по направлению «Сервис», проанализировано, представлено и экспериментально обосновано технологическое обеспечение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров в вузе.
В условиях реформирования высшего профессионального образования, модернизации экономики России и введения Федеральных государственных образовательных стандартов актуальным и практически значимым становится процесс проектирования любого вида деятельности. Поэтому опыт экспериментальной работы по проектированию системы формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса может быть рекомендован к практическому использованию в образовательном процессе учебных заведений высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего професси-
онального образования Российской федерации на 2005-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mo/Data/d05/prm40-1.htm
2. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010.
4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2009 г. № 627.
5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22.12.2009г. № 796.
УДК378.14; 159.923
Смирнова Валентина Михайловна
Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского
ФОРМИРОВАНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
В статье обосновывается необходимость формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза. Автор освещает степень научной разработанности данной проблемы. Акцентируется внимание на объективных и субъективных обстоятельствах, затрудняющих формирование аутопсихологической компетентности у будущих педагогов.
Ключевые слова: компетентность, аутопсихологическая компетентность, изменение собственного внутреннего состояния, профессионализм, успешность педагогической деятельности.
Социальный запрос на высокий профессионализм и компетентность выпускников высших учебных заведений выразился в предъявляемой системе требований к личности специалиста: необходимости продуктивного отношения человека к своим собственным ресурсам и возможностям, умению их объективно оценивать и использовать с целью повышения эффективности профессиональной деятельности.
В связи с этим современная парадигма образования ориентирует на активизацию личностного потенциала путем обращения к аутопсихологической компетентности, сущность которой, по мнению ученых (Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский, Л.А. Степнова, Н.Е. Паевская и др.), заключена в формировании системы знаний о себе, а также умений и навыков, позволяющих использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изме-
нения своего внутреннего состояния для достижения значимых результатов в профессиональной деятельности.
Особую важность аутопсихологическая компетентность приобретает при подготовке студентов педагогических специальностей вуза. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (050100) подчеркивается необходимость формирования у студентов «знаний способов профессионального самопознания и саморазвития, ... умений использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач, . умений на практике создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду» [9, с. 12-13].
Вместе с тем, реализация задачи обеспечения высокого уровня сформированности аутопсихоло-
© Смирнова В.М., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4
71
гической компетентности у будущих педагогов затруднена из-за ряда объективных и субъективных обстоятельств, главными из которых, на наш взгляд, являются:
- недостаточная выраженность в процессе подготовки студентов педагогических специальностей вуза норм, стандартов поведения, стимулирующих и поддерживающих самопреобразующую деятельность, процессы интенсивного саморазвития, саморегуляции, самореализации;
- сложившаяся система профессионального образования будущих педагогов, в которой пока не получила широкого распространения идея формирования у студентов аутопсихологической компетентности в силу недостаточной разработанности как теоретических, так и практических аспектов ее реализации в условиях вуза;
- отсутствие у выпускников специальности 050100 понимания значимости формирования аутопсихологической компетентности с целью познания и развития себя как индивида, личности, субъекта профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства в педагогической деятельности.
Это обусловливает актуальность проведения исследований по проблеме аутопсихологической компетентности, разработке моделей ее формирования у студентов педагогических специальностей вуза.
Термин «аутопсихологическая» (от греч. auto -сам, psyche - душа, logos - слово) введен в науку сравнительно недавно и буквально означает человека, изучающего собственную душу, занимающегося психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи самому себе в определенных ситуациях [8, с. 413].
Мы уверены, что помощь педагога самому себе играет ключевую роль и является необходимым условием профессиональной подготовки, поскольку во все времена именно от педагога, его профессионализма, умения управлять учебным процессом и собой в нем, предвидеть возможную смену обстоятельств и быстро, адекватно отреагировать на них зависят успехи учеников.
Обоснованием своей позиции о необходимости формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза в условиях профессиональной подготовки считаем психолого-педагогические исследования аутопсихологической компетентности в таких ее аспектах, как: одна из составляющих профессионализма педагога (Н.В.Кузьмина, Г.И. Метельский, Е.А. Климов, А.А. Реан); достижение вершин в профессии и жизни, повышение личностно-профессиональной зрелости специалиста (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.А. Степнова, Н.Е. Паевская); фактор успешности педагогической деятельности (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, А.К. Маркова).
