Научная статья на тему 'Государственное управление инновационной деятельностью в РД'

Государственное управление инновационной деятельностью в РД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление инновационной деятельностью в РД»

В целом в следующем году на реализацию Республиканской инвестиционной программы предполагается направить 1 млрд. 560,6 млн. рублей. Это на 70 % больше, чем в текущем году и составит 10,3% от бюджета республики. Указанная сумма сложилась из 450 млн. рублей, поступающих из федерального бюджета, включая 128 млн. рублей на мероприятия по переселению лакского населения Новолакского района на новое местожительство и средств республиканского бюджета РД в сумме 1 млрд.110,6 млн. рублей.

В республике продолжается приоритетное развитие здравоохранения и образования. К примеру, доля средств направляемых в эти отрасли возросла и составляет по образованию 18,4% против 14,7% в 2000 году, по здравоохранению - 20,1% против 16,3%. Соответственно, в результате этих мер в республике повысится обеспеченность учреждениями здравоохранения, возрастут уровень и качество медицинского обслуживания населения, снизится численность учащихся, обучающихся в 2 и 3 смены, оптимизируется наполняемость школьных классов и детских садов.

В последние годы благодаря активной работе всех ветвей власти в республике созданы реальные условия для дальнейшего роста социально-экономического развития.

Безусловно, нельзя забывать и о том, что по причине дотационности республиканского бюджета выполнение всех предусмотренных программ и мероприятий напрямую будет зависеть от общей ситуации в стране в сфере экономики и финансов, и, соответственно, выполнения обязательств федерального бюджета перед республикой.

Именно поэтому, необходимо и дальше приложить усилия по расширению налоговой базы республики, росту собственных доходов территорий, более полному вовлечению в производственный и хозяйственный оборот имеющихся резервов, осуществлению всемерного режима экономии и рационального использования бюджетных средств.

Особое внимание следует уделить малому и среднему бизнесу. Это именно то, что хорошо проявило себя в условиях нашей республики. Это тот путь, где за короткий срок окупаются инвестиции, создаются рабочие места и налоговая база. На поддержку малого и среднего бизнеса в проекте бюджета РД на 2002 год предусмотрено выделение 30 млн.рублей, если депутаты не возразят.

Но во многих случаях для проведения экономических и социальных преобразований не требуются дополнительные материальные и финансовые ресурсы. Еще не все возможные экономические, организационные и административные рычаги используются в работе республиканских и местных органов управления. Для этого вполне достаточно воли и желания руководителей министерств и ведомств, глав администраций, хозяйственных руководителей. Необходимо предпринять все возможные меры по реальному улучшению условий жизни населения, продвижению политических и социально-экономических реформ, обеспечению государственной экономической и финансовой дисциплины, исполнению законов и принятых решений.

Основными целями Правительства на перспективу являются: обеспечение устойчивого экономического развития Республики Дагестан, укрепление его целостности и единства, структурное реформирование, наполнение бюджета за счет собственных доходных источников, повышение доверия к бюджетно-налоговой системе, создание благоприятной среды для притока инвестиций и, соответственно, рост жизненного уровня населения, его уверенности в завтрашнем дне.

Гаджиев М.М.

Государственное управление инновационной деятельностью в РД

Период структурной перестройки экономики России конца ХХ столетия сопровождался ломкой существующих ранее производственных отношений, основанных на государственной форме собственности, и становлением новых, базирующих на множественности форм собственности, развитии конкуренции, рынка средств производства и предметов потребления. Экономика управленческая революция обнажила застойные тенденции в развитии общества, существенное отставание от многих стран мирового содружества, несовершенство структурных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Разбалансированность производственных связей и финансово-кредитной системы в значительной степени способствовала углублению экономического кризиса, наметившегося в 70-х годах. Вступившие в действие экономические законы развития общества обусловили сворачивание неконкурентоспособного производства, остановку многих предприятий. В конце ХХ века экономика регионов характеризуется раздробленностью и нестабильностью, что обусловливает ее неспособность ускорять темпы экономического роста и сокращать разрыв в уровне развития между регионами. Провал политики со всей остротой ставит вопрос о пересмотре политики развития. Ничем не ограничиваемая конкуренция между неравными экономическими субъектами не только не приводила к активизации экономического роста и к процветанию даже промышленно развитых регионов, но, напротив, оказывала разрушающее воздействие на экономику.

Разразившийся в 1997 г. в ряде азиатских стран финансовый кризис оказал негативное воздействие почти на все развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Зависимость многих стран от импорта иностранного капитала обусловливает высокий уровень уязвимости и нестабильности их экономики, поскольку сохраняется риск внезапного оттока иностранного капитала. Кризис обострил ряд проблем в России:

1) Начало возрастать недоверие к перестройке (государственному управлению).

2) Углубляется отчуждение между обществом и государством.

3) Увеличивается число уклоняющихся от налоговых платежей. Налоговые реформы стали утрачивать свою привлекательность.

4) Кризис семейных ценностей. Г.Г. Маркос: "В обществе внедряется мысль о том, что закон - это главное препятствие на пути счастью, что необязательно учится читать и писать, что гораздо приятнее быть преступником и жить богато".

5) Поспешная или вынужденная, неподкрепленная определенными социальными гарантиями приватизация. При этом вопреки обещаниям одних и ожиданиям других не было создано необходимое количество новых рабочих мест.

6) Нехватка реальных предпринимательских инвестиционных средств. Кстати ограниченность источников производственного финансирования - следствие того, что основные суммы от приватизации пошли на покрытие государственных обязательств.

7) Слабость внутреннего платежеспособного спроса, не создающая стимулов для роста производства. Возникает своего рода порочный круг, когда именно спад производства, масштабная безработица ограничивает рамки базисного спроса.

