Научная статья на тему 'Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров в техническом вузе'

Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / MODEL / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE STUDYING / TECHNICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багатеева А. О., Ахметзянова Г. Н., Валеева Н. Ш.

В статье представлена модель формирования коммуникативной компетенции бакалавров технического вуза, дано описание ее блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багатеева А. О., Ахметзянова Г. Н., Валеева Н. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of formation of bachelors’communicative competence of foreign language studying in the technical college is considered in the article, its components’ description is given.

Текст научной работы на тему «Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров в техническом вузе»

А. О. Багатеева, Г. Н. Ахметзянова, Н. Ш. Валеева МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БАКАЛАВРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: модель, иноязычная коммуникативная компетенция, технический вуз.

В статье представлена модель формирования коммуникативной компетенции бакалавров технического вуза, дано описание ее блоков.

Keywords: model, communicative competence of foreign language studying, technical college.

The model of formation of bachelors’communicative competence of foreign language studying in the technical college is considered in the article, its components’ description is given.

В образовательные стандарты профессионального образования в качестве обязательной дисциплины по всем направлениям и профилям включен иностранный язык, главной целью изучения которого является формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) позволяющей будущему специалисту осуществлять межличностное и профессиональное общение с носителями языка в профессиональной сфере.

ИКК предполагает сформированность коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), наличие языковых знаний (фонетических, грамматических, лексических) и навыков оперирования ими.

В качестве основных компонентов ИКК, отражающих ее содержание и соответствующих целям обучения иностранному языку в техническом вузе, нами выделены языковая (именуемая рядом авторов как грамматическая или лингвистическая); речевая (именуемая рядом авторов как прагматическая, стратегическая или дискурсивная) и социокультурная (социолингвистическая или лингвострановедческая) субкомпетенции [1].

Языковая субкомпетенция предполагает способность понимать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил.

Речевая субкомпетенция включает в себя способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные и логические высказывания различных функциональные стили.

Социокультурная субкомпетенция представляет собой способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения.

Перечисленные субкомпетенции могут быть сформированы только в ходе иноязычной подготовки и только в условиях определенным образом организованного обучения, представленного далее моделью формирования ИКК (рис.1).

Разработка модели формирования ИКК на основе компетентностного подхода предполагает выполнение следующих принципов:

- развитие у обучающихся способности самостоятельно решать возникающие проблемы в раз-

личных сферах деятельности посредством использования социального опыта;

- создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения коммуникативных, организационных, познавательных и подобного рода задач;

- содержание образования представляет собой социальный опыт решения нравственных, мировоззренческих, познавательных задач, адаптированный в дидактическом плане;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на соответствующем этапе обучения.

Спроектированная модель формирования ИКК состоит из взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативнооценочного.

Теоретико-методологический блок включает квалификационные требования, предъявляемые работодателями к выпускнику технического вуза, требования и стандарты ФГОС третьего поколения по соответствующему профилю, а также методологические подходы и основные принципы формирования ИКК у бакалавров автомобильной отрасли. В качестве основных подходов формирования ИКК можно выделить личностно-деятельностный, проектный, системный, коммуникативно-

компетентностный и культурологический.

Личностно-деятельностный подход предполагает выбор методов управления процессом формирования и формулирования мысли средствами и способами, выработанными в иноязычном социуме, в результате чего формируются субъектные умения целенаправленного осуществления речевой деятельности и ее самоконтроля в зависимости от результатов ориентировки в условиях речевого общения, или, иными словами, формируется ИКК студента на основе развития его индивидуальных способностей.

Проектный подход к формированию и развитию ИКК у бакалавра автомобильной отрасли понимается как реализация ведущей, доминирующей стратегии обучения, служащей основой организации процесса иноязычного образования, в котором студенты совершают самостоятельный целенаправ-

:=

*

о

Т

-

О

Ч § * о с н ^

2 'С

о

а

8

н

а

о

:=

® V

§ І 3£ *

:=

3

я

£ § £ ^ а

о

и

■ 35

О 5 X % - У

^ 2 л £ &

о

X

9, 5

^ и

к и

Квалификационные требования к выпускнику технического вуза

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования

Подходы 1---------

Системный

Личностно-

деятельностный

т

Коммуникативно-

компетентностный

Проектный

подход

Культурологи-

ческий

Принципы

л

Преемственности

Научности

Новизны

Наглядности

Систематичности и последовательности Доступности и посильности Междисциплинарной интеграции

