УДК 37.011.33
Morozova N.V. EKOKULTURNOE DEVELOPMENT OF THE FUTURE EXPERT. In article necessity of formation of ecological culture of experts for a context of their future professional work is described, the methodological bases of working out of system-pedagogical model of formation of ecological culture are considered. Key concepts reveal and the universal model of stage-by-stage formation of ecological culture of the future experts is offered.
Key words: vocational training, ecological preparation, ecological literacy, ecological erudition, ecological component of professional competence, ecological culture.
Н.В. Морозова, начальник отдела ЦРПО ГОУ ВПО «АСОУ» МО, г. Москва, E-mail:[email protected]
ЭКОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье описана необходимость формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности, рассмотрены методологические основания разработки системно-педагогической модели формирования экологической культуры. Раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная модель поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональное образование, экологическая подготовка, экологическая грамотность, экологическая образованность, экологическая составляющая профессиональной компетентности, экологическая культура.
Бесспорно экологическая проблема - одна из самых волнующих общечеловеческих проблем XXI века. Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящимися в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и осознание роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.
Согласно Экологической доктрине России приоритетом любой образовательной системы становится формирование целостного мировоззрения и экологической культуры личности и общества, в рамках которых педагог призван выполнять социально-экологическую функцию.
Большинство ученых считают экологическую культуру составной частью общей культуры (В.А.Игнатова, Э.С. Мар-карян, В.Н.Новиков, И.Н.Пономарева, Н.Ф. Реймерс, О.А. Таран, Н.В.Соловьева, К.А. Юрьев), которая характеризуется острым, глубоким, всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущего развития.
Существует противоположное мнение. Так, Н.Н. Моисеев, считает, что экологическая культура - это не часть общечеловеческой культуры, а её новое содержание, новые оценки, новое качество, основу которых составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек [1].
Неоднозначно определение понятия и структуры "экологической культуры" в основном, полном общем и профессиональном образовании.
В общеобразовательном учреждении И.Д. Зверев [2] определяет экологическую культуру как овладение системой знаний о природе и взаимодействии с обществом, выработку сознания и понимания необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развития эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического отношения к природе.
В профессиональном образовании Рябцева О.Н. предлагает рассматривать экологическую культуру как умение и потребность использовать знания по экологии в обыденной личной, общественной и профессиональной деятельности [3]. Для инженерно-технических работников - это еще наличие специальных знаний, закономерностей развития биосферы в контакте с техносферой [4]. Для менеджера, по мнению А.В. Деминой, - это личностное новообразование, характеризующееся готовностью к принятию управленческих решений и ответственностью за последствия принятых решений в сфере взаимодействия природы и общества [5].
Экологическая культура нами рассматривается как результат экологической подготовки, составляющая нравственно-духовной сферы жизнедеятельности человека, характери-
зующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя систему взаимосвязанных элементов экологического мировоззрения: экологическое знание, экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.
При анализе экологической культуры личности мы использовали понятие модель, понимая ее как изображение, схему, описание какого-либо объекта (их системы), отображающие структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта (системы).
Особую значимость для нашего исследования имеют разработанные дидактические модели, направленные на формирование экологической культуры специалистов.
Предложенная нами системно-педагогическая модель формирования экологической культуры специалиста в образовательном учреждении может быть использована при подготовке специалиста любого профиля.
Методологическими основаниями, обеспечивающие системный подход к формированию экологической культуры специалиста в процессе его обучения являются следующие представления:
Во-первых представлением об образовательной программе как совокупности документов, нормативно описывающих все значимые компоненты образовательного процесса (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-диагностический, организационно-управленческий), проектно определяющие его состав и структуру.
Во-вторых, представлением о процессе формирования экологической культуры как технологическом процессе, включающем ряд этапов. При этом в качестве системообразующего основания для выделения этих этапов нами принята предложенная Б.С. Гершунским [6], структура становления личности являются: грамотность -> образованность -> профессиональная компетентность -> культура.
В-третьих, при создании модели формирования экологической культуры профессионального образования в образовательном учреждении мы основывались на преемственности разработок по данному направлению в общем и профессиональном образовании.
Наиболее сущностной является авторская концепция коллектива ученых и педагогов во главе с академиком РАО И.Д. Зверевым. Авторы концепции предлагают три модели реализации структуры содержания: многопредметную, одно-предметную и смешанную. С учетом специфики организации профессионального образования смешанная модель экологизации содержания нам представляется наиболее приемлемой, которая связана с введением специального курса "Основы экологии" с одновременной экологизацией предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, проведением специальных факультативных курсов экологической направленно-
сти, организацией активной внеклассной деятельности школьников.
В-четвертых, для реализации системного подхода к обновлению содержания профессионального образования с учетом экологической составляющей образования нами применялась модель контекстного обучения, предложенная А.А. Вербицким и Т.Д. Дубовицкой. При этом понятие «контекст» используется для определения методологических ориентиров при отборе и конкретизации содержания образования [7]. Авторы выделяют следующие контексты: социокультурный контекст; контекст научного знания; контекст учебного предмета; дидактический контекст и контекст личностной значимости.
С учетом данных представлений нами предложена универсальная системно-педагогическая модель формирования экологической культуры в образовательном учреждении, включающая: цели, содержание, формы, методы формирования экологической культуры.
Модель ориентирована на непрерывное экологическое становление личности обучающегося в профессиональном образовательном учреждении. В соответствии с этим, цели поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов находятся во взаимосвязи с этапами становления личности и определяются как последовательное формирование у обучающихся экологической грамотности, экологической образованности, экологического компонента профессиональной компетентности, экологической культуры.
