- систематическое взаимодействие педагогов по созданию и использованию методического обеспечения организации эт-нопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи по социализации учащихся.
Несмотря на обширный ряд форм работы с учителями, ряд ученых выделяют проблему недостаточной развитости научнометодического обеспечения реализации национально-регионального компонента и говорят о недостаточной подготовленности
Библиографический список
учителей к организации этнопедагогической направленности образовательного процесса. Так, до сих пор отсутствует четкий понятийный аппарат, не разработаны основные подходы к решению вопросов обучения и воспитания с учетом региональных условий. Не выявлены эффективные социально-педагогические и педагогические условия реализации регионального компонента содержания образования как необходимого фактора развития личности учащегося.
1. Ворохова, З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Нар. образование. - 2000. - № 6.
Bibliography
1. Vorokhova, Z. Nacionaljno-regionaljnihyj komponent: razrabotka i realizaciya // Nar. obrazovanie. - 2000. - № 6.
Статья поступила в редакцию 30.04.14
УДК 373.1
Gubnitsky O.V. MODEL OF FORMING OF ENVIRONMENTALLY HEALTHFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL WITHING THE PROJECT-BASED ACTIVITY. The article presents a model of ecologically healthful orientations by means of the project activity in the field of basic education and characteristics of this model are highlighted. The successful operation of the model of the project activity is realized through in the following conditions: the proper pedagogical conditions, the social order of the society, trends in environmental education, the leading ideas of the aggregate system activity and axiological approaches.
Key words: formation, model, environmental values, project activity, students of secondary school.
О.В. Губницкая, аспирант ЧГПУ, учитель высшей категории МАОУ гимназии № 23,
г. Челябинск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена модель формирования экологических ценностных ориентаций средствами проектной деятельности в сфере основного образования, выделены характеристики модели. Для успешного функционирования модели средствами проектной деятельности мы учитывали: педагогические условия, социальный заказ общества, тенденции изменения содержания экологического образования, ведущие идеи совокупности системно-деятельностного и аксиологического подходов.
Ключевые слова: формирование, модель, экологические ценностные ориентации, проектная деятельность, обучающиеся основной школы.
Всемирные проблемы современности - противоречия человека и природы - несут реальную угрозу человеческой цивилизации, поднимают потребность в экологическом образовании, призванном на практике осуществлять идеи общества, осведомленного в экологическом плане. Вопросы экологической культуры, экологического воспитания сегодня наиболее проблемные. Наша позиция основывается на решениях многих конгрессов и конференций разных уровней «доказано, что вслед за переоценкой ценностей в обществе, происходящей в обществе постоянно, а иногда предвосхищая ее, происходят изменения в ценностных ориентациях школьников. Система ценностных ориентации школьников всегда адекватна системе ценностей общества» [1, с. 5]. «Невнимание к ценностям и целям образования, пассивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования» [2, с. 126-134]. Из этого следует, что главным достоинством прогрессивной образовательной педагогической идеи сегодня это - направленность на экологические ценностные ориентации, которые представлены в авторской модели формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности.
На XVI Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» в Москве, 2010 С.И. Барановский, академик РАЕН и РЭА, отметил «что, власть, в лице Президента России, напрямую заговорила о необходимости «бороться с экологической безграмотностью и безразличием» [3, с. 3], воспитании экологической культуры. Внимание мировой общественности к проблеме экологического образования повысилось, но предмету «Экология» не уделяется доста-
точное внимание, он больше реализуется во внеурочной работе или в содержании элективных курсов, которые ученик посещает по выбору. И перед учителем встает задача - научить всех учащихся правильно взаимодействовать с окружающей средой. Экологические ценностные ориентации - это умение личности предвидеть результаты будущих действий, полное осознание личного сопричастия, стремление активно участвовать в сохранении окружающего мира.