П_

Социокультурной и профессиональной

направленности

Креативности

Речемылительной активности и самостоятельности Функциональности Личностной индивидуализации

Цель: формирование иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров автомобильной отрасли

Образовательная цель -----------1 —

Развивающая цель

I =

Воспитательная цель ---------------------

Задачи: формирование языковой, речевой и социокультурной субкомпетенций у бакалавров автомобильной отрасли

Профессиональноориентированная программа по иностранному языку в техническом вузе

Учебно-методический комплекс

Авторские учебные пособия для студентов автомобильной отрасли

Авторская программа на ЭВМ для студентов автомобильной отрасли

Формы обучения

■ Практические занятия

■ Олимпиады

■ Викторины

■ Интервью

Проектные работы Деловые игры Ролевые игры Конференции_______

Технологии обучения

Средства обучения

Методы обучения

Показатели сформированности ИКК у бакалавров автомобильного профиля Уровни сформированности ИКК

■ Пороговый ■ Повышенный ■ Высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии оценки уровня сформированности ИКК

Иноязычная коммуникативная компетенция бакалавра автомобильной отрасли

Рис. 1 - Модель формирования ИКК бакалавра автомобильного профиля

ленный, продуктивный поиск, переработку и актуализацию знаний в процессе выполнения иноязычных лингвистических, коммуникативных и профессионально направленных проблемно-проектных заданий различной степени сложности.

В контексте системного подхода все составляющие учебно-воспитательного процесса можно организовать в единую, оптимально действующую и динамично развивающуюся педагогическую систему, а отбор содержания осуществлять таким образом, чтобы ИКК можно было рассматривать целостно. Данный подход обеспечивает профессионально-личностное развитие и саморазвитие студента, раскрытие его субъектного потенциала и отношения к другим участникам межкультурного общения.

Коммуникативно-компетентностный подход позволяет в качестве теоретической основы формулирования целей образовательных систем по конечному (предполагаемому) результату определить структуру ИКК у бакалавра автомобильной отрасли, представленную на трех уровнях: языковом, речевом и социокультурном.

Культурологический подход, обеспечивающий построение процесса формирования ИКК бакалавров как диалога культур, в котором студент изначально занимает активную позицию и раскрывается как субъект межъязыковой, межкультурной и межличностной коммуникации.

В качестве основных принципов, используемых при формировании ИКК бакалавров автомобильной отрасли выделены принципы преемственности, научности, новизны, наглядности, систематичности и последовательности, доступности и по-сильности, междисциплинарной интеграции, социокультурной и профессиональной направленности, креативности, речемылительной активности и самостоятельности, функциональности и личностной индивидуализации.

Целевой блок представляет собой единство цели и задач обучения и определяется исходя из требований, предъявляемых к техническому специалисту. Разработка целей модели формирования ИКК бакалавров автомобильной отрасли является основой проектирования ее содержания. Формирование компетенций, входящих в состав ИКК, должно обеспечивать достижение ряда целей, тесно взаимосвязанных между собой - воспитательных, образовательных и развивающих. К воспитательным целям относится формирование профессионально важных качеств бакалавра и интереса к иноязычной культуре;

к образовательным целям - повышение общей культуры и профессиональной компетентности бакалавров, пополнение и совершенствование знаний по иностранному языку путем самообразования; к развивающим целям - развитие интеллектуальной, эмоциональной и мотивационных сфер личности студентов, формирование самосознания, самовыражения и саморегуляции личности [2]. Тогда обобщающей целью обучения иностранному языку станет формирование способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное взаи-

модействие с носителями языка в автомобильной сфере.

Содержательный блок включает в себя профессионально-ориентированную программу по иностранному языку в техническом вузе, специально разработанный учебно-методический комплекс

Процессуально-технологический блок модели формирования ИКК представлен совокупностью вариативных форм, методов организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Он включает формы организации учебного процесса (индивидуальные и групповые), образовательные технологии и методы обучения, комплекс педагогических условий, разработку методов контроля сформиро-ванности компонентов ИКК, совокупность информационных ресурсов, способствующих формированию данной компетенции.

