Научная статья на тему 'Исследование резервов мотивации студентов к учебной деятельности'

Исследование резервов мотивации студентов к учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / АКТИВИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗЕРВЫ МОТИВАЦИИ / TEACHING MOTIVATION / REQUIREMENTS / ACTIVATION / STUDY ACTIVITY / MOTIVATION RESERVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Марина Анатольевна, Нечай Наталья Михайловна

Проанализированы проблемы формирования мотивации обучения студентов в ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО « НГАВТ» и раскрыта суть, потребности, мотивы и цель учебы с помощью анкетного опроса студентов 1 — 4 курсов различных специальностей. Изучены разные подходы к формированию устойчивых мотивов, интересов и стимулов у студентов. Раскрыты пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of students' motivation reserves towards the study activity

The problems of forming of study motivation in students in Omsk Water Transport Institute — are analyzed and the essence and requirements, motives and aim of the study are shown with the help of questionnaire of first fourth-year students of various specialties. Different approaches for the forming of steady motives, interests and stimulates of the students are studied. The ways and facilities of forming steady knowledge interests are discovered.

Текст научной работы на тему «Исследование резервов мотивации студентов к учебной деятельности»

УДК 371.31

М. А. ХОХЛОВА Н. М. НЕЧАЙ

Омский институт водного транспорта (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_______________________________

Проанализированы проблемы формирования мотивации обучения студентов в ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ» и раскрыта суть, потребности, мотивы и цель учебы с помощью анкетного опроса студентов 1 — 4 курсов различных специальностей. Изучены разные подходы к формированию устойчивых мотивов, интересов и стимулов у студентов. Раскрыты пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов.

Ключевые слова: мотивация обучения, потребности, активизация, учебная деятельность, резервы мотивации.

Эффективность учебного процесса в вузе во многом определяется тем, насколько высока у студентов мотивация учебной деятельности, мотивация овладения профессией.

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями студентов могут быть совершенно различные причины.

Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление учебной мотивации студента.

Успешность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации эффективность деятельности падает. От силы и структуры мотивации зависит как учебная активность студентов, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей [1].

Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризуется активностью.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

— готовность выполнять учебные задания;

— стремление к самостоятельной деятельности;

— сознательность выполнения заданий;

— систематичность обучения;

— стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно сопряжена ещё

одна сторона мотивации учения — самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более актив-

ные — более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся [2].

По представлению Б. Ц. Бадмаева учебная деятельность имеет следующую структуру: потреб-ность• задача• мотивы • действия • операции. При кажущейся общности устремлений студентов у них имеются неодинаковые мотивы, влияющие на качество усвоения материалов, а значит, и на эффективность учебной деятельности в целом [3].

С целью сравнительной характеристики мотивов учебной деятельности в ноябре 2010 года было проведено анкетирование 389 студентов различных курсов специальностей «Экономика и управление на предприятии транспорта» (ЭК), «Судовые энергетические установки» с полным и сокращенным сроком обучения (СМ и СМу), «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП) Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта».

Для изучения мотивов учебной деятельности студентов использовалась методика, предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным. Они выделили 16 мотивов учебной деятельности, которые предлагалось оценить по 7-балльной шкале значимости (1 балл соответствует минимальной значимости, 7 баллов — максимальной) [4] (табл. 1).

Результаты исследования показали, что основным мотивом учебной деятельности практически на всех курсах является мотив получения диплома. Так, на 2-м курсе (СМу) данный мотив составляет 7 баллов из 7 возможных. Максимальное значение этот мотив имеет и на 1—2 курсах, т.е. получение высшего образования и обучение в конкретном вузе связано с надеждой в будущем добиться хорошо оплачиваемой должности, вообще найти работу и хорошо зарабатывать: занять престижное, уважаемое место в обществе и сделать карьеру.

Профессиональная сфера для большинства студентов 1-го курса (ЭК, ЭП, СМ) еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СЛІ

О

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (102) 2011

Таблица 1

Распределение мотивов учебной деятельности студентов

№ Мотивы 1-й курс 2-й курс 3-й курс 5-й курс 4-й курс

ЭК СМ СМу ЭП ЭК СМ СМу ЭП ЭК СМ СМу ЭП ЭК СМу

1 Стать высококвалифицированным специалистом 3,536 3,778 5,769 3,504 6,167 5,825 6,455 6,722 6,429 6,333 6,837 6,643 6,623 6,966

2 Получить диплом 6,929 6,258 6,885 6,319 6,479 6,935 7,000 6,700 5,623 5,780 6,727 6,445 6,692 5,606

3 Успешно продолжить обучение на последующих курсах 6,500 5,567 6,154 6,818 5,063 4,613 6,091 6,535 5,143 4,209 6,009 5,287 2,308 2,991

4 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 6,321 3,758 6,462 4,634 5,167 3,179 6,955 4,928 6,571 3,441 6,909 4,164 6,462 6,746

