И. БЛЯХЕРОВ, профессор С. РУДНЕВ, профессор Э. СОКОЛОВ, профессор, ректор Н. ФРОЛОВ, профессор Тульский государственный университет
Высшее профессиональное образование (ВПО) представляет собой сложнейшую социально-экономическую систему, совершенствование которой может иметь целью оптимизацию различных, зачастую противоречивых параметров ее функционирования. Не умаляя важности прочих показателей, выделим следующие:
• академическая мобильность студентов;
• максимальное сближение отечественного ВПО с зарубежным в соответствии с тенденциями Болонского процесса за счет аналогичности траекторий обучения и степеней образования, введения аналогичных систем кредитов, решения вопросов качества и его контроля;
• минимизация социальных издержек получения высшего образования благодаря уменьшению ошибок в выборе специальности, возможности своевременной корректировки траектории обучения.
Основополагающими документами ВПО являются: Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (далее Перечень) и Государственные образовательные стандарты (ГОС), разработанные для направлений подготовки бакалавров и магистров (НПБиМ), направлений подготовки дипломированных специалистов (НПДС) и специальностей подготовки дипломированных специалистов (ДС), не вошедших в
Многоступенчатое высшее
профессиональное образование: профильный подход
НПДС. Подготовка по ныне действующему Перечню и Классификатору направлений и специальностей ВПО ведется чуть более 10 лет. За столь короткое время, естественно, не удалось достичь результатов, в полной мере устраивающих образовательное сообщество.
Следует учесть, что существуют некоторые обстоятельства, объективно замедляющие этот процесс. К ним относятся: масштабность российской системы ВПО (обилие вузов, научных школ, их авторитетность, а иногда и уникальность, разнообразные условия в регионах и т.п.), сложность прогнозирования направлений дальнейшего развития образования и востребованности выпускников, непростая общая экономическая ситуация и т.п.
Тульский государственный университет (ТулГУ) перешел на многоступенчатую подготовку сразу после ее введения и к настоящему времени накопил достаточно большой опыт по ее использованию. Спецификой ТулГУ по сравнению с другими вузами является широкий спектр направлений и специальностей ВПО: 42 направления подготовки бакалавров, охватывающие все группы Перечня; в 21 направлении подготовки магистров (из 94) ведется подготовка по 65 магистерским программам. Выпускники университета могут обучаться по 60 специальностям подготовки аспирантов и 16 специальностям докторантуры.
Реализация множества образовательных программ потребовала проведения серьезной работы по унификации учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин различных блоков ГОС.
Главным препятствием на пути совершенствования ВПО, на наш взгляд, является то, что недостаточно учитывается многофакторность образовательного процесса и взаимные связи между его различными сторонами.
Взглянем на существующую систему глазами молодого человека, стоящего перед выбором будущей специальности. В большинстве случаев у него отсутствуют знания в профессиональной сфере или они поверхностны, основаны зачастую не на своем опыте, а на «подсказках» сведущих людей, интенсивной агитации вузов и прочих факторах. Свои возможности он или переоценивает, или не знает совсем. Ему не всегда известны потребности общества в специалистах того или иного профиля и свои перспективы после получения образования. А направлений подготовки и специальностей много (почти 100 направлений и 500 специальностей), и не все в них будущему студенту понятно...
Вузы требуют сделать конкретный выбор. «Если же выбрал не то - это твои проблемы!». Такое положение выливается впоследствии в разнообразные социально-экономические проблемы: получено не то образование, и человек надолго или навсегда будет заниматься нелюбимым делом; необходимо переучиваться, а это дополнительные затраты; человек «прыгает» с места на место, пока не найдет себя, и т.п. А это не только проблема конк- Рис. 1. Древо
ретного человека, но и экономические потери общества в целом.
