УДК 378
В.В. Николина
д-р пед. наук, профессор, кафедра общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
О.С. Зорина
аспирант,
кафедра общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», старший преподаватель, кафедра иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья раскрывает структурные компоненты модели формирования коммуникативных компетенций будущих инженеров на основе использования интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, интерактивные методы обучения, модель формирования коммуникативных компетенций.
V.V. Nikolina, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
O.S. Zorina, Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev
THE MODEL OF FORMATION COMMUNICATIVE COMPETENCES OF FUTURE ENGINEERS ON THE
BASIS OF INTERACTIVE TEACHING METHODS
Abstarct. The article reveals structural components of the model of formation of communicative competences of future engineers on the basis of interactive teaching methods.
Keywords: communicative competences, interactive teaching methods, model of formation communicative competences.
В результате анализа развития инженерного образования в современном информационном обществе выявлено, что главным способом повышения качества подготовки инженеров различных направлений является развитие их профессионально-личностного становления. Новые требования к современному инженеру обуславливают поиск новых подходов к их профессиональной подготовке в контексте идей постиндустриального общества.
Ввиду этого очевидна необходимость формирования и развития у будущих инженеров коммуникативной компетенции как профессионального качества, которое обеспечивает умение грамотно и эффективно общаться, добиваться значительных достижений в профессиональной деятельности, эффективно решать профессиональные проблемы, занимать профессиональную диалогическую позицию, формулировать собственные суждения и аргументировать их.
Для целостного представления процесса формирования коммуникативных компетенций бакалавра-инженера средствами интерактивных методов обучения разработаны структурные компоненты модели, включающие мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент включает потребности, мотивы, ценностные ориентиры студентов, направленные и связанные с будущей профессиональной деятельностью, с ее привлекательностью, значимостью, постижением смысла своей деятельности, «рефлексивным ценностным целеполаганием».
Содержательно-деятельностный компонент ориентирован на деятельностное содержание формирования коммуникативных компетенций на основе интерактивных методов обучения.
Формирование коммуникативных компетенций включает способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, готовность к использованию одного из иностранных языков, готовность к кооперации с коллегами в коллективе, способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, готовность использовать компьютер как средство работы с информацией, способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументациям, ведению дискуссии и полемики [1]. Единицей деятельностного содержания выступает учебная задача, требующая от бакалавров открытия, усвоения и решения в образовательной деятельности широкого круга проблем.
Процессуальный компонент формирования коммуникативных компетенций на базе использования интерактивных методов обучения при подготовке бакалавра-инженера включает три последовательных этапа.
Первый этап - организационно-мотивирующий (1 курс) - обеспечивает вовлечение студентов в образовательный процесс. Он направлен на формирование коммуникативных компетенций в учебных дисциплинах гуманитарного, социального и экономического циклов. Результатом первого этапа является готовность и потребность в общении, самовыражении и сотрудничестве.
Второй этап - деятельностно-развивающий (2-3 курсы) - основан на активном присоединении студентов к ситуациям учебной и профессиональной коммуникации, к решению профессиональных задач, овладению коммуникативными компетенциями в ходе производственной практики, к созданию групповых проектов и определенной ролевой деятельности.
Третий этап - творческо-профессиональный (4 курс) - ориентирован на широкое включение студентов в коммуникативное взаимодействие в контексте интерактивных методов обучения, обеспечивая студентам творческую активность в условиях совместной групповой работы. Результатом данного этапа становится приобретение проблемно-профессионального и социального опыта и применение коммуникативных компетенций в различных ситуациях.
Технологический компонент включает совокупность интерактивных методов обучения, обеспечивающих развитие коммуникативных компетенций будущего инженера.
Оценочно-результативный компонент соединяет критерии сформированности коммуникативных компетенций: ценностно-ориентационный, когнитивный, информационный, коммуни-кативно-деятельностный и три уровня сформированности коммуникативных компетенций у будущего бакалавра-инженера.
Модель включает педагогические условия развития коммуникативных компетенций будущих инженеров на основе использования интерактивных методов обучения. Педагогические условия представляют собой сознательно сконструированные педагогические обстоятельства, ситуации и средства, существенно влияющие на протекание педагогических процессов. Мы выделяем следующие педагогические условия формирования коммуникативных компетенций на базе интерактивных методов обучения:
- формирование мотивационной готовности к межличностному общению;
- конструирование «ситуаций личностно-профессионального развития» по отдельным дисциплинам;
- координация коллективной деятельности будущих инженеров для решения поставленной проблемы с использованием четкого алгоритма ожидающейся деятельности;
- внедрение интерактивных методов в работу с текстом для эффективной коммуникативной деятельности;
- введение в образовательный процесс дисциплины «Культура общения», имеющей коммуникативную направленность;
№ 2 (42) - 2015
111
- мотивирование студентов к изучению делового иностранного языка и использование иностранного языка на занятиях по различным учебным дисциплинам;
- создание информационной образовательной среды, которая обеспечит взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- спецподготовка преподавателей вуза к формированию и развитию коммуникативных компетенций студентов [2, с. 160-161].
Рисунок 1 - Модель формирования коммуникативных компетенций
Разработанная модель формирования коммуникативных компетенций будущих инженеров с помощью интерактивных методов обучения нацелена на становление у студентов продуктивной коммуникации, обеспечивающей усвоение студентами профессиональных и социальных коммуникативных норм и ролевого поведения в различных ситуациях, повышение активности студентов как субъектов деятельности, конструирование и интерпретацию личных коммуникативных действий.
Список литературы:
1. Система управления проектами модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://competenceoop.dce.ifmo.ru/fgos?course=140700&qualification=1.
2. Зорина О.С. Педагогические условия формирования у будущих инженеров коммуникативных компетенций на основе использования в общеобразовательном процессе интерактивных методов обучения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: всерос. науч. журн. Краснодар,2014.№ 2. С. 159-161.