СОЦИОЛОГИЯ
(Статьи по специальности 22.00.04)
© 2010 г. Ю.А. Гударенко
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Рассмотрены методологические основания исследования трансформации системы высшего профессионального образования в России. Изучена специфика социального взаимодействия многоуровневой системы высшего профессионального образования и рынка труда. При выявлении и анализе характера взаимодействия рынка труда и многоуровневой системы высшего профессионального образования был использован институциональный подход.
Ключевые слова: многоуровневая система высшего профессионального образования, институциональный анализ, структурно-функциональный анализ.
Социологический анализ взаимодействия многоуровневой системы высшего профессионального образования и рынка труда требует применения методологии институционального подхода в социологии, так как агенты социального взаимодействия рассматриваются и интерпретируются в рамках данной работы как социальные институты. Специфика этого социального взаимодействия носит межинституциональные черты и характеристики. В рамках методологии институционального подхода высшее профессиональное образование интерпретируется в качестве одного из компонентов социальноэкономических отношений, отражающих взаимодействие социальных групп и общностей для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, профессиональной подготовки, удовлетворения иных образовательных потребностей индивидов. Выступающее в качестве формализованной социально-профессиональной деятельности, опирающейся на систему специализированных социальных организаций (образовательных учреждений), функции которых регламентированы определенными правовыми и этическими нормами, образование само является институтом, подсистемой институциональной среды. Институт высшего профессионального образования включает ряд частных институтов, в качестве субинститутов
многоуровневой системы ВПО. В рамках данного исследования интерпретируются: бакалавриат, специалитет, магистратура, докторантура.
Институционализм зародился в начале ХХ в. в США, благодаря работам Т. Веблена и Дж. Коммонса. Возникнув в рамках экономической теории, классический институционализм испытывал мощное влияние со стороны европейской и американской социологии. Смысл институционального подхода в экономической теории состоял в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы. Внимание к социальным институтам и социальным отношениям, выразилось в рассмотрении экономических явлений и процессов через анализ «институций», то есть норм, обычаев и правил поведения в обществе, и «институтов», легитимных и формализованных норм, правил и обычаев в виде формальных норм и социальных организаций. В конце XX в. рождается неоинституционализм, также имеющий методологические ограничения, объясняемые его сильной генетической связью с экономической теорией. Неоинституционализм исходит из двух общих тезисов: 1) социальные институты имеют значение (institutions matter); 2) социальные институты поддаются анализу с помощью понятий и методов, выработанных экономической наукой. Институциональный анализ образования имеет в отечественной социологии определенные традиции. В работах В.В. Гаврилюка, В.Я. Нечаева, В.И. Добренькова рассматривается социальный институт образования, прежде всего, с позиции многообразия ступеней образования, обеспечения преемственности различных уровней образования. В работах Ф.Р. Филиппова, Г.Е. Зборовского, Е.А. Шуклиной подчеркивалось, что центральную проблематику отрасли составляют функции образования в обществе, особенности социальной организации образования, социальные взаимодействия в образовательной сфере [1]. В работах отечественных социологов, образование рассматривается как социальная деятельность; социальный институт; ценность. Так, в нашем исследовании интерпретируется тройственное понимание высшего профессионального образования. С одной стороны, ВПО выступает в качестве институциональной сферы деятельности. С другой стороны, высшее профессиональное образование интерпретируется, исследуется и анализируется как социальный институт. С третьей стороны, высшее профессиональное образование рассматривается в ценност-
ном контексте, так как выступает в качестве определенной ценности для потребителей и поставщиков образовательных услуг.
Институциональный анализ предполагает акцентирование на структуре высшего профессионального образования, детерминирующей образовательные потребности и поведение человека, позволяет выявлять и определять пути изменения ценностей, норм и правил поведения различных субъектов отношений по поводу предоставления образовательных услуг. В данном исследовании интерпретируется взгляд на:
1) родителей (домохозяйства) и абитуриентов, как потребителей образовательных услуг;
2) студентов высших учебных заведений, как потребителей образовательных услуг;
3) работодателей, как потребителей образовательных услуг;
4) преподавателей и административных работников учреждений высшего профессионального образования как производителей образовательных услуг;
5) родителей (домохозяйства) и абитуриентов, как агентов межинститу-ционального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования. Домохозяйства, родители и абитуриенты могут рассматриваться в роли агентов данного взаимодействия, так как именно они, выступая в качестве потребителей образовательных услуг, наряду с работодателями структурируют баланс спроса и предложения на образовательные услуги и профессии;
6) студентов высших учебных заведений, как агентов межинституцио-нального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования;
7) работодателей, как: а) агентов института рынка труда; б) агентов меж-институционального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования;
8) преподавателей и административных работников учреждений высшего профессионального образования, как: а) агентов института высшего профессионального образования; б) агентов межинституционально-го взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования.