На наш взгляд, высшее профессиональное образование должно быть организовано так, чтобы молодые люди начинали подготовку в максимально широкой предметной области, объединенной близостью деятельности выпускников. Получив широкую фундаментальную профессиональную подготовку по одинаковому кругу дисциплин из блоков общих гуманитарных и социально-экономических (СГЭ), общих математических и естественнонаучных (ОМиЕН) и общепрофессиональных (ОПД) дисциплин, студенты далее постепенно переходили бы к более специализированной подготовке, приближаясь к той специальности, которая последовательно выбирается ими из широкого набора.
Гипотетически эту схему можно было бы представить (рис. 1) в виде некоего древа разделения образования от общих, базовых знаний (зона 1) к специальным (зона 2) и специализированным (зона 3).
В первые годы обучения (зона 1) студенты изучают дисциплины, которые закладывают фундаментальные базовые знания в определенной области,
непрерывного разделения образования
характеризуемой близостью деятельности будущих выпускников. Назовем эту область Профилем. Завершив такое образование, студент выбирает более узкую область знаний данного Профиля - направление подготовки (зона 2). Таких направлений в Профиле может быть несколько, каждое из которых, в свою очередь, делится на какое-то число специальностей (зона 3).
На рисунке приведен один Профиль, но их должно быть несколько. Подробное описание профильного подхода приведено ниже.
Этот подход отличается от нынешней ситуации, в которой находятся молодые люди перед выбором своей будущей профессии: абитуриент должен выбирать себе специальность из множества существующих. После введения Классификатора их стало 439, но к ним прибавилось еще 98 направлений, которые обеспечивают специалисту более широкую область профессиональной деятельности. Таким образом, перед абитуриентом встала задача выбора не только специальности, но, возможно, и направления.
Появление в 2000 году Перечня не облегчило ситуацию для студента: число специальностей и направлений выросло, хотя и незначительно, но появились НПДС. Опыт ТулГУ показывает, что спустя два с лишним года после их введения значительная часть профессорско-преподавательского состава это нововведение не приветствует, не имея полного представления о ее существе и открываемых ею возможностях.
Сегодня идея создания НПДС реализована в основном в технике и технологии, но этот принцип, как нам представляется, можно и нужно распространить и на остальные специальности. НПДС создают предпосылки для уменьшения числа специальностей, так как объединяют в одно направление близкие специальности по областям
деятельности выпускников. Можно, в частности, предположить, что со временем это приведет к трансформации нынешних специальностей в специализации.
Особенностью нормативной организации ВПО является ее, можно сказать, «вертикальное» строение: ГОС прописывает все требования и содержание подготовки бакалавра или дипломированного специалиста с момента поступления абитуриента и до окончания обучения. За исключением ГОС магистерской подготовки, все остальные автономны, а ГОС НПБиМ как бы параллельны ГОС НПДС или ДС. И только ГОС магистерской подготовки предусматривают наличие предыдущей программы бакалавра.
В большинстве ГОС НПБиМ указывается, по какому НПДС или ДС выпускник бакалавриата может продолжать обучение в сокращенные сроки. Но имеются ГОС НПБиМ, в которых такие сведения отсутствуют (511600 Прикладные математика и физика, 520500 Лингвистика, 520600 Журналистика, 521500 Социальная работа, 522500 Искусство и некоторые другие). С другой стороны, некоторые НПБиМ предполагают дальнейшее обучение по достаточно большому числу НПДС (550800 Химическая технология и биотехнология - 7 НПДС, 551000 Авиа- и ракетостроение - 7 НПДС, 553100 Техническая физика - 5 НПДС).
