Научная статья на тему 'Многоуровневая система аграрного образования в Белгородской области. Реальность и перспективы'

Многоуровневая система аграрного образования в Белгородской области. Реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турьянский А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система аграрного образования в Белгородской области. Реальность и перспективы»

возрасти до 114 млрд руб., производство мяса увеличиться в 1,7 раза, в том числе свинины — в 2,5 раза, мяса птицы — в 1,5 раза, молока — в 1,3 раза Доходы работников сельскохозяйственных организаций должны повыситься в 2,1 раза и составить 15,7 тыс. руб. в месяц.

Несмотря на несбалансированную продовольственную политику, проводимую в стране, мы тем не менее будем и дальше работать над реализацией областной стратега и развития сельского хозяйства. В текущем году планируется ввести десятки новых животноводческих и перерабатывающих комплексов, комбикормовых заводов и других объектов. Общий объём инвестиции в отрасли должен составить не менее 30 млрд руб.

За 4 месяца текущего года во всех категориях хозяйств области, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, производство мяса в живом весе увеличилось в 1,3 раза (прирост составил 55,2 тыс. т), в том числе мяса птицы — в 1,4 раза, свинины — в

1,5 раза, молока — на 12 % (прирост 19,7 тыс. т), яиц — на 17 % (прирост — 64,2 млн шт.).

Возросло поголовье коров во всех категориях хозяйств, по сравнению с 2007 г, на 0,3 %, свиней — на

56,5 %, птицы — на 32,1 %, в том числе в сельхозпредприятиях на 4,3 %; 65,5 и 34,8 % соответственно.

За это время в рамках реализации программы сельхозтоваропроизводителями области привлечено кредитов на развитие животноводства в сумме 5,4 млрд руб., малыми формами хозяйствования на селе — более 324 млн руб.

Государственной поддержкой воспользовались 1623 личных подсобных и 79 крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 сельскохозяйственных потребительских кооператива.

Улучшили жилищные условия 60 молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, которым предоставлены субсидии из федерального бюджета на сумму 9,6 млн руб.

Возрождение и развитие села на основе повышения уровня доходов сельского населения — основная цель правительства Белгородской области на ближайшие годы.

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

АВ. ТУРЬЯНСКИЙ, кандидат экономических наук

Белгородская ГСХА

Социально-экономические трансформации, осуществлявшиеся в 1990-х гг. в России, оказали пагубное влияние на развитие сельскохозяйственного производства и агропромышленного комплекса в целом. Разрыв внутри- и межотраслевых связей АПК, межотраслевой диспаритет, диспропорции в оплате труда работников сельского хозяйства и промышленности, ориентация экономической политики в пользу сырьевых отраслей, отсутствие государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей на фоне толерантного отношения к продовольственному импорту, деградация имеющейся техники и использование малоэффективных технологий, низкий уровень социальной защищённости сельских жителей, поставили российское село на грань выживания, привели к оттоку высококвалифицированных кадров, снижению престижности аграрных профессий.

Перечисленные негативные тенденции породили массу проблем в аграрном образовании. Среди них несбалансированность спроса и предложения на рынке образования и труда, низкий уровень получаемого общего среднего образования и вследствие этого — не-конкурентоспособность выпускников сельских школ, по сравнению с городскими, при поступлении в высшие аграрные учебные заведения, низкая зарплата и

низкий уровень социальной защищенности работников образовательных учреждений.

Таким образом, возник замкнутый круг. Очевидно, что уровень развития производства и его эффективность зависят от используемого кадрового потенциала. В свою очередь, без улучшения экономической ситуации в АПК невозможно создать благоприятные условия труда и жизни, обеспечить качество социальной и инженерной инфраструктуры, не уступающее другим отраслям.

Для того, чтобы разорвать этот замкнутый круг, потребовались не только существенные изменения в аграрной политике государства и межотраслевых отношениях, сложившихся в экономике страны, но и усилия региональных властей.

Как известно, у Белгородской области есть некоторый положительный опыт в этом плане. Важную роль сыграли определённые приоритеты и благоприятные условия для инвестиций в производство. Созданный в агропромышленном комплексе Белгородской области инвестиционный климат позволил сохранить крупное производство на селе и начать его техническое перевооружение, обеспечил стабильные рабочие места с соответствующей оплатой.

Исходя из понимания того факта, что для реализации разноплановых производственных задач по развитию АПК необходимы специалисты, способные мыслить конструктивно, творчески подходить к решению разноплановых задач, обладающие достаточным уровнем знаний и опытом практической

деятельности, одним из приоритетов проводимой в области аграрной политики было и остаётся обеспечение села квалифицированными кадрами.