8) Касаясь платежеспособного спроса, нельзя не сказать о чрезмерно жесткой в ряде случаев монетарной политике, приведшей к возрождению натурального обмена не только в городах, но и странами СНГ.

В основе выхода из кризиса лежит перепрофилирование промышленности в соответствии с новыми потребностями, основанное на инновационных процессах, способных возродить спрос и, следовательно, экономическое развитие. Теория экономических колебаний, родоначальником которой выступал Н.Д. Кондратьев последователь Й. Шумпе-тер (1939) Т. Менш, Г. Кларк, К. Фримэн, Дж. Ван Дейн, А. Клакнехт, Ю.В. Яковец, С.Ю. Глазьев и др. во многом определяющая современные подходы к государственному регулированию, гласит, что технологические инновации формируют новые виды деятельности, новые сектора экономики, способствуют созданию новых рынков, появлению прорывных направлений в экономическом развитии. В определенный момент производственные мощности этих секторов начинают превышать спрос внутреннего рынка. Появляются стимулы для развития внешнеэкономической деятельности, выработки экспортной стратегии. И хотя воздействие этого фактора опосредовано множеством других причин долговременных колебаний в экономике, которые дополняют инновационный механизм экономических кризисов, не меняя его сути, инновационные процессы играют немаловажную роль в обновлении общества.

Если рассмотрим узловые этапы развития экономической теории государственного регулирования (таблица 1), мы видим разнообразия, и в современных условиях если рассмотреть страны США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и теории экономического развития (в таблице 2).

Рекомендации Дж. Стиглера в области экономического регулирования были реализованы в США Дж. Картером, Р. Рейганом. М. Фридмен принцип невмешательства государства в экономику в долгосрочной экономической политике США - "рейганомика", Великобритании "тэтчеризм". При сравнении двух типов экономики рыночного и командного (централизованное планирование) ответ на вопрос в какой степени рыночный механизм может быть введен в плановую экономику. Идеальная система плановой экономики предполагает, что люди действуют не как суверенные субъекты, а лишь как исполнители приказов.

__Таблица 1

Страна Теория экономического развития

США Синтез неокейнсианства и монетаризма

Великобритания Синтез неокейнсианства и монетаризма

ФРГ Неолиберализм; социальное рыночное хозяйство

Франция Институционально-социологическое направление, индикативное планирование

Япония Государственно-корпоративное регулирование

Однако в реальной жизни нет абсолютно одной системы, либо рыночной или командной. В рыночной системе встречаются элементы командной экономики в тех областях, где либо рынок не способен функционировать вообще, либо эффективность является многоцелевой, либо результаты действия одних людей могут затронуть интересы других

людей, которые не имеют непосредственного отношения к действиям первых. Рыночная система более жизнеспособна, потому что свободный обмен, на котором она основана, осуществляется только тогда, когда он выгоден обеим сторонам.

Таблица 2

Узловые этапы развития экономической теории государственного регулирования

Экономическая теория Принцип Условия и механизм Последователи

1. Классическая школа Невмешательство государства в рыночную экономику 1. Совершенная конкуренция. 2. Рыночная экономика способна к саморегулированию Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.

2. Неоклассики Государство обеспечивает условия для функционирования частного сектора 1. Важнейшим - экономическое равновесие. 2. Определенная роль принадлежит регулированию. У. Джевонсом, К. Мен-гером, Л. Вальрасом, Дж. Кларк, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель и др.

3. Кейнсианство Необходимость государственного вмешательства 1. Государственное регулирование носит кратковременный характер. 2. Определяющую роль играет стимулирование совокупного спроса. Дж. М. Кейнса, Дж. Хикс, Э. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Харрод, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдер, П. Сраффа и др.

4. Монетаризм Признание устойчивости и способности экономики к саморегулированию 1. Ограниченного вмешательства государства. 2. Основная сфера регулирования денежно-кредитное обращение. Д. Фридменом, Дж. Стиглер и др.

5. Неоконсерватизм Защита экономики от вмешательства государства 1. Создание условий для конкуренции и частного предпринимательства. 2. Использование в экономической политике принципов монетаризма, экономики предложения, рационального ожидания. Ф. Хайек, М. Аллэ, М. Фридмен, А. Лаффер, М. Боскин, М. Фел-дстайн, и др.

Поэтому важное значение для нашей страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе, имеют радикальные изменения в системе управления инновационными процессами. Деятельность государства в этот критический для экономики период должна быть направлена на всемерное поощрение внедрения и распространения новой техники и технологии, способных возродить спрос и следовательно экономическое развитие. Необходимо создать такую среду (налоговую, таможенную, экономическую, законодательную и т.д.) функционирования предприятия, которая не только сделала бы их восприимчивыми к инновациям, но также заставила бы их стать активными участниками инновационного процесса.

Следует отметить, что инфляционные процессы, несовершенство кредитно-денежной системы ориентируют производителей не на развитие производства и выпуск новинок, а на максимизацию фонда потребления в целях удовлетворения текущих потребностей. Это можно объяснить различной заинтересованностью в формировании фондов оплаты труда и технического развития.

Вложенные затраты в развитие инновационных процессов могут в перспективе привести к росту хозяйственной деятельности и увеличению доходов работников. Вместе с тем рыночная система обусловливает неопределенность в величине предполагаемых к получению результатов, вследствие возможных колебаний спроса на выпуск продукции. Кроме того, возможность получения вероятностных результатов в перспективе требует сокращения текущих доходов работников. Наряду с этим существует прямая устойчивая заинтересованность работников предприятия в увеличении фондов оплаты труда, которая обусловлена тем, что заработная плата остается основным источником доходов работающих: наблюдаемым в настоящее время интенсивным ростом потребностей населения, вызванным динамическим развитием производства в мире; происходящим ростом цен, требующих даже при сохранении сложившегося уровня потребления роста заработной платы. Все это приводит к снижению заинтересованности в финансировании исследований и разработок в достаточном количестве. При разных уровнях заинтересованности в формировании фондов оплаты труда и фондов развития создаются реальные предпосылки для "проедания" заработанных средств в ущерб перспективному развитию производства.