Особенностью ГОС НПБиМ является то, что в их подавляющем большинстве не определены специальные дисциплины (СД). Лишь в ГОС некоторых направлений они представлены как дисциплины профильной подготовки (НПБиМ педагогических наук) или как перечни рекомендуемых дисциплин. Это приводит к определенным сложностям, особенно в вузах, где в рамках многоступенчатой системы ведется подготовка большого числа ДС в одном
НПБиМ. Например, в ТулГУ выпускники направления 551800 Технологические машины и оборудование продолжают обучение по 7 ДС из двух НПДС: 651400 Машиностроительные технологии и оборудование и 651600 Технологические машины и оборудование. Так как ГОС направления не определяют специальные дисциплины, то либо нужно для всего направления вводить общие дисциплины (для вуза это во всех отношениях удобно), а потом принимать непростые решения о перезачете этих дисциплин как СД дипломированных специалистов либо составлять 7 рабочих учебных планов для каждой специальности и обучать студентов маленькими группами. Последнее приводит к возрастанию суммарной нагрузки в вузе и росту средней нагрузки на преподавателя. При этом усложняются вопросы унификации дисциплин.
Создание основополагающих документов ВПО чрезвычайно сложно, и полностью избежать нестыковок, несовпадений, пропусков и т.п. невозможно. Однако необходимо такое их совершенствование, чтобы эти недостатки минимизировались принципами создания этих документов. Представляется, что предлагаемый профильный подход создаст условия для разрешения значительной части недостатков и противоречий нынешней организации ВПО.
Основой, первоначальной задачей в этом направлении должно быть формирование Профилей. На эту роль, казалось бы, могли претендовать Основные группы направлений и специальностей, разработанные Минобразования России при формировании государственных заданий на подготовку специалистов с ВПО. Было предложено 28 групп, почти в каждую из которых включены и НПБиМ, и отдельные специальности, и НПДС со специальностями, входящими в эти направления.
Такое деление выглядит достаточно
логично, так как направления и специальности расположены в каждой группе относительно близко по областям деятельности. Но в ряде групп имеются и противоречия, и определенная избыточность.
Если стремиться к организации обучения при получении ВПО по принципу «от широкого к специальному», то представляется, что связи между НПБиМ, НПДС и ДС должны претерпеть изменения.
Во-первых, организационным началом должен являться Профиль. Во-вторых, в рамках Профиля нормативное построение должно выполняться по горизонтали: содержание обучения по Профилю, НПБиМ, НПДС (или ДС) и подготовке магистров (ПМ) определяется соответствующими ГОС. В-третьих, претерпевают изменения направления подготовки дипломированных специалистов. По аналогии с ныне действующим Перечнем в них включаются несколько специальностей, близких по областям деятельности выпускников в рамках как Профиля, так и НПБиМ. Но по содержанию ГОС НПДС принципиально изменяются, о чем будет сказано ниже.
Профиль, по нашему мнению, должен предусматривать, как правило, не менее одного НПБиМ, каждое из которых близостью областей деятельности и структурами дисциплин блоков ОМиЕН и ОПД связано с НПДС и, в свою очередь, включает несколько ДС. При таком построении системы образовательной подготовки можно добиться структурированной организации в каждом Профиле. Анализ областей деятельности выпускников и основных дисциплин блоков ОМиЕН и ОПД показывает, что в течение первых 2,5-3 курсов можно для всех студентов, обучающихся по НПБиМ, НПДС и ДС данного Профиля, организовать подготовку по одним и тем же учебным планам, и студент в результате получит базовое профильное профессиональное образование (ППО).