Важная роль в решении этой задачи отведена Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. В академии создана система непрерывного аграрного образования, включающая интеграцию образовательных учреждений всех уровней, научных организаций и агропромышленных предприятий области в единое образовательно-воспитательное научное пространство, что жизненно важно д ля реформирования системы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК. Это позволило активизировать профессиональную ориентацию сельской молодежи; организовать дополнительную довузовскую подготовку учащихся сельских школ; развить целевую контрактную подготовку кадров для агропромышленного комплекса; укрепить связь с производством. Для обеспечения эффективной работы этой системы был учреждён Фовд учебно-научного аграрного комплекса под председательством губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. В его состав входят Попечительский совет, Научно-технический совет и созданные при Белгородской ГСХА Центр непрерывного аграрного образования и Центр аграрных проблем, которые соединили все позитивные силы в сфере науки и образования Белгородской и близлежащих областей.

Центр непрерывного аграрного образования — это объединяющее начало для агроклассов, лицейских классов, школ, ПТУ, колледжей, аудиторий на производстве в базовых хозяйствах и академии. Здесь же работает комбинат рабочих профессий (их лицензировано 47), в котором каждый студент академии за годы обучения может получить минимум 3 рабочих профессии по профилю.

В образовательной компоненте этой системы на всех этапах — от школ, ПУ, ВГГУ, сельхозколледжей до высших учебных заведений, включая послевузовскую подготовку, — распространяется договорное влияние через академический комплекс, который реализует образовательные программы различных уровней. При академии организован центр довузовской подготовки, в котором осуществляется профессиональная ориентация и под-готовкаабшуриентов. По скорректированным сотрудниками ВУЗа программам действуют 14 агроклассов в 9 школах 7 районов области, в которых обучаются около 200 человек. В результате проводимой работы доля сельской молодежи в общем числе зачисленных на все формы обучения студентов составляет более 70 %.

Это даёт возможность отладить систему отбора абитуриентов и последовательно готовить высокопрофессиональных специалистов. Абитуриенты приходят в академию уже с начальной подготовкой в сфере сельского хозяйства, заранее осваивают часть вузавской общеобразовательной программы. При этом в агроклассах будущие специалисты знакомятся с работой образцовых хозяйств, с учебно-научными возможностями академии и, как правило, осмысленно выбирают профессию.

Проделана большая работа по переходу на блочномодульную и кредитную системы обучения. Большое

значение придаётся совершенствованию образовательного процесса. Планомерно происходит перевод на двухуровневую систему. Осуществляется подготовка по программам бакалавриата. С каждым годом увеличивается доля студентов, обучающихся в рамках целевого набора, по направлению и за счёт средств сельскохозяйственных организаций региона. На сегодняшний день в академии 310 таких студентов.

Студенты Белгородской ГСХА могут получать второе высшее образование на вечернем отделении. С

2006 г. появилась возможность проходить дополнительную подготовку по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», а также углублённо изучать отдельные предметы. Продолжают свою работу созданные в 2003 г. аудитории на производстве. На сегодняшний день их 21.

В 2007 г. в состав Белгородской ГСХА вошёл Институт повышения квалификации работников агробизнеса, что фактически замыкает цепь непрерывного аграрного образования и значительно расширяет возможности академии по подготовке высококвалифицированных специалистов.

В 2007 г. 75 % выпускников дневного отделения, обучавшихся за счет средств бюджета, трудоустроено в сельскохозяйственные организации, 82 % из них получили направления на работу в рамках целевой контрактной подготовки. В академии функционирует служба содействия трудоустройству.

В процессе подготовки кадров большое значение уделяется работе с зарубежными партнёрами. Ежегодно студенты и аспиранты Белгородской ГСХА проходят стажировки в Германии, Великобритании, США, Польше, Белоруссии, Украине, где приобретают бесценный опыт на лучших предприятиях этих стран. Такие специалисты на особом счету.

Качество подготовки кадров в значительной степени характеризуется их востребованностью на производстве. Академия ежегодно получает хорошие отзывы и пожелания по совершенствованию обучения.