Наряду с заинтересованностью в максимизации фонда потребления, в российской промышленности можно наблюдать и отсутствие спроса как потребности рынка в товаре в структуре мотивации производителей продукции. В большинстве случаев движущей силой сбыта остаются традиционные каналы, доставшиеся от планово-распределительной экономики и политически ориентированного экспорта. Механизм экономической мотивации на современном этапе развития общества представлен рефлекторным началом, позволяющим адекватно реагировать на привычные ситуации.

Выход из сложившейся ситуации возможен только при устойчивом появлении внутренних мотиваций товаропроизводителей к наращиванию объемов производства и изменениям его структуры. Решающая роль здесь принадлежит государству, которое на всех уровнях управления должны выявлять желательные тенденции прогресса науки и техники, стимулировать прогрессивные технологические сдвиги, влиять под этим углом зрения на хозяйствующий субъект. Мировой исторический опыт показывает, что чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем большие хозяйственные функции, связанные с созданием инфраструктуры, мобилизацией ресурсов, определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, вынуждены брать на себя государственные органы управления. Инновационные процессы во многом определяют направления и пропорции будущего развития. Экономика страны не завоюет ведущих позиций в мире, если она не занимает первые места в развитии инновационной сферы. Развитые страны, благодаря пристальному вниманию к науке, пытаются удержать в своих руках изменчивые связи, существующие между техническими открытиями и быстрым, поступательным движением экономики. В конкурентной борьбе сохраняют и расширяют свои позиции только те регионы, которые более широко применяют достижения современного научно-технического прогресса.

Нельзя не отметить, что в условиях разбалансированности экономики России, падения объемов производства основных отраслей народного хозяйства нестабильность товарно-денежного рынка может быть преодолена только на основе существенного расширения номенклатуры и объемов производства потребительских товаров высокого качества, что немыслимо без технического перевооружения данного сектора экономики. Отставание технического уровня многих отраслей хозяйства от уровня развитых стран мирового сообщества требует коренного обновления производственной базы большинства предприятий с использованием новых видов техники, технологии, методов управления и организации производства. Развитие внешнеэкономических связей и выход России на мировой рынок невозможны без повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Везде в мире, в разных странах по разному, государство оказывает содействие и поддержку новаторам. И хотя его непосредственное воздействие в рамках системы, базирующейся на действии рыночных сил, и потому отдающей предпочтение процессу нововведений, регулируемому спросом, по мнению специалистов, имеет второстепенное значение, однако только государственные органы имеют возможность крупномасштабно синтезировать общественные потребности, технологические необходимости и произ-

водственные возможности. Рынок сам по себе часто недальновиден, не приспособлен к полноценному выполнению такой миссии. Вместе с тем в развитых странах рыночное регулирование или как часто говорят саморегулирование имеет немаловажное значение в развертывании инновационных процессов.

Двигателем производства в рыночной экономике выступает конкуренция (означает столкновение, ошибку в результате каких либо действий). Экономический суверенитет каждого участника деловых отношений не только делает возможным такие столкновения, но и превращает эту возможность в неизбежность. На современном рынке неизбежность конкуренции между товаропроизводителем вызвана приоритетом покупателей над продавцами. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей товаропроизводители реализуют собственный экономический суверенитет лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей, основанное на их инновационной активности. Отечественной литературе конкуренция (трактуется как состязание, соревнование, экономическое соперничество) между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Поэтому конкуренция является мощным ускорителем трудовой деятельности в рамках разумных законов, выступает как сложный и точный механизм естественного регулирования рыночных отношений, пронизывая все направления производственной деятельности.

Успешнее участвовать в конкурентной борьбе, обходить соперника по уровню издержек производства, скорости приспособления к постоянно меняющемуся спросу позволяет товаропроизводителю НТП.

В России накоплено огромное количество невостребованных научных открытий и изобретений при наличии широкого поля для их реализации, по расчетам специалистов 400 млрд. долл. Также накоплен значительный человеческий капитал, не находящий полезного применения. Эта невостребованность вызывает зависимость от импорта зарубежных технологий, а также широкомасштабную "утечку мозгов". По данным социологических опросов в аэрокосмической промышленности России желание работать за границей высказывают в среднем 80% научно-технического персонала, а в атомной промышленности 53%. При этом в обеих названных отраслях желание работать за границей высказывают все 100% персонала в возрасте до 30 лет.1 В то же время одним из главных козырей Запада является инновационный бизнес. Развитие последнего в России, при создании благоприятных условий может воспрепятствовать окончательному втягиванию страны в систему "колониальной демократии".

В начале 90-х годов американские эксперты выявили более 3 тыс. технологий в области космоса и ядерной энергетики, которые в США отсутствуют или значительно уступают российским, вследствие чего был отменен ряд ограничений на импорт новейших технологий из стран СНГ2.

Ряд институтов заключили соглашения с лабораториями, занимавшимися разработкой военных программ, в том числе СОИ.