В итоге должен быть разработан документ, определяющий связи между Профилями, НПБиМ, НПДС и ДС. Он может иметь наименование: Перечень профилей, направлений и специально-
стей высшего профессионального образования. Примерная структура документа представлена в табл. 1, хотя о его конкретном содержании сейчас говорить преждевременно. (Информация в
Таблица 1
Перечень профилей, направлений и специальностей ВПО
Код и наименование НПБиМ Код и наименование НПДС Код и наименование специальности подготовки ДС Код ступени и наименование квалификации
Профиль 0К0000 Экономика и управление
521300 Регионоведение 350300 Регионоведение 2 - Бакалавр регионоведения 3 - Магистр регионоведения 3 - Регионовед
521500 Менеджмент 630100 Менеджмент 061100 Менеджмент организации 062100 Управление персоналом 2 - Бакалавр менеджмента 3 - Магистр менеджмента 3 - Менеджер 3 - Менеджер
521600 Экономика 2 - Бакалавр экономики 3 - Магистр экономики
630200 Экономика 060100 Экономическая теория 060200 Экономика труда 060400 Финансы и кредит 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 060600 Мировая экономика 060700 Национальная экономика 3 - Экономист 3 - Экономист 3 - Экономист 3 - Экономист 3 - Экономист 3 - Экономист
630300 Экономика и управление 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 061000 Государственное и муниципальное управление 061500 Маркетинг 061800 Математические методы в экономике 350800 Документоведение и документационное обеспечение управления 350900 Таможенное дело 351100 Антикризисное управление 351200 Налоги и налогообложение 3 Экономист-менеджер 3 - Менеджер 3 - Маркетолог 3 - Экономист-математик 3 -Документовед 3 - Специалист таможенного дела 3 - Экономист-менеджер 3 - Специалист по налогообложению
Профиль 0М0000 ...........
таблице абстрактна и используется только для демонстрации).
Предполагается, что абитуриент поступает обучаться по определенному Профилю, после чего студент в соответствии со своими желаниями и с учетом рейтинга будет принимать участие в конкурсе на продолжение обучения по одному из НПБиМ, входящему в данный Профиль. В НПБиМ могут изучаться некоторые ОПД, но в основном специальные дисциплины (СД), обеспечивающие подготовку для получения степени бакалавра и дальнейшего обучения по одному из НПДС данного НПБиМ или продолжения обучения в магистратуре. Выбор специальности в пределах НПДС также производится с учетом желания и рейтинга студента.
Хотя в данной статье речь идет о ВПО, однако вариант ППО может неплохо стыковаться и со средним профессиональным образованием, предоставляя дополнительные возможности студентам, получившим СПО. Возможно, что профильный подход создаст условия для непрерывного образования: от профильных классов средней школы к следующим уровням и ступеням образования.
Для формирования проекта Перечня профилей, направлений и специальностей ВПО потребуется:
1. Проанализировать ГОС всех НПБиМ, НПДС и ДС для выявления близости областей деятельности выпускников ВПО, наименований и содержания дисциплин. По характеру изменения областей деятельности и степени насыщения дисциплинами ОМи-ЕН и ОПД можно сформировать предложения по иерархической организации ВПО, максимально выявить межпрофильные, межнаправленческие и междисциплинарные связи.
2. На основе полученных данных формируются Профили ВПО (возможно, не более 30). Представляется, что для каждого Профиля может быть своё
УМО, включающее соответствующие УМС и УМК по входящим в Профиль НПБиМ и НПДС.
3. В каждом Профиле формируются несколько НПБиМ (возможно, не более 3), причем их отсутствие в Профиле нецелесообразно, так как это, во-первых, препятствует обучающимся в максимальной степени воспользоваться как широтой профильного подхода, так и гибкостью в выборе собственной траектории обучения, а во-вторых, не соответствует распространенной международной практике получения двух дипломов высшего профессионального образования.
4. В каждом НПБиМ формируется некоторое число НПДС. Они, возможно, будут нецелесообразны в НПБиМ в тех случаях, когда Профиль включает малое количество ДС.
В результате такой работы и будет сформирована иерархия каждого Профиля [рис. 2).
В условном профиле А (0-й уровень) подготовка может осуществляться в нескольких НПБиМ - А1,., А. (1-й уровень). В свою очередь, НПБиМ А1 включает свои НПДС (2-й уровень) с несколькими ДС 3-го уровня. Аналогично НПБиМ А. включает свои НПДС с соответствующими ДС. На рис. 2 условно показан 0-й уровень профиля Б.
Таким образом, наиболее важным моментом совершенствования системы ВПО является обоснованное формирование новых Профилей и организация ППО.
