Рис. 2. Прогноз объема производства промышленной продукции до 2010г. (в % к 1990 г.)
Данные варианты развития объемов производства рассчитаны на основе анализа временных рядов и вариантов, по которому реально будет развиваться Республика Дагестан, а также Северо-Кавказский район.
Как и в России, основная причина низкой инновационной активности дагестанских предприятий и организаций определяется ограниченными возможностями инвестиционных накоплений из-за сложного финансового положения большинства из них.
Обустройство, поддержание и развитие экономики Республики Дагестан и Северо-Кавказского района требуют больших денежных средств.
Активная инвестиционная политика предполагает различные налоговые льготы и кредитные инструменты, долгосрочные государственные контракты, поддержку государства и его участие в капитале. Реальные перспективы в развитии инновационной сферы связаны с зарубежными инвестициями.
Анализ состояния деловой активности предприятий, связанной с ориентацией на инновационное развитие в рамках предпринимательской системы хозяйствования свидетельствует, что для повышения ее эффективности принципиальным является решение вопроса совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствующих субъектов.
Важной составной частью региональной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны, а также расширения экспорта наукоемкой продукции и совершенствования деятельности государственно-общественных организационных структур, способствующих этому процессу.
Реализация инновационной структуры, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики Южного федерального округа и Республики Дагестан.
Итуев А.М.
Разработка программы реструктуризации промышленного производства
Для реализации соответствующей промышленной политики и программы структурной перестройки промышленности в регионе требуется решение следующих задач:
- проведения анализа сложившихся тенденций в развитии промышленности и изучение условий для максимально возможной ее адаптации как к рыночной системе хозяйствования, так и реальным возможностям региона;
- проведение комплексного финансового и экономического анализа состояния промышленного производства региона и определение его научно-технического, производственного, инвестиционного и рыночного потенциалов, а также возможностей региона в обеспечении основных отраслей промышленности местным сырьем;
- изучение и критический анализ концепций развития и структурной перестройки промышленности в рамках концепций и программ социально-экономического развития Республики Дагестан, разработанных ранее органами управления и научными структурами;
- разработка концепции промышленной политики для региона, включающей: формулировку цели, определение основных задач развития промышленного производства, приоритетов и основных направлений структурной перестройки промышленности;
- разработку программ реструктуризации промышленных предприятий региона.
Решение перечисленных задач позволит в итоге получить:
- объективную оценку состояния и потенциала промышленности региона;
- комплекс предложений по структурной перестройке промышленного производства региона, рассчитанных на долгосрочную перспективу и для каждого этапа прогнозного периода;
- предложения по формированию механизмов (инструментария) реализации структурной перестройки промышленности;
- перечень важнейших объектов промышленности, нуждающихся в прямой или косвенной государственной поддержке с разработкой предпроектных инвестиционных бизнес-планов.
Содержательная часть разработки методических основ программы должна сводиться к следующему (в порядке очередности выполнения этапов):
1. Проведение анализа современного состояния промышленности региона, включающего:
- анализ динамики основных стоимостных и натуральных показателей деятельности в целом, в том числе по отраслям и крупнейшим предприятиям;
- анализ структурных сдвигов в промышленном производстве региона за 1991-2001 гг.;
- изучение влияния изменения организационно-правовых форм предприятий и отношений собственности на динамику и эффективность промышленного производства;
- экспресс-анализ фактического состояния промышленных предприятий региона на 01.01.2001 г.;
- проведение постоянного мониторинга системообразующих предприятий региона;
- оценку рыночных потенциалов крупнейших промышленных предприятий региона посредством проведения анализа возможностей, ресурсов и рисков (правильность выбранной миссии (предназначения) предприятия, его конкурентные преимущества, стадия жизненного цикла, степень влияния внешней среды и т.п.).
