение аналнтико-синтетическнх процедур для установления иерархии компонентов структуры учебной деятельности определяют особую роль мотивации в учебно-педагогическом взаимодействии 1УПВ) преподавателя и студента. В самом деле, мотивация, являясь одной из основных структурных составляющих учебной деятельности, одновременно представляет существенную внутреннюю характеристику личности как субъекта этой деятельности |5, с. 197|, а потому оказывает непосредственное влияние на сложные психологические процессы совершенствования, развития обучающегося. Эти два неразрывно связанных друг с другом аспекта объективно определяют психолого-педагогическую задачу формирования мотивации учебной деятельности студентов, в частности, при обучении физике (на рис. 1 мотивация представлена как элемент структуры учебной деятельности и внутренняя характеристика ее субъекта).
На психолого-дидактическом уроине общности описания модели рассматриваются способы формирования мотивации учебной деятельности в рамках теории познавательной деятельности, теории развивающего обучения [2, 4, 12), теории планомерно-поэтапного формировании умственных действий |3|. Для учебной деятельности особенно важны понимаемые ее субъектом мотивы интеллектуально-познавательного плана. Это мотивы, которые соотносятся со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, характеризуемой ненасыщаемостыо [5, с. 228). Прежде всего, учебная деятельность побуждается внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - вырабо ткой обобщенного способа действий. Учебная мотивация студентов рассматривается нами со структурных позиций (как совокупность мотивов) и как динамичное образование (как процесс, механизм). Под мотивацией понимается совокупность стойких мотивов, имеющих строгую иерархию и выражающих направленность личности, а мотив определяется как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потреб-
ности (10). Нами учитываются не только внутренние, но и внешние мотивы, которые также оказывают влияние на эффективность учебной деятельности [8, 10|.
На методическом уровне формирование мотивации учебной деятельности при обучении физике осуществляется в рамках содержания общего курса физики. На младших курсах университета вчерашние абитуриенты сталкиваются с незнакомыми для них формами организации учебной дея тельности и видами контроля, качественно новым содержанием учебных задач. Не многие студенты быстро и успешно адаптируются к условиям обучения в вузе, особенно при изучении традиционно сложной физики. Большие резервы для повышения качества подготовки специалистов открывает совершенствование системы контроля знаний студентов |9, с. 342|. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация, самостоятельность, самокон троль и другие личностные качества студента |5, с. 249 —2611. Таким образом, формирование учебной мотивации в процессе УПВ может осуществляться посредством организации (переходящей в самоорганизацию) регуляр-ной внеаудиторной самостоя тельной работы учащихся с последующим контролем (переходящим в самоконтроль) и оценкой (переходящей в самооценку) ее выполнения преподавателем на практических занятиях и лабора торных работах при обучении физике. Последовательное формирование мотивации учебной деятельности должно привести к повышению эффективности прохождения студентами традиционных видов контроля, указанных на рис. I.
В ходе констатирующего эксперимента в 2006 — 2007 годах проводиласьдиагаостика учебной мотивации с тудентов младших курсов физического факультета Омского государственного университета (ОмГУ), теплоэнергетического, электромеханичес-кого факультетов, а также института автоматики и телемеханики Омского государство!того университета путей сообщения (ОмГУПС). Для диагностики использовалась методика «Изучение мотивов учебной деятельности», разработанная Л. А. Реаном и В. А. Якуниным 11, с. 188 - 190|. В результате эксперимента была выявлена корреляционная зависимость академической успеваемости от качественного и количественного характера мотивации учебной деятельности студентов. На первом курсе у студентов наиболее ярко выражены «профессиональные» мотивы («стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»). На втором курсе связь этих мотивов с успеваемостью меняется с сильной и значительной до умеренной и даже слабой. У студентов-второкурсников происходят структурные изменения мотивации учебной деятельности, связанные с переориентацией на промежуточные результаты обучения (оценки в сессию). Вместе с тем повышается значимость «социального» мотива «постоянно получать стипендию», прямая связь которого с успеваемостью увеличивается с умеренной до значительной. В группе «познавательных» мотивов, в целом достаточно важных для студентов ОмГУ и ОмГУПС, выявлена закономерность: учащиеся первых и вторых курсов низко оценивают мотив «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (как по отношению к другим «познавательным», так и в сравнении с «профессиональными» и «социальными» мотивами). Однако именно этот мотив учебной деятельности больше других коррелируете академической успеваемостью студентов.
