СОЦИОЛОГИЯ
(Статьи по специальности 22.00.04)
© 2010 г. Ю.А. Гударенко
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рассмотрена многоуровневая система высшего профессионального образования как объект социологического анализа. Социологический анализ многоуровневой системы высшего образования, в рамках данной работы, ориентирован на изучение методов, форм и средств обучения, их констелляции и соответствии требованиям современного рынка труда и потребностям студентов. Именно высшее профессиональное образование обеспечивает устойчивость и динамичность социальной структуры, т.к. формирует специалистов различных социальных слоев.
Ключевые слова: многоуровневая система высшего профессионального образования, социологический анализ, социокультурный подход, фундамен-тализация, Болонская декларация, рынок труда.
Высшее образование производит и закрепляет в перспективном будущем социально-экономические отношения, роль, положение различных групп и личности. Выпуская специалистов определенного качества и количества, формируя их из различных социальных слоев, оно обеспечивает устойчивость и динамичность социальной структуры. Вырабатывая стандарты, нормы, правила отношений между членами общества, высшее образование закрепляет, сохраняет и воспроизводит определенный тип социально-экономических отношений, ролевых и статусных позиций различных групп людей и отдельных личностей, тем самым, обеспечивая устойчивость и динамичность развития социальной структуры [1, с. 16]. Правомочно в связи с этим рассматривать высшее профессионально образование в системе общественных отношений, представляющих собой совокупность всех видов отношений общества - политических, экономических, социокультурных и т.д.
Анализ трансформации функций системы высшего образования в части ее взаимодействия, и влияния на развитие социальной структуры российско-
го общества переходного периода наиболее рельефно проявляется при социокультурном подходе. Известно, что детерминирующая роль ценностных компонентов общественного сознания состоит в том, что они формируют, катализируют социальную активность общественных субъектов, позволяя при этом судить о сдвигах в общественном и групповом менталитете по мере трансформации российского общества, о степени готовности к тем или иным общественным переменам и преобразованиям. Как социальный институт образование не может игнорировать сферу общественно-политической жизни общества, быть автономной системой, полностью свободной от политических интересов и политического влияния. Для нормального творческого функционирования и развития высшего образования как социального института жизненно важна соразмерность в отношении взаимодействия между обществом и государством.
Период нового рыночного этапа становления системы высшего профессионального образования в России характеризуется историческими событиями, связанными:
• с радикально изменившимся общественно-политическим устройством;
• с кардинальной сменой экономического уклада (переход от плановой экономики к рыночной).
Эти кардинальные макроперемены за сравнительно короткий период существенно деформировали систему устоявшихся представлений, ориентаций, ценностей, ожиданий входящих в жизнь молодых поколений, сменили привычный уклад их жизни, как для отдельной личности, так и для больших групп населения. Для молодых людей, стоящих на пороге профессионального выбора и жизненного самоопределения, в разряд проблематичных перешел вопрос о целях, формах и способах получения образования, о будущем месте приложения труда, затрагивающий не только личные и узко групповые интересы, но имеющий во многом судьбоносное значение для российского общества в целом. Функционирование системы образования сегодня - это главный стратегический фактор не только социально-экономического, интеллектуального и духовного развития общества, но и фактор выживания и безопасности. Важным аспектом современного высшего образования стала его фундаментализация. Высшее образование переходит на качественно новый уровень: от информативного типа, дающего конкретные, а потому ограни-
ченные знания, к такому типу знаний, который способствовал бы формированию основ глубокого целостного восприятия изучаемых процессов, способностей системного мышления и обновления системы знаний, переобучения. Я.У. Астафьев отмечает, что в последнее время возрастает популярность заочной формы обучения. За последние десять лет в наибольшей степени вырос прием студентов именно на это отделение вузов. Причем большинство студентов, которые полностью оплачивают обучение в вузе, учится именно так. В этой связи следует ожидать довольно существенного сокращения численности преподавателей вузов, их замены составителями виртуальных учебных пособий [2]. Трансформации, происходящие в системе высшего образования, способствуют изменению базовой матрицы отношений в учебном процессе «учитель-ученик» [3]. В полной мере передача знаний, по мнению П. Бурдье, может происходить в так называемых мастерских, в творческом (а значит, снимающем отчуждение) союзе учителя-мастера и ученика, где знания и опыт не ретранслируются, а продуцируются в живом взаимодействии, ведь изобретательность не передается через принципы и наставления, но путем длительного общения с мэтром [4,с. 32].