2. Разработка концепции развития промышленности на период до 2005 года:
- обоснование содержания, количества и длительности и этапов прогнозного периода структурной перестройки промышленности региона;
- анализ концепций промышленной политики, разработанных правительственными структурами и ведущими научными структурами применительно к промышленности России и данному региону;
- выбор цели, приоритетов и основных направлений развития промышленности региона;
- разработка механизмов реализации структурной перестройки промышленного производства региона (финансово-кредитная, налоговая, амортизационная и инвестиционная политика, протекционизм, патернализм, создание вертикально-интегрированных компаний, финансово-промышленных групп, агропромышленных корпораций и т.п.);
- классификация промышленных предприятий региона с точки зрения определения их места на рынке и конкурентной стратегии (предприятия - виоленты; патиенты; коммутанты; эксплеренты);
- выбор предприятий - объектов государственной поддержки;
- разработка перечня предприятий региона, относящихся к группе нежизнеспособных и подлежащих реструктуризации, добровольной или принудительной ликвидации.
3. Разработка антикризисной стратегии развития промышленного производства региона.
В данном разделе на основе сформулированной концепции промышленной политики должны быть количественно определены основные макроэкономические показатели развития промышленности региона в период 1998-2005 года. В частности, в системе макроэкономических показателей должны найти отражение следующие характеристики работы отраслей промышленности: абсолютные и приростные показатели объема продаж и прибыли, величина инвестиций, занятость, поступления в бюджет и т.п.
Для каждой территории региона должны быть определены отрасли специализации, объекты производственной инфраструктуры, а также объекты 'точечной" селекции (государственной поддержки)
Для объектов "точечной" селекции, являющихся градообразующими предприятиями, должна разрабатываться стратегия антикризисного развития.
Для создания внутренних (региональных) товарных рынков должны быть изучены возможности интеграции промышленных предприятий региона по следующим направлениям:
- создание агропромышленных корпораций;
- формирование вертикально-интегрированных компаний;
- формирование финансово-промышленных групп.
В антикризисной программе должны быть определены пути выхода большей части промышленных предприятий региона из кризисного состояния за счет следующих факторов.
- изменения схем и структур управления региональными промышленными комплексами (машиностроение, нефтепереработка и нефтехимия, мясо- птице- и рыбопереработка, виноделие, переработка фруктов и овощей, молочно-товарный комплекс и т.п.);
- создания территориального фонда финансовой поддержки предприятий промышленных комплексов для пополнения оборотных средств и технического перевооружения;
- ликвидация задолженности перед бюджетом путем капитализации (реструктуризации) долгов, замораживания задолженности по платежам в бюджеты, проведение амнистии по пени и штрафным санкциям, накопившимся на 1.01.2001 г., отсрочки выплаты сумм основного долга в бюджеты на приемлемых для обеих сторон условиях;
- передачи акций из фонда имущества в собственность региона с последующей передачей в доверительное управление стратегическим инвесторам или "эффективному менеджменту".
Основная цель Программы реструктуризации - содействие эффективной работе промышленных предприятий Республики Дагестан и осуществление прогрессивных преобразований в промышленном секторе.
Главными задачами, решение которых на уровне региона обеспечит достижение цели, являются:
- стабилизация уровня промышленного производства;
- создание системы мониторинга состояния промышленности;
- определение приоритетов в развитии промышленности республики на ближайшую перспективу;
- обеспечение участия республики и г.Махачкалы в инвестиционных промышленных проектах и программах, в том числе конверсионных;
- стимулирование инвестиционной деятельности в промышленности;
- антимонопольное регулирование и развитие конкуренции на рынках региона;
- сохранение научно-производственного потенциала промышленности;
- смягчение социальных последствий, сопровождающих структурную перестройку промышленности.
Преобразования, осуществленные в ходе экономических реформ, предопределили решающее влияние рыночных отношений на дальнейшие направления структурной перестройки промышленности и перспективы развития отдельных отраслей. При этом основные параметры функционирования товарных рынков в 2001-2002 гг. и на более дальнюю перспективу во многом будут зависеть от налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики государства и активизации деятельности самих предприятий.
