Научная статья на тему 'Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения'

Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
995
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА) СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА / МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕРА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / VOCATIONAL TRAINING (PROFESSIONAL PREPARATION) OF POLICEMAN / QUALITY OF PROFESSIONAL PREPARATION / PROFESSIONAL SKILLS / CHART / MODEL OF ACTIONS FOR POLICEMAN / PROPHYLACTIC MEASURE / WARNING OF APPLICATION OF PHYSICAL FORCE AND SPECIAL FACILITIES / ACTIONS FOR POLICEMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селезнев В. И.

В статье рассматривается вопрос качества профессионального обучения и создания основы для формирования первоначальных профессиональных навыков сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел. Предлагаются варианты использования структурно-логической схемы действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения. Представлена определенная последовательность (модель) действий при профилактике и пресечении правонарушений, способствующая формированию первоначальных профессиональных навыков сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селезнев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of actions of the police officer at prevention and suppression of offenses in the course of a vocational education

In the article the question of quality of the vocational training and providing a basis are examined for forming of basic professional skills of the policemen, first accepted on service in the organs of internal affairs. An author is offering the variants of the use the chart of actions of policeman at suppression of offences during professional studies, the certain sequence the model of actions for policemen by preventive and suppress of offences, assisting forming of basic professional skills of policemen.

Текст научной работы на тему «Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения»

УДК 343.85:351.745.5:377

В. И. Селезнев

Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения

В статье рассматривается вопрос качества профессионального обучения и создания основы для формирования первоначальных профессиональных навыков сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел. Предлагаются варианты использования структурно-логической схемы действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения. Представлена определенная последовательность (модель) действий при профилактике и пресечении правонарушений, способствующая формированию первоначальных профессиональных навыков сотрудника полиции.

In the article the question of quality of the vocational training and providing a basis are examined for forming of basic professional skills of the policemen, first accepted on service in the organs of internal affairs. An author is offering the variants of the use the chart of actions of policeman at suppression of offences during professional studies, the certain sequence the model of actions for policemen by preventive and suppress of offences, assisting forming of basic professional skills of policemen.

Ключевые слова: качество профессиональной подготовки, профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, профессиональные навыки, структурно-логическая схема, модель действий сотрудника полиции, профилактическая мера, предупреждение о применении физической силы и специальных средств, действия сотрудника полиции.

Key words: quality of professional preparation, vocational training (professional preparation) of policeman, professional skills, chart, model of actions for policeman, prophylactic measure, warning of application of physical force and special facilities, actions for policeman.

Качество подготовки сотрудников полиции в современных условиях напрямую связано с решением общей проблемы профессионального *

* © Селезнев В. И., 2015

177

обучения, которая является одной из главных задач государства в сфере образования, влияющей на безопасность жизни и здоровья граждан, а также средством обеспечения этой безопасности. Анализируя практику правоохранительной деятельности, можно сделать вывод о недостаточном качестве формирования практических навыков сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки.

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) - это процесс подготовки сотрудника к профессиональной деятельности, т. е. помимо приобретения им новых знаний, комплексного развития способностей его личности, процесс включает и обучение сотрудника конкретным профессиональным навыкам, необходимым в служебной деятельности. Результатом обучения должно стать получение сотрудником полиции совокупности знаний и профессиональных навыков, необходимых ему для выполнения служебных задач. Однако в настоящий момент какие-либо критерии, стандарты качества подготовки сотрудника полиции отсутствуют, приблизительные требования содержатся только в учебных рабочих программах подготовки.

В ноябре 2013 г. министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В. А. Колокольцев, отвечая на тему повышения профессионализма сотрудников полиции корреспонденту журнала «Полиция России», сказал: «...пришло время кардинально изменить систему первоначальной подготовки сотрудников. Состояние учебно-материальной базы и уровень квалификации педагогического состава в более чем 30 процентах специализированных центров территориальных органов МВД России, к сожалению, не позволяют сегодня обеспечить необходимое качество обучения. Поэтому мы ликвидируем малоэффективные центры, а их функции передаём ведомственным образовательным учреждениям либо крупным центрам.»1. Тем самым он поставил задачу перед вузами МВД России в корне пересмотреть систему профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел.

В декабре 2013 г. авторским коллективом Московского университета МВД России, под редакцией первого заместителя начальника Московского университета МВД России генерал-майора полиции С.С. Жевлаковича бы-

1 Колокольцев В.А. Основные векторы развития МВД России: интервью кор. ежемес. правового лит.-публицист. междунар. журн. М-ва внутр. дел Российской Федерации «Полиция России». 2013. № 11. С. 3.

178

ла подготовлена и впоследствии утверждена в ДГСК МВД России примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. В пояснительной записке к программе указано, что «...выпускник, освоивший данную программу профессиональной подготовки должен обладать общими и профессиональными компетенциями.»2, так называемыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к профессии «Полицейский», в том числе обладать профессиональными навыками, что на самом деле является приоритетным направлением всего профессионального обучения в системе МВД России.

Таким образом, в новых условиях решением данной задачи является формирование у сотрудника органов внутренних дел, проходящего профессиональное обучение (профессиональную подготовку), вполне определенных первоначальных профессиональных навыков. У молодых людей в возрасте примерно 20 лет, уже имеющих сложившийся образовательный, интеллектуальный и культурный уровень, навыки собственной оценки происходящей действительности, еще не сформировались в полном объеме практические навыки, связанные с профессиональной деятельностью сотрудника полиции. Они еще не овладели совокупностью специфических навыков. Сотрудник органов внутренних дел в ходе профессионального обучения (профессиональной подготовки) должен не только научиться четкому алгоритму и последовательности своих возможных действий в конкретной ситуации, не только знать, что ему необходимо делать, но и как именно следует выполнить то или иное действие в общем алгоритме, что и как говорить при этом, что и как требовать от граждан, что и как обоснованно и доступно, четко и понятно разъяснить гражданину в той или иной ситуации и т. п. Без приобретения подобных профессиональных навыков в настоящее время невозможно качественное выполнение служебных обязанностей. Без понимания последствий, которые могут возникнуть в случаях необоснованных, незаконных, а иногда и безграмотных

2 Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии полицейский / под общ. ред. С.С. Жевлаковича. М., 2013. С. 5.

179

действий сотруднику полиции в своей профессиональной деятельности не достигнуть успешных результатов.

Учитывая достаточно короткий период обучения (около 6 месяцев), необходимо сформировать у сотрудника вполне определенные и четкие профессиональные навыки действий, необходимые ему в дальнейшей служебной деятельности, исходя из конкретной сложившейся ситуации, так называемые алгоритмы или схемы (модели) действий. А также попытаться создать определенную модель, следуя которой сотрудник полиции сможет принять законное и обоснованное решение практически в любой ситуации и эффективно выполнить возложенные на него обязанности по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

В настоящее время самые разные электронные ресурсы предлагают пользователям компьютерных сетей громадный поток бессистемной информации о правилах поведения, взаимоотношении с сотрудниками полиции, сотрудниками ГИБДД и др. Указанная информация представлена в виде различных памяток гражданам, рекомендаций, советов и т. п. Внимательно изучая эту информацию, иногда возникает вопрос: «Почему некоторые так называемые “пособия для граждан” учат нас не соблюдению закона, правил и ответственности перед законом за свои неправомерные действия, а по сути “советуют” гражданам “как уйти от ответственности, наказания?”, “как обойти закон, выкрутиться?”...» При этом они ставят под сомнение законность требований сотрудника полиции, его профессиональные качества.

Создание основы для формирования профессиональных навыков сотрудника полиции (профессиональных качеств) должно начинаться с понимания им нижеуказанных основ, принципов, тезисов или выдержек из статей соответствующих законодательных актов.

Необходимо, чтобы как сам сотрудник полиции, так и любой гражданин, одинаково оценивали значения следующих принципов, выдержек из статей, тезисов, закрепленных в нормативно-правовых актах государства:

• Из статьи 15, п.2 Конституции РФ:

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

• Из статьи 13, п.1,2 Закона «О полиции»:

180

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством российской Федерации.

• Из статьи 30, п.3,4 Закона «О полиции»:

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [2, с. 45].

Для упрощения в понимания и восприятии необходимо представить вышеуказанные тезисы в виде структурно-логической схемы действий (см. рис.) и попытаться воссоздать любую ситуацию, связанную с деятельностью полиции по пресечению правонарушений, в различных вариантах развития этой ситуации (последовательность или модель действий сотрудника полиции при пресечении правонарушений будет показана в конце данной статьи).

181

Рис. Структурно-логическая схема действий сотрудника полиции

Каким образом работает данная схема? Рассмотрим ее на примере протокола, составленного сотрудником полиции.

«___»_20__г. сотрудники полиции на улице возле д.13 по ул. Оран-

жерейной г. Пушкина заметили мужчину, на вид около 50 лет, который передвигался с трудом, шатался из стороны в сторону, при этом оступался, пытался неуверенно занять устойчивое вертикальное положение, имел несвязную речь, характерный запах алкоголя изо рта, от верхней одежды и брюк исходил резкий запах испражнений и видны следы рвотных масс. При проверке документов имел при себе паспорт гражданина РФ

_______№________, выданный_______19__г. ОМВД по Пушкинскому району

СПб на имя гр. Иванова Ивана Ивановича,______19___г.р., ур. Ленинграда,

зарегистрированного и проживающего: г. Пушкин, ул. Красной звезды д.__, кв._, разведенного, работающего слесарем в ООО «Питер-Авто».

Согласно нормативно-правовым актам сотрудники полиции обязаны принять меры к указанному гражданину, который позволил себе появиться в общественном месте (на улице) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (фабула

182

ст. 20.21 КоАП РФ). Сотрудники, заметив мужчину, остановили его. Убедившись визуально в том, что он действительно находится на улице в состоянии опьянения, чем нарушает закон, потребовали предъявить для проверки документы, на что мужчина, находясь в указанном состоянии, не отреагировал (не пожелал предъявлять, стал возмущаться, пытался вступить в словесную перепалку: «не имеете право ...и т. п.»). В данной ситуации структурно-логическая схема действий со стороны сотрудника полиции может выглядеть следующим образом (несколько вариантов):

1. Вы нарушаете закон, ^ Вы находитесь на улице в состоянии опьянения ^ как гражданин РФ Вы обязаны соблюдать закон ^ Я имею право требовать от Вас прекращения действий ^ имею право проверять Ваши документы ^ мои действия (требования) законны ^ Вы обязаны их выполнять ^ невыполнение моих требований влечет для Вас ответственность.

2. Я имею право требовать от Вас прекращения действий ^ Мои требования законны и Я имею право проверять Ваши документы ^ Вы обязаны требования выполнять ^ невыполнение их влечет для Вас ответственность ^ Вы нарушаете закон ^ Вы находитесь на улице в состоянии опьянения ^ как гражданин РФ Вы обязаны соблюдать закон.

3. Невыполнение моих требований влечет для Вас ответственность ^ мои требования законны и Я имею право требовать от Вас прекращения действий ^ Вы обязаны мои требования выполнять ^ Вы нарушаете закон ^ Вы находитесь на улице в состоянии опьянения ^ как гражданин РФ Вы обязаны соблюдать закон ^ Я имею право проверять Ваши документы.

И так далее, ситуацию можно изменять в зависимости от того, каким образом ведет себя гражданин, использовать другие типичные ситуации и т. п., обязательно учитывая следующие обстоятельства:

- действия сотрудника должны быть законными и беспристрастными;

- действия (в том числе слова и фразы) сотрудника полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан;

- действия прекращаются, если достигнута законная цель, исключающая насилие, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение.

Сотрудник полиции должен не только знать и иметь навыки, но и четко видеть и понимать, как именно и что именно ему необходимо делать в любой ситуации. При проведении практических занятий целесообразно использовать различные активные методы обучения, «от простого к сложному»: например, на первых занятиях использовать метод решения служебных задач и анализа конкретных ситуаций (с письменным оформлением результатов решения задачи или ситуации каждым слушателем), на последующих занятиях - имитационно-игровые упражнения,

183

методы инсценировки, деловых игр и т. п., с практическим выполнением тех же задач, ситуаций из сборника ситуационных задач для патрульнопостовой службы полиции. На завершающем этапе проводится комплексное тактическое учение с инсценировкой, имитацией (по заранее составленному сценарию) последовательно 5-6 конкретных ситуаций, связанных с повседневной служебной деятельностью нарядов полиции. По результатам данного обучения в целом делается вывод о допуске каждого слушателя к самостоятельному исполнению своих служебных обязанностей, соответствии сотрудника определенным квалификационным требованиям, (овладение сотрудником полиции определенными навыками, предъявляемым к профессии «Полицейский»).

Использование вышеуказанной структурно-логической схемы и модели действий позволяет слушателям последовательно и целенаправленно, от занятия к занятию создавать основы для формирования начальных профессиональных навыков сотрудника полиции, которые при дальнейшем обучении (в том числе самообразовании) и с учетом постоянного накопления опыта повседневной служебной деятельности в своих подразделениях, сформируют необходимый уровень компетентности - профессиональной квалификации современного сотрудника полиции. Указанная последовательность действий или модель формирования профессиональных навыков может применяться, в том числе при изучении учебной дисциплины «Введение в профессию», используя так называемый активный метод (метод анализа конкретных ситуаций, решения практических (ситуационных), служебных задач, деловых игр, учений и др.). Использование такой модели действий также будет полезно выпускникам любых гражданских вузов, которые в последующем пожелают проходить службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // СЗ РФ. - 04.08.2014. -№ 31. - Ст. 4398.

2. О полиции: федер. закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газета. - 2011. - 07 февр.

3. Колокольцев В.А. Основные векторы развития МВД России: интервью кор. ежемес. правового лит.-публицист. междунар. журн. М-ва внутр. дел Российской Федерации «Полиция России». - 2013. - № 11. - С. 3-5.

4. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии полицейский / под общ. ред. С.С. Жевлаковича. - М., 2013. - 142 с.

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.