Таким образом, изменения в системе высшей школы, смена подходов и концепций образования привели к необходимости возникновения новой формы взаимодействия преподавателя и студента, в которой существенно изменен характер взаимодействия агентов образования. В современных условиях, характеризующихся сложностью и динамичностью социальных процессов, именно многоуровневая система обучения представляется наиболее адекватной существующим вызовам и реалиям. Таким образом, можно констатировать, что влияние высшего образования на различные сферы общественной жизни, тесное переплетение образовательных структур с другими социальными институтами - характерные черты переходного периода на пути к полной интеграции в европейскую многоуровневую систему образования. Такое переплетение порождает системные, интегративные эффекты, в силу которых речь идет уже не о сложении возможностей различных социальных элементов, а об умножении их потенциальных возможностей, что, в свою очередь, резко ускоряет общественное развитие и повышает эффективность различных социальных проектов.
В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан в ЮНЕСКО. Кроме того, переход на многоуровневое образование способствует повышению мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала, а также обеспечению необходимого качества высшего образования, взаимному признанию квалификации соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о десяти задачах перехода к многоуровневой системы высшего образования. К ранее сформулированным и озвученным были добавлены такие приоритеты, как введение аспирантуры в систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентации на общеевропейские ценности), повышение конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, развитие системы дополнительного образования («образование в течение всей жизни»). Перечисление ступеней высшего профессионального образования начинается с образования, ведущего к квалификации (степени) бакалавра, затем институализиру-ется высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) магистра.
В публикациях посвященных проблемам высшего профессионального образования используется ряд равнозначных терминов: «многоуровневая подготовка» и «многоступенчатая подготовка», «многоуровневая система образования» и «многоступенчатая система образования» и т.п. В данном исследовании мы придерживаемся сочетания уровень профессионального образования. Следует различать американскую и английскую терминологию, используемую для обозначения уровней образования. В американской терминологии студенты, обучающиеся по программа бакалавров, называются до-выпускниками (undergraduate); студенты, уже имеющие степень бакалавра и продолжающие обучение для получения степени магистра или доктора, на-
зываются выпускниками (graduate). Те учащиеся, которые получили докторскую степень, но остались в университете для дальнейшего углубленного изучения определенной области знаний и выполнения научной работы, называются поствыпускниками (postgraduate). В английской модели многоуровневого образования термином поствыпускник (postgraduate) обозначается мастерский уровень подготовки. Тем не менее, используемые в публикациях термины многоуровневого образования можно условно разделить на следующие подгруппы:
• термины и их сочетания, характеризующие многоуровневость (многоступенчатость) системы образования в целом. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» система образования включает три подсистемы:
• преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности,
• образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов, видов,
• органы управления образованием и подведомственные им учреждения и предприятия.
Многоуровневость есть атрибут современного этапа реформирования образования. Следует подчеркнуть, что многоуровневость как характеристика наличия общего среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования и т.п. тождественна понятию непрерывность образования. Среди понятий и терминов, используемых для характеристики многоуровне-вости (многоступенчатости) системы образования наиболее часто употребимыми являются бакалавриат, магистратура и специалитет. В ряду терминов, используемых для характеристики многоуровневости (многоступенчатости) системы подготовки кадров наиболее распространенными являются: непрерывное образование взрослых, послевузовское образование, дополнительное образование. Изучая сущность многоуровневого образования как условия вхождения отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство, следует заметить, что многоуровневая система образования является структурной основ мировых образовательных систем, характеристикой имеющихся образовательных традиций. Что же касается современной России, то по мнению ряда обществоведов (Л.Б. Москвин, О.Б. Томилин
и др.), многоступенчатость интеграционных процессов является естественным и закономерным общественно-социально-экономическим явлением, поскольку определяется многонациональным и много конфессиональным составом России, сложностью исторического развития, различиями в социально-экономическом уровне, в психологической и политической позициях элиты и различных групп населения, многоукладностью экономики. Исходные цели зарождающейся традиции многоуровневого образования в отечественном образовании взаимосвязаны, но не тождественны. Получение фундаментальных знаний как основы будущей профессии в системе многоуровневой подготовки определяются прежде всего подготовкой в области фундаментальных наук и лишь затем - комплексом профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование профессионального мышления, его будущие масштабы и гибкость также имеет определенную последовательность.