Рис. 3 иллюстрирует структуру организации ВПО при наличии ППО, НПБиМ, НПДС и ДС (изображены простыми прямоугольниками) с получением соответствующих дипломов после завершения обучения (изображены прямоугольниками с багетной рамкой).
После окончания профильного обучения студент выбирает одно из НПБиМ, а дальнейшее обучение может осуществляться по нескольким траекториям.
Рис. 2. Связь между образовательными программами в Профиле
ПРОФИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ¥
I
I I
т
1-й ПРОФИЛЬ
НПБиМ 1
бакалавр
11 бакалавр по
11 специальности
р по "и
юсти i
магистр по специальности
1+1-й ПРОФИЛЬ
НПБиМ к
НПДС 1 НПДС 2
1
дипломированна специалист |
магистр
Рис. 3. Структура организации ]
1. После окончания НПБиМ студенту присваивается академическая степень «бакалавр», он получает первый диплом о высшем образовании и либо прекращает учебу и начинает работать, либо продолжает образование.
О с ППО, НПБиМ, НПДС и ДС
2. Бакалавр, подающий научные надежды, имеет возможность поступления в магистратуру, и после успешной защиты магистерской диссертации ему присваивается степень «магистр» с вручением второго диплома о высшем образова-
нии. Далее он может начать работу или продолжить обучение в аспирантуре.
3. Бакалавр может продолжить обучение в одном из НПДС и завершить обучение, получив квалификацию «дипломированный специалист» и диплом о втором высшем образовании.
Кроме этих вариантов обучения, в схему включены и другие, реализуемые сегодня в некоторых вузах: получение квалификаций «бакалавр по специальности» и «магистр по специальности».
Два последних варианта подготовки требуют тщательного обсуждения и обоснования. Ведь магистр обучается по определенной магистерской программе, ориентированной обычно на будущую специальность аспирантуры: магистратура, как правило, нацеливает студента на конкретную научную специальность. Конечно, не исключен вариант, что перед магистрантом ставится задача в соответствии с конкретным научным профилем предприятия, куда он впоследствии пойдет работать. В этом случае, возможно, будет требоваться подготовка магистра не для последующей защиты кандидатской диссертации, а для работы по конкретной специальности. Но заранее, на стадии подготовки ГОС магистра по специальности, трудно прогнозировать, какие потребности могут возникнуть у той или иной организации. Гораздо проще для таких случаев предусматривать повышение квалификации соответственно требуемой программе по обычной схеме, что будет выгоднее, чем разработка новых ГОС и учебных планов. Подобные же соображения можно высказать и в отношении «бакалавров по специальности». Добавим, что введение этих квалификаций потребует одновременного решения ряда нормативных вопросов.
Возможно обучение студента, минуя получение степени «бакалавр», сразу по программе подготовки дипломиро-
ванного специалиста с получением единственного диплома - о первом высшем образовании. Такая траектория обучения на рис. 3 приведена пунктирной линией от «1-го Профиля» к «Дипломированному специалисту». Нормативная сторона этого вопроса рассмотрена ниже.
Как нормативно обеспечить получение ППО и каковы должны быть связи между ГОС различных уровней иерархии?
Для каждого Профиля разрабатывается ГОС, включающий, наряду с другой необходимой информацией, перечень общих для всего профиля дисциплин блоков ГСЭ, ОМиЕН, ОПД с указанием перечня дидактических единиц и общего объема часов по каждой дисциплине. Сведения о дисциплинах из ГОС Профиля не повторяются в ГОС более низкого уровня (НПБиМ, НПДС и ДС), дается лишь ссылка на ГОС Профиля. В ту часть ГОС Профиля, в которой идет речь о знаниях и умениях студента к моменту завершения ППО, вносятся те требования, которые соответствуют содержательной части ГОС Профиля.
Ориентировочно срок профильного обучения может составить 2,5 - 3 года, и для каждого профиля он указывается в ГОС Профиля. По завершении обучения студент сдает междисциплинарный экзамен Профиля, а если собирается продолжить обучение в другом вузе, то получает академическую справку установленного образца.