Работа региональных органов власти должна быть ориентирована, прежде всего, на решение проблем занятости, улучшение качества жизни населения, сохранение окружающей среды, поддержку перспективных отраслей и направлений деятельности.
Приоритетными направлениями в развитии промышленного комплекса должны стать:
- промышленное производство государственного значения;
- поддержка социально-значимых отраслей промышленности,
- реализация наиболее важных региональных и городских (г.Махачкала) инвестиционных проектов и программ.
Развитие промышленного производства государственного значения предполагает реализацию следующих задач:
- финансирование инвестиционных предложений федеральных целевых программ;
- осуществление программы финансового оздоровления и санации предприятий ВПК;
- использование всех возможных источников поддержки и финансирования предприятий ВПК, включая частные, иностранные инвестиции и по долевому участию заинтересованных потребителей
Резервом получения средств из федерального бюджета остается:
- участие в конкурсах на размещение централизованных капитальных вложений;
- предоставление информации о проектах, предлагаемых для привлечения иностранных инвестиций, в базу данных Минэкономики РФ.
Основные причины слабого участия предприятий региона в инвестиционных конкурсах заключаются в следующем:
- длительный период согласования требуемых сведений и документов;
- отсутствие нормативных документов в получении средств для прохождения независимой экспертизы и конкурса;
- недостаточная информация о конкурсе;
- слабая возможность в подготовке и экономическом обосновании предложений.
Для реализации программы финансового оздоровления и санации предприятий, на наш взгляд, целесообразно использовать следующие источники финансирования:
- федеральный бюджет (через территориальное агентство по делам несостоятельности (банкротства);
- Фонд поддержки промышленности;
- другие источники.
Результатами реализации программы должны стать:
- перепрофилирование высвобождаемых мощностей на выпуск ТНП и гражданской продукции;
- сохранение и создание новых рабочих мест;
- создание условий для самофинансирования структурной и технологической конверсии оборонных отраслей;
- сохранение временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного потенциала оборонной промышленности.
По нашему мнению, к основным мероприятиям по поддержке предприятий оборонного комплекса, осуществляющих конверсию производства должны быть отнесены следующие:
- разработка и утверждение программы финансового оздоровления и санации предприятий ВПК;
- проведение обследования и оценка финансово-экономического состояния оборонной промышленности;
- проведение работы по формированию перечня казенных предприятий ВПК,
- установление хозяйственно-экономических связей со странами СНГ;
- организация совместных производств с иностранными фирмами стран Восточной и Западной Европы, арабскими странами;
- организация работ по созданию информационной и телекоммуникационной сети региона;
- размещение на предприятиях ВПК заказов Министерства по чрезвычайным событиям (МЧС);
- создание регионального центра информации, маркетинга и оптовой торговли;
- внедрение механизмов повышения эффективности управления собственностью,
- создание совместных предприятий в структуре предприятий оборонной промышленности;
- реализация в оборонном комплексе постановлений Правительства РФ о структурной перестройки предприятий, стабилизации экономического положения. Социально-значимые для региона отрасли промышленности это пищевая, легкая, производство строительных материалов.
Для развития этой группы предприятий целесообразно использовать следующие механизмы:
1) предоставление отсрочек (рассрочек) по платежам в бюджет предприятиям:
- создающих новые и развивающие старые производства;
- выпускающих продукцию по заказу властей разного уровня (в случае задержки финансирования);
- в связи с сезонным характером деятельности для последующего наращивания производства и налоговых выплат;
2) создание новых структур, обеспечивающих эффективную работу предприятии в рыночных условиях (финансово-промышленные группы, холдинги, консалтинговые фирмы, сертификационные центры);
3) усиление регулирующей роли Правительства Республики Дагестан через механизмы капитализации задолженности, заключения договоров о взаимодействии с предприятиями, контроля за эффективным использованием собственности вплоть до смены собственника.