5 Постоянно получать стипендию 6,205 5,703 3,385 4,816 3,438 5,327 4,909 4,521 6,000 5,090 5,636 5,666 4,692 2,613

6 Приобрести глубокие и прочные знания 6,286 3,769 5,192 4,785 5,688 4,244 4,455 4,582 6,857 5,665 6,545 6,498 4,385 4,738

7 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 5,107 3,205 4,808 3,272 4,667 2,448 4,182 4,192 6,143 3,094 5,455 4,233 6,000 4,109

8 Не запускать изучение предметов учебного цикла 6,393 3,673 5,769 3,085 5,479 3,155 5,182 3,833 6,143 4,094 5,818 4,833 6,385 4,923

9 Не отставать от сокурсников 6,036 4,217 5,346 3,175 4,375 3,810 4,955 4,397 6,286 4,197 6,000 3,206 5,615 3,595

10 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 6,500 4,906 3,423 3,631 6,104 5,159 4,864 3,457 6,857 5,665 6,182 5,029 6,915 6,836

11 Выполнить педагогические требования 4,674 4,338 4,962 4,091 3,708 4,645 4,318 3,972 6,000 4,991 4,727 4,543 6,154 4,863

12 Достичь уважения преподавателей 6,516 5,680 3,885 4,826 4,583 4,631 3,318 3,017 6,571 5,441 6,000 5,348 6,231 2,799

13 Быть примером для сокурсников 4,000 3,890 3,346 3,543 3,125 3,509 2,636 3,979 4,857 4,300 4,182 5,585 5,231 2,189

14 Добиться одобрения родителей и окружающих 5,786 5,544 4,577 4,708 4,063 5,688 4,818 3,527 6,714 4,558 5,909 4,996 5,538 1,692

15 Избежать осуждения и наказания за плохую работу 5,071 3,086 3,615 5,470 5,563 5,903 3,091 4,593 6,571 4,458 2,818 4,466 4,231 2,326

16 Получить интеллектуальное удовлетворение 5,643 3,652 3,846 3,099 5,771 5,295 3,500 3,077 3,857 3,878 5,182 3,402 5,692 1,323

для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с любимыми занятиями.

В структуре мотивации (СМу) возрастает роль профессиональных и общественно значимых мотивов, т.к. осознание того, что полученная профессиональная подготовка является основой конкурентоспособности на рынке труда приводит к удовлетворенности студентами процессом обучения.

Изменение значимости мотивов и факторов удовлетворенности обусловливается изменением ведущих ценностей в процессе углубления профессионализации. Удовлетворенность социальных потребностей растет по мере прохождения студентами по этапам профессионализации (на 3-м курсе мотив достижения уважения преподавателей увеличивается по всем специальностям, а удовлетворенность достижением конкурентоспособности снижается при приближении выхода студентов на рынок труда, снижается значимость приобретения глубоких и прочных знаний). На старших курсах преобладающим мотивом является желание обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (для студентов 5-го курса ЭК средняя оценка — 6,923) либо желание стать высококвалифицированным специалистом (4-й курс СМу — 6,966), т.е. просматривается установка на профессионально-личностную самореализацию. Эта установка выражает желание получить профессию, которая осознается как призвание развивать способности, желание создать новое в интересующей сфере деятельности, области знания.

Кроме того, необходимо отметить, что у хорошо успевающих студентов «профессиональный», «познавательный» и «общесоциальный» мотивы были выражены в большей степени, чем у среднеуспевающих.

Наименьшую значимость имеет мотив «быть примером для сокурсников». На старших курсах к нему добавляется мотив «избежать осуждения и наказания за плохую работу».

Коммерциализация вузов приводит к снижению значимости мотива получения стипендии. Отличительной особенностью настоящего момента является особенность мотивации студентов ускоренной формы обучения. Так как эта группа студентов уже имеет среднетехническое образование, то их представления о профессии выражены уже более адекватно и, следовательно, желание получить именно эту профессию у них уже более осознанно. Поэтому они в большей степени желают успешно продолжить обучение на последующих курсах и успешно учиться, сдавая экзамены на «хорошо» и «отлично».

В современных условиях многоступенчатая форма обучения, во-первых, дает более высокую мотивацию учебной деятельности, во-вторых, при резком снижении реальных доходов большинства семей зачастую является единственно возможным способом получения высшего образования, т.к., имея профессию, студент при необходимости может самостоятельно оплатить обучение.

Данные опроса студентов свидетельствуют, что специфика мотивации учебной деятельности зависит от личностных особенностей студентов: от потребности в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершить усилие над собой, устойчивости к неудачам.

Результаты диагностики показали, что резервы по мотивированию студентов к учению достаточно

обширны и требуют вдумчивых организационных и напряженных управленческих усилий профессорско-преподавательского состава для компетентного влияния на возвышение мотивационных структур студентов вуза к учебной деятельности.