Исследование проблемы в теории и практике экологического образования позволило сделать вывод о том, что экологические ценностные ориентации требуют целенаправленных действий по ее развитию. Под формированием экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности мы осознаем планирование образовательного процесса, которое предполагает взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на приобретение учебные универсальные действия, наличие экологических ценностей, обеспечивающие многогранное развитие личности и ее деятельности, позволяющих им эффективно применять в проектной деятельности.
Необходимость разработки модели формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности в процессе современного образования определяется теми позитивными тенденциями, которые наметились в российской образовательной системе. Педагогами отмечается тот факт, что современная школа вступила в сложный период реформирования образования, который ведет к необходимости изменения форм и методов взаимодействия с учащимися, поиску новых способов и технологий работы, направленными на личностное развитие. Выбор сис-
Рис. 1. Модель формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы
средствами проектной деятельности
темно-деятельностного и аксиологического подходов в нашем исследовании определен: 1) потребностью систематизации исследуемого процесса, т.е. создание подходящей модели и результатом в организованной деятельности (системно - деятельностный подход); 2) особенность предмета эксперимента - формированием экологических ценностных ориентаций обучающихся (аксиологический подход).
Исходя, из особенностей школьного образовательного процесса модель включает в себя блоки: мотивационно-целевой, организационно-содержательный, методико-технологический, диагностико-корректирующий; по достижению намеченного результата элементом является педагогическая задача; системообразующими факторами, определяющим содержательную и организационную стороны исследуемого процесса - цель и самоуправление процессом; обеспечивается целостность модели, так как все перечисленные блоки и компоненты взаимосогласованы между собой и передают конкретное содержание, работают на конечный итог; открытость, так как модель встроена в контекст системы формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы как дополнительное, но автономный элемент; практичность, так как модель представляет прием объединения практических действий, т.е. рабочим замыслом намеченной цели; предметом является проектная деятельность, в рамках которой формируется его экологические ценности, субъектами - сотрудничество учителя и ученика, в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения, занимающий активную позицию в процессе образовательной, теоретической, исследовательской, внеурочной творческой подготовки; комплекс традиционных и инновационных учебно-воспитательных методов и средств, применяемых в современных школах, результатом является сформированные экологических ценностных ориентаций. Применение проектной деятельности дает школьникам сознательно определять собственные цели, намечать порядок исполнения заданий, осуществлять практические задания при этом оценивать и излагать результаты свой работы.
Мотивационно-целевой блок (создание у школьников потребности и цели формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности). Среди причин снижения мотивации к формированию экологических ценностных ориентаций обучающихся выявлена недостаточная степень развития экологических знаний, умений и навыков и отсутствие условий для практического применения полученных знаний. Наиболее позитивное влияние на познавательную деятельность и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация, поэтому этот тип мотивации следует культивировать при создании положительной мотивации при формировании ценностных ориентаций обучающихся.
Организационно-содержательный блок обеспечивает организацию образовательного процесса и содержание индивидуальных образовательных траекторий, направленных на формирование экологических знаний, умений, личностных качеств и ценностных ориентаций. Блок включает содержание Федеральных государственных стандартов и представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, школьных программ, ориентированных на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов, программ элективных курсов, составляющих компонент образовательного учреждения базисного учебного плана. Все вышеизложенное характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны для интеграции составляющих обучения. Мотивационно-ценностный компонент понимается как осознание необходимости в экологоориентированной деятельности, где доминируют личностные экологоориентированные ценности, присутствие познавательной потребности, готовность к получению экологический знаний и творческому применению их, большому интересу к экологическим проблемам [4]. Когнитивный компонент - представляет совершенствование предметной подготовки: знания, ум ения, навы ки, опыт, мировоззрение. Нельзя отказываться от знаниевой составляющей, без определенных знаний невозможно познание. Необходимо рассматривать не как цель, а средство, при этом объем знаний должен определяться уровнем интереса к данной области [5]. Поведен-ческо-деятельностный компонент модели предусматривает осознание и принятие школьниками ценностных ориентаций. Практическая направленность данного процесса обеспечивает
их готовность к активным действиям и позволяет реализовать ценностные ориентации в поведение «...человека реализующее на конкретных проявлениях его жизнедеятельности, но чтобы эта деятельность проявилась, ученик должен внести в общество личный вклад, который соответствует его признанию, требующей постоянной «подпитки» знаний» [6, с. 62].