У студента может быть широкий выбор направлений (специальностей), и поэтому на стадии ППО для получения необходимых знаний о НПБиМ и ДС в учебные планы могут включаться дисциплины по выбору, раскрывающие особенности дальнейшей профессиональной подготовки. Выпускающие кафедры по направлениям также заинтересованы в подборе своих будущих сту-
дентов, что будет побуждать их к более тесной работе со студентами Профиля.
При зачислении на НПБиМ может быть организован конкурс в соответствии с поданными заявлениями студентов и их рейтингом, данными государственного задания и другими возможными факторами. При «нехватке» студентов для приема на все НПБиМ Профиля подготовка по отдельным направлениям может осуществляться по очереди - например, через год.
Важным вопросом при реализации предлагаемой организации ВПО является организация взаимосвязи между ГОС разных уровней иерархии.
Для каждого Профиля создается свой ГОС (0-го уровня). После завершения профильного обучения студент может перейти на обучение в одном из НПБиМ. На рис. 4 их представлены два - НПБиМ . и НПБиМ ,+1. Для НПБиМ . в ГОС включены блоки ОПД НПБиМ. (если в этом будет необходимость, о чем будет сказано ниже) и блок СД НПБиМ.., а для НПБиМ .+1 в ГОС включены блоки ОПД НПБиМ.+1 и блок СД НПБиМ.+1. После окончания любого из упомянутых НПБиМ выпускник получает диплом бакалавра и может продолжить обучение в одном из нескольких НПДС или по магистерской программе. На том же рисунке представлены НПДС . и НПДС1+1. Для НПДС . в ГОС включен блок СД НПДС.. , а для НПДС + в ГОС включен и блок СД НПДСГ После окончания любого НПДС выпускник становится дипломированным специалистом.
Какое число ГОС всех уровней иерархии необходимо разработать для реализации профильного подхода? Общее число НПБиМ, по нашему мнению, может быть уменьшено со 100 до 75-80 за счет укрупнения некоторых направлений. Таково же будет число ГОС подготовки магистров. Даже если число ГОС подготовки НПДС и ДС не
изменится, общее число документов составит около 450, что мало отличается от нынешнего состояния в ВПО. Если же 175 ГОС подготовки ДС по нетехническим направлениям объединить в какое-то число НПДС (а их может быть по крайней мере в два раза меньше), то общее число ГОС не превысит 350-370.
Сформулируем требования к ГОС 1-го и 2-го уровней иерархии.
1. Для каждого НПБиМ Профиля разрабатывается ГОС, включающий ссылку на ГОС Профиля, в которой называются дисциплины блоков ГСЭ, ОМиЕН, ОПД, но сами сведения о дисциплинах из ГОС Профиля не приводятся. В ГОС НПБиМ включаются сведения о дисциплинах (перечень дидактических единиц и общий объем часов) блоков ОПД и СД, которые являются специфичными для данного НПБиМ, и сопряженных с ними на последующем иерархическом уровне НПДС. Возможно, дисциплины блока ОПД и не потребуются, что станет ясно на стадии формирования дисциплин Профилей, НПБиМ, НПДС и ДС после предварительного анализа ГОС НПДС и ДС, входящих в НПБиМ.
По аналогии с ГОС Профиля в ту часть ГОС НПБиМ, в которой идет речь о знаниях и умениях студента к моменту завершения подготовки, вносятся именно те требования, которые соответствуют содержательной части ГОС НПБиМ, при этом они не повторяют подобной информации из ГОС Профиля: знания и умения, полученные в НПБиМ, как бы прибавляются к тем, которые были получены при завершении ППО.
При определении общего объема часов по дисциплине минимальным может быть 100 часов, так как при меньшем объеме и современных тенденциях в части соотношений между аудиторными занятиями и затратами на само-
стоятельную работу студентов доля аудиторных занятий становится настолько малой, что дисциплина превращается в описательную. Представляется, что и общее число учебных дисциплин, изучаемых студентами, должно быть минимизировано, так как их чрезмерное количество приводит к уменьшению объема часов по каждой отдельной дисциплине.