Однако у России еще есть огромный интеллектуальный потенциал, обширный запас двойных технологий, созданных в системе ВПК. Используя научно-технические знания как уникальное условие производства, каждый индивидуальный производитель независимо от размера предприятия может претендовать на монополию, на новизну и соответственно предпринимательский доход. Основу экономического роста ХХ1 века станут знания, а не мускульная сила. Сама уникальность научных знаний дает ему эту возможность, т.к. с их помощью производятся товары, не имеющие аналогов на рынке, разрабатываются новые, более эффективные технологии. Выпуск нового продукта позволяет производителю на время оказаться в положении монополиста. Однако факт монопольного положения какого-либо субъекта хозяйственной деятельности и получаемые им сверхприбыли заставляют других производителей искать пути для обхода сложившейся монополии, перераспределения сверхприбыли в свою пользу. Как отмечают специалисты, осуществляя нововведения, предприятие в конкурентной отрасли быстро обнаружит, что многие ее конкуренты будут вскоре копировать и тиражировать любую техническую новинку: они будут разделять вознаграждения, но не затраты на исследование.

Й. Шумпетер в своих работах выделил особое место фирм, занимающиеся инновациями как концепцию "предпринимательской конкуренции". По этой концепции нововведение составляет главный фактор изменения сложившегося соотношения сил между регионами. Даже на высокомонополизированных рынках постоянно существует возможность появления предприятия с новым оригинальным предложением, которое направлено на замещение технологии и продукции, господствующей на данном рынке монополии. Эта возможность заставляет даже те корпорации, положение которых близко к абсолютной монополии на рынке, проводить такую техническую политику, как если бы они действовали в острейшей конкурентной борьбе. Опыт развития наукоемких отраслей в экономике европейских стран показывает, что именно конкуренция есть тот главный рычаг, который заставляет производителей создавать новую продукцию и применять новые технологии. Поэтому, чем острее конкуренция, тем меньше у производителей от-

1 Липсиц И.В., Нешадин А.А. Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации // Общество и экономика. М., 1997. №5. С.108.

2 Лебедева Е.А. Инновационный бизнес в США / РАН. ИМЭМО. М., 1994. 61 с.

ложенных на завтра научных идей и технических решений, тем короче путь идея - потребление. Разрыв во времени между научным открытием и превращением его в нововведение. (Фотография 1727 г. открытие, 1839 г. - фотография - 112 лет; - интегральные схемы 1958, создали 1961 г. - 3 года, процесс сокращения увеличивается).

Конкуренция, стимулирующая инновационную деятельность производителей, основана на мотивационном механизме товаропроизводства, обусловленным экономическими мотивами, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты при выборе стратегии своего развития и деятельности. Понятие мотивационного механизма в отечественной литературе появилось сравнительно недавно, хотя до этого прорабатывали теорию экономических интересов участников общественного производства и НТП в частности Дубровский А., Кошкин В., Любинецкий А., Романовский М., Шепелев В.М., Арутюнянц Э.М., Седлов П.А., Ямпольский С.М., Галуза С.Г. и другие. Не вдаваясь в глубокое изучение мотивационной теории, считаем необходимым уточнить основной понятийный аппарат и выявить сущность интересов новаторов. Основными элементами мотивационного механизма выступают: 1) мотивы, 2) мотивация и мотиваторы создания, производства и потребления новшеств.

Среди экономистов существует единство мнений относительно материальной природы мотивов. Большинство авторов указывает на их взаимосвязь с неудовлетворенными потребностями, а также на зависимость и потребностей, и мотивов от условий материальной жизни. Связь между потребностями, мотивами и удовлетворением потребностей некоторые экономисты и изображают в виде кругооборота: потребности - мотивы - действия - удовлетворение, отражая тот факт, что удовлетворение потребностей не может быть достигнуто один раз и навсегда. Потребность характеризует как основу мотива, а мотив - как выражение потребности.

Как и в целом общественное производство, инновационный процесс характеризуется мотивами личными и групповыми. Основу экономических интересов выступает личная мотивация, включающая интересы отдельного человека в удовлетворении его материальных потребностей в питании и др. Изобретатели - люди с богатыми творческими идеями, стремятся самостоятельно реализовать свой исследовательский замысел. Одним из форм в США венчурные предприятия, фонды и т.д.

Венчурный бизнес в России, в отличие от Запада, где он развивается на протяжении десятилетий, формируется в специфических социально-экономических условиях. Среди них важно выделить следующие.

Низкая инвестиционная активность в стране. За 90-е годы капитальные вложения в развитие производства из всех источников уменьшились в несколько раз. Помимо прочих причин, подобная ситуация связана с общей политической нестабильностью в стране и отсутствием неперспективной экономической политики государства. Классический пример "эффекта вытеснения" инвесторов с денежного рынка государства демонстрировало в ходе выпуска своих финансовых обязательств.

Отрыв финансовой системы, в частности, фондового рынка, от производства. На фондовом рынке активно продаются акции лишь немногих компаний, внебиржевой рынок до сих пор находится в зачаточном состоянии, не давая осуществить цивилизованный "выход из бизнеса".

Существующая налоговая система, с одной стороны, толкает предприятия на сокрытие реальных доходов, препятствуя созданию цивилизованного фондового рынка, для которого важна "прозрачность финансовой отчетности, а не "оптимизация налогообложения", а с другой стороны, препятствует росту самофинансирования предприятий.

Современная ситуация в Росси породила так называемый "синдром времени", характерный для бедных стран, то есть расточительность в отношении нематериального фактора времени и бережливость в отношении материальных товаров. Потребительский рынок с точки зрения емкости и платежеспособности вряд ли можно назвать технологически ориентированным. С начала 90-х годов в российской экономике выросла доля "реликтовых укладов", возникших еще до ХХ века, сельскохозяйственная продукция производится в личных подсобных хозяйствах с помощью самых примитивных технических средств. Одновременно сократилось использование так называемых постиндустриальных технологий пятого уклада.

Пребывающий в кризисном состоянии ВПК мог бы также стать местом приложения венчурного капитала. Одной из причин неудачной конверсии было то, что с самого начала она была ориентирована на получение от нее максимальной экономической выгоды и в кратчайшие сроки. Но именно в сфере ВПК в основном создаются и используются новейшие технологии, связанные, например, с разработками высокоинтеллектуального оружия.