В классическом университете связь мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» и успеваемости учащихся носит положительный характер. В целом на первом курсе она оказалась близкой к умеренной положительной, в учебных группах - от слабой до значительной в прямой зависимости от среднего балла по итогам сессии. В транспортном университете между успеваемостью и мотивом «быть постоянно готовым к очередным занятиям» зафиксирована отрицательная связь: слабая на всем первом курсе, умеренная и значительная в отдельных группах (в обратной зависимости от академических успехов учащихся). Различие характера корреляции объясняется уровнем подготовки абитуриентов -у студентов ОмГУ он выше, поэтому связь с незначимым «познавательным» мотивом положительная. Результаты констатирующего эксперимента позволяют сформулирова ть гипотезу исследования: разрешение проблемы повышения эффективности учебной деятельности студентов при обучении физике заключается в актуализации для них мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям», который, в свою очередь, окажет положительное влияние на текущую успеваемость учащихся.
Для подтверждения гипотезы в 2007 - 2008 годах па теплоэнергетическом факульете ОмГУПС прове-
ден поисковый эксперимент Водной из трех групп первого курса, одинаковых по количественному составу и среднему вступительному баллу, осуществлялась активизация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся посредством кон троля выполнения имидомашней работы. Втечениепервых5-Юминут (в зависимости от сложности задания) каждого практического занятия и лабораторного практикума студентам повариантно предлагалось решить одну из домашних задач, письменно ответить на вопросы преподавателя поуже выполненнымлабораторным работам. Систематический контроль, подобный предложенному, а также оценка работ студентов мотивируют большинство из них к выполнению домашней работы, повторению изученных теоретических вопросов. В качестве средства самоконтроля самостоятельной работы студентов (рис 1) разработан учебно-методический комплекс (УМК), представляющий из себя информационный сай т для сети Интернет. Адрес сайта — www.online-physics.ru.
УМК также является средством обучения физике. Помимо прочего на сайте размещаются примеры выполнения заданий, предлагаемых преподавателем и качестве домашних. Таким образом, студенты влю-бое удобное для них время могутнроверитьправиль-носгь выполнения заданий, а в случае возникновения
Экзамен
•х
| т Зачет
3 5 5 &-Й Коллоквиум
X >■ ? й
з 4 Контрольны работа
а
Защита лабораторных работ
166
Рис. I. Схема элементов модели формиропаннм мотивации учебной деятельности при обучении физике
затруднений в решении — использовать для подготовки к очередному занятию.
Еще одним способом активизации познавательной активности студентов, примененным в экспериментальной группе, является их привлечение к дополнительной форме внеаудиторной деятельности -совместной рабо те над заполнением и совершенствованием УМК. Оценка этой добровольной работы дополнительными баллами мотивирует учащихся на расширение знаний по курсу физики, повышает их текущую успеваемость.
В рамках поискового эксперимента диагностика мотивации (атакже ее корреляционной связи с успеваемостью) была проведена в начале и в конце семестра во всех учебных группах. В экспериментальной группе осуществлялся постоянный контроль подготовки к занятиям, для обучения физике использовался УМК. Средний балл по физике в этой группе существенно повысился (с 3,56 до 3, 78) и приблизился к средней оценке в сессию, которая незначительно уменьшилась (с 3,83 до 3,80). Связь «познавательного» мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» и средних баллов в сессию и по физике изменилась соответственно со слабой отрицательной до слабой положительной, а по физике — до умеренной положительной. Таким образом, критериями оценки эффективности использования предложенных способов активизации самостоятельной работы учащихся являются:
— изменение характера корреляции успеваемости и познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередному занятию» с отрицательного на положительный, увеличение абсолютного значения коэффициента корреляции;
- повышение среднего балла по физике по итогам сессии в учебной группе.