Для развития учебной мотивации студентов необходимо формирование ее самим преподавателем благодаря правильно подобранному типу учения. От того, как и какой материал преподносится преподавателем, какая роль отводится студенту — пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, — будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.

Внутренняя мотивация в настоящее время нуждается в серьёзном совершенствовании. Однако большинство педагогов всё ещё ориентированы на поддержание внешней мотивации в форме контроля. При этом у личности обучаемого своё «Я» не развивается, а наоборот — подавляется. Это отрицательно влияет на внутреннюю мотивацию и снижает интерес к учебной деятельности. Для этого необходима всемерная поддержка любых внутренних стремлений студентов [5].

Управление активностью студентов традиционно называют активизацией. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению. Главная цель активизации — формирование активности студентов, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Наибольший эффект активизации достигается в таких ситуациях, в которых студенты должны:

— отстаивать свое мнение;

— принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

— ставить вопросы своим преподавателям;

— находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

— создавать ситуации самопроверки.

Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности студентов: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают студентов постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых [6].

Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении студента к объекту познания.

Существует множество путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов:

— увлеченное преподавание;

— новизна учебного материала;

— показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями студентов;

— использование новых и нетрадиционных форм обучения;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

— чередование форм и методов обучения;

— проблемное обучение;

— обучение с компьютерной поддержкой;

— применение мультимедиа-систем;

— использование интерактивных компьютерных средств;

— взаимообучение (в парах, микрогруппах);

— создание положительного микроклимата в группе;

— педагогический такт и мастерство педагога;

— положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым.

Преподавателю необходимо:

— поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса;

— ободрять студентов при возникновении у них трудностей;

— поддерживать положительную обратную связь;

— заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.

Постоянно актуальными остаются советы:

— приучать студентов к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремлённость;

— поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

— определять цели, задачи познавательной деятельности, формы отчетности, соблюдать критерии оценки;

— формировать чувство долга, ответственности;

— предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Если учёба становится неинтересной и скучной, то преподавателю следует использовать ряд известных приёмов:

1) изменение формы общения (виды и способы группирования обучаемых на занятиях):

со всей группой (фронтальное), с малой группой (3 — 7 обучаемых), в парах (диадах), индивидуальное;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) разнообразие видов деятельности, сообщение новой информации, изменение учебной ситуации.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты в том случае, если у личности имеются сильные и глубокие мотивы. Они вызывают желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Действенная мотивация порой побуждает студента работать на таком уровне, которого трудно от него ожидать. Мотивация побуждает студента «выкладываться». В результате при прочих равных условиях (способность, подготовленность) различная степень мотивации обусловливает различную успеваемость студентов.

У преподавателя есть много возможностей для стимулирования студентов.

1. Обращайтесь к самолюбию. Любой студент понимает, что занимается недостаточно и что мог бы улучшить свою успеваемость. Толчок к этому должен дать преподаватель, опираясь на уже существующее внутреннее стремление.

2. Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит предостав-

ление студенту объективной информации о его индивидуальном процессе, причём в сравнении с другими участниками процесса. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг: обнародованный рейтинг придает чувство уверенности и удовлетворения собой.

3. Осторожно поддерживайте соперничество. Методы соревнования формируют готовность встречать неудачи и радоваться успехам.

4. Хвалите. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать, её нельзя назначать, как по расписанию. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной [7].

С нашей точки зрения, преподавателям института важно обратить внимание на усиление такого фактора мотивации, как межличностные отношения со студентами. Для этого требуется разнообразить формы и методы учебной деятельности, индивидуальные и групповые (обучающие, научно-исследовательские, консультативные и др.) и использовать различные модели педагогического общения.

Для усиления мотивации учебной деятельности студентов администрации вуза необходимо определить политику института, освещать миссию, стратегические цели и задачи, улучшать условия учебной деятельности (санитарно-гигиенические, материальнотехнические, межличностные отношения в системе « администрация — преподаватели — студенты») [8].

Библиографический список

1. Богословская, О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии / О. Богословская // Высшее образование в России. — 2006. — № 5. — С. 45.

2. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. — 2005. - № 1. - С. 73.

3. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / Б. Ц. Бадмаев. — М. : Владос, 2001. — С. 12.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — С. 508.

5. Руссу, Е. Динамика мотивов в учебно-познавательной деятельности у современных студентов / Е. Руссу // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты : матер. Межд. науч.-пр. конф. / Под ред. И. В. Войтова. — Минск : ГУ «БелИСА», 2007. — С. 53.

6. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; пер. с англ. — М. : Смысл, 2004. — С. 492.

7. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. — С. 15.

8. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента / Э. А. Уткин. — М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2000. — С. 120.

ХОХЛОВА Марина Анатольевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

НЕЧАЙ Наталья Михайловна, руководитель службы качества.

Адрес для переписки: 644099, г. Омск, ул. И. Алексеева, 4.

Статья поступила в редакцию 30.03.2011 г.

© М. А. Хохлова, Н. М. Нечай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.