Использование инноваций ("двойных технологий") в гражданском секторе связано со сложностями коммерциализации результатов научных исследований в военной сфере. Громоздкая система НИИ, засекречивание разработок, а не их патентование, практическое отсутствие в стране развитого инновационного посредничества между капиталом и наукой создают дополнительные трудности на пути привлечения капитала в российский ВПК. Но основной вопрос здесь - решение проблемы собственности. Многие предприятия не подлежат акционированию, следовательно не предоставляют для инвесторов интереса. Финансирование из государственного бюджета, учитывая возможности страны, делает их дальнейшее развитие проблематичным. Одним из возможных вариантов выхода - выделение из системы ВПК малых наукоемких фирм, использующих технологии, применимые в гражданском производстве, и вывод их работы не только на уровень продажи лицензий, но и с ориентиром на производство продукции на базе по-

лученных технологий. Работа в рисковом бизнесе привлекает ученых и специалистов творческой обстановкой, свободой исследований и возможностью быстрой реализации своих результатов.

Для повышения привлекательности инвестиционных проектов особенно важны усилия государства на этапе довенчурного финансирования, в частности, созданию инкубаторов бизнеса. В стране есть опыт работы с малыми наукоемкими фирмами в рамках существующих нескольких инновационно-технологических центров.

Научный Парк МГУ им. М.В. Ломоносова один из крупнейших инновационно -технологических центров, занимающийся разработкой программных продуктов, производством компакт-дисков, услуги и т.д.

На территории России в 1998 г. действовало 40 венчурный фондов, представленных как российским, так и иностранным капиталом. В 1993 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал программу развития региональных фондов венчурного капитала (РВФ), к настоящему времени созданы в 11 регионах.

Вместе с тем, РВФ ЕБРР не следует рассматривать как серьезный источник инвестиций для инновационного бизнеса. РВФ поддерживают проекты на достаточно продвинутой стадии развития, а не на стартовой. Фирма - претендент на инвестиции должна иметь значительный объем продаж, соизмеримый со средним размером инвестиции РВФ (минимум 300-500 тыс. долл., в среднем 1-2 млн. долл.). Оценка рисков руководителями РВФ не является исключительно рыночной оценкой. Только Российский технологический фонд ориентирован на инвестиции в инновационные проекты.

В российском законодательстве до последнего времени не было ясного определения. Венчурными компаниями названы "вновь созданные компании, включая нелицензи-рованные финансовые компании, привлекавшие средства населения"1. Приняты ряд документов2, которые определили отношение государства к венчурному финансированию. В настоящее время ряд заинтересованных ассоциаций разрабатывают проекты Законов о венчурной деятельности РФ.

Как показывают исследования зарубежных специалистов соотношение между затратами на фундаментальные, прикладные исследования и внедрение результатов НИР в производство составляет 1:10:100, причем последняя цифра постоянно возрастает.3

Следовательно, внедрение - самое дорогое звено во всем инновационном процессе, а финансовые возможности предприятия небезграничны. Рыночная система хозяйствования и свободное ценообразование позволяют частично компенсировать негативное воздействие за счет покрытия доли повышенных затрат установленной ценой, переложив их, таким образом, на потребителей. Однако условия конкуренции исключают возможность вместить в цены все затраты. В этом случае инициатором может выступить государство, посредством возмещения части повышенных затрат с гарантией участия в последующих сверхприбылях.

Необходимость государственной поддержки и регулирования в современных условиях отмечают многие специалисты: Краюхин Г., Кузнецов Ю., Пузына К., Санто Б., Зав-лин П.Н. и др. С каждым годом системные нововведения становятся все дороже, производственный риск все большим и государство просто обязано помогать предприятиям в осуществлении инновационной деятельности.

Государство должно вмешиваться в хозяйственную среду тогда, когда усилия частного сектора экономически оказываются недостаточными для реализации необходимых мероприятий или признаются несвоевременными. Государственная активность в инновационной сфере обусловлена не только интересами общественного развития, но и мо-тивационными факторами роста государственных доходов. Государство заинтересовано в быстрой передаче создаваемых новшеств в массовое производство крупным предприятиям для повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающей активное сальдо торгового оборота и рост их доходов, а соответственно и доходов государственного бюджета, изымаемых посредством налогообложения и направляемых на решение социальных, экономических и других проблем. Государственное предпринимательство в рыночной сфере, где органы управления выступают в качестве контрагентов инновационных процессов, самостоятельно хозяйствующих субъектов, позволяет им иметь согласованную с другими партнерами выгоду от их вклада в какой-либо коммерческий проект. Таким образом, экономическая база интересов государства делает его на всех уровнях управления активным участником инновационных процессов, заинтересованным в их успешном протекании и интенсификации.

1 Указ Президента РФ от 1 июля 1996 года "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ".

2 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 года №1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"; Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. №121 "О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы".

3 Терещенко В.И. Беседы экономиста // М. Экономика, 1991. №3. С.31.

Расширение прав и возможностей субъектов РФ, закрепленное принятыми в последнее время законодательными актами, дает возможность Республике Дагестан активнее влиять на хозяйственные процессы, протекающие в рамках территории. Экономическую основу составляют: земельные участки, участки недр, водные и иные природные ресурсы, промышленный и научно-культурный потенциал, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав местной собственности; бюджеты всех уровней; государственная и муниципальная собственность, переданная РД для осуществления государственных и иных функций. (Конституция Республики Дагестан.)

Органы управления РД имеют право создавать финансово-кредитные и иные организации и учреждения, целевые бюджетные фонды; устанавливать в соответствии с действующим российским законодательством местные налоги и иные платежи, а также вводить льготы по федеральным налогам, поступающим в бюджет; участвовать своими средствами в деятельность предприятий и организаций. Чем больше чистым доходом от результатов производственно -хозяйственной деятельности будет обладать республика, тем в большем размере может быть сформирован бюджет и тем большими возможностями будут обладать органы управления для решения проблем развития 42 районов, городов и сел.

Центральным звеном государственного управления инновационным процессом выступает выработка решения и его реализация. Принятию управленческого решения способствуют сбор исходной информации, ее систематизация и анализ, диагностика и прогнозирование, определение системы целей. Решение должно быть конкретизировано посредством планирования, программирования и проектирования с целью выработки конкретных управленческих решений. Впоследствии осуществляется выработка механизмов реализации принятых решений, организация их деятельности, контроль, сбор и обработка информации о полученных результатах, которая в дальнейшем послужит почвой для принятия новых управленческих решений.

Следовательно, государственное управление инновационными процессами является непрерывным и ориентированным на достижение конкретных результатов.

Наша республика не имеет опыта управления инновационными процессами, поэтому основным звеном этой системы выступает принятие решения. По нашему мнению, что концентрированным выражением принятого решения должна выступать выработанная политика поведения управляющего элемента, которым в нашем случае выступает государство (РД), т.е. инновационная политика.

В РД государственная политика не разрабатывается, и она выступает составной частью общей политики социально-экономического развития страны и вытекает из определенных общенациональных перспектив и приоритетов, юга России - Южного федерального округа до 2006 г.

Конкретизация государственной и инновационной политики может осуществляться посредством исследовательского и инновационного программирования и проектирования, а также государственного планирования, способствующего формированию государственных заказов, удовлетворяющих возникающие потребности и подлежащих размещению в хозяйственной сфере. В свою очередь, реализации конкретизированных решений призван способствовать специальный инструментарий административного, социально-психологического и экономического воздействия.

Социально-психологические методы государственного управления обеспечивают наиболее благоприятные условия роста творческой активности людей к инновационной деятельности на основе использования нематериальных методов стимулирования достижения в области науки и техники (кадровая политика, присвоение специальных званий, общественное признание заслуг и др.).

Административные методы государственного управления, они базируются на властно-распределительных отношениях и сводятся к тому, что государство стремится определить расстояние, образ действия и результаты хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Наиболее сильными средства вмешательства в экономику, такие как требования, запреты, нормы и разрешения, предполагают обеспечение порядка и организованности, прав и обязанности граждан.

Французский поэт П. Валери писал, что "сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем".

Наименьшее влияние имеют методы, реализуемые в форме установления общего хозяйственного законодательства. Они определяют универсальные и групповые нормы поведения, обязательные для всех участников процесса хозяйствования и создающие необходимые правовые условия для нормального функционирования экономики. Изменение хозяйственной среды (т.е. разной собственности) обусловило пересмотр сущности административного вмешательства в экономику. Теперь оно основывается не на интересах отдельных ведомств, а на прочной законодательной основе, ограничивающей или способствующей определенным видам деятельности. Большую роль в инновационном процессе играют патентная политика государства и политика стандартизации, которые выступают составляющей административного вмешательства в рыночную среду посредством сохранения монополии на новизну и регулирования унификации продукции товаропроизводителей.

Экономический инструментарий государственного управления основан на учете мотивационных факторов товаропроизводства. Он представляет собой форму прямого или косвенного целенаправленного воздействия управляющей системы на объект управления путем изменения окружающей среды в направлении ориентации мотивов товаропроизводителей и потребителей на выполнение поставленных хозяйственных задач. Экономические методы, как и административные, имеют в своей основе правовую базу, но отличаются от последних недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. К прямым методам экономического управления, как правило, относят инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство.

Элементом организационного обеспечения реализации инвестиционной политики и координирующим звеном инвестиционной инфраструктуры может стать Государственное агентство содействий инвестициям Республики Дагестан (ГАСИ РД). Целями деятельности такой структуры должны стать выработка и проведения в жизнь инвестиционной политики республиканских органов власти, работа по активизации инвестиционного процесса, содействие реализации конкретных проектов.

Учитывая опыт работы аналогичных организаций по привлечению инвестиций в других регионах ГАСИ РД должно действовать в соответствии с общими социально-экономическими приоритетами и на начальных этапах деятельности сосредоточить на проблемах устранения существующих барьеров для инвестиций:

1. Развитие правового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Дагестан.

2. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности, его инвестиционного имиджа.

Функции Содержание функций

Разработка инвестиционной политики Обоснование направлений и оценка эффективности политики. Обеспечение взаимосвязи с федеральной экономической политикой.

Привлечение и содействие реализации инвестиций. Республиканская экспертиза и сертификация проектов. Сбор и распространение информации. Инвестиционный маркетинг в пределах республики, страны. Рассмотрение и оценка потенциальных инвестиционных проектов. Выработка мер экономического стимулирования инвестиций. Проведение переговоров и предоставление льгот по инвестиционным проектам, прошедшим сертификацию. Содействие в получении необходимых разрешение, доступа к республиканским и местным сетям производственной и коммунальных инфраструктур. Контроль выполнения программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление льгот и гарантий по приоритетным направлениям.

Мониторинг и оказание помощи в процессе реализации инвестиционных проектов

Рис. 1. Функции Государственного агентства содействий инвестициям Республики Дагестан (ГАСИ РД).

Инвестиционная политика РД стала одним из основных принципов организации инвестиционной деятельности и направлена на улучшение социально-экономической ситуации (рис.2).

Наиболее важными ее составляющими являются:

- создание условий привлекательности инвестиционной деятельности;

- анализ, оценка и предупреждение рисков;

- выявление и характеристика инвестиционного потенциала республики и разработка мер, способствующих его повышению;

- выявление конкретных хозяйствующих субъектов, способных в планируемом периоде обеспечивать инвестирование; -формирование целевых программ (ЦП) для реализации стратегии развития республики.

Разработка мер по предупреждению риска при формировании целевой программы_

Рис.2. Формирование инвестиционной политики Республики Дагестан.

Инвестиционная политика при формировании ЦП включает в себя: обоснование стратегических и тактических целей инвестирования; выбор форм и методов их реализации; формирование мер по привлечению инвестиций, достаточных для реализации социально-экономической политики. Необходимо в процесс формирования целевой про-

граммы провести анализ инвестиционного потенциала и рисков. Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Оптимальной формой участия Республиканских органов государственного управления в процессе формирования целевой программы является не только совместная работа с предпринимателями в части выбора реальной схемы привлечения инвестиций, сколько организация работы по привлечению средств населения и юридических лиц, проживающих и размещающих на данной территории (рис.3).

Рис.3. Формирование целевой программы РД.

Целевая программа - комплекс задач и адресных мероприятий, объединенных единой проблемой целевого характера, увязанных по ресурсам связана со специально организуемой централизацией ряда функций соответствующих элементов системы планирования и управления с учетом всех особенностей развития РД.

Основные принципы разработки ЦП следующие: - четкое и конкретное определение центральной проблемы, для решения которой формируется ЦП, точный расчет требуемых материальных ресурсов и финансирования, сроков выполнения отдельных этапов программы; - наличие полной и точной системы показателей, позволяющих сделать вывод о степени достижимости целей, намеченных при разработке ЦП. Эта система показателей может быть выражена шкалой общественных предпочтений для отдельных подпрограмм; - использование отлаженного экономически обоснованного механизма, обеспечивающего применение различных видов стимулирования и штрафов; - организация выполнения программы на основе централизованного управления основными ресурсами независимо от структуры источников финансирования, контроль за общим

направлением хода работ и его темпом с децентрализацией принятия частных решений на уровне отдельных подпрограмм в пределах выделенных для их выполнения ресурсов и временных ограничений; строгое согласование структуры ЦП и плана ее реализации со всеми исполнителями, как по срокам, так и по ресурсам.

Целевые программы могут стать эффективным механизмом привлечения инвесторов, поскольку с ее помощью реально определяются: принципы и механизмы предоставления налоговых льгот для приоритетных инвесторов; схема и механизмы создания стабилизационного республиканского фонда, в том числе за счет части инвестируемых средств, схема и механизмы создания страхового фонда от рисков. Для повышения эффективности ЦП и ускорения сроков ее реализации, предлагаем создать Банк инвестиционных предложений и деклараций, которые будут поступать в рамках формирования программ, и разработать метод их аналитической оценки.

Инвестиционное предложение для целевой программы - документ, содержащий информацию, отражающую инвестиционные возможности реципиента, достаточную для принятия решения о включении (исключении) предложения в ЦП. Инвестиционное предложение разрабатывается реципиентом на стадиях прединвестиционных исследований и должно быть увязано по целям и направленности с целевой программой, к которой оно относится. Каждый из инвесторов тоже проводит прединвестиционные исследования. Они необходимы как тем, кто хочет выгодно вложить капитал с наименьшим риском, так и тем, кто хочет участвовать в реализации ЦП основными фондами. Заключительным этапом является составление инвестиционной декларации для целевой программы. Это документ, который составляется инвестором, определяет цену инвестиций и содержит условия предоставления инвестиций для ЦП. В нем инвестор всесторонне описывает свое положение на рынке, приводит факты, доказывающие его надежность как делового партнера. Цена предоставления инвестиций - это цена, отражающая нормальную прибыль, необходимую для удовлетворения интереса инвестора, вложившего капитал в целевую программу.

Инвестиционные предложения для целевой программы поступают в процессе ее прединвестиционных исследований. Характеристика стадий процесса прединвестиционных исследований ЦП рассмотрена нами в таблице 3. Постадийный подход к рассмотрению и управлению процессом формирования целевой программы удобен и предусматривает разграничение, координацию и кооперацию исполнителей, своевременную постановку задач, анализ и оценку всех возможных потенциалов программы на этапе ее формирования, предусмотрев риски при будущем реализации.

Таблица 3

_Прединвестиционные исследования в рамках жизненного цикла целевой республиканской программы (ЦРП) РД.

Стадии Цели Характеристика

1. Анализ перспектив социально- экономического развития РД 1.1. Активизация деятельности по разработке стратегии развития РД Проводится региональный, отраслевой и ресурсный анализы. Определяются приоритеты социально-экономического развития РД

1.2. Определение необходимости разработки целевой программы. 1.2.1. Оценка инвестиционного потенциала. 1.2.2. Оценка рисков и методы их снижения. 1.2.3. Основные направления инвестиционной политики местных органов управления. 1.2.4. Мобилизация инвестиционных ресурсов. 1.2.5. Агрегированная оценка ЦП: совокупное значение для улучшения социально-экономического развития территории всех поступивших инвестиционных предложений.

2. Оценка возможностей целевой программы. 1. Выявление основных задач программы. 2.1.1. Согласованность целей с выбранной стратегией развития территории. 2.1.2. Создание Банка инвестиционных предложений и деклараций. 2.1.3. Утверждение методических положений по аналитической оценке предложений.

3. Подготовка обоснования 3.1. Предварительное обоснование предложений на соот- 3.1.1. Анализ идеи целевой программы. 3.1.2. Оценка альтернативных вариантов ЦП.