Представим краткую характеристику вышеизложенных аспектов аутопсихологической компетентности применительно к проблеме нашего исследования.
Не вызывает сомнения тот факт, что профессиональная деятельность педагога полифункциональ-на и включает в себя много различных видов деятельности: воспитывающая, обучающая, развивающая, диагностическая, коррекционная, консультационная, организационно-управленческая и т.п. Показателем эффективности осуществления всех видов педагогической деятельности принято считать профессионализм.
Однако, мы солидарны с мнением Е.А. Климова о том, что профессионализм следует рассматривать не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию его психики [4]. Обращаясь к профессионализму, упрощенно мы можем представить его в виде вершины пирамиды, в основании которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт и профессиональная компетентность. Именно поэтому профессионализм педагога, по мнению Н.В. Кузьминой [5], является интегральной характеристикой его личности. Компонентом профессионализма как раз и выступает компетентность. Поскольку направления педагогической деятельности многообразны, то и компетентности также будут отличаться своей спецификой. (Например, сформированность педагога как субъекта педагогического общения свидетельствует о высоком уровне его коммуникативной, перцептивной компетентности.) В связи с этим Н.В. Кузьмина выделяет пять видов профессиональной компетентности учителя, обеспечивающих его способность к решению конкретных профессиональных задач: 1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; 2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся; 3) социальнопсихологическая компетентность в области процессов общения; 4) дифференциально-психологическая в области мотивов, способностей, восприятия учащихся; 5) аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [5, с. 90].
По мнению Н.В. Кузьминой и Г.И. Метельско-го, формирование любого вида компетентности (включая и аутопсихологическую) как составляющих профессионализма педагога должно начинаться еще в процессе обучения будущего учителя. Именно с этих позиций в педагогической науке было впервые представлено определение аутопсихологической компетентности, которая представляет собой «систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих будущему профессионалу не только общепсихологические знания, но и высокий уро-
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
вень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями» [5, с. 89].
Важным выводом анализа этого направления исследований для нас стало то, что аутопсихологическая компетентность является структурным компонентом профессионализма педагога, и ее можно и необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.
Следующее направление психолого-педагоги-ческих исследований аутопсихологической компетентности связано с достижением вершин в профессии и жизни, повышением личностно-профессиональной зрелости специалиста. Эти проблемы являются центральными в акмеологии. Так, например, А.А. Бодалев указывает, что вершин достигают те люди, которые сами себя сделали: подчинили себе обстоятельства, преодолели свои слабости, сокрушили сопротивление чужой воле, шли последовательно и настойчиво к своей цели и достигли ее [2, с. 30]. Это напрямую относится к предмету нашего исследования, потому что каждый, кто добился вершин в профессии так или иначе задействовал свою аутопсихологическую компетентность, поскольку именно умение создавать свою собственную, применимую именно к своей профессиональной деятельности психологию, отличает аутокомпетентную личность от человека, который может владеть многими психологическими знаниями, умениями, но не использовать их на практике.
Действительно, практически все выпускники педагогических специальностей вуза имеют желание и потенциальные возможности достигнуть вершины в собственной профессии и жизни, но далеко не каждый способен это реализовать. Причиной, по мнению А.А. Бодалева, является незнание своих психологических возможностей, отсутствие веры в себя, невключенность в процесс саморазвития. «Подавляющее большинство людей не ставит перед собой цель развивать свой ум, тренировать волю, управлять чувствами, формировать свои способности и характер как самостоятельную, жизненно важную задачу» [2, с. 42]. Одним из способов решения данной проблемы К.А. Абульханова-Слав-ская считает формирование субъективной активности и компетентности личности, от которых зависит поиск оптимальных жизненных позиций, открывающих жизненные перспективы [1, с. 149].
Дальнейшее обращение к акмеологическим исследованиям показало, что в современной науке к аутопсихологической компетентности проявляется повышенный интерес. Так, например, большое количество диссертационных работ посвящено ее развитию у государственных служащих (Л.А. Степнова, В.Б. Нарушак, Н.Е. Паевская [7 и др.]). Для нашего исследования данные разработки имеют принципиально важное значение, поскольку спе-
цифика деятельности государственных служащих и педагогов имеет некоторые общие моменты, а именно: общение с людьми разного возраста, национальностей, вероисповедания; результаты труда педагога также как и государственного служащего многом зависят от их способности к саморазвитию, эффективного использования внутреннего потенциала, гибкости, адаптируемости к изменяющимся условиям, умения находить нестандартные решения управленческих задач, креативности, творческой самореализации.