Методико-технологический блок модели определяет формы, методы и средства формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности и отражает деятельность учителя и ученика в учебной сфере. Содержание его построено на сочетании традиционных и инновационных формах, методах обучения, способствующих субъектному и созидательному отношению к природе, что соответствует мироощущению школьников и ориентировано на расширение опыта в процессе непосредственного педагогически организованного взаимодействия с объектами окружающей природной среды.
Диагностико-корректирующий блок модели формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности включает в себя систему критериев, к которым относятся знания и умения, проектное мышление, креативность, самостоятельность, сформи-рованность которых позволяет выделить уровни экологической ценностных ориентаций в образовательных организациях.
Анализируя научную литературу и обобщение педагогического опыта, позволили выбрать педагогические принципы экологических ценностных ориентаций обучающихся основной, которые будут указывать направление педагогической деятельности, искать творческий подход к построению педагогического процесса, не нарушая основные требования к организации педагогической деятельности.
Принцип интеграции формирует научно-познавательное отношение, устанавливает целостно-нормативные ориентации к окружающей среде, развивает практические умений по улучшению природной среды, создает правила поведения в ней. Приоритеты интеграции из опыта работы показывают интеграцию предметов - биологии с экологией, литературой, химией, математикой, ИЗО, музыкой. Например, для интегрированного урока биологии и ИЗО служат темы «Побег», «Соцветия», «Строение листа» в 6 классе, что дает возможность учащимся при исследовании природных объектов использовать приемы изобразительной деятельности, выполняя творческие коллективные или индивидуальные задания.
Принцип прогностичности на практике, в первую очередь, создает в сознании подрастающего поколения новой тенденции
- повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и будущих поколений. Если в результате обучения учащийся осознает, как и зачем станут развиваться или действовать в ближайшем и отдаленном будущем изученные им, процессы, значит, при организации учебного процесса были учтены принципы и доступности, и наглядности, и научности, системности и последовательности, и связи теории с практикой [7, с. 9-10].
В работе со школьниками предпочтение должно быть отдано принципу взаимосвязи краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды, определены И.Д. Зверевым, А.Н. Захлеб-ным [8; 9]. Воплощение этого принципа помогает школьникам выработать точку зрения на вопрос взаимодействия человека с природой.
Необходимо помнить, что авторская модель проходит процессы становления, совершенствования и развитие. В современных условиях любая модель, в том числе и спроектированная нами модель формирования экологических ценностных ориентации обучающихся основной школы средствами проектной деятельности совершенствуется в процессе ее работы.
Апробация работы модели показала эффективность реализация намеченных путей и средств формирования экологических ценностных ориентаций в образовательном процессе основной школы, способствовала достижению более высоких качественных результатов. Также позволила определять педагогическое воздействие, показывать ученику цель, к которой необходимо стремится, мотивировать свою деятельность для достижения цели. Самые результативные итоги наблюдались в группе, где образовательный процесс происходил с отработкой исследуемой нами модели, где реализованы весь комплекс педагогических условий.
Библиографический список
1. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург, 1996.
2. Саламатов, А.А. Развитие конкурентоспособности и мобильности выпускника средней школы эколого-экономического профиля // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12(2).
3. Барановский, С.И. XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (Россия, Москва, 25-26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конф. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». - СПб., 2010.
4. Губницкая, О.В. Создание положительной мотивации экологической деятельности обучаемых основной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заочной науч. конф. /под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Пермь, 2011. - Т. 1.
5. Губницкая, О.В. Модель биологически грамотного выпускника гимназии в условиях компететностного подхода // Сборник материалов: опыт лучших педагогов Калининского района, победителей конкурса приоритетного Национального проекта «Образование» в 2008 г. -Челябинск, 2008.