Таким образом, для формирования учебного плана подготовки бакалавров данного НПБиМ используются перечни дисциплин из ГОС данного Профиля (блоки СГЭ, ОМиЕН и ОПД) и ГОС данного НПБиМ (блоки ОПД и СД). Здесь и далее речь идет о дисциплинах федерального компонента.
Такой подход к формированию ГОС предлагается потому, что в настоящее время при сопоставлении ГОС НПБиМ и связанных с ними НПДС или ДС можно встретить несоответствия и противоречия, когда не совпадают перечни дисциплин блоков и общие объемы часов на изучение отдельных дисциплин и блоков в целом. Разделенное же включение перечней дисциплин в ГОС Профиля, НПБиМ и НПДС существенно уменьшит объемы этих документов за счет исключения повторов и исполнения четких требований конкретно к реализации каждого ГОС.
2. Для каждого НПДС разрабатывается свой ГОС, включающий ссылку на ГОС Профиля и соответствующего ГОС НПБиМ, но сами сведения о дисциплинах из ГОС Профиля и НПБиМ не приводятся. В ГОС НПДС включаются сведения о дисциплинах (перечень дидактических единиц и общий объем часов) блока СД, которые являются специфичными для данного НПДС. В части знаний и умений подход аналогичен описанному выше в п. 1.
3. С подготовкой специалистов имеет место особая ситуация. В предлагаемом варианте профильного подхода
отдельные ГОС для ДС представляются нецелесообразными. Во-первых, потому, что подготовку ДС имеет смысл осуществлять только через НПБиМ и НПДС, так как в этом случае автоматически обеспечивается возможность получения выпускником первого диплома о высшем образовании в бакалавриате, а затем и второго диплома после завершения подготовки в НПДС. Во-вторых, рассмотренные выше правила формирования ГОС различных уровней позволяют обойтись без лишних документов для ДС.
Тем не менее в России может быть много вузов, которые в силу различных причин не будут готовить дипломированных специалистов через НПБиМ и, естественно, через НПДС. Однако все вопросы подготовки ДС «напрямую» оказываются определенными в ГОС Профиля, НПБиМ и НПДС. Ведь подготовка ДС, минуя бакалавриат, отличается только отсутствием одной выпускной работы и, соответственно, междисциплинарного государственного экзамена в НПБиМ. Именно на время, требующееся на эти процедуры, сокращается срок обучения ДС «напрямую».
Таким образом, для формирования учебного плана подготовки ДС используются перечни дисциплин из ГОС данного Профиля (блоки СГЭ, ОМиЕН и ОПД), ГОС данного НПБиМ (блоки ОПД и СД) и ГОС НПДС (блок СД).
Профильный подход к ВПО не требует изменений в части магистерской подготовки. К тому же, как уже отмечалось, ГОС направления подготовки магистра независим: он является продолжением предыдущих ГОС НПБиМ и иллюстрирует, что построение системы ГОС по принципу детского конструктора вполне возможно. Для реализации такого принципа взаимосвязи ГОС разных уровней иерархии ВПО потребуется создание специального отраслевого стандарта с ориентиро-
вочным названием «Система многоступенчатой подготовки специалистов ВПО» (на рис. 4 такой стандарт показан условно).
Кроме закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в системе ВПО нет документа, в котором определялись бы: основные принципы организации многоступенчатой системы подготовки специалистов ВПО, структура многоступенчатой системы подготовки, основные требования к её реализации, требования к ГОС образовательных программ и многое другое. На основании такого стандарта можно было бы разрабатывать ГОС третьего поколения, причем отпала бы необходимость повторять многие разделы в ГОС.
При реализации профильного подхода могут быть достигнуты следующие преимущества.