Формирование иноязычной компетенции осуществляется, наряду с традиционными формами обучения иностранному языку, в процессе самостоятельной работы (подготовка и участие в языковых олимпиадах, подготовка докладов на иностранном языке на студенческих научных конференциях и др.) и внеаудиторных условиях (участие в языковых программах, викторинах, фестивалях и играх КВН на английском языке).

Эффективное формирование ИКК осуществляется при использовании таких нетрадиционных дидактических методов внеаудиторной работы, как вечера, конкурсы, викторины, и т. п. Они не имеют постоянной организационной структуры и определяются тематикой, целью, условиями их проведения. По своему содержанию они могут быть:

■ тематическими (посвященными традициям

страны изучаемого языка, например, празднованию Рождества, дня Святого Валентина в Англии, или Дня Благодарения

в Америке, Хэллоуина);

■ посвященными встречам с интересными людьми (например, с зарубежными гостями);

■ творческими отчетами по итогам какой-то выполненной работы (например, ежегодные научно-практические студенческие конференции, рассматривающие широкий спектр проблем на иностранном языке, межвузовские, республиканские, всероссийские олимпиады);

■ декадами искусств на иностранном языке;

■ литературными вечерами, посвященными творчеству того или иного писателя, страны изучаемого языка, например великого английского драматурга В.Шекспира и т.п.

Основными используемыми технологиями обучения являются игровые и проектные, а также технология реализации контекстного и проблемного обучения. Результативно-оценочный блок предполагает анализ сформированности ИКК у бакалавров автомобильной отрасли на основе показателей, критериев и уровней сформированности отдельных компонентов. Осуществляется анализ исходного, промежуточного и итогового состояния формирования ИКК. В случае необходимости проводится коррекция, способствующая устранению недостатков процесса формирования ИКК.

В качестве показателей сформированности ИКК можно выделить интеллектуально-

когнитивный (рост академической мобильности), личностно-мотивационный (повышение мотивации к учебной деятельности), рефлексивно-оценочный (самопознание и самооценка своих личностных качеств); деятельностно-поведенческий (способность адаптировать речевую деятельность к условиям профессионального общения).

Критериями успешного развития ИКК являются степень выраженности мотивации изучения иностранных языков, уровень понимания студентами иноязычной информации, сформированность рефлексивных умений, способности студентов к самоуправлению [3].

Уровни сформированности ИКК подразделяются на пороговый, повышенный и высокий.

Предлагаемая модель формирования ИКК у бакалавров автомобильного профиля будет эффективно реализована при соблюдении следующих педагогических условий:

■ единство личностно-деятельностного, проектного, системного, коммуникативно-

компетентностного и культурологического подходов в системе формирования ИКК у бакалавров автомобильной отрасли;

■ поэтапное формирование и развитие ИКК в совокупности составляющих ее компонентов;

■ подбор различных форм, методов и приемов обучения, учитывающих специфику конкретного этапа формирования ИКК;

■ диагностика и мониторинг уровня сформиро-ванности компетенций студентов на разных этапах обучения;

■ процесс формирования ИКК реализуется посредством интерактивных образовательных технологий;

■ использование метода проектов во внеаудиторной работе.

Литература

1. Багатеева, А.О. Теоретическое обоснование формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов в техническом вузе - национальном исследовательском университете / А.О. Багатеева, Г.Н. Ахметзянова, Н.Ш. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т.14., № 8. -С. 410-413.

2. Галимзянова И.И. Педагогическая система формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров. Автореф. дисс. ... д-ра педагог. наук. Казань, 2009. - 32 с.

3. Галимзянова И.И. Иноязычная коммуникативная подготовка студентов технической специальности в процессе контекстного обучения // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 4. - С. 127-132.

© А. О. Багатеева - асс. каф. иностранных языков Набережно Челнинского филиала К(П)ФУ, angel803@yandex.ru; Г. Н. Ахметзянова - проф. каф. сервиса транспортных систем того же вуза; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., декан факультета социальных и гуманитарных технологий КНИТУ, kassp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.