Основные мероприятия, которые необходимо осуществить для поддержки социально-значимых отраслей промышленности состоят в следующем:
- предоставление налоговых льгот для пищевой и легкой промышленности;
- предоставление для предприятий указанной группы отраслей налогового кредита;
- проведение взаимозачетов промышленных предприятий с бюджетом;
- развитие системы вексельного обращения, включая увеличение выпуска собственных векселей региона;
- формирование и размещение в соответствии с заявками регионального и городского (г. Махачкала) заказа на производство изделий, выпускаемых предприятиями пищевой и легкой промышленности;
- с целью обеспечения финансирования заказов и контроля за целевым расходованием средств внести в региональный и городской бюджет отдельной строкой расходы на финансирование заказов для нужд региона и города;
- разработка мер по стимулированию деятельности оптовых и розничных торговых организаций по реализации товаров предприятий пищевой и легкой промышленности.
Реализация перечисленных мероприятий будет способствовать.
- стимулированию развития производств с наибольшей налоговой отдачей;
- преодолению кризиса во взаиморасчетах;
- развитию межрегиональных связей и поддержка предприятий.
Для реализации наиболее важных инвестиционных проектов и программ необходимо:
- создание научно-технического, промышленно-производственного комплекса с организацией дополнительных рабочих мест;
- организация производств для утилизации мусора с созданием дополнительных рабочих мест,
- организация ремонтного производства для автобусов, троллейбусов, маршрутных такси с созданием дополнительных рабочих мест;
- организация подготовки территорий под застройку.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы
1. В современных условиях разработка и реализация программы реструктуризации промышленного производства является одним из важнейших инструментов эффективного управления экономикой, реализации стратегии и экономической политики выхода из кризиса, подъема народного хозяйства и его отраслей.
2. Программа представляет собой планируемый комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, выполнение которых направляется и координируется из единого центра, что обеспечивает достижение поставленных целей.
3. Основой и главным инструментами программы являются кредитно-финансовое обеспечение, политика налоговых льгот, усиление регулирующей роли государства, формирование организационного механизма внедрения научно-технических новшеств.
Шихсаидов Х.И.
Инвестиционные процессы и их денежно-кредитное регулирование
В 2001 году деятельность республиканских исполнительных органов управления была нацелена на реализацию приоритетных направлений в социально-экономическом развитии Республики Дагестан, создавались дополнительные условия для формирования благоприятной экономической, правовой, социальной среды.
Основной задачей текущего года было закрепление процессов стабилизации в экономике и социальной сфере, расширение наметившихся положительных тенденций в отраслях народного хозяйства по итогам работы в 1999 и 2000 году. Существенное влияние на деятельность Правительства РД, министерств и ведомств, районных и городских администраций оказала необходимость проведения аварийно-восстановительных работ в районах боевых действий, обустройства жизни населения пострадавших населенных пунктов, выплаты компенсаций за причиненный ущерб, обеспечения безопасности границ республики.
Основным результатом года считаю дальнейшую стабилизацию в экономике республики и наметившиеся тенденции к росту практически во всех отраслях народного хозяйства и увеличению реальных доходов населения.
Ожидаемые объемы валового регионального продукта по предварительным прогнозам составят в 2001 году 29,5 млрд.рублей и увеличатся по сравнению с 2000 годом на 17,4 процентов. Для сравнения - стоимость ВРП составляла в 1999 году 13 млрд.рублей и в 2000 году - 20,6 млрд.рублей. Если применить поправочные коэффициенты для пересчета цен, то за последние 3 года мы наблюдаем увеличение стоимости валового регионального продукта на треть. Это позволяет сделать вывод о том, что экономика Республики Дагестан развивается достаточно хорошими темпами.