Перейдем к психолого-педагогическим исследованиям, изучающим аутопсихологическую компетентность как фактор успешности педагогической деятельности (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, А.К. Маркова).
Рассматривая различные аспекты профессионализма, А.К. Маркова связывает профессиональную успешность и эффективность деятельности личности с его внутренней ответственностью за собственное развитие, внутренним локусом контроля, субъектной активности. Эти параметры полностью отвечают характеристикам аутопсихологической компетентности. Несмотря на то, что в исследованиях А.К. Марковой не употребляется термин «аутопсихологическая компетентность», все ее характеристики заложены в такие виды компетентности, как личностная и индивидуальная профком-петентность. Всего же ученой выделено четыре вида компетентности, владение которыми позволяет стать эффективным профессионалом, добиться успеха в профессии, а именно: 1)специальная или деятельностная профкомпетентность (позволяет выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике); 2) социальная профкомпетентность (дает возможность эффективно сотрудничать в профессиональном сообществе); 3) личностная профком-петентность (характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации); 4) индивидуальная профкомпетентность (вооружает приемами саморегуляции, профессионального саморазвития, неподверженности профессиональному старению) [6, с. 28].
Н.С. Глуханюк в исследовании развития педагога как субъекта профессионализации подчеркивает, что эффективность как профессионализации, так и собственно результатов педагогического труда зависит от сформированности психологической готовности, аутопсихологической компетентности и самосознания педагогов. При этом аутопсихологическая компетентность определяется как совокупность и иерархия личностных свойств, обеспечивающих уровень и качество функционирования системы саморегуляции [3].
Интересными представляются исследования, проведенные Н.С. Глуханюк о влиянии аутопсихо-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4
73
логической компетентности на снижение тревожности, повышение активности, уверенности в себе, потребности в рефлексии изменяющейся картины мира. Было выяснено, что особенно актуальным это становится для студентов и педагогов со стажем педагогической деятельности в три года и более. В этом случае аутопсихологическая компетентность закрепляет и совершенствует субъектные характеристики профессионала (самоотношение, самооценка, саморегулирование) [3, с. 134].
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.
Профессия педагога накладывает на личность ее избравшую ответственность не только за тех, кого предстоит учить, воспитывать, развивать, но и ответственность за самого себя, что невозможно без сформированной аутопсихологической компетентности, позволяющей узнать свои слабые и сильные стороны, сформировать значимые для профессии педагога качества, связанные с особенностями са-мопреобразующей деятельности.
Социальный запрос на высокий профессионализм и компетентность выпускников высших учебных заведений ориентирует на подготовку будущих педагогов, способных интенсифицировать результаты своей профессиональной деятельности благодаря аутопсихологической компетентности с помощью включения в самопреобразующую деятельность, актуализировав свой внутренний потенциал.
Таким образом, формирование аутопсихологической компетентности является необходимым ус-
ловием профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей (050100) вуза.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 287 с.
3. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. - 219 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Вента-Граф, 2004. - 232 с.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Гардарики, 2003. - 297 с.
7. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2003. - 642 с.
8. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004. - 734 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», раздел V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/ 050100b.doc
УДК 378
Сун Лэй
Московский государственный университет им. Ломоносова
НАПРАВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕБАТОВ
Статья посвящена дебатам как современной образовательной технологии, способствующей личностному развитию учащихся. Представлена технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Рассмотрены основные направления, критерии эффективности и педагогические условия реализации технологии. Показано, что данная разработка позволит качественно и эффективно подготовить студентов к будущей профессиональной, социальной, культурной, исследовательской деятельности.
Ключевые слова: формирование личностно-значимой позиции, образовательная технология, дебаты.
В настоящее время в рамках модернизации высшего образования трудно переоценить создание современных моделей обучения, адекватных содержанию профессиональной деятельности, внедрение инновационных форм и методов обучения. Одним из таких методов являются дебаты. Благодаря своим особенностям -целостности, универсальности, личностной ориентированности и ориентации на самообразование учащихся - дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических тех-
нологий, позволяющих не только овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою позицию, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог и лидерские качества.
Нами разработана технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Она представлена тремя основными направлениями, включающими: 1) формирование
74
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Сун Лэй, 2012