1. Обучающимся предоставляются самые широкие возможности выбора и реализации индивидуального пути обу-
чения. Например, после завершения ППО в родном городе студент на последние 1,5-2 года может уехать в другой вуз (затраты на обучение будут существенно ниже, чем при 5-летнем обучении на выезде).
2. Необходимость выбора после ППО определенного НПБиМ, а затем НПДС или ДС требует от студента иметь наилучшие значения балльно-рейтинговой оценки, что является дополнительным стимулом к состязательности в учебе и получению более качественных знаний.
3. Возможности выбора индивидуальной траектории обучения у студента гораздо шире, чем в настоящее время, при этом возможность получения двух дипломов о высшем профессиональном образовании предоставляется при обучении в любом профиле, что отвечает тенденциям Болонского процесса.
4. Уменьшится объем работ по созданию ГОС третьего поколения за счет возможного уменьшения их общего чис-
8 а
И
О
ё 1н
и о в к
V -
а
ё и
я и
I 3
и а а а
и 8
«
о и
а О
Рис. 4. Схема взаимосвязей ГОС разного уровня
ла, а главным образом благодаря уменьшению объема каждого ГОС за счет структурированности их содержания.
5. Упорядочение учебных дисциплин по наименованиям и общим объемам в часах, без которого невозможно качественно выполнить построение иерархии ВПО, позволит обеспечить их унификацию и создаст лучшие условия для использования новых образовательных технологий.
6. Более просто можно решать вопросы с открытием новых НПБиМ на базе профиля, новых ДС на базе НПБиМ или НПДС.
Представленное видение путей совершенствования ВПО, разумеется, требует осмысления и обсуждения. Авторы надеются, что данная работа будет содействовать поиску и выработке стратегии достижения наилучшего результата.
8 мая 2003 года скончался ректор Нижегородского государственного университета Александр Федорович ХОХЛОВ - доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат государственных премий: премии Правительства России в области науки и техники и премии Президента России в области образования. Лауреат премии г. Нижнего Новгорода в области высшей школы. Заслуженный профессор ННГУ. Член редколлегии журнала «Высшее образование в России».
Александр Федорович родился 26 ноября 1945 года в деревне Абрамово Меленковского района Владимирской области, окончил в 1967 г. физический факультет Горьковского (Нижегородского) университета и с тех пор постоянно работал в университете. С 1984 по 1997 гг. - заведующий кафедрой кристаллографии и оптоэлектроники, с 1997 г. - заведующий кафедрой физики полупроводников и оптоэлектроники. В течение 1981-1988 гг. - декан физического факультета. В 1989 г. был избран Народным депутатом СССР.
С 1988 г. А.Ф. Хохлов - ректор Нижегородского государственного университета. Он первый ректор ННГУ, избранный на конкурсной основе. Вновь избран на эту должность в 1993, в 1998 и в 2003 гг.
Успехи университета и авторитет его руководителя нашли свое отражение в избрании А.Ф. Хохлова председателем Совета ректоров Приволжского федерального округа и вице-президентом Российского Союза ректоров. А.Ф. Хохлов являлся членом Руководящего совета Российско-Американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», членом Совета Евразийской Ассоциации университетов.
А.Ф. Хохловым создана признанная научно-педагогическая школа «Физика аморфных и кристаллических твердых тел и твердотельных наноструктур». А.Ф. Хохлов - автор 370 опубликованных научных работ, 25 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Президиумом международной академии авторов научных открытий и изобретений награжден серебряной медалью «За заслуги в деле изобретательства». Под руководством А.Ф.Хохлова подготовлено и защищено 5 докторских и 10 кандидатских диссертаций.
А.Ф. Хохлов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Коллектив университета глубоко скорбит о безвременной кончине выдающегося руководителя и организатора высшей школы, блестящего ученого и педагога, прекрасного человека, доброго и отзывчивого товарища и выражает глубокие и искренние соболезнования его семье и близким.
Ректорат и Ученый Совет Нижегородского государственного университета