Такая позиция заставляет обращать внимание на проблемы становления традиции многоуровневой профессиональной подготовки к рассмотрению сущности категории диверсификация, смысл которой рассматривается как разнообразие, проникновение специализированных форм в другие отрасли, в результате чего возникают многоотраслевые образования. Диверсификация является характеристикой и результатом возникновения многоуровневой, многовариантной образовательной системы, которая проявляется в многофункциональности учебного заведения, вариативности и гибкости образовательных программ. Ведущей целью диверсификации является удовлетворение запросов личности в формировании собственной образовательной траектории. Диверсификация порождает рост образовательных услуг и типов образовательных учреждений, а педагогическим условием диверсификации является перестройки технологий обучения в соответствии с инновационными организационными формами и целями образования. Диверсификация предполагает разнообразие, вариативность содержания профессиональной подготовки, достигаемое за счет обращения к культуре региона, к национальной региональной образовательной и культурной традиции. Таким образом, диверсификация определяется как сущностная характеристика традиции многоуровневой подготовки в системе высшего образования. В тоже время необходимо заметить, что многообразие предполагаемых вариантов получения высшего профессионального образования должно основываться на возможности
выбора будущим выпускником индивидуальной образовательной траектории. В качестве основной методологической идеи многоуровневой профессиональной подготовки выступает непрерывное образование, которое с формальной точки зрения рассматривается как структурная характеристика многоуровневой подготовки. В свою очередь, многоуровневость образования рассматривается как форма организации непрерывного образования. Эта позиция определяет возможность рассмотрения специфики современного этапа реформирования высшего педагогического образования как становления традиции многоуровневой педагогической подготовки.
Реализация интеграционных направлений в многоуровневом образовании связана с креативным использованием и развитием положительного о опыта повышения качества подготовки специалистов, существенным расширением образовательной мобильности студентов и научно-педагогических работников, вхождением в международный рынок образовательных услуг и систему международного информационного и коммуникационного пространства, развитием международной кооперации в области фундаментальных и прикладных исследований. Многоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Многоуровневая система подготовки способна оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для различных сфер профессиональной деятельности. В условиях реформирования отечественной высшей школы современная стратегия в формировании и рациональном использовании профессионального потенциала выпускников основана на реализации многоуровневой системой подготовки специалистов. Сущность трансформации концепции многоуровневого профессионального образования состоит из трех компетенций субъекта профессиональной деятельности: специальной, социальной и индивидуальной. То есть современная профессиональная подготовка должна быть осуществлена на специальном, социально-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровне. Первый формирует систему
профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих решать типовые профессиональные задачи. Второй интегрирует социальную и специальную компетентность, позволяющую студенту решать проблемы профессиональной реализации. Третий уровень основан на акмеологической парадигме образования. Задача этого уровня состоит в самореализации личности.
В.А. Кузнецова дает следующее определение изучаемому понятию -многоуровневая система высшего образования - это совокупность последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на 1-11 уровнях и множественностью программ профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности. Особенность многоуровневого образования - появление различных образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для самореализации. Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности. Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения; разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения. Третья ступень -контекстный подход, для применения навыков и умений в решении квазипрофессиональных задач. Традиционная система отечественного высшего образования предполагает подготовку специалиста для определенного вида профессиональной деятельности. Эта система была ориентирована на массовый выпуск специалистов. Она жестко регламентирована сроками обучения и едиными учебными планами. В отличие от многоступенчатой, моноступенчатая система высшего образования менее гибкая и динамичная.
Многоуровневая система высшего образования ориентирована на использование индивидуальных особенностей личности студента, повышение качества обучения посредством развития адресных стилей учебной работы студентов и предоставление равных возможностей для этого. Многоуровневая система соответствует требованиям современного рынка труда, позволяя менять характер и объемы подготовки кадров, учитывать изменение ситуации в экономике. Многоуровневая система обучения позволяет оперативно реаги-
ровать на потребности государства. Выпуск специалистов различного уровня позволяет снизить затраты на образование, в то время как в моноуровневой системе этому препятствует плановость выпуска, определенный срок обучения. В многоуровневой системе образования существует возможность подготовки специалистов с заданными профессиональными умениями и навыками за короткие сроки. Многоуровневая система высшего образования способствует максимальному раскрытию индивидуального потенциала личности обучающегося. Этот тезис должен подтверждаться осознанным выбором собственной образовательной траектории. В рамках данной системы проявляется учет специфики учебного заведения. Преимущества этой системы проявляются и в плане развития индивидуальных стилей учебной деятельности студентов, и в плане серьезной их подготовки к научно-исследовательской деятельности в учебном заведении. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования научно-исследовательская работа студентов выделена в отдельный блок, в рамках специализированной подготовки. Рассматривая многоуровневую систему высшего образования, имеет смысл остановиться на основных ее требованиях и характеристике образовательных уровней. Исходя из данного посыла, многоуровневая система высшего образования представляет собой совокупность самодостаточных и цельных образовательно-профессиональных программ базового уровня и специализированной подготовки.