Потребности в образовательных услугах выступают в качестве основного критерия в структуре баланса спроса и предложения на образовательные услуги и профессии на региональном рынке руда и региональном рынке образовательных услуг. Категория «потребность» рассматривается и анализируется в рамках институционального подхода и анализа, однако соотносит методологию научного исследования с другим методологическим подходом - функциональным, в своей современной редакции, наиболее полно представленным в структурном функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон,
Н. Смелзер и др.) и неофункционализме (Дж. Александер, П. Коломи, Ш. Эй-зенштадт, Э. Хаас и др.). В этой связи можно сослаться на справедливость мнения Л.Я. Рубиной: «...я поддерживаю институциональный подход, но считаю, что им не следует ограничиваться. Образование - это социальный институт, и сложная система, и формальная организация, и особый вид деятельности, и социальная ценность для личности и общества» [2]. Методологически близкими и взаимодополняющими по отношению к институциональному подходу, генезис которого первоначально осуществлялся в рамках экономической теории, являются структурно-функциональный, системный и неофункциональный подходы в социологии. Структурно-функциональный подход представляет собой особую методологию исследования социальных объектов, явлений и процессов через исследование их структуры, структурных взаимосвязей зависимостей, функционального значения каждого элемента. Структурный функционализм генетически связан с функционализмом А. Рэдклифф-Брауна и Б. Малиновского и теорией систем. Поэтому он комплиментарен системной теории, часто рассматривается как частный подход по отношению к общему подходу - теории социальных систем. Также институциональный подход рассматривается в стратегии социологического исследования как близкий и взаимодополняющий по отношению к системному подходу. В данном контексте социальные институты, входящие в них социальные организации и агенты интерпретируются как подсистемы и элементы системы более высокого уровня.
Комплиментарность институционального подхода по отношению к структурно-функциональному подходу представляется автору очевидной. С позиции институционального подхода высшее профессиональное образование рассматривается как социальный институт включающий ряд частных инсти-
тутов, формирующих многоуровневую систему ВПО: бакалавриат, специали-тет, магистратуру, докторантуру. Преподаватели и административные работники учреждений ВПО выступают в качестве его агентов и агентов меж-институционального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования. Родители и абитуриенты интерпретируются как агенты межинституционального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования. Студенты высших учебных заведений, как агенты межинституционального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования. Работодатели, представляющие различные отрасли регионального социально-экономического комплекса рассматриваются как агенты социального института регионального рынка труда и агенты межинституционального взаимодействия институтов рынка труда и высшего профессионального образования. Учреждения высшего профессионального образования, ведущие подготовку кадров, на основе многоуровневой системы ВПО выступают в качестве социальных организаций, относящихся к социальному институту ВПО. Учреждения и предприятия, потребители образовательных услуг, предоставляемых институтом высшего профессионального образования, выступают в качестве социальных организаций, относящихся к социальному институту рынка труда. При выявлении и анализе характера взаимодействия рынка труда и многоуровневой системы высшего профессионального образования мы будем использовать институциональный подход. В свою очередь, рассматривая потребности в образовательных услугах в качестве основного исследовательского критерия (в структуре баланса спроса и предложения на образовательные услуги и профессии на региональном рынке труда и региональном рынке образовательных услуг), при определении оценки агентами межинституционального взаимодействия многоуровневой системы высшего профессионального образования на региональном уровне мы будем использовать методологические принципы структурно-функционального анализа.
Рынок образовательных услуг в сегменте ВПО является рынком с асси-метричной информацией, что предполагает затруднения оценки ее качества потребителем, домохозяйствами и работодателями на региональном рынке труда. С другой стороны, потребности в определенных образовательных услугах могут различным образом оцениваться и поставщиками образова-
тельных услуг. Отличную точку зрения могут выражать и работодатели, как потребители образовательных услуг. Поэтому социологическая оценка агентами межинституционального взаимодействия многоуровневой системы высшего профессионального образования на региональном уровне, будет определяться на основании:
1) оценки качества компетенций будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО ее агентами;
2) оценки образа многоуровневой системы ВПО поставщиками и потребителями образовательных услуг;
3) анализа востребованности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования на региональном рынке труда;
4) анализа структуры и особенностей регионального рынка труда Ставропольского края;
5) оценки работодателями факторов успешности профессиональной деятельности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы ВПО.
Факторная операционализация
На взаимодействие многоуровневой системы высшего профессионального образования и регионального рынка труда оказывают влияние следующие факторы:
1. Структура регионального рынка труда, включающая отраслевую структуру региональной экономики; отраслевую структуру региональной экономики по количеству занятого населения трудоспособного возраста; общее количество предприятий и учреждений, представляющих различные отрасли и сферы регионального социально-экономического комплекса; средняя численность работников на предприятиях и в учреждениях, представляющих различные отрасли и сферы регионального социально-экономического комплекса, динамика изменения численности работников по отраслям региональной экономики, требования регионального рынка труда, предъявляемые к наемным работникам, имеющим высшее профессиональное образование, структура молодежного сегмента регионального рынка труда.