Вышеуказанные способы повышения ак тивности субъектов учебной деятельности в УПВ являются внешними по отношению к учебной деятельности студентов и используются для формирования внутренней познавательной мотивации учащихся (структурообразующим является мотив «готовности к очередному занятию»).
Полученные результаты находятся в логическом соответствии с уже размещенными в научной литературе данными 11,5,8, 10,12|, подтверждают гипотезу исследования и обусловливают актуальность формирования мотивации учебной деятельности, особенно при изучении физики. Влияние такого средства обучения физике как УМК в виде сайта в сети интернет и регулярного контроля самостоятельной внеаудиторной работы учащихся на формирование мотивации учебной деятельности студен тов младших курсов и ее структурообразующего мотива определяет научную новизну работы. Область применения резуль-
татов исследования определяется специальностями, в программу обучения которых входит курс физики. Предложенная модель формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике может использоваться для разрешения проблемы повышения качества физического образования в Омском регионе.
Библиографический список
1. Бордовская. Н. В. Педагогика |Текст| : учеб. мя вузов / H.H. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. ; Питер, 2001. - 299 с. -(Учебник нового века).
2. Выготский, A.C. Педагогическая психологии |Текст| / A.C. Выготский;подред В В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология: классические труды).
3. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука |Текст| : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин ; иод. ред. А. И. Подольского. - М.:Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 480с.
4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования |Токст| /В. В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240с. -(Труды д. чл. и чл.-кор АПН СССР)
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология |Текст| : учеб. для вузов/И. А. Зимняя - изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М Логос, 2002. - 384 с.
6. Лапкина, М. П. Методологические основы подготовки специалистов на физическом факультете классического университета |Текст| : монография / М. П. Ллнкина. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2005. - 356 с.
7. Михеев. В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике |Текст) / В. И. Михеев. - Изд. 2-е. испр. и доп. - М Едиториал УРСС, 2004. - 200 с.
8. Орлов. Ю. М. Стимулирование побуждения к учению (Текст|:учеб.пособие /Ю.М.Орлов,II.Д.'Гворогова.В И Шкур-кин ; под. общ. ред. Ю. М. Орлова. - М. : ММИ, 1988 - 112 с.
9. Педагогика и психология высшей школы |'Гекст|: учеб. пособие/ М. В. Буланова-Топоркова |идр.);отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов и/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
10. Реан, А. А. Психология и педагогика |Текст|: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан. - СПб.: Нева, 2003. - 326 с.
11. Сластснин, В. А. Педагогика |'Гекст| : учеб. пособие для стул высш. нед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И Ф. Исаев, E.H. Шиянов ; под. общ. ред. В. А. Сластенин.i - М : Издательский центр «Академия», 2002, - 576с.
12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды |Текст| / Д. Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
ПОЛОНЯНКИН Денис Андреевич, аспиран т кафедры общей физики.
Статья поступила в редакцию 20.11.08 г. © Д. А. Полонянкнн
Книжная полка
Некраха, Л. В. Организация конфиденциального делопроизводства и защита информации [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 090103 «Организация и технология защиты информции» / А. В. Некраха, Г. А. Шевцова ; Ин-т информ. наук и технологий безопасности, Рос. гос. гуманитар, ун-т. - М. : Акад. Проект, 2007. - 219, [1 ] с.: формы, табл. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291 -0844-1.
В работе изложена организация конфиденциального делопроизводства и связанные с этим вопросы защиты коммерческой и служебной тайны в государственных и негосударственных организациях.