Проанализировав научную литературу и периодические источники, анализирующие потребности в переходе к многоуровневой системе образования, стало возможным перечислить основные аргументы в пользу данной системы.
1. Требование учета образовательной мобильности студентов.
2. Необходимость в открытости и гибкости образовательной системы.
3. Необходимость создавать студентам условия и возможности к адаптации к будущей профессиональной деятельности.
4. Предоставление широких возможностей для самореализации студентов.
5. Использование инновационных образовательных технологий для улучшения качества подготовки выпускников.
Исходя из этих посылов, подготовка бакалавров предполагает увеличение дисциплин гуманитарного и общенаучного циклов. Здесь можно отметить
наличие профессиональной подготовки. Таким образом, основное назначение программ этой ступени заключается в формировании общеобразовательной культуры личности, профессиональных ценностей, необходимых для дальнейшего самоопределения. Выбор студентом обучения в магистратуре предполагает получение им полного высшего образования и свидетельствует о достаточно высокой подготовке выпускника бакалавриата. Обучение студентов на втором уровне высшего образования (магистратура) основано на подготовке специалистов с адресным подходом к организации учебного процесса. Еще одной отличительной чертой магистратуры является одновременная образовательная и профессиональная подготовка. Студентам, освоившим профессионально-образовательную программу первого и второго уровней, присваиваются соответственно степени бакалавра и магистра. Исходя из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в ряду требований квалификационной характеристики по различным направлениям указано, что студент бакалавриата подготовлен для работы в учреждениях различного типа по различным видам деятельности.
Структура профессионально-образовательной программы подготовки бакалавра по различным направлениям образования состоит из следующих циклов дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ); математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН); общепрофессиональные дисциплины (ОПД); дисциплины профильной подготовки (ДПП); факультативные дисциплины (ФД). Каждый из указанных циклов представляет собой конечный набор дисциплин с указанием логики изложения и объемом в часах. Специализированная подготовка студентов предполагает освоение профессионально-образовательной программы второго уровня. Ее реализация осуществляется в магистратуре. Концептуальная основа магистерской подготовки базируется на соображениях о необходимости и актуальности непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса и профессионально-образовательных программ. Появление магистратуры ориентировано на повышение качества образования через обновление его содержания, форм и методов организации. Цели магистратуры отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в качестве требований к уровню подготовки студентов, успешно завершивших обучение по основной профессионально-образовательной про-
грамме. Согласно стандарту функциональный смысл и значение магистратуры заключается в подготовке специалистов, способных к теоретической и практической деятельности в различных областях. Таким образом, функция магистратуры как отдельного образовательного института многоуровневой системы заключается в создании условий и предпосылок для становления и развития личности студента-исследователя, обладающего индивидуальным стилем учебной деятельности.
Таким образом, современная система высшего образования включает два уровня, каждый из которых имеет свои отличительные особенности. Исходя из этого социологический анализ многоуровневой системы высшего образования должен быть ориентирован на изучение методов, форм и средств обучения, их констелляции и соответствии требованиям современного рынка труда и потребностям студентов. Под многоуровневой системой высшего образования понимается совокупность самодостаточных и цельных образовательно-профессиональных программ базового уровня и специализированной подготовки. В настоящее время в России существует своеобразный симбиоз традиционной моноуровневой системы образования (специалист) и западной многоуровневой (бакалавр, магистр). Смысл социологического анализа многоуровневой системы высшего образования в России должен заключаться в определении проблем и потребностей взаимодействия данной образовательной системы с рынком труда и всеми агентами образовательного процесса, прогностическом анализе успешности полноценной интеграции новой отечественной системы образования в европейскую образовательную модель.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5-6.
2. Астафьев Я.У. Высшее образование в России сегодня и завтра // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы» М., 2003. Т. 2.
3. Афанасьев Н.П. Трансформация высшего образования в России: проблемы и тенденции // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы» М., 2003. Т. 2.
4. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos' 96. М., 1996.
Российский государственный
социальный университет_18 апреля 2010 г.