Содержание экологической подготовки на каждом этапе дополняет предыдущее с тем, чтобы при окончании учебного заведения можно было говорить о том или ином уровне экологической культуры выпускника. Ведь экологическая культура, по мнению Б.Т.Лихачева[8], главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности, что очень важно в современном мире.
Так содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Оно включает в себя: ценность и значение человека как элемента природы и социума; условия сохранения природы, человека и человечества в меняющемся мире и т.д. и ограничивается введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей. Это достигается включением соответствующего содержания в элективные курсы и содержание вне-учебной деятельности. Последнее реализуется через работу экологического кружка, проведением экскурсий, в том числе в музеи, имеющие экологические экспозиции и т.д.
Библиографический список
Экологическая образованность, в контексте научного знания, характеризующейся интеграцией различных областей знания, предполагает освоение научных знаний в области экологии, которое реализуется экологизацией содержания общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки. Реализуется это введением в общеобразовательные предметы модулей по экологии, путем введения отдельных предметов экологического содержания и факультативов.
Содержание экологического компонента профессиональной компетентности строится в рамках профессионального контекста в соответствии с экологическими знаниями, умениями и навыками, требуемыми при выполнении конкретной профессиональной деятельности, а также с учетом внимания к творческому отношению к делу, опыту и стремлению к непрерывному самосовершенствованию в экологической области [9]. Экологическая составляющая профессиональной компетенции осваивалась благодаря профилизации дисциплин посредством их интеграции с предметом Экология. Обучающиеся приобретают экологический опыт в профессиональной деятельности, благодаря включению экологических аспектов в производственное обучение и практику, организации экологического практикума и экомониторинга, где обучающиеся активно осуществляют проектную деятельность.
«Вершиной» экологической подготовки обучающихся является экологическая культура. Основной характеристикой экологической культуры, отличающей её от других составляющих структуры личности, является мировоззренческая и поведенческая позиция человека, его мировосприятие. Именно это определяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества. Экологически оправданное поведение характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения. Отсюда внимание к мировоззренческому контексту, который достигается включением содержания экологических спецдисциплин в профессиональную подготовку, опыта исследовательской работы и пропагандистская экологическая работа, осуществление природоохранной деятельности.
Экологическое самообразование, участие в экологических чтениях, конференциях, семинарах и просто в акциях - это далеко не все методы, которые позволяют формировать и развивать экологическую культуру обучающихся.
Таким образом, предложенная нами системно-педагогическая модель в формировании культурно-экологических стремлений обучающихся в образовательном учреждении системы начального и среднего профессионального образования позволяет организовать непрерывный процесс становления экологической культуры у будущих специалистов.
1. Моисеев, H.H. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. - 1996. - № 3.
2. Зверев, И.Д., Суравегина, И.Т. Отношение школьников к природе. - М.: Педагогика, 1988.
3. Рябцева, О.Н. Формирование экологической культуры учащихся в системе «школа-профессиональный колледж-вуз»: автореф. дис... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2005.
4. Муравьева, Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: автореф. дис..канд. пед. наук. - Казань. 2008.
5. Демина, A.B. Формирование экологической культуры менеджера при подготовке в вузе: дис ... канд. пед. наук. - Саратов, 2009.
6. Гершунский, Б.С. Пути повышения качества профессионального образования. - М.: ИПО, 1992.
7. Вербицкий, A.A. Контексты содержания образования / A.A. Вербицкий, Т.Д. Дубовицкая: монография. - М.: «Aльфа», 2003.
8. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Курс лекций. - М.: Прометей, 1993.
9. Ермоленко, ВА. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях / ВА. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черно-глазкин: пособие для работников системы образования. - М.: ИТОП PAO, 1999.
Bibliography
1. Moiseev, N.N. Ehkologicheskoe obrazovanie i ehkologizaciya obrazovaniya // Biologiya v shkole. - 1996. - № 3.
2. Zverev, I.D., Suravegina, I.T. Otnoshenie shkoljnikov k prirode. - M.: Pedagogika, 1988.
3. Ryabceva, O.N. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih uchathikhsya v sisteme «shkola-professionaljnihyj kolledzh-vuz»: avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Yjoshkar-Ola, 2005.
4. Muravjeva, E.V. Ehkologicheskoe obrazovanie studentov tekhnicheskogo vuza kak bazovaya sostavlyayuthaya strategii preodoleniya ehkologicheskogo krizisa: avtoref. dis....kand. ped. nauk. - Kazanj. 2008.
5. Demina, A.V. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih menedzhera pri podgotovke v vuze: dis . kand. ped. nauk. - Saratov, 2009.
6. Gershunskiyj, B.S. Puti povihsheniya kachestva professionaljnogo obrazovaniya. - M.: IPO, 1992.
7. Verbickiyj, A.A. Kontekstih soderzhaniya obrazovaniya / A.A. Verbickiyj, T.D. Dubovickaya: monografiya. - M.: «Aljfa», 2003.
8. Likhachev, B.T. Pedagogika / Kurs lekciyj. - M.: Prometeyj, 1993.
9. Ermolenko, V.A. Didakticheskie osnovih funkcionaljnoyj gramotnosti v sovremennihkh usloviyakh / V.A. Ermolenko, R.L. Perchenok, S.Yu. Chernog-lazkin: posobie dlya rabotnikov sistemih obrazovaniya. - M.: ITOP RAO, 1999.
Статья поступила в редакцию 27.07.11