2. Социально-демографическая структура населения Ставропольского края и целевых групп исследования. В том числе, количественная динамика изменения численности категории молодежи в возрасте 18 лет, а также динамика изменения численности абитуриентов высших учебных заведений Ставропольского края.
3. Количество и специализация высших учебных заведений, ведущих подготовку на основании многоуровневой системы высшего профессионального образования.
4. Номенклатура специальностей, по которым осуществляется подготовка профессиональных кадров в высших учебных заведениях, ведущих подготовку на основании многоуровневой системы высшего профессионального образования.
5. Количество бюджетных и платных мест в высших учебных заведениях, ведущих подготовку на основании многоуровневой системы высшего профессионального образования.
6. Численность студентов разных специальностей в высших учебных заведениях, ведущих подготовку на основании многоуровневой системы высшего профессионального образования.
Структурная операционализация
Обобщенная социологическая оценка агентами межинституционального взаимодействия многоуровневой системы высшего профессионального образования на региональном уровне, будет определяться на основании:
1) оценки качества компетенций будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО ее агентами;
2) оценки образа многоуровневой системы ВПО поставщиками и потребителями образовательных услуг;
3) анализа востребованности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования на региональном рынке труда;
4) анализа структуры и особенностей регионального рынка труда Ставропольского края;
5) оценки работодателями факторов успешности профессиональной деятельности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы ВПО.
Оценка качества компетенций будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО ее агентами предполагает выделение следующих показателей:
1. Академических навыков будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО.
2. Навыков самоуправления, организованности будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО.
3. Навыков работы в группе, команде будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО.
4. Оценка успеваемости будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО.
5. Сравнительная оценка успеваемости будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО по отношению к специалитету.
6. Оценка востребованности магистратуры у выпускников бакалавриата.
7. Оценка студентами, обучающимися в рамках многоуровневой системы ВПО учебного процесса и внеаудиторной работы.
8. Оценка перспектив трудоустройства бакалавров и магистров.
9. Сравнительная оценка мотивации будущих выпускников в системе многоуровневого ВПО по отношению к специалитету.
Оценка образа многоуровневой системы ВПО поставщиками и потребителями образовательных услуг предполагает выделение следующих показателей:
1. Степень информированности о сущности многоуровневой системы подготовки кадров, имеющих высшее профессиональное образование.
2. Отношение поставщиков и потребителей образовательных услуг к внедрению многоуровневой системы подготовки кадров, имеющих высшее профессиональное образование.
3. Предпочтения потребителей образовательных услуг (работодателей) при выборе молодых специалистов, имеющих уровни квалификации и степени «бакалавр», «магистр», «дипломированный специалист».
4. Предпочтения получателей образовательных услуг (домохозяйств: родителей и абитуриентов) при выборе учебных заведений и специальностей с разноуровневой системой подготовки.
5. Оценка престижности полученного образования в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования.
Анализ востребованности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования на региональном рынке труда, предполагает две аналитических составляющих:
1) анализ структуры и особенностей регионального рынка труда Ставропольского края;
2) оценка работодателями факторов успешности профессиональной деятельности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы ВПО.
Оценка работодателями факторов успешности профессиональной деятельности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы ВПО, предполагает выделение следующих показателей:
1. Академических навыков молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования.
2. Навыков самоуправления, организованности молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования.
3. Навыков работы в группе, команде молодых специалистов, подготовленных в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования.
4. Сравнительная оценка востребованности молодых специалистов, подготовленных в рамках моно- и многоуровневой систем высшего профессионального образования.
5. Сравнительная оценка успешности молодых специалистов, подготовленных в рамках моно- и многоуровневой систем высшего профессионального образования.
6. Оценка потребностей предприятия в молодых специалистах, подготовленных в рамках моно- и многоуровневой систем высшего профессионального образования.
Следующим этапом работы над данным исследованием является выявление характера взаимодействия рынка труда и многоуровневой системы высшего профессионального образования. Выявление характера данного взаимодействия предполагает рассмотрение рынка труда как социального института в современном российском обществе, определения специфики молодежного
сегмента рынка труда в современной России, исследования и выявления проблем и противоречий взаимодействия института высшего профессионального образования и молодежного сегмента рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Филиппов Ф.Р. Социология образования М., 1980.
2. Социология образования перед новыми проблемами М., Омск, 2003.
Российский государственный
социальный университет__________________________________3 июня 2010 г.