целевой программы. ветствие приоритетам развития территории и заданиям программы. 3.1.3. Оценка показателей целевой программы: - повышение уровня жизни социально незащищенных слоев населения территории; - снижение уровня безработицы; - охрана здоровья населения территории; - повышение инвестиционной активности; - поддержка товаропроизводителей, зарегистрированных в РД. 3.1.4. Сбор инвестиционных предложений.

3.2. Вспомогательные исследования для разработки программы. Классификация исследований: - изучение рынка материалов и конструкций; - изучение сырья и материалов; - оценка малоотходных, ресурсосберегающих или природоохранных технологий.

4. Оценка ЦП и принятие решения об инвестициях. 4.1. Аналитическая оценка инвестиционных предложений для целевой программы. 4.1.1. Разработка рекомендаций по формированию экспертной комиссии и групп. 4.1.2. Принципы проведения аналитической оценки. 4.1.3. Формирование показателей оценки, расчет весовых коэффициентов, рангов. 4.1.4. Работа с инвестиционными предложениями.

4.2. Конкурсный отбор инвестиционных предложений. 4.2.1. Изучение инвестиционных предложений. 4.2.2. Определение критериев селекции. 4.2.3. Селекция инвестиционных предложений. 4.2.4. Учет неопределенности и рисков. 4.2.5. Заключение экспертной комиссии.

4.3. Поддержка ЦРП. 4.3.1. Отправление инвестиционных предложений, не прошедших конкурсный отбор, в Банк инвестиционных предложений и деклараций. 4.3.2. Определение потенциальных инвесторов.

5. Технико-экономическое обоснование целевой программы. Определение параметров реализации и показателей эффективности программы. Принятие окончательного решения о том, имеются ли коммерческие, технологические, экономические и экологические предпосылки для осуществления ЦРП и следует ли ее переводить в инвестиционную стадию.

Косвенные экономические методы основаны на том, что органы государственного управления прямо не ограничивают самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются: налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и фондовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма.

Применительно к инновационной сфере экономические методы государственного управления более предпочтительны. При этом на федеральном уровне должны преобладать управление финансовыми потоками посредством целенаправленного субсидирования приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование создания и потребления объектов интеллектуальной собственности и других новшеств, а также широкий комплекс мероприятий по созданию инновационного климата, развитию рискового предпринимательства, привлечению инвесторов и хозяйствующих субъектов к инновационным процессам. Задача создания инновационного климата не нова, она возникла вместе с появлением машин. В условиях рыночных отношений решение этой проблемы в организационном плане обеспечивается развитием конкурентной среды обитания

хозяйствующих субъектов, государственной поддержкой наиболее перспективных разработок, производств, технологий, гибкими методами государственного воздействия, стимулирующими инновационную активность и восприимчивость товаропроизводителей.

Динамическая, адаптивная совокупность экономических реформ и методов государственного управления связана с созданием равных условий хозяйствования для инновационно активных хозяйствующих субъектов, временные условия функционирования которых ухудшаются в связи с системными нововведениями. Регулярная поднастройка механизма управления инновационными процессами может быть обусловлена изменением приоритетов общественного развития, критическими ситуациями в сфере производства и состоянии его инфраструктуры, новыми потребностями, достижениями науки, техники и технологии.

Необходимость государственного управления инновационными процессами обусловлено несколькими моментами: состоянием экономики страны; недостатками механизма рыночного саморегулирования нововведений, порождающими ряд проблем, которые не могут быть решены без участия государства; мотивационными факторами формирования государственных доходов.

Государственное управление системными нововведениями возможны при наличии условий: существование разных форм собственности в секторе экономики, обеспечивающих развитие предпринимательства и конкуренции; развитой системы перераспределения через бюджет значительной доли национального дохода, используемой для реализации долгосрочных общегосударственных программ, воздействия на спрос и предложение на рынке новшеств; комплексной и развитой информационной системы и телекоммуникаций, которая находится на стадии становления.

Возможность государственного управления инновационными процессами в стране и Республике Дагестан не вызывает сомнения.

1) Необходимо создать Государственное агентство содействия инвестициям (ГАСИ) РД.

2) Государственное управление инновационными процессами в РД (ГУИП РД).

3) Формирование инвестиционной политики РД.

4) Формирование целевых программ (ЦП) РД.

5) Создание банка инвестиционных и инновационных предложений в РД.

Каласова З.Х.

Развитие местного самоуправления в России на современном этапе

Становление местного самоуправления в России - это объективная необходимость, обусловленная совокупностью факторов. Основными из них являются следующие:

- неизбежность преобразования всей системы управления российским обществом с переносом центра тяжести на межтерриториальный уровень. Действующая в настоящее время система управления далека от совершенства. Она дает серьезные сбои и недостаточно эффективна. Ее замена становится все более очевидной;

- целесообразность рассредоточения государственной власти по всем уровням управления, настоятельная необходимость в общегосударственной и региональной децентрализации управления, а так же в рациональном перераспределении в этой связи власти, собственности и ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления в пользу местных сообществ;

- важность усиления ориентации местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного населения соответствующих территорий.

- историческая потребность в широкой демократизации всех сфер жизни российского общества, необходимость обеспечения активного, равноправного участия населения России в управлении ее развитием. Очевидно, это можно сделать скорее и лучше путем широкого применения местного самоуправления;

- и наконец, острая необходимость преодоления в ближайшее время надолго затянувшегося кризиса в России, крайняя необходимость стабилизации национальной экономики и повышение в перспективе эффективности и функционирования на основе существенного экономического развития территориальных образований.

Становление и развитие местного самоуправления имеет большое социальное, экономическое, и политическое значение.

Социальное значение местного самоуправления видится прежде всего в его ориентации на улучшение качества жизни всего населения муниципального образования. Органы местного самоуправления по закону обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, причем на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.