Научное подразделение Белгородской ГСХА—Центр аграрных проблем состоит из 9 отделов, 3 проблемных и 2 отраслевых лабораторий и насчитывает более 150 человек. В состав Центра входят также внедренческие кафедры, на которых работают вид ные ученые Белгородской области, возглавляющие научные институты и фирмы, успешно реализующие разработки на практике. Основные направления исследований: совершенствование систем земледелия; создание высокопродуктивных скороспелых холодостойких сортов и гибридов сельскохозяйственных культур с высоким качеством продукции и их первичное семеноводство;

совершенствование племенной работы и технологии выращивания, разработка методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных;

создание и совершенствование средств механизации сельскохозяйственного производства;

экономика АПК и социально-трудовая сфера села.

Основные заказчики НИОКР — департамент АПК администрации Белгородской области и хозяйства различных форм собственности.

В Белгородской ГСХА создан отдел научно-технической информации, в задачи которого входят пропаганда и внедрение достижений академии, координация деятельности научных сообществ.

На каждом факультете работает студенческое научное общество. Ежегодно слушатели академии участвуют в различных конференциях в странах ближнего и дальнего зарубежья. Их работы публикуются в сборниках научных трудов и журналах.

На сегодняшний день в Белгородской ГСХА созданы предпосылки для формирования аграрно-образовательного инновационного центра как важнейшей составляющей научно-образовательного процесса. В 2005 г. организован Агротехнопарк, в котором интегрируются научные, образовательные и информационные технологии для расширения возможностей учебного процесса, научного обеспечения агропромышленного производства области. В его состав входят 28 научно-производственных подразделений. Среди них — филиалы различных НИИ, проектный институт «Ака-дем-агро», студенческое конструкторское бюро, конеферма, кроликоферма, ветеринарная клиника, сервисный центр обслуживания импортной техники, станция техобслуживания, выставочный комплекс.

На базе Агротехнопарка регулярно проводятся тематические выставки достижений и новейших технологий агропромышленного производства Для чтения лекций, ю время которых преподаватели, учёные, аспиранты и студенты могут получить самые современные знания, приглашаются ведущие специалисты из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В Белгородской ГСХА сформирована структура управления внеучебной работой, возрожден институт кураторства, действует система материального и морального стимулирования за отличную учебу, активное участие в научно-исследовательской работе, достижения в культуре и спорте.

Созданы условия для культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности. В Студенческом клубе в 8 творческих коллективах занято более 300 студентов. Примерно столько же занимаются в 13 учебно-спортивных группах. Ежегодно проводится студенческая Спартакиада по 16 видам спорта.

Студенческое самоуправление в академии действует в рамках Студенческого совета академии, шести Студенческих советов факультетов, двух Студенческих советов общежитий и студенческой профсоюзной организации, работающих в тесном взаимодействии с администрацией вуза.

В Белгородской ГСХА функционирует студенческий оперативный отряд содействия милиции. В 2006-

2007 учебных годах 788 студентов участвовали в деятельности внутривузовских студенческих трудовых отрядов. Силами бойцов студенческого строительного отряда и подрядчиков ведётся реконструкция и капитальный ремонт объектов спортивно-оздоровительной базы отдыха в п. Болдыревка которая станет здравницей для преподавателей, сотрудников и студентов академии.

Третий год организуются бесплатные туристические поездки для лучших студенческих групп факультетов и кураторов.

Много делается для укрепления материальной базы академии. В 2007 г. начато строительство первой очереди нового общежития, которую планируется сдать уже в 2008 г. Это настоящий кампус мирового уровня для студентов, аспирантов, семей молодых преподавателей, который, наряду с 3 секциями общежития, будет включать библиотеку, спортивные залы, кафе.

Подводя итог, можно утверждать, что кадровое и научное обеспечение АПК — ключевые задачи, решение которых способно кардинально повлиять на состояние дел в отрасли. Опыт Белгородской области ещё раз убедительно доказывает, что один из основных факторов технологического обновления и развития сельскохозяйственного производства — аграрная наука и высокопрофессиональные специалисты.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

П.Г. АКУЛОВ, доктор сельскохозяйственных наук Белгородская ГСХА

На сегодняшний день в Белгородской области не хватает высоквалифицированных, способных работать в новых экономических условиях специалистов. Особенно остро это ощущается в агропромышленном комплексе, где в последние годы всеобщий характер при-

обрела широкая модернизация производства, внедрение новых технологий и оборудования. В этих условиях кадровая политика государства должна строиться на привлечении в сельское хозяйство, особенно на управленческие должности, молодых грамотных специалистов, свободно владеющих современными знаниями.

Главный инструмент кадровой политики департамента агропромышленного комплекса Белгородской области — Институт переподготовки и повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.