6. Саламатов, А.А. Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - М.; Челябинск. - 2012. - № 4(9).
7. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. - М., 2003.
8. Захлебный, А.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе. Россия в окружающем мире /
А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008: аналитический ежегодник / отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. - М., 2008.
9. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М., 1993.
Bibliography
1. Kirjyakova, A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennosteyj: monografiya. - Orenburg, 1996.
2. Salamatov, A.A. Razvitie konkurentosposobnosti i mobiljnosti vihpusknika sredneyj shkolih ehkologo-ehkonomicheskogo profilya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 12(2).
3. Baranovskiyj, S.I. XVI Mezhdunarodnaya konferenciya «Ehkologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoyjchivogo razvitiya» (Rossiya, Moskva, 25-26 iyunya 2010): tezisih dokladov i prezentaciyj XVI Mezhdunarodnoyj konf. «Ehkologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoyjchivogo razvitiya». - SPb., 2010.
4. Gubnickaya, O.V. Sozdanie polozhiteljnoyj motivacii ehkologicheskoyj deyateljnosti obuchaemihkh osnovnoyj shkolih // Problemih i perspektivih razvitiya obrazovaniya: materialih mezhdunar. zaochnoyj nauch. konf. /pod obth. red. G.D. Akhmetovoyj. - Permj, 2011. - T. 1.
5. Gubnickaya, O.V. Modelj biologicheski gramotnogo vihpusknika gimnazii v usloviyakh kompetetnostnogo podkhoda // Sbornik materialov: opiht luchshikh pedagogov Kalininskogo rayjona, pobediteleyj konkursa prioritetnogo Nacionaljnogo proekta «Obrazovanie» v 2008 g. - Chelyabinsk, 2008.
6. Salamatov, A.A. Professionaljnihyj proekt: idei, tekhnologii, rezuljtatih: nauch. zhurnal. - M.; Chelyabinsk. - 2012. - № 4(9).
7. Gershunskiyj, B.S. Obrazovateljno-pedagogicheskaya prognostika. Teoriya, metodologiya, praktika: ucheb. posobie. - M., 2003.
8. Zakhlebnihyj, A.N. Razvitie obthego ehkologicheskogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom ehtape. Rossiya v okruzhayuthem mire / A.N. Zakhlebnihyj, E.N. Dzyatkovskaya // Rossiya v okruzhayuthem mire - 2008: analiticheskiyj ezhegodnik / otv. red. N.N. Marfenin; pod obtheyj red. N.N. Marfenina, S.A. Stepanova. - M., 2008.
9. Zverev, I.D. Ehkologicheskoe obrazovanie shkoljnikov / pod red. I.D. Zvereva, T.I. Suraveginoyj. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 377
Kupchigina I.M. STUDYING THE PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE. The article is devoted to the study of the professional culture of teachers with different work experience at the beginning of the experimental work. The article presents the comparative analysis and characteristics of the formation of the cognitive, emotional, communicative and reflective components of the professional culture of teachers with different work experience.
Key words: professional culture, professional culture of teachers, cognitive component, emotional component, communicative component, reflexive component.
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Статья посвящена изучению сформированности профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы на начало опытно-экспериментальной работы. В статье представлен сравнительный анализ и характеристики сформированности когнитивного, эмоционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура педагогов, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент.
Обращение к проблеме формирования профессиональной культуры педагогов является актуальным, обоснованным и своевременным в связи с современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров в контексте Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Очевидно, что развитие государства и общества невозможно без осознания огромной роли культуры в образовании. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности, в том числе профессиональной,
активное освоение общих культурных ценностей объективно требуют обращения внимания на изучение профессиональной культуры педагогов. Проведенный теоретический анализ психо-лого-педагогической литературы позволил нам выявить в структуре профессиональной культуры педагогов четыре компонента
- когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и рефлексивный [1, с. 63].
Для изучения сформированности профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы в опытно-экспериментальной работе приняли участие 60 педагогов, которые были