Научная статья на тему 'Мобилизация для модернизации: о некоторых вопросах реформирования структуры органов исполнительной власти республики Дагестан'

Мобилизация для модернизации: о некоторых вопросах реформирования структуры органов исполнительной власти республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНА / САНАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Михаил Михайлович

В данной статье обоснована необходимость и раскрыто содержание проекта кардинальной перестройки структуры органов государственной власти Дагестана, внедрения механизмов государственно-частного партнерства и изменения системы мотивации чиновников, работающих в ведомствах экономического и социального блока правительства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILIZATION FOR MODERNIZATION: ABOUT SOME QUESTIONS OF REFORMING OF STRUCTURE OF ENFORCEMENT AUTHORITIES OF REPUBLIC DAGESTAN

In given article necessity is proved and the maintenance of the project of cardinal reorganisation of structure of public authorities of Dagestan, introduction of mechanisms of state-private partnership and change of system of motivation of the officials working in departments of the economic and social block of the government of region is opened.

Текст научной работы на тему «Мобилизация для модернизации: о некоторых вопросах реформирования структуры органов исполнительной власти республики Дагестан»

ЧЕРНЫШОВ М.М.

МОБИЛИЗАЦИЯ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ: О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В данной статье обоснована необходимость и раскрыто содержание проекта кардинальной перестройки структуры органов государственной власти Дагестана, внедрения механизмов государственно-частного партнерства и изменения системы мотивации чиновников, работающих в ведомствах экономического и социального блока правительства региона.

_TCHERNYSHOVM. M.

MOBILIZATION FOR MODERNIZATION: ABOUT SOME QUESTIONS OF REFORMING OF STRUCTURE OF ENFORCEMENT AUTHORITIES

OF REPUBLIC DAGESTAN

In given article necessity is proved and the maintenance of the project of cardinal reorganisation of structure of public authorities of Dagestan, introduction of mechanisms of state-private partnership and change of system of motivation of the officials working in departments of the economic and social block of the government of region is opened.

Ключевые слова: мобилизация органов власти, модернизация региона, санация территорий, мировой экономический кризис.

I. Необходимость мобилизации

Внешний фон

После состоявшихся в 2008 году выборов президента РФ наблюдается обострение ряда проблем экономики России.

Проблема 1. Невозможность удержать инфляцию и стабильность национальной валюты.

Инфляция в РФ на 1 сентября 2008 года составляла 9,7 %. Согласно прогнозам, рост цен до конца 2008 года составит 12-14,6 %.

Инфляция для бедных (рост цен на группу основных товаров, потребляемых малообеспеченными гражданами) уже превысила 25 % и к концу года достигнет 40 %1.

Вывод: в конце 2008 г. - начале 2009 г. вновь резко снизится жизненный уровень малообеспеченных слоев населения, что вызовет усиление социальной напряженности в обществе.

1 Данные оценки Института развития и социальных инициатив. При расчете инфляции для бедных учитывался прожиточный минимум и тот фактор, что в их структуре потребления преобладают продукты питания и коммунальные услуги. При прогнозируемой институтом в 2008 г. средней инфляции в 14,2% инфляция для бедных составит 40,1%. В 2007 г. инфляция для бедных составляла 22,9% при среднестатистической в 11,9%.

С 1999 г. рост рублевой денежной массы значительно опережает темпы роста российской экономики. С учетом инфляции, за последние 9 лет денежная масса выросла в 7,7 раза, а валовой внутренний продукт РФ - всего в 1,8 раза.

При этом длительное время государство проводило политику укрепления курса рубля. За последние 9 лет цены в РФ выросли в 3,8 раза, а средняя стоимость пары «доллар-евро» - увеличилась всего на 24%.

С начала 2003 г. до апреля 2008 года рубль укрепился относительно средней стоимости пары «доллар-евро» на 10,5% при значительно более высоких (в 3-5 раз) темпах инфляции.

Это привело к существенной потере конкурентоспособности отечественной продукции и, как следствие - росту импорта.2

Летом 2008 года стала меняться валютная политика государства. Впервые за последние 6 лет ЦБ РФ стал снижать курс рубля по отношению к паре «доллар-евро» (за последние 2 месяца рубль подешевел на 2,7 %). Фактически от политики укрепления рубля Центральный банк России постепенно переходит к политике девальвации.

Рис. 1. Динамика курсов бивалютной единицы (0,55 $ + 0,45 €), доллара США и ЕВРО по данным Центрального Банка России на 1 января 1999-2008 гг.

2 Если в 2003-2005 гг. российский экспорт рос в среднем на 26% в год, а импорт - : рост импорта обогнал экспорт. В 2007 году экспорт вырос всего на 11%, а импорт -отношении уже в 2009 году возможен отрицательный торговый баланс России.

на 21%, то в 2006 году на 27%. При таком со-

август 2008 сентябрь октябрь ноябрь 2008 декабрь

2008 2008 2008

БАНКОВСКИМ СЕКТОР

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Снижение ликвидности Сокращение объемов кредитования

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Падение стоимости ащий падение производства

Падение инвестиций

Падение экспортных

доходов

Падение

вы1ручки

я

IV кв.2010 III кв. 2010 II кв. 2010 I кв. 2010 IV кв. 2009 III кв. 2009 II кв. 2009

Рис. 2. Возможная хронология и логика развития мирового финансового кризиса в России

В этих условиях возрастают объемы платежей по внешним долгам банков и крупных российских госкорпораций1. Есть предпосылки для масштабного банковского кризиса (кризиса ликвидности) и кризиса платежей по долгам банков и корпораций.

Явные признаки кризиса на российском рынке ценных бумаг проявились уже в сентябре 2008 года.

Вывод: в конце 2008 г. - начале 2009 г. российская экономика будет находиться под влиянием негативных тенденций, что вызовет снижение деловой активности и темпов экономического роста. Проблема 2. Ухудшение мировой конъюнктуры на энергоносители.

Мировой рынок входит в полосу снижения цен на нефть. Всего за два последних месяца цены на нефть снизились на 70 % (рост цен продолжался до 11 июля 2008 г. - отметка 147 долл. за баррель, 17 сентября баррель нефти стоил 86 долл., а 14 ноября 2008 года - опускался ниже $50).

Снижение мировых цен на нефть неизбежно ведет к снижению доходов федерального бюджета и государственных расходов, в том числе объемов помощи субъектам РФ. Это противоречит ожиданиям, как большинства граждан, так и местных элит. В настоящее время в дагестанском обществе доминируют иждивенческие настроения. Граждане считают, что их проблемы должно решать государство. Муниципалитеты полностью зависят от республиканского бюджета, который в свою очередь на три четверти дотируется из федерального.

Вывод: замораживание или сокращения федеральных дотаций вызовет неизбежный рост радикальных настроений в обществе, в особенности в проблемных и депрессивных сельских районах.

Мировой кризис

По всей вероятности, 2009-2010 гг. будут для России периодом кризиса.

Его продолжительность и глубина напрямую зависят от уровня мировых цен на нефть и на другие наши экспортные товары.

Оптимистичный сценарий: цена барреля нефть будет составлять $50.

В проекте федерального бюджета на 2009-2011 годы прогноз по цене на нефть был заложен в размере $95 за баррель в 2009 году, $90 - в 2010 году и $88 - в 2011 году.

В ноябре Минфин России понизил этот прогноз (на 2009 год - до $50 за баррель, на 2010 - до $55, на 2011 год - до $60). Доходы бюджета от сырьевого экспорта должны снизиться почти в 2 раза от планируемого в начале года.

Что в этом случае будет иметь Россия? Рост валового внутреннего продукта (ВВП) - 0 %. Сокращение доходов бюджета - не менее 16 % (около $50 млрд.). Дефицит бюджета - 3,2 % ВВП. Дефицит счета текущих операций -1,2% ВВП. Отток капитала - примерно $100 млрд. В этом случае денег ре-

1 На 1 апреля 2008 г. внешний долг российских банков и компаний составлял более 440 млрд. долл. США.

2 Снижение ЦБ РФ 17 сентября 2008 г. нормы обязательных резервов для банков на 4 % (более 300 млрд. рублей), размещение на депозитах ведущих российских банков средств казначейства (1614 млрд. руб.), выделение резервов (500 млрд. рублей) на стабилизацию фондового рынка, а также перспектива снижения экспортных пошлин на нефть - это меры по профилактике кризиса банковской ликвидности.

зервного фонда должно хватить, чтобы закрыть дыры в бюджете РФ 2009 года. А значит, и дагестанский бюджет будет более-менее сбалансирован.

Пессимистичный сценарий: цена барреля нефть будет составлять $30.

Падение ВВП РФ - 2 %. Сокращение доходов бюджета - не менее 26 % (около $80 млрд.). Дефицит бюджета - 5% ВВП. И значительно более высокие уровни дефицита счета текущих операций и оттока капитала.

В этом случае бюджетные расходы придется сокращать на 15-20%. Социальные расходы удастся защитить накопленными резервами. А вот инвестиционные программы и материальные затраты придется урезать.

Источники роста российской экономики

В последние восемь лет было три источника роста экономики России.

Первый источник - огромные внешние заимствования компаний и банков. Суммарный внешний долг России превысил $560 млрд. Из них: $160 млрд. должны банки, $40 млрд. - государство, а остальное - компании, прежде всего, такие крупные, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и другие (более $300 млрд.). Именно эти деньги шли в экономику и финансировали инвестиции и экономический рост.

Вторым источником роста были высокие цены на сырье, которые давали сверхприбыли сырьевым компаниям. Эти деньги расходились по экономике и служили источником инвестиций и потребления.

Третий источник - банковское кредитование. Банки играли очень большую роль в росте экономики. Активно кредитуя предприятия, банки финансировали около 20 % инвестиций. Но главным всё же являлось потребительское кредитование населения. Рост потребления в 2007 году на 13,5 % во многом был достигнут за счет банковских кредитов.

Что изменилось? В нынешней ситуации внешние заимствования почти закрыты. В лучшем случае предприятиям удастся продлить сроки кредитов. Но шансы получить новые займы - крайне малы.

Цены на сырье продолжают падать. Цена на нефть упала более чем в 2 раза, цены на металл (сталь) упали на 40 %. Нефть, газ и металлы - это 8590% экспортных доходов России. Это означает, что объемы экспорта России сократятся минимум в 2 раза.

Банки продолжают кредитовать, но значительно меньше. Если в 2007 году темпы роста кредитования предприятий были на уровне 50 %, то в 2008 году они уже упали до 30 %, а темпы роста кредитования населения упали в 2 раза. Этот источник роста уже не существенен. Будет снижаться ВВП, падать доходы населения и кредиты перестанут влиять на экономику.

Вероятные сценарии

Как будет развиваться кризис (рисунок 2)?

Сначала в зону кризиса вошли финансовый сектор и фондовый рынок -август-сентябрь. У банков возникли проблемы с ликвидностью, а биржи фиксировали рекорды падения цен на акции.

Затем кризис начал распространяться на промышленность, торговлю и остальные сектора экономики. Уже в конце октября начались сокращения на предприятиях. В ноябре-декабре кризис затронет эти сектора в полной мере.

Предприятия понимают, что не могут рефинансировать свои долги. Подходят сроки платежей по кредитам, нужно платить, а занять негде: внешний рынок закрыт, а банки новых кредитов не дают.

Предприятия видят, что спрос на их продукцию резко сокращается. С падением спроса уже сталкиваются девелоперы (фирмы, занимающиеся недвижимостью), туристические компании, целый ряд отраслей (в частности, металлургический сектор). Эта проблема - долговая, чтобы её решить предприятия пытаются перестроить свои балансы. В этих условиях предприятия вынуждены резать издержки, то есть замораживать инвестиционные программы, сокращать персонал, затраты, ограничивать рост зарплат.

На население кризис распространится через 6-8 месяцев после начала, то есть в феврале-марте. И у предприятий, и у государства уже нет возможностей увеличивать реальные доходы населения. В лучшем случае удастся их сохранить. Из-за сокращений растет безработица. Меняется потребительская модель населения: они перестают покупать то, что планировали еще недавно. Это отражается на торговле, сфере услуг, производителях. И мы видим следующую цепочку урезания издержек. И так до тех пор, пока не наступит равновесие.

Примерно в это же время начинаются проблемы федерального бюджета. Экспортные доходы уже падают. Экспортная пошлина на нефть уже упала с $570 до $272. Уменьшаются объемы налога на прибыль предприятий (он составляет около 20-25 % доходов бюджета), снижаются объемы подоходного налога (это около 30% доходов бюджета). Лишь поступления по НДС пока существенно не изменятся.

Наиболее сильно пострадают отрасли, связанные с падением спроса. В их числе те, кто занимается строительством жилья, офисов, промышленных объектов. Вслед за ними в кризис войдет промышленность стройматериалов.

То есть, многие из тех инвестиционных проектов окажутся в достаточно тяжелом положении.

Пострадает торговля, но не столько сети, сколько мелкооптовое звено. Кризис затронет всех, у кого была высокая доля долговой нагрузки, кто связан с кредитом. Проблемы будут у дистрибьюторов (оптовых торговцев), работающих с заёмными средствами.

Увеличится ставка банков по кредитам.

Тяжело отразится кризис на автомобилестроении, металлургах и других смежниках.

Сравнительно легко пройдут кризис нефтяная, газовая промышленность, нефтехимия и энергетика.

Девальвация

11 ноября 2008 года Центробанк РФ принял решение об изменении «коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики», то есть расширил границы рублевой стоимости бивалютной корзины с 30,4 до 30,7 рубля (по сути, немного девальвировал рубль).

Бивалютная корзина - это операционный ориентир курсовой политики ЦБ России, введенный 1 февраля 2005 г., для определения курса рубля, по отношению к основным валютам - доллару и евро. Первоначально соотношение евро и доллара в бивалютной корзине было установлено в пропорции €0,1 и $0,9, затем постепенно доля доллара снижалась, а доля евро - увеличивалась. С 8 февраля 2008 г. ЦБ установил бивалютную корзину из €0,45 и $0,55. С тех пор пропорции валют в корзине не изменялись.

Что может повлиять на изменение курса рубля?

Во-первых, снижение экспорта при сохранении или росте объемов импорта. Это приведет к тому, что резервы ЦБ РФ будут сокращаться за счет потребления.

Во-вторых, отток капитала. В 2009 году масштабы оттока капитала составят не менее $100 млрд.

В-третьих, выплаты по внешнему долгу компаний и банков. В конце 2008 г. и в 2009 г. нужно заплатить более $201 млрд. по совокупному внешнему долгу России, из них лишь $5,6 млрд. составляет внешний долг государства, остальное - долги компаний и банков.

В-четвертых, население может начать больше доверять доллару, чем рублю. Потенциал такой конвертации оценивается примерно в $70 млрд.

Таким образом, к концу 2009 года резервы ЦБ России могут снизиться на $300-450 млрд. То есть, к этому сроку государство может утратить контроль над курсом рубля.

Внутренний фон

Усугубление внешних проблем сопровождается неразрешенностью внутренних проблем республики.

Согласно опросу ВЦИОМ1, жители Дагестана негативно оценивают деятельность государственных институтов: правоохранительных органов, судов, республиканских ведомств экономического блока.

57% опрошенных отмечает плохую работу правоохранительных органов республики, 41% - судов различного уровня, 38% - ведомств экономического блока (см. таблица 1).

65% опрошенных считают уровень преступности в республике высоким (в том числе 27% - очень высоким). 37% респондентов отмечают, что этот показатель вырос за последние годы.

77% дагестанцев отмечает высокий уровень распространения коррупции в своей республике (из них 47% говорят об очень высокой степени коррумпированности, а 30% - о высокой). Лишь 1% опрошенных заявили, что коррупции нет. 80% дагестанцев отмечают, что сталкиваются всегда или часто с взяточничеством при обращении в органы государственной власти (28% - «всегда» и 52% - «часто», 12% - «редко», 8% — «никогда»).

1 10-11 сентября 2008 года по заказу АНО «Институт политического права и управления» ВЦИОМ проведён опрос жителей Дагестана. Опрошено 1000 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Данные фонда «Перспектива» (www.arhperspectiva.ru)

Таблица 1. Ответ на вопрос ВЦИОМ: Как житель Республики Дагестан удовлетворены ли Вы или нет работой . . .?

правоохранительные органы республики суды различного уровня экономический блок правительства Дагестана

Работают хорошо 22% 16% 17%

Работают плохо 57 % 41% 38%

Знаком с их деятельностью, но не могу оценить 16% 26% 22%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не знаком с их деятельностью, затрудняюсь ответить 5% 16% 23 %.

70% подчеркивают, что в сфере государственной власти присутствует клановость (23% - «всегда», 47% - «часто», 17% - «редко», 14% - «никогда»).

«Желание помочь», «вежливость, уважение» и «компетентность» встречаются в органах государственной власти редко или вообще никогда не встречаются (77%, 71%, 71% - соответственно).

В качестве основной причины высокой коррупции в Дагестане большинство опрошенных назвали неэффективность республиканских властей (34% - «жадность, аморальность чиновников», 36% - «неэффективность властей, несовершенство законов»).

Вывод: В настоящее время в Дагестане назрел новый кризис доверия к власти (усиливается недовольство властью, неверие общества в перемены, общество готово поддержать более радикальные силы, которые пообещают быстро решить наиболее острые проблемы).

Темпы реформ

Анализ политических решений республиканских органов государственной власти показывает, что начавшийся в Дагестане в 2006 году процесс реформирования (прежде всего, институтов государственной власти) продолжается. Однако темпы реформ неудовлетворительны. Начиная с 2009 года, всё чаще будет проходить наложение факторов внешнего и внутреннего негатива, приводящее к дестабилизации ситуации в республике.

Анализ хода работы над проектом Стратегии социально-экономического развития Дагестана на период до 2020 года позволяет сделать выводы о том, что Стратегия-2020 не станет формой общественного договора власти, бизнеса и общества на предмет совместных усилий по достижению целей долгосрочного развития. Мотивация дагестанских чиновников к реализации любого варианта Стратегии-2020 близка к нулю.

Вывод: Нужно значительно ускорить темпы реформирования органов исполнительной власти республики. Необходимо сформировать широкую коалицию интересов, обеспечивающую реализацию консолидирующих целей (в том числе дагестанской Стратегии-2020).

Первоочередные задачи

Можно сформулировать следующие ключевые задачи, на которых следует сосредоточить усилия республиканских органов государственной власти.

1. Повышение эффективности использования ресурсов. Эта задача может

быть реализована путем вовлечения в оборот неиспользуемых (или используемых в теневой сфере) земельных угодий (в том числе сельскохозяйственного назначения), полезных ископаемых, а также рационализации социальных расходов бюджета.

2. Повышение производительности труда. Производительность труда в промышленности, урожайность и продуктивность в сельском хозяйстве примерно в 3 раза ниже среднероссийских показателей. Это не позволяет обеспечить населению республики высокий уровень доходов за счет экономических источников. Темпы роста заработной платы в отраслях материального производства уступают государственному сектору и росту социальных выплат. Это усиливает иждивенческие настроения в обществе, а также ведет к увеличению социального расслоения общества. Необходимо переориентировать экономический блок правительства на решение задачи поддержки предприятий, обеспечивающих определенный уровень производительности труда (а как следствие, уровня заработной платы и налоговых выплат).

3. Высокие барьеры на пути бизнеса. В большинстве сфер бизнеса невозможно начать свое дело без ресурса власти или без высоких издержек на преодоление административных барьеров. Основные препоны формируются на уровне местных администраций. Для развития дагестанской экономики нужно снять административные барьеры на пути бизнеса. Для этого могут быть использованы механизмы государственно-частного партнерства.

4. Закрытость экономики. Абсолютное большинство дагестанских предприятий старается не раскрывать информацию о себе и о своей деятельности, в том числе информацию, предоставляемую в государственные органы для открытого распространения (например, отчеты об эмиссии ценных бумаг). Дагестанский бизнес не готов к внешним инвестициям, он непрозрачен и не может гарантировать интересы собственников. Необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства для внедрения в поддерживаемых государством предприятиях стандартов информационной открытости и доступной для широкой публики отчетно -сти.

5. Низкая эффективность социальной сферы. Отсутствие конкуренции в социальной сфере (прежде всего, образовании и здравоохранении) приводит к тому, что государство оплачивает социальные услуги1, оказываемые

1 Например, объем финансирования дагестанского здравоохранения в 2008 году должен составить 7 млрд. рублей (3 млрд. из республиканского бюджета и 4 млрд. из бюджета ФОМС). Медицинская статистика фиксирует в год примерно 3,5 млн. обращений к дагестанским врачам. В среднем одно обращение обходится бюджету в 2000 рублей, что примерно равно стоимости приема в московской платной клинике.

государственным сектором по расценкам сопоставимым или превышающим аналоги в негосударственной сфере. При этом качество услуг остается неудовлетворительным. Повышению эффективности социальной сферы может способствовать лишь масштабное развитие негосударственного сектора социальных услуг.

Суть идеи Мобилизации

Суть идеи Мобилизации сводится к масштабному перераспределению государством и концентрации ресурсов на отобранных направлениях (инфраструктура, освоение ресурсов и территорий, создание крупных сельхозпроиз-водств, создание конкурентной среды путем развития негосударственного сектора социальных услуг).

Для поддержания Мобилизации создаются инструменты созидания -компании с государственным участием (далее - госкомпании) и принуждения - механизм санации депрессивных территорий.

Высокий уровень вмешательства государства, доминирование госкомпаний в перспективных сферах экономики республики, государственно-частное партнерство в форме полупринудительной ориентации муниципальных органов власти и частного бизнеса на достижение сформулированных государством приоритетов (в том числе на решение обозначенных выше первоочередных задач) и на условиях, установленных государством.

Основным ожидаемым результатом мобилизационной стратегии является «анклавная модернизация» - создание мобильных и эффективных республиканских структур исполнительной власти, обладающих модернизированными институтами муниципальных образований, а также предприятий, работающих в секторе «белой экономики» на основе более совершенной корпоративной культуры.

Основой экономического роста в условиях мобилизации станет преодоление барьеров вхождения на рынок и крупномасштабное освоение неиспользуемых ресурсов.

Мобилизация может стать движущей силой процессов снижения уровня коррупции в органах государственной власти и повышения эффективности работы чиновников.

В реализации мобилизации могут быть заинтересованы: часть республиканских и местных чиновников, получающих легализованный доступ к прибылям от бизнес-проектов и возможность вложить свои капиталы в новые сферы; часть бизнеса, заинтересованная в быстром освоении ресурсов республики; часть общества, заинтересованная в получении рабочих мест нового качества, а также в получении доходов за счет участия в прибылях через владение акциями госкомпаний и их дочерних фирм.

II. Изменение структуры органов исполнительной власти республики

Основной мобилизационной идеей структурных изменений в органах исполнительной власти является концентрация властных функций в нескольких ключевых ведомствах, которые для достижения поставленных целей активно используют механизмы государственно-частного партнерства.

Действующая структура республиканских органов исполнительной власти (см. рисунок 3) состоит из 31 структурной единицы (кроме Администрации Президента и Правительства РД), в том числе: 16 министерств, 2 агентств, 4 комитетов, 2 республиканских служб, 3 управлений, 1 департамента, 1 инспекции, 1 отдела, 1 представительства. Общая штатная численность - 1947 единиц.

Предлагаемая структура (см. рисунок 4) предусматривает уменьшение количества структурных единиц до 18, в том числе: 6 министерств, 6 агентств, 2 республиканских служб, 1 комитета, 2 управлений, 1 представительства.

Предлагается сохранить министерство юстиции и министерство финансов в существующем виде, подчеркнув актуальность задачи их дальнейшей внутренней рационализации.

Предлагается сохранить в существующем виде: Управление делами Президента РД, Второе Управление Правительства РД, Постпредство РД при Президенте РФ, Комитет Правительства РД по делам архивов, Республиканскую государственную службу по обеспечению мероприятий ГО, ЧС и пожарной безопасности РД.

Предлагается на базе Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД сформировать Министерство по информационной, национальной и конфессиональной политике РД. В составе данного министерства предусмотреть Управление по конфессиональной политике (преобразованный Комитет Правительства РД по делам религий) и Управление по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов (преобразованное Управление Правительства РД по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов).

Предлагается на базе Министерства сельского хозяйства РД сформировать Министерство развития сельского хозяйства и АПК РД (сохранив подчиненность министерству Агентства РД по лесному хозяйству) с включением в его состав Комитета Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности «Дагвино», а также той части расформированной Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве РД, которая следит за состоянием техники сельскохозяйственного назначения (преобразовав в соответствующий отдел Управления технической политики, мелиорации, ГО и ЧС).

Министерство по делам молодежи РД

35

Министерство юстиции РД

24

Министерство образования и науки РД

48

Министерство финансов РД

174

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД

82

Министерство имущественных и земельных отношений РД

61

Министерство 55

промышленности, транспорта и связи РД

Министерство по физической культуре и спорту РД

32

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РД

71

Министерство экономики РД

142

Министерство здравоохранения РД

33

Министерство по национальной политике и информации РД

36

Министерство труда и 157 социального развития РД

Министерство культуры РД

33

Министерство инвестиций и 43 внешнеэкономических связей РД Министерство сельского хозяйства РД 143

1 Агентство РД по туризму Агентство РД по лесному хозяйству 45

Комитет Правительства РД по Управление делами Президента РД 431

поддержке и развитию малого предпринимательства

39

Второе Управление Правительства РД

4

Комитет Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности «Дагвино» Постпредство РД при Президенте РФ 34

Респ. гос. служба по обесп. мероприятий ГО, ЧС и пожарной безопасности РД 80

Комитет Правительства РД по делам архивов 12

Управление Правительства РД по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов

Департамент Правительства РД по рынку ценных бумаг 10

Государственная инспекция по надзору за тех. состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве РД

Комитет Правительства РД по делам религий 19

Республиканская служба по тарифам РД 31 Отдел Правительства РД по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций 4

Рис. 3. Действующая структура органов исполнительной власти РД

Министерство юстиции РД

Министерство финансов РД

Управление по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов

Управление по конфессиональной политике

Министерство развития сельского хозяйства и АПК РД

Агентство РД по лесному хозяйству

Министерство экономического развития и инвестиций РД

Республиканская служба по тарифам РД

| Министерство социалы ного развития РД

Агентство по здравоохранению РД Агентство по образованию РД

Агентство по делам молодежи РД Агентство по культуре РД

Агентство по физической I ультуре и спорту РД

Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий ГО, ЧС и пожарной безопасности РД

Управление делами Президента РД

Постпредство РД при Президенте РФ

Второе Управление Правительства РД

Комитет Правительства РД по делам архивов

Рис. 4. Предлагаемая структура органов исполнительной власти РД

Предлагается на базе Министерства инвестиций и внешнеэкономических связей РД сформировать Министерство экономического развития и

инвестиций РД с подчинением ему сохраненной Республиканской службы по тарифам РД. Передать данному министерству функции расформированных Министерства экономики РД, Министерства промышленности, транспорта и связи РД, Министерства имущественных и земельных отношений РД, Министерства труда и социального развития РД (в части занятости и регулирования трудовых отношений), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РД (в части управления и регулирования использованием природных ресурсов), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД (в части строительства и архитектуры), Департамента Правительства РД по рынку ценных бумаг, Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, Отдела Правительства РД по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве РД (в части надзора за строительной и иной техникой кроме сельскохозяйственной). Кроме этого передать в данное министерство функции Министерства образования и науки РД в части сферы науки и профессионального образования.

Предлагается создать Министерство социального развития РД, передав ему функции расформированных Министерства труда и социального раз -вития РД (в части социальной защиты населения), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РД (в части охраны окружающей среды), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД (в части сферы жилищно-коммунального хозяйства).

Подчинить данному министерству Агентство по здравоохранению РД (созданное на основе Министерства здравоохранения РД), Агентство по образованию РД (созданное на основе Министерства образования и науки РД), Агентство по делам молодежи РД (созданное на основе Министерства по делам молодежи РД), Агентство по культуре РД (созданное на базе Министерства культуры РД) Агентство по физической культуре и спорту РД (созданное на базе Министерства по физической культуре и спорту РД).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, будут сформированы три министерства - основные агенты реализации Стратегии развития Дагестана до 2020 года. Для участия в разработке и последующей реализации Стратегии-2020, в составе каждого из трех министерств создать Управления по реализации Стратегии развития республики. Данные Управления должны работать как в условиях вертикальной координации (в рамках своего министерства), так и горизонтальной координации (между собой, с другими органами исполнительной власти).

Этот подход позволит обеспечить увязку ведомственных целевых ориентиров с единым документом развития - Стратегией-2020.

Структура Министерства развития сельского хозяйства и АПК РД

Предлагаемая структура Министерства развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса РД (с Агентством РД по лесному хозяйству) в основном сохраняет существующую структуру Минсельхоза РД.

В структуру министерства добавляется Управление по виноградарству и алкогольной промышленности (бывший комитет Правительства РД), которое сохраняет несколько преобразованных основных технологических подразделений комитета (Отдел технохимического и микробиологического контроля, Отдел сельского хозяйства и технического обеспечения, Отдел промышленности, новых технологий, квотирования, декларирования спирта и алкогольной продукции). Подведомственные «Дагвино», в том числе 33 ГУПа (среди них «Дербентский коньячный комбинат», «Дербентский завод игристых вин», «Кизлярский коньячный завод», «Махачкалинский винзавод» и другие), передаются в управление создаваемой при министерстве Госкомпании (Госкомпании-1).

Как уже говорилось выше, в состав Управления технической политики, мелиорации, ГО и ЧС добавляется Отдел по надзору за техническим состоянием самоходных машин (часть расформированной Государственной инспекции по надзору).

Сельское хозяйство имеет низкий налоговый потенциал в силу того, что большинство земельных ресурсов находятся у сельскохозяйственных предприятий. Сельхозпредприятия сдают сельхозугодия в аренду частным лицам1, которые практически не платят налогов. Значительная часть этого оборота происходит нелегально. Пользуясь отсутствием легальных оборотов, сельхозпредприятия, ссылаясь на своё «бедственное положение», добиваются льгот по земельному налогу и вложений государственных средств. В результате машинный труд всё более заменяется ручным, производительность, урожайность и продуктивность падают, себестоимость продукции резко возрастает. Разделенные на мелкие участки сельхозплощади затрудняют применение агротехники. Арендаторы, не заинтересованные в улучшении плодородия земель, часто подходят к её использованию хищнически, тем самым, сокращая сельхозугодия.

Сохранение действующей системы устройства отрасли при любых масштабах государственной поддержки приведет к низким налоговым результатам. Эффективность и конкурентоспособность отрасли не изменятся качественно.

Этот вопрос призвана решить Госкомпания-1. Параллельно с развитием Госкомпании-1, возникнет необходимость дальнейшей рационализации структуры Министерства, сокращения количества подразделений и сотрудников. Этому будет способствовать предлагаемая система мотивации чиновников.

1 Сельхозпредприятия Дагестана занимают 80% сельхозугодий, но производят только 35 % сельхозпродукции, крестьянские (фермерские) хозяйства занимают 14 % сельхозугодий и производят 12 % продукции, а подсобные хозяйства населения, занимая 6 % сельскохозяйственных угодий, производят 54 % продукции.

МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК РД

Департамент по ветеринарии

Управление по виноградарству и алкогольной промышленности

Управление растениеводства

Управление животноводства и племенного дела

Управление технической политики, мелиорации, ГО и ЧС

Отдел по надзору за тех. состоянием самоходных машин

Управление пищевой и перерабатывающей промышленности

Управление рыбного хозяйства

Управление кадровой политики, сельскохозяйственной науки, внешнеэкономических связей и по связям с общественностью

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Управление экономики и финансов

Административно-правовое управление

Управление делами

Управление по реализации Стратегии развития республики

Агентство РД по лесному хозяйству

| КОМПАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ н

Рис. 5. Предлагаемая структура Министерства развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Республики Дагестан

Структура Министерства экономического развития и инвестиций РД Предлагаемая структура Министерства экономического развития и

инвестиций РД (см. рисунок 6) имеет следующие особенности:

1. Сохранить в структуре имеющиеся на сегодняшний день в Министерстве инвестиций и внешнеэкономических связей РД Управление по инвестициям и Управление по развитию внешнеэкономических связей. Передать Управлению по инвестициям функции упраздненного Управления инвестиций в инфраструктуру региона Минэкономики РД.

2. Создать на базе расформированного Министерства экономики РД Департамент по макроэкономическому прогнозированию (на базе Управления макроэкономического анализа и прогнозирования, Управления финансов и налоговой политики и Управления информационно-аналитического обеспечения, Центра прикладных технологий Минэкономики РД).

3. Создать на базе расформированного Министерства экономики РД Управление по реализации Стратегии развития республики.

4. Создать на базе упраздненного Агентства РД по туризму Управление по развитию туристко-рекреационной сферы.

5. На базе расформированных Министерства промышленности, транспорта и связи РД (Отдел промышленности, Отдел топливно-энергетического комплекса, Отдел связи и телекоммуникационных систем, Отдел транспорта и дорожного хозяйства), Минэкономики РД (Управление развития производственного комплекса, Департамент по народным художественным промыслам РД) и Отдела Правительства РД по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций образовать Управление по развитию промышленности, транспорта и связи с передачей ему соответствующих функций.

6. Образовать на базе упраздненного Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка Управление по развитию малого предпринимательства.

7. На базе расформированного Министерства имущественных и земельных отношений РД (Отдел управления и распоряжения республиканскими землями, Отдел управления республиканской собственностью, Отдел приватизации республиканской собственности, Отдел управления нежилым фондом, Отдел по взаимодействию с муниципальными образованиями, организациями и ведомствами по разграничению земель) образовать Управление имущественных и земельных отношений.

8. На базе расформированного Минпрома РД (Отдел научно-технического и инновационного развития) и преобразованного Министерства образования и науки РД (Управление науки и профессионального образования) образовать Управление по науке и инновациям.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ РД

Управление по развитию промышленности, транспорта и связи

Управление по развитию малого предпринимательства

Управление по развитию туристко-рекреационной сферы

Управление развития и санации тер-

Управление архитектуры и строи-

Управление по развитию финансовых рынков

Отдел по надзору за техническим состоянием самоходных дорожно-

строительных и иных машин

Управление имущественных и земельных отношений

Управление по использованию природных ресурсов

Управление по науке и иннова-

I

Управление по инвестициям

Управление труда и занятости населения

Управление по развитию внешнеэкономических связей

Департамент по макроэкономическому прогнозированию

Управление по реализации Стратегии развития республики

Лицензионная служба

I

Департамент по закупкам и поставкам товаров для гос.

I

Выставочно-маркетинговый центр «Дагестан-ЭКСПО»

Республиканская служба по тарифам РД

КОМПАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Рис. 6. Предлагаемая структура Министерства экономического развития и

инвестиций Республики Дагестан

9. Сохранить в структуре подведомственные подразделения Минэкономики РД (Лицензионная служба, выставочно-маркетинговый центр «Дагестан-ЭКСПО», Департамент по закупкам и поставкам товаров для гос. нужд) с перспективой их дальнейшего реформирования.

10. На базе расформированного Министерства труда и социального развития РД (Управление государственной службы занятости населения, Управление условий и охраны труда, Отдел трудовых отношений, оплаты труда и государственной гражданской службы, Отдел профессионального обучения и профориентации населения, Отдел финансирования программ занятости, Отдел содействия трудоустройству населения) сформировать Управление труда и занятости населения.

11. На базе части расформированного Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РД (в части управления и регулирования использованием природных ресурсов) сформировать Управление по использованию природных ресурсов.

12. На базе части расформированного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД (Управление архитектуры, градостроительства и территориального развития, Управление государственного строительного надзора, Управление развития строительного комплекса) сформировать Управление архитектуры и строительства. При данном управлении создать Отдел по надзору за техническим состоянием самоходных дорожно-строительных и иных машин (на базе расформированной Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве РД).

13. На базе упраздненного Департамента Правительства РД по рынку ценных бумаг создать Управление по развитию финансовых рынков.

14. На основе преобразуемого Управления территориального развития и местного самоуправления Президента РД создать Управление развития и санации территорий.

15.Республиканскую службу по тарифам РД подчинить Министерству экономического развития и инвестиций РД. Передать Службе функции Управления цен, тарифов и государственных закупок Минэкономики РД.

Структура Министерства социального развития РД Предлагаемая структура Министерства социального развития РД (см.

рисунок 7) имеет следующие особенности:

1. Основу министерства составляют пять подведомственных агентств, сформированных на базе соответствующих преобразуемых министерств (Агентство по здравоохранению РД, Агентство по образованию РД, Агентство по делам молодежи РД, Агентство по культуре РД и Агентство по физической культуре и спорту РД).

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РД

Агентство по образованию РД

Агентство по здравоохранению РД

Агентство по делам молодежи РД

Агентство по культуре РД

Агентство по физической культуре и спорту РД

Управление по развитию сферы ЖКХ

Управление охраны окружающей среды

Управление социальной защиты населения

Управление по реализации Стратегии развития

КОМПАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Г

Рис. 7. Предлагаемая структура Министерства социального развития Республики Дагестан

2. На базе расформированного Министерства труда и социального развития РД (Управление по делам семьи, женщин и детей, Управление социально-бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов, Управление по вопросам пособий семьям с детьми, Отдел по делам ветеранов, Отдел по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, Отдел по вопросам граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, и улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов, Отдел трудовой мобильности и содействия в переселении) создать Управление социальной защиты населения.

3. На базе расформированного Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РД (в части подразделений, занимающихся охраной окружающей среды) создать Управление охраны окружающей среды.

4. На базе расформированного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД (Управление реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, Управление жилищной политики) сформировать Управление по развитию сферы ЖКХ.

5. На базе расформированного Министерства экономики РД (Управление социальной политики и экономического сотрудничества Минэкономики РД) создать Управление по реализации Стратегии развития. Так же, как и в двух других министерствах, при Минсоцразвития РД создается компания с государственным участием.

III. Компании с государственным участием

Для более эффективного использования ресурсов, имеющихся у республиканских органов исполнительной власти (Минсельхоз РД, Минэкономразвития РД, Минсоцразвития РД), целесообразно создать три компании с государственным участием в форме открытого акционерного общества.

Председателем совета директоров Госкомпании является министр соответствующего ведомства. Для оперативного управления Госкомпанией могут использоваться управляющие компании. Кандидатура исполнительного директора Госкомпании представляется министром соответствующего ведомства и согласовывается с Президентом РД.

Предлагается следующая структура капитала госкомпаний: Республика Дагестан - 51-60 %. Частные инвесторы - 30-39%.

Опционный фонд для мотивации работников министерства - 10 %.

Со временем акции Госкомпаний могут котироваться в российской биржевой системе и стать объектом портфельных инвестиций в экономику Дагестана.

Предлагается следующая схема освоения ресурсов госкомпаниями:

1. Госкомпания концентрирует ресурсы (земельные, природные, финансовые и иные), которые реализует через сеть своих дочерних предприятий.

2. Госкомпания создает дочерние предприятия как акционерные общества с единым типовым уставом, предусматривающим повышенные требования к открытости фирм и к защите прав миноритарных акционеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Госкомпания за счет мощной концентрации властных рычагов в одних руках преодолевает барьеры вхождения в рынок, выстраивает систему управления и отчетности, менеджмент, а затем на аукционе продает контрольный пакет дочернего предприятия инвестору.

Типовая структура капитала дочерних предприятий: не менее 20 % - пакет, который находится в собственности госкомпании с ограниченным правом продажи, 60-80 % - доля частного инвестора. Также возможна доля муниципалитета - до 20 %.

В уставе дочерних предприятий следует предусмотреть положение, по которому, имея 20 % пакет акций, госкомпания может блокировать любые попытки владельца изменить устав предприятия.

Государство через своих представителей в совете директоров дочерних компаний гарантирует соблюдение правил игры, но оперативное управление предоставляет предпринимателю-собственнику.

Представитель госкомпании курирует службу внутреннего аудита, обеспечивает отсутствие теневого оборота и правильность уплаты налогов.

Госкомпания как совладелец новых предприятий осуществляет юридическую и административную защиту дочерних компаний и после продажи контрольного пакета частному инвестору.

Госкомпания-1 (при Министерстве развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса РД)

Ресурсы для создания Госкомпании: земля сельхозназначения, имущество ГУПов, финансовые ресурсы на поддержку сельского хозяйства.

В настоящее время Минсельхоз РД через систему арбитражного судопроизводства производит изъятие неиспользуемых земель у сельхозпредприятий, имеющих долги по земельному налогу.

Предлагается значительно расширить процесс изъятия неиспользуемых земель у сельхозпредприятий, сформировать земельный фонд и передать его госкомпании, а затем использовать инвестиционные ресурсы на поддержку сельского хозяйства для создания крупных современных агрофирм и формирования сельскохозяйственных кластеров.

После концентрации в руках государственных корпораций значительной части земельных активов возможно инициирование процесса введения в республике частной собственности на землю.

Госкомпания-2 (при Министерстве экономического развития и

инвестиций РД)

Ресурсы для создания Госкомпании: полезные ископаемые, имущество ГУПов, земельные участки под строительство предприятий, жилых и коммерческих зданий, рекреационная территория.

Госкомпания осуществляет следующие функции:

- Проводит поиск наиболее рационального использования имеющихся ресурсов (в том числе путем создания или рационализации предприятий).

- Разрабатывает проекты и бизнес-планы.

- Находит инвестиции для финансирования проекта.

- Занимается подключением к инфраструктуре, строительством, приобретением и установкой оборудования, наймом персонала.

- Доводит предприятия до уровня безубыточности.

- Реализует контрольный пакет дочернего предприятия.

- Полученные средства идут на выплату дивидендов и на финансирование других проектов.

После продажи контрольного пакета дочернего предприятия, госкомпания продолжает курировать его через своих представителей в Совете директоров дочернего предприятия и получать в виде дивидендов часть его прибыли.

Данный подход может в десятки раз увеличить объемы освоенных инвестиций и внедрить более цивилизованные стандарты ведения бизнеса.

Госкомпания-3 (при Министерстве социального развития РД)

Ресурсы для создания Госкомпании: объекты социальной инфраструктуры, финансовые ресурсы на поддержку социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Главная задача Госкомпании состоит в уменьшении расходов бюджета на социальную сферу и ЖКХ путем развития негосударственной сферы социальных услуг и повышения уровня конкуренции в отрасли.

Госкомпания будет участвовать как соучредитель частных учреждений образования и здравоохранения, создавать фонды частного финансирования развития сфер культуры и спорта.

Система мотивации чиновников

Развитие госкомпаний может позволить обеспечить работникам базовых министерств легальный достойный уровень доходов за счет внебюджетных источников. Работники министерств будут реально заинтересованы в достижении высоких результатов в сфере своей деятельности. Повысится уровень конкуренции и компетентности кадров.

Для этих целей из пакета 10 % акций госкомпании создают Опционный фонд для мотивации работников министерства. Он, в свою очередь, делится на две части: бонусный пакет акций (8 %) и мотивационный пакет (2%).

Дивиденды с Бонусного пакета акций распределяются в установленной пропорции между руководящими чиновниками министерства (от начальника отдела до министра), в случае оставления должности чиновник может выкупить свой определенный пакет акций в зависимости от должности и стажа работы по определенной цене (биржевая цена на момент вступления в должность).

Если акции компании возросли, то чиновник получает ощутимый бонус, если упали, то выкупать акции - нет смысла. В результате - заинтересованность в успехе Госкомпании у руководящего звена.

Дивиденды с Мотивационного пакета акций пропорционально распределяются между рядовыми сотрудниками министерства в зависимости от должности и стажа работы. Рядовые сотрудники не имеют права выкупа акций.

Тем самым создается внутренняя конкуренция, когда коррупция и некомпетентность руководящего звена сводится к минимуму (подчиненные заинтересованы в карьерном продвижении).

Эта мера также будет препятствовать росту количества чиновников, так как в случае увеличения числа сотрудников будет уменьшаться сумма бонуса каждого из сотрудников министерства.

Санация депрессивных территорий

Одним из главных звеньев, которые будут оказывать сопротивление деятельности Госкомпаний, является муниципальная власть.

Чаще всего местные чиновники не заинтересованы в уменьшении теневого бизнеса, приходе влиятельных бизнес-групп на свою территорию и цивилизованном освоении ресурсов.

Для преодоления сопротивления местных чиновников предлагается предусмотреть механизм санации депрессивных территорий, которым в основном будет заниматься Управление развития и санации территорий при Министерстве экономического развития и инвестиций РД.

Для создания подобного механизма следует:

Предусмотреть норму в бюджетном законодательстве, согласно которой орган местного самоуправления, отказавшийся от предлагаемого республикой инвестиционного проекта или препятствующий его реализации, лишается помощи из республиканского бюджета на величину заявленных налоговых поступлений в местный бюджет от реализации данного проекта.

В случае, если доходы местного бюджета не позволяют исполнить социально-защищенные статьи бюджета, то соответствующие органы власти проводят санацию (оздоровление) данного района вплоть до введения временной финансовой администрации в соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ.1

На время введения временной администрации, госкомпании занимаются оздоровлением экономической и социальной сферы территории.

Заключение

Мобилизация как принцип организации структуры исполнительной власти республики носит временный характер (3-7 лет). Мобилизацию следует рассматривать как основу принудительной модернизации институтов и культуры, которая должна эволюционировать от доминирования к равноправному диалогу власти, общества и бизнеса, а также формированию коалиций общественных интересов.

Послесловие

Еще до того, как этот доклад был представлен широкой публике, я направил его для оценки нескольким специалистам в сфере государственного управления. Я благодарен этим замечательным людям за то, что они нашли в своем загруженном деловом графике время, прочитали доклад и высказали свои замечания и предложения.

Для того, чтобы предвосхитить аргументы критиков, выскажусь по ряду этих замечаний.

Замечание: Новая структура сильно затрудняет осуществление национального квотирования при расстановке кадров. Кресел руководителей министерств и агентств гораздо меньше, чем число национальностей на них претендующих.

Ответ: Думаю, что сейчас пришло самое время отказаться от системы национального квотирования. Хватит превращать органы исполнительной власти в кормушки для тех, кто активнее разыгрывает национальную карту. Да-

1 Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

гестану нужны компетентные чиновники и абсолютно всё равно, какой они национальности, если они справедливо назначены на должность и работают эффективно.

Замечание: Нельзя разделять Госинспекцию по надзору за техсостоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве РД, преобразовывать агентство по туризму в управление, преобразовывать минимущест-во в управление и т.д., так как в комментариях к статье 17 закона № 184-ФЗ1 сказано, что всем этим должен заниматься отдельный орган. Ответ: Комментарий - это не закон, а его видение. В самом законе этой нормы нет. Структуру органов исполнительной власти республики определяет Президент РД в соответствии с Конституцией РД. Главное, чтобы функции не выпадали. То же самое скажу про возвращение Департаменту по ветеринарии при Минсельхозе РД самостоятельного статуса. Что касается самой Госинспекции, то для реализации идеи мобилизации власти, данная структура не имеет существенного значения. Поэтому вопрос о её разделении или сохранении в данном случае не принципиален. То же самое - про подчинение Республиканской службы по тарифам Минэкономинвесту РД. Замечание: 33 ГУП подчинены «Дагвино» лишь в его устаревшем положении. На деле они уже давно существуют сами по себе. Передавать в Госкомпанию нечего. Комитет «Дагвино» следует преобразовывать не в управление, а максимум - в отдел.

Ответ: Не спорю про то, что ГУПы уже растащили наши предприимчивые земляки. Нужно оценить законность этих решений и отдать то, что есть. Это не критично. Задача не в том, чтобы госкомпания контролировала прибыльный бизнес, а в том, чтобы выстраивать отношения в отрасли, отучить сельхозпредприятия «клянчить деньги», работать на перспективу. Замечание: Нельзя управление территориального развития Администрации Президента РД переводить в состав Минэкономинвеста РД. Функции санации территорий следует оставить за Президентом РД.

Ответ: Во-первых, до своего создания это управление было структурой правительства. Во-вторых, развитием должны заниматься те, кто делает не политику, а конкретную работу по созданию предприятий и условий для бизнеса. В-третьих, решения о санации без Президента РД никто не примет (смотри Закон № 131-ФЗ), но зачем президенту брать на себя социальные издержки такой санации? Ему выгоднее выступать арбитром между Минэкономинве-стом и муниципалами, сохраняя маневр.

Предложение: Вывести часть подразделений Минфина РД в два подведомственных органа - Службу республиканского казначейства (на базе Управления бухгалтерского учета, отчетности и казначейского исполнения бюджета) и Службу финансово-экономического контроля (на базе Управления финансово-бюджетного надзора).

1 Федеральный закон РФ N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Ответ: В этом есть резон, но начинать реструктуризацию Минфина в период рассмотрения и принятия бюджета - неразумно. Пока для идеи мобилизации не имеет принципиального значения выделение из структуры министерства в самостоятельные службы. Чуть позже, когда нужно будет запускать механизмы санации территорий, такая реструктуризация может оказаться полезной.

Предложение: Упразднить Министерство юстиции РД как дублирующую структуру, передав его функции Правовому управлению Администрации Президента РД.

Ответ: По-моему мнению, 24 сотрудника минюста не решат кадровые проблемы Правового управления. В идее мобилизации для минюста есть место: создание в республике конкуренции судов (чтобы житель республики мог подавать иск в любой суд независимо от территории его нахождения). К сожалению, сегодня можно «купить» нужное решение у конкретных судей. Всех судей купить ... тоже можно, но это слишком дорого (это не мой афоризм, но я с ним согласен)! Это не совсем в компетенции минюста, но они могут быть инициаторами модернизации судебной системы. Станут или нет - это другой вопрос.

Предложение: Упразднить республиканскую государственную службу по обеспечению мероприятий ГО, ЧС и пожарной безопасности РД, передать её основные функции Территориальному управлению МЧС. Для реализации оставшихся функций создать Республиканский штаб по ГО и ЧС при Совете безопасности РД.

Ответ: У этого решения есть рациональное зерно, но, памятуя о предстоящей зиме, считаю, что решение судьбы этого ведомства также стоит перенести на начало следующего года. Пусть занимаются прогнозированием предотвращения чрезвычайных ситуаций. Не